Программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ

  • doc
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ.doc

Программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ

Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым  приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.

         В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим  призывников для прохождения военной службы.

         Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения РФ в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости  наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемости токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

         Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек -12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет.

         Данные опроса школьников об употреблении алкоголя свидетельствуют, что возраст детей и подростков, впервые попробовавших спиртное, в том числе пиво и энергетические напитки с каждым годом снижается. Количество детей, которые попробовали спиртное до 7 лет, составляет 3%, учащиеся 8-10 лет – 5%, подростки 10-12 лет – 11%, 13-14 лет – 17%. Зачастую первая рюмка спиртного распивается под присмотром родителей (на семейных праздниках, днях рождения).

ВОЗРАСТ ПЕРВИЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ

         Мнение учащихся об употреблении наркотических веществ: чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки -  45% и чтобы от неприятных переживаний (обиды, чувства одиночества, давления со стороны взрослых, одноклассников) – 39%, говорят о том, что необходимо как можно больше уделять внимание обучению детей навыкам противостояния с пагубными привычками и умению справляться с пагубными привычками и умению справляться со стрессовыми состояниями. Большая часть опрошенных осознают, насколько опасным – 65% и недопустимым – 11% является использование наркотиков. Однако, есть часть подростков, которые считают это обычным – 9% и любопытным -12% делом. Эти дети, как правило, составляют «группы риска».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ

 

                   Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется  в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.

         В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников правоохранительных органов.

         Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:

1.     зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;

2.     в условиях угрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;

3.     целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.

 

 

 

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

 

Задачи:

ü Создание условий, снижающих действие факторов риска и усиливающих защитные факторы учащихся.

ü Сформировать у учащихся конструктивные навыки взаимодействия:

§  умение безопасно и эффективно общаться;

§  умение понимать и выражать свои чувства;

§  умение противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ.

ü Способствовать выработке у учащихся защитных личных качеств:

·        уверенности в себе,

·        честности,

·        открытости,

·        чувства юмора,

     и навыков:

§  умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

§  умения преодолевать кризисные ситуации.

 

ü Сформировать у учащихся представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, дать основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной сфере и факторах, влияющих  на этот процесс.

ü Привить навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды).

ü Совершенствование антинаркотической пропаганды, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

Цель:

ü воспитание психического здоровья личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ;

ü изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам, здоровому образу жизни;

ü формирование личной ответственности за свое поведение;

ü формирование антинаркотических установок;

ü формирование законопослушного, успешного поведения.

 

КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МБОУ Белоозерская ООШ№9 д.Белоозерка

Овал: СЕМЬЯОвал: ШКОЛАОвал: МИКРОРАЙОН

Овал: РЕКЛАМАОвал: СВЕРСТНИКИОвал: ПОВЕДЕНИЕОвал: КУЛЬТУРАОвал: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ


Пути достижения цели:

1.     Пропаганда ЗОЖ через основы безопасности жизни, биологию, химию и другие предметы школьного курса.

2.     Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, т.е. обеспечить формирование ценности ЗОЖ и мотив отказа от приема наркотиков.

3.     Устранение причин, порождающих психическую и личностную дезадаптацию.

4.     Разрушение групп, способствующих вовлечению детей и подростков к злоупотреблению ПАВ.

5.     Создать в школе негативное отношение к наркотикам и лицам, которые употребляют ПАВ.

6.     привлечение к профилактической работе нравственно устойчивых учащихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков;

2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ;

4) развитие профессиональной и общественной сети профилактики ПАВ.

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;

- развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

·        Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков и молодежи;

·        Формирование здорового жизненного стиля, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

·        Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

·        Расширение межведомственного взаимодействия и сотрудничества в совместной работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;

·        Создание у учащихся образа социально-значимой личности;

·        Повышение уровня воспитательной работы по профилактике ПАВ;

·         Обогащение родительского опыта по поддержке семьи в воспитании нравственно устойчивого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Вертикальный свиток: Уроки здоровьяВертикальный свиток: Внеклассная и внеурочная работа:
•	кружки
•	агитбригады
•	классные часы
•	диспуты
•	стенгазеты
•	акции
Вертикальный свиток: Коррекционная работа:
•	консультации
•	тренинги
•	беседы
•	инд.,групповые занятия

Вертикальный свиток: Создание банка данных
•	анкетирование
•	тестирование
•	диагностика
Вертикальный свиток: правовой
всеобуч для
•	учащихся
•	педагогов
•	родителей