1. Общие положения
1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы 482 часа при очной форме подготовки.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по выполнению каменных работ при возведении, ремонте и реконструкции зданий и сооружений всех типов 3 разряда.
2. Характеристика подготовки
Основная цель подготовки по программе – прошедший подготовку и итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве Каменщика в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.
3. Оценка качества подготовки
Оценка качества освоения программы профессиональной переподготовки по рабочей профессии Каменщик, включает текущий контроль знаний и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль знаний и итоговая аттестация проводится образовательным учреждением по результатам освоения программ учебных дисциплин. Формы и условия проведения текущего контроля знаний и итоговой аттестации разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую часть.
К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин.
Оценка качества освоения программы профессиональной переподготовки по рабочей профессии осуществляется аттестационной комиссией. Членами аттестационной комиссии определяется интегральная оценка качества освоения программы профессионального обучения по рабочей профессии.
Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, образовательным учреждением выдаются документы установленного образца об уровне квалификации.
ПРОГРАММа
Технология каменных работ (выполнение каменных работ)
1. паспорт ПРОГРАММЫ
1.1. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
производства общих каменных работ различной сложности;
выполнения монтажных и такелажных работ при возведении кирпичных зданий;
производства гидроизоляционных работ при выполнении каменной кладки;
выполнения работы по бутовой и бутобетонной кладки
выполнения ремонта каменных конструкций;
уметь:
выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ;
подбирать требуемые материалы для каменной кладки;
приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки;
устанавливать леса и подмости;
производить каменную кладку стен и столбов из кирпича, камней и мелких блоков под штукатурку и с расшивкой швов по ходу кладки;
выполнять армированную кирпичную кладку;
заполнять каркасные стены;
выполнять бутовую и бутобетонную кладки под залив;
выполнять цементную стяжку;
заделывать кирпичом и бетоном борозд, гнезд и отверстий;
пробивать проемы в кирпичных и бутовых стенах при помощи механизированного инструмента;
разбивать кладки мостовых опор при помощи механизированного инструмента;
соблюдать безопасные условия труда при выполнении общих каменных работ;
подготавливать материалы для устройства гидроизоляции;
устраивать горизонтальную гидроизоляцию из различных материалов;
производить монтаж в каменных зданиях железобетонных перемычек над оконными и дверными проемами и нишами;
расстилание подогретого раствора на горизонтальных поверхностях возводимых стен при кладке методом замораживания;
проверять качество материалов для каменной кладки;
контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов;
контролировать вертикальность и горизонтальность кладки;
проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта;
заменять разрушенные участки кладки;
соблюдать безопасные условия труда;
знать:
простые системы кладки и перевязки швов;
приемы кладки простых стен;
способы расстилания растворов на стене, раскладки кирпича и забутки;
нормокомплект каменщика;
виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки;
правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления;
правила организации рабочего места каменщика;
виды лесов и подмостей, правила их установки и эксплуатации;
правила техники безопасности при выполнении каменных работ;
общие правила кладки;
системы перевязки кладки;
порядные схемы кладки различных конструкций, способы кладки;
технологию бутовой и бутобетонной кладки;
технологию смешанной кладки;
правила техники безопасности при выполнении общих каменных работ;
технологию кладки перемычек над оконными, дверными проемами и нишами;
правила техники безопасности;
требования к подготовке оснований под фундаменты;
технологию разбивки фундамента;
требования к заделке швов;
виды монтажных соединений;
назначение и виды гидроизоляции;
виды и свойства материалов для гидроизоляционных работ;
технологию устройства горизонтальной гидроизоляции из различных материалов;
требования к качеству материалов при выполнении каменных работ;
размеры допускаемых отклонений;
порядок подсчета объемов каменных работ и потребности материалов;
ручной и механизированный инструмент для разборки кладки, пробивки отверстий;
способы разборки кладки;
технологию разборки каменных конструкций;
способы разметки, пробивки и заделки отверстий, борозд, гнезд;
правила работы с пневматическим и электрофицированным инструментом;
правила и способы кладки в зимних условиях.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение:
всего – 360 часов, в том числе:
всего теоретическое обучение – 78 часов;
всего учебной практики – 114 часов;
всего производственной практики – 168 часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение каменных работ и соответствующих профессиональных компетенций, в том числе профессиональными (ПК)
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1. |
Производить каменные работы различной сложности. |
ПК 1.2. |
Выполнять работы по бутовой и бутобетонной кладки |
ПК 1.3. |
Выполнять такелажные и монтажные работы при возведении кирпичных зданий. |
ПК 1.4. |
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки. |
ПК 1.5. |
Выполнять ремонт каменных конструкций. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося часов |
Практика
|
|
Учебная, часов |
Производственная практика часов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5
|
6 |
ПК 1-5 |
Раздел 1. Технология каменных работ (Выполнение каменных работ) |
78 |
78 |
- |
- |
|
Практика (в т.ч. учебная практика, производственная практика), часов |
282
|
|
144
|
168 |
|
Всего: |
360 |
78 |
144 |
168 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Раздел 1 Выполнение каменных работ |
|
360 |
|
Технология каменных работ |
|
78 |
|
Тема 1.1. Общие сведения о каменной кладке |
Содержание |
18 |
|
1
|
Общие сведения о каменной кладке. Нормокомплект каменщика. Правила безопасности труда. Правила электробезопасности и пожарной безопасности. Инструменты, приспособления для выполнения каменных работ Приготовление раствора. Подготовка каменных материалов для кладки каменных конструкций |
||
2 |
Строительные и вспомогательные материалы для выполнения каменных работ Чтение строительных чертежей Виды лесов и подмостей , правила их установки и эксплуатации |
||
Тема 1.2. Каменная кладка
|
Содержание |
18 |
|
1.
|
Виды каменной кладки. Организация труда каменщика Строение каменной кладки. Правила разрезки кирпичной кладки Системы перевязки швов каменной кладки |
||
2 |
Приемы укладки кирпича, обработка швов Раскладка кирпича и расстилание раствора. Установка порядовок Качество выполнения каменных работ |
||
Тема 1.3. Системы перевязки швов
|
Содержание |
18 |
|
1 |
Однорядная система перевязки швов (2 часа) |
||
2 |
Многорядная система перевязки швов в каменной кладке |
||
3 |
Трехрядная система перевязки швов при кирпичной кладке столбов и простенков |
||
Тема 1.4 Выполнение каменных работ различной сложности
|
Содержание |
12
|
|
1 |
Армирование кирпичной кладки Колодцевая кладка Кладка с трехрядными диафрагмами Кирпично-бетонная анкерная кладка Кладка с воздушной прослойкой и с прослойкой из теплоизоляционных плит |
||
2 |
Заполнение проемов стеклоблоками Кладка из керамических пустотелых камней Кладка из бетонных и природных камней правильной формы Кладка из керамических пустотелых камней Смешанная кладка |
||
Тема 1.5 Бутовая и бутобетонная кладка
|
Содержание |
6 |
|
1 |
Бутовая кладка фундаментов |
||
2 |
Проверка качества бутовых фундаментов |
||
3 |
Гидроизоляция каменных конструкций |
||
Тема 1.6 Ремонт каменной кладки
|
Содержание |
6 |
|
1 |
Ручной и механизированный инструмент для ремонта кладки |
||
2 |
Разборка каменной кладки |
||
3 |
Пробивка и заделка отверстий, борозд, гнезд и проемов |
||
4 |
Заделка концов, балок и трещин |
||
6 |
Усиление и подводка фундаментов |
||
6 |
Ремонт облицовки |
||
Практика Виды работ Однорядная система перевязки швов: кладка углов стен в 2 и 2,5 кирпича; кладка примыканий стен в 1,5 и 2 кирпича; кладка пересечений стен различной ширины; вертикальное ограничение стен. Многорядная система перевязки швов: кладка углов стен различной толщины ; кладка примыканий стен ; кладка пересечений стен различной ширины. Трехрядная система перевязки швов: кладка столбов 2х2, 2х1,5., 2х2,5 кирпича; кладка простенка в 2 и 2,5 кирпича Армированная кирпичная кладка столбов, примыканий стен и перегородок. Колодцевая облегченная кладка. Кладка колодцев. Заполнение проемов стеклоблоками. Бутовая кладка фундаментов с устройством гидроизоляции. Кладка из керамических пустотелых камней.
|
282 |
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета, учебные мастерские для каменных и монтажных работ или учебный участок каменных и монтажных работ.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники задач и упражнений, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);
- комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации;
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные и электрифицированные стенды, макеты и действующие устройства);
- комплект инструментов и приспособлений;
- нормокомплект каменщика.
Технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение, видеофильмы, кинофильмы, диапозитивы, кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, телевизор, видеомагнитофон.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Оборудование: натуральные образцы, макеты, модели, схемы применяемый инструмент и приспособления, инструкционно-технологические карты, технологическая документация.
Учебная практика проводится на базе образовательного учреждения. Производственная практика проводится на учебном полигоне (при наличии) или на производстве.
Обязательным условием допуска к производственной практике является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля и учебных дисциплин по «Материаловедению».
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создается комплект оценочных средств (КОС).
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. |
Качество подготовки поверхностей под бетонирование |
Наблюдение Самостоятельная работа |
Производить общие каменные работы различной сложности. |
Уровень усвоения способов каменных работ различной сложности |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
|
Уровень усвоения способов монтажа железобетонных элементов |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки. |
Уровень усвоения способов гидроизоляции каменных конструкций |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Контролировать качество каменных работ.
|
Умение учащихся правильно производить контроль качества при выполнении каменных и монтажных работ |
Комбинированный контроль |
Выполнять ремонт каменных конструкций
|
Умение определять и выявлять дефекты каменных конструкций. Качество выполнения ремонтных работ |
Наблюдение Самостоятельная работа |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и профессиональную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Явно выраженный интерес к профессии, эффективность изучения модуля, результативное участие в конкурсах профессионального мастерства |
Наблюдение, анкетирование |
Организовывать собственную деятельность ,исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических занятиях и во время учебной и производственной практики в соответствии с инструкциями и технологическими картами; обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; личная оценка эффективности и качества выполнения работ |
Характеристика с производственной практики; наблюдение; анкетирование |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Степень самостоятельности и качества выполнения задания в соответствии с техническими условиями
|
Наблюдение; Контроль мастера и наставника, взаимоконтроль, самоконтроль |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
Владение различными способами поиска информации; правильность и эффективность решения нетиповых профессиональных задач |
Наблюдение; |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Владение информационно-коммуникационными технологиями |
Наблюдение
|
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
Полнота понимания и четкость представлений того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; соблюдение принципов профессиональной этики |
Социологический опрос; наблюдение; письменный опрос |
Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
Правила и нормы безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологические требования применительно к профессии |
Специальные тестовые задания, наблюдение, зачет. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Качество освоенной профессии для эффективного прохождения воинской службы |
Психологические тестовые задания |
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы профессиональной подготовки (переподготовки, повышение квалификации) по рабочей профессии Каменщик.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-определять основные свойства материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-общую классификацию материалов, их основные свойства и область применения
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала обучающихся |
Количество часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
Тема 1. Сведения о строительных материалах
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. |
Свойства строительных материалов. Механические, физические, химические и технологические свойства материалов. Свойства материалов по отношению к действию тепла, звука, электричества и воды. |
||
Тема 2. Природные и искусственные камни |
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. |
Природные камни. Виды природных камней их свойства и назначение. |
||
2. |
Искусственные камни. Виды искусственных камней и их разновидности. Кирпич силикатный, его форма, размеры, показатели плотности. Изделия из легких бетонов, их формы, размеры и область применения. |
|
|
Тема 3. Растворы и бетоны |
Содержание учебного материала |
6 |
|
1. |
Растворы. Понятие, назначение и классификация. Составные части раствора: вяжущие материалы и добавки (известь и цементы), заполнители (песок, гравий и щебень). Свойства растворов. Приемы хранения. |
||
2. |
Бетоны. Назначение и классификация. Материалы для приготовления бетонной смеси. Свойства бетонной смеси. |
|
|
Тема 4. Гидроизоляционные материалы |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. |
Гидроизоляционные материалы, их виды. Классификация и общие требования, их состав и область применения. Строительные нормы и правила на гидроизоляционные материалы. ГОСТы. |
||
Всего: |
22 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Материаловедения.
Оборудование учебного кабинета:
- комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки задания, тесты);
- наглядные пособия (плакаты, демонстрационные стенды, макеты);
- комплект инструментов и приспособлений.
Технические средства обучения: компьютеры, программное обеспечение, видеофильмы, кинофильмы, диапозитивы, кинопроектор, диапроектор, эпидиаскоп, телевизор, видеомагнитофон.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. |
Качество подготовки поверхностей под бетонирование |
Наблюдение Самостоятельная работа |
Производить общие каменные работы различной сложности. |
Уровень усвоения способов каменных работ различной сложности |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий
|
Уровень усвоения способов монтажа железобетонных элементов |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Производить гидроизоляционные работы при выполнении каменной кладки. |
Уровень усвоения способов гидроизоляции каменных конструкций |
Самостоятельная работа Тестовый контроль |
Контролировать качество каменных работ.
|
Умение учащихся правильно производить контроль качества при выполнении каменных и монтажных работ |
Комбинированный контроль |
Выполнять ремонт каменных конструкций
|
Умение определять и выявлять дефекты каменных конструкций. Качество выполнения ремонтных работ |
Наблюдение Самостоятельная работа |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.