Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Увинская средняя общеобразовательная школа №1»
|
ПРИНЯТО решением педсовета Протокол № 20 от 29 августа 2025г |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ Л. В. Морозова Приказ № 300 от 28.08.2024 г.
|
Программа «Перекресток»
по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения
среди несовершеннолетних
Разработчики программы:
Кокорина Л.В, педагог-психолог
п. Ува
2024 год
Паспорт программы
|
Наименование программы |
Программа по профилактике кризисных состояний, суицидального поведения среди несовершеннолетних «Перекресток».
|
|
Нормативные документы |
- Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г. - Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30) - ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14 - Федеральный закон об Образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ - Федеральные законы от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также план мероприятий на 2021–2025 годы содержатся в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 года № 520-р). - Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г. - Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся» - Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера») - Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей") |
|
Заказчик программы |
МОУ «Увинская школа №1» |
|
Разработчики программы |
Педагоги – психологи школы |
|
Цель программы |
Профилактика кризисных ситуаций, суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы. |
|
Задачи программы |
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп; - изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи; - обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска; - сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей |
|
Сроки реализации программы |
1.этап (информационно-аналитический): сентябрь - октябрь 2024г. 2.этап (практический): октябрь 2024 – июль 2029 г. 3. 3.этап (аналитико-обобщающий): август - сентябрь 2029 г.
|
|
Направления работы программы |
1.Работа с обучающимися, ставшими на путь социальной дезадаптации, девиантного поведения (различные виды учета). 2.Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке (суицидальное, самоповреждающее поведение, любое кризисное состояние, в том числе при нарушении половой неприкосновенности обучающихся). 3. Профилактическая работа с учащимися школы (по запросу). 4. Работа с неблагополучными семьями (СОП, ТЖС). 5. Просветительская работа с педагогами и родителями. |
|
Ожидаемые результаты |
1. Осуществление социальной и психологической защиты детей; 2. Снижение количества детей с девиантным поведением; 3. Исключение кризисных состояний, суицидальных попыток; 4. Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде; 5. Планирование готовности действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, посткризисного сопровождения; 6. Высокий уровень педагогической компетентности в разрешении конфликтов; 7. Сформированность у обучающихся компенсаторных механизмов поведения. |
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Нормативно-правовые акты
3. Цели и задачи
4. Принципы
5. Направления деятельности
6. Этапы реализации
7. Ожидаемый результат
8. План мероприятий
9. Список литературы
«Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить»
Станислав Ежи Лец
Пояснительная записка
В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Многие школьники быстро понимают, что очень отличаются от других детей, они раздражают окружающих нестандартным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят мириться со своими трудностями, принимать точку зрения других людей относительно своих неуспехов, категорически отказываются становиться неудачниками.
Общеобразовательная школа должна стремиться создать все условия для индивидуального развития каждого школьника с учетом его специальных трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, вследствие которых они, гораздо менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка, усваивают учебные стандарты и нормы поведения.
Зная природу происхождения проблем школьников, педагоги понимают, что нестандартные формы поведения, а также невнимательность на уроках, отсутствие стойкой мотивации к учебной деятельности, объясняются не тем, что перед учителем плохой ученик, а тем, что ребенок испытывает особые затруднения и нуждается в помощи педагога.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются кризисные состояния:
- сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
- социально-психологическое состояние,
- межличностные отношения,
- неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
- отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.
Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной, кризисной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике кризисных состояний, в том числе суицидального поведения учащихся школы.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие профилактику суицидального поведения детей и подростков
- Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.
- Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
- ФЗ РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» статья 14
- Федеральный закон об Образовании Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Федеральные законы от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Основные направления развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также план мероприятий на 2021–2025 годы содержатся в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 года № 520-р).
- Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах
по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.
- Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»
- Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»)
- Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей")
Цели и задачи
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы всех участников образовательного процесса по предотвращению кризисных ситуаций, суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика кризисных ситуаций, суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
Принципы реализации программы
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Основные направления деятельности
1. Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Профилактическая работа с учащимися школы (по запросу).
4. Работа с неблагополучными семьями.
5. Просветительская работа с педагогами и родителями.
Этапы реализации программы
1 этап (информационно-аналитический): сентябрь- октябрь 2024г.
2 этап (практический): октябрь 2024 – июль 2029 г.
3 этап (аналитико-обобщающий): август - сентябрь 2029 г.
Ожидаемый результат
1. Осуществление социальной и психологической защиты детей;
2. Снижение количества детей с девиантным поведением;
3. Исключение кризисных состояний, суицидальных попыток;
4. Оптимизация взаимоотношений в детско-родительской среде;
5. Планирование готовности действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения;
6. Высокий уровень педагогической компетентности в разрешении конфликтов;
7. Сформированности у обучающихся компенсаторных механизмов поведения.
План мероприятий по реализации программы
|
№ п/п |
Содержание (направления) деятельности |
Ответственный |
Срок проведения |
Предполагаемый результат |
|
1 этап (информационно-аналитический) 2024год |
||||
|
1. |
Сбор информации по проблеме, изучение статистики. Изучение нормативно-правовой документации. Анализ реализации программы с 2021 по 2024гг. |
Педагог-психолог |
Сентябрь-октябрь |
|
|
2 этап (практический) 2024-2029 гг. |
||||
|
1 |
Диагностика адаптации учащихся 1-х классов (стартовая, контрольная)
|
Педагог-психолог |
Октябрь (ежегодно) Апрель – Май (ежегодно)
|
Выявление уровня адаптации первоклассников к школьной деятельности |
|
2 |
Диагностика мотивации, тревожности, самооценки учащихся 5-х классов (стартовая, контрольная) |
Педагог-психолог |
Октябрь – Ноябрь(ежегодно)
Апрель – Май (ежегодно)
|
Выявление уровня мотивации, тревожности, уровня самооценки |
|
3 |
Диагностика адаптации учащихся 10 класса (стартовая, контрольная) |
Педагог-психолог |
Сентябрь- октябрь (ежегодно)
Апрель – Май (ежегодно)
|
Выявление особенностей процесса адаптации к старшей школе |
|
4 |
Диагностика тревожности, экзаменационных стрессов, негативного эмоционального состояния, характера и темперамента при выборе профессии обучающихся 9-х, 11 – го класса. |
Педагог-психолог |
В течение второго полугодия (ежегодно)
|
Выявление тревожности, экзаменационных стрессов, негативного эмоционального состояния |
|
4 |
Диагностическая работа с учащимися по запросам педагогов и родителей в целях профилактики и преодоления школьной неуспеваемости, девиантного поведения, кризисных состояний. |
Педагог-психолог |
В течение всего периода |
Выявление причин школьной неуспеваемости, девиантного и суицидального поведения
|
|
5 |
Диагностическая работа по выявлению психического состояния обучающихся коррекционных классов (ОВЗ) |
Педагог-психолог |
Октябрь (ежегодно) Январь (ежегодно) Май (ежегодно) |
Выявление уровня развития психических процессов и эмоционального состояния. |
|
6 |
Диагностика детско-родительских отношений (по запросу, по мере необходимости) |
Педагог-психолог |
В течение всего периода |
Выявление и решение проблем в области семейных взаимоотношений |
|
7
|
Социально-психологическое тестирование 7-11 класс
|
Педагог-психолог
|
Сентябрь-октябрь (ежегодно)
|
Выявление детей «группы риска», употребления наркотических средств, алкоголя, выявление детей, находящихся в социально опасном положении, кризисных состояниях
|
|
8
|
Индивидуальная или групповая коррекционная работа (по мере необходимости) |
Педагог-психолог
|
В течение всего периода
|
- снижение уровня тревожности; - повышение уровня самооценки; - овладение способами взаимодействия со сверстниками; - формирование представления о себе, о своих внутренних резервах; - овладение нормами, правилами поведения и общения на школьном этапе |
|
9
|
Коррекционно – развивающие занятия с обучающимися с ОВЗ, обучающимися с девиантным поведением, стоящими на различных видах учета (ПУ, ОДН, КПДН), обучающие нуждающиеся в психоэмоциональной поддержке, в кризисном состоянии.
|
|||
|
11
|
Профилактические мероприятия (беседы, занятия и т.д.) с подростками, состоящими на учете в ОДН, персонифицированном учете, с детьми «группы риска», «группы риска» по итогам СПТ, детьми с суицидальными наклонностями, в кризисном состоянии. |
Педагог-психолог
|
В течение всего периода
|
- овладение навыками общения со сверстниками, групповой работы; - умение преодолевать трудности, видеть ошибки поведения и поступков; - формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения в общении; - иметь представление о положительных и отрицательных компаниях; - научиться быть верными своей жизненной позиции и умением отстаивать ее; - осознать роль семьи в жизни каждого человека, умение преодолевать трудности, возникающие в процессе общения, со своими близкими; - приобретение навыков гармоничного сосуществования с родными и близкими людьми; - формирование положительного взгляда на жизнь - формирование умения строить свой будущий жизненный маршрут, планировать свое будущнее. |
|
12
|
Профилактические занятия (по мере необходимости и по запросу)
|
|||
|
13 |
Индивидуальные занятия с детьми (по мере необходимости) |
Педагог-психолог |
В течение года |
- обретение уверенности и устойчивой самооценки; - гармонизация внутреннего эмоционального состояния при негативизме, подавленности, обидчивости, конфликтности; - помощь при переживании любых травмирующих ситуаций (утрата, развод, нарушение половой неприкосновенности и т.д.); - адаптация к любым серьезным изменениям в жизни (переезд, смена коллектива, рождение сестры/брата) |
|
14
|
Профилактические классные часы и занятия с учащимися 1-11 классов
|
Педагог-психолог
|
В течение всего периода
|
- повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании/алкоголизму; - изменение отношения детей к наркомании/алкоголизму; - умение сказать «нет» наркотикам и вредным привычкам; - формирование мотивации к сохранению здоровья; - умение самовыражаться; - умение выходить из конфликтных и стрессовых ситуаций Профилактика экзаменационных стрессов, снятие напряжения. Планирование дальнейшей жизни, взгляды на будущее |
|
15
|
Профилактическая работа с учащимися, педагогами, родителями (по запросу, по мере необходимости)
|
Педагог-психолог
|
В течение всего периода
|
- умение выходить из проблемных ситуаций; - снятие психологического напряжения; - повышение психологической компетентности |
|
16 |
Консультативная работа с педагогами 1-11х классов |
Педагог-психолог |
В течение всего периода
|
Повышение уровня психологической компетентности |
|
17 |
Индивидуальные консультации с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами (по мере необходимости и по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение всего периода
|
- повышение уровня психологической компетентности; - нормализация психического здоровья учащихся |
|
18 |
Психологическое просвещение учащихся (по мере необходимости и по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение всего периода
|
Нормализация психического здоровья учащихся |
|
19 |
Психологическое просвещение педагогов (по мере необходимости и по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение всего периода
|
Повышение уровня психологической компетентности |
|
20 |
Психологическое просвещение родителей (по мере необходимости и по запросу) |
Педагог-психолог |
В течение всего периода
|
Повышение уровня психологической компетентности |
|
3 этап (аналитико-обобщающий): август - сентябрь 2029 года |
||||
|
1
|
Проведение аналитических и обобщающих процедур. Изучение динамики развития реализации программы. Анализ реализации цели и задач программы. Составление справки по реализации программы.
|
Педагог-психолог
|
|
Подведение итогов
|
Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.