Программа первичной профилактики злоупотребления ПАВ
Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемыми компонентами молодежной субкультуры. По самым приблизительным подсчетам, сегодня в мире употребляют наркотики свыше 1,5 миллиардов человек, а наркобизнес стал самой выгодной сферой вложения денег.
В последнее десятилетие для нашей страны, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Результаты упомянутых факторов становятся очевидны, в частности, медицинским комиссиям, отбирающим призывников для прохождения военной службы.
Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения РФ в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемости токсикоманией – в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, а ненаркотическими ПАВ – в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек -12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет.
Данные опроса школьников об употреблении алкоголя свидетельствуют, что возраст детей и подростков, впервые попробовавших спиртное, в том числе пиво и энергетические напитки с каждым годом снижается. Количество детей, которые попробовали спиртное до 7 лет, составляет 3%, учащиеся 8-10 лет – 5%, подростки 10-12 лет – 11%, 13-14 лет – 17%. Зачастую первая рюмка спиртного распивается под присмотром родителей (на семейных праздниках, днях рождения).
ВОЗРАСТ ПЕРВИЧНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ
Мнение учащихся об употреблении наркотических веществ: чтобы развлечься, поднять настроение, избавиться от скуки - 45% и чтобы от неприятных переживаний (обиды, чувства одиночества, давления со стороны взрослых, одноклассников) – 39%, говорят о том, что необходимо как можно больше уделять внимание обучению детей навыкам противостояния с пагубными привычками и умению справляться с пагубными привычками и умению справляться со стрессовыми состояниями. Большая часть опрошенных осознают, насколько опасным – 65% и недопустимым – 11% является использование наркотиков. Однако, есть часть подростков, которые считают это обычным – 9% и любопытным -12% делом. Эти дети, как правило, составляют «группы риска».
ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ
Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Ныне число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально-этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой подростков. Именно дети из этих семей формируют особую молодежную субкультуру, ведущей ценностью которой является свободное времяпровождение в сочетании с наркотизацией как стилем жизни.
В этих условиях наиболее актуальной становится задача создания реально действующей системы активной первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарном взаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работников правоохранительных органов.
Исходными, базовыми принципами системы первичной профилактики должны стать следующие положения:
1. зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;
2. в условиях угрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков;
3. целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном и социальном (школа, общество) уровнях.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
Задачи:
ü Создание условий, снижающих действие факторов риска и усиливающих защитные факторы учащихся.
ü Сформировать у учащихся конструктивные навыки взаимодействия:
§ умение безопасно и эффективно общаться;
§ умение понимать и выражать свои чувства;
§ умение противостоять давлению, побуждающему к приему ПАВ.
ü Способствовать выработке у учащихся защитных личных качеств:
· уверенности в себе,
· честности,
· открытости,
· чувства юмора,
и навыков:
§ умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,
§ умения преодолевать кризисные ситуации.
ü Сформировать у учащихся представление об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, дать основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной сфере и факторах, влияющих на этот процесс.
ü Привить навыки здоровьесберегающего поведения (в том числе умений противостоять влиянию неблагоприятной среды).
ü Совершенствование антинаркотической пропаганды, формирование негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков и других психоактивных веществ.
Цель:
ü воспитание психического здоровья личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ;
ü изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам, здоровому образу жизни;
ü формирование личной ответственности за свое поведение;
ü формирование антинаркотических установок;
ü формирование законопослушного, успешного поведения.
КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МБОУ Белоозерская ООШ№9 д.Белоозерка
Пути достижения цели:
1. Пропаганда ЗОЖ через основы безопасности жизни, биологию, химию и другие предметы школьного курса.
2. Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, т.е. обеспечить формирование ценности ЗОЖ и мотив отказа от приема наркотиков.
3. Устранение причин, порождающих психическую и личностную дезадаптацию.
4. Разрушение групп, способствующих вовлечению детей и подростков к злоупотреблению ПАВ.
5. Создать в школе негативное отношение к наркотикам и лицам, которые употребляют ПАВ.
6. привлечение к профилактической работе нравственно устойчивых учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков;
2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ;
4) развитие профессиональной и общественной сети профилактики ПАВ.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими ПАВ:
- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
- наличие навыков противодействия наркотизирующей среде, решения жизненных проблем поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения;
- развитие стратегий проблем преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
· Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
· Формирование здорового жизненного стиля, эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;
· Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
· Расширение межведомственного взаимодействия и сотрудничества в совместной работе по профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
· Создание у учащихся образа социально-значимой личности;
· Повышение уровня воспитательной работы по профилактике ПАВ;
· Обогащение родительского опыта по поддержке семьи в воспитании нравственно устойчивого ребенка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.