Пояснительная записка к общеобразовательной программе по дополнительному образованию детей «Красноярского детского дома №1»
1. Направленность дополнительной общеразвивающей программы.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция. В современном мире высоко цениться всё, что сделано своими руками. Солёное тесто популярный материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Пластика души» (тестопластика) имеет художественно – эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально – волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, по большей мере накладывают отпечаток на мировое восприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- синхронизирует работу обеих рук;
- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно – эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. При этом отрабатывается глазо – ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба.
2. Цели, задачи программы:
Цели программы:
Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей в изготовлении изделий из слоённого теста.
Задачи:
1) Обучающие:
- формирование представлений о народных промыслах;
- ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура (технология);
- овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) Развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов;
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве, результативность их работ;
- активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, применение их на практике ежедневно с усложнениями;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) Воспитывающие:
- воспитание ответственности при выполнении работ в подготовке к ярмаркам, выставкам;
- соблюдение правил техники безопасности;
- активное участие в ярмарках ярмарках-распродажах, выставках, стремление к поиску, самостоятельности;
- понимание необходимости качественного выполнения образа;
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера;
- приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе.
3. Отличительные особенности.
Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории, тестопластики, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут основой для продолжения занятий в тех видах художественной деятельности, которыми заинтересуется конкретный ребёнок. Таким образом, программа «Пластика души» создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития (дальнейшее обучение в объединениях художественно-эстетической направленности);
- содержание программы строится на изучении многообразного художественного материала и инструмента, и освоения приёмов работы с ними. Программа развивается «по спирали», т.е. основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для детей всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении развивающего пространства образовательного учреждения, а также используются как подарки при проведении массовых культурных мероприятий для жителей микрорайона (ветеранов войны и труда, пожилых людей, родителей и др.);
- освоение материала по программе строится на широком использовании нетрадиционных техник, формирования умения свободно экспериментировать с соленым тестом и инструментами. Детям очень сложно лепить из соленого теста, используя лишь традиционные способы лепки, что не позволяет им более широко раскрыть свои творческие способности, раскрыть свой внутренний потенциал, развить воображение, фантазию. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно лепить различные изделия из соленого теста, и даже можно придумать свою необычную технику. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения;
- программа «Пластика души» построена на использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приёмов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству, в результате чего каждый обучающийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Кроме получения практических знаний и навыков у учащихся будут развиваться мышление, память, пространственное ориентирование. При работе с соленым тестом укрепляется мелкая моторика пальцев мышц, координация движений. Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.
Среди интересов выделяются склонности к какой-то определенной области познания и деятельности, захватывающей воображение и волю, и готовность отдать все время любимому занятию.
Занятия солёным тестом развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Происходит формирование художественного вкуса учащихся, развитие наблюдательности, формирование навыков, умений на репродуктивном уровне. Выявляются способности детей в процессе обучения первичным навыкам мастерства.
Акцент в программе делается на скрупулезную работу с конкретными художественными материалами: не только техника, приёмы работы с ними, но и воспитание того, что можно назвать «чувством материала», понимания его особых свойств, того, что тот или иной материал может и хочет воплощать. Без этого не бывает художественного произведения, ни в тестопластике, ни в каком бы то ни было и в другом народном искусстве.
Основные принципы программы «Пластика души»:
- принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
- принцип доступности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей);
- принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- принцип динамичности (от самого простого к сложному);
- принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и
способов лепки из соленого теста, разнообразие материала);
- принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений).
4. Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа ‚ рассчитана на 2 года обучения:
включая время «Проведения» выставок и экскурсий, украшение интерьера образовательного учреждения к различным мероприятиям, подготовки к участию в творческих конкурсах.
Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.
5. Режим, формы занятий
Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю и по 1 часу 1 раз в неделю.
В ходе обучения используются активные формы обучения:
Формы организации деятельности на занятиях
индивидуальная
- обучающемуся дается самостоятельное задание с учётом его возможностей
фронтальная
- работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма
групповая
- разделение на мини группы для выполнения определенной работы
коллективная
- выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам
Методы обучения
словесные
беседа, рассказ, объяснение; анализ художественного произведения (литературного текста, явлений природы)
наглядные
- презентация видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация образцов; показ художественных приёмов и техник; наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях и др.
практические
- выполнение по образцу, тренировочные упражнения, декоративная работа, эксперименты с красками, конструирование, оформление и др.
Методы организации деятельности детей
репродуктивные
- воспроизведение полученных знаний и освоение способов деятельности частично-поисковые
- коллективный поиск, решение поставленной задачи совместно с педагогом (выполнение небольших заданий)
исследовательские
- овладение методами научного познания (экспериментирование с разными художественными материалами и техниками, понимание их свойств и возможностей для создания выразительного образа), организация самостоятельной работы
6. Ожидаемые результаты и способы ‘определения результативности.
обучающиеся должны знать:
- обучение определяет содержание и характер совместной работы педагога и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, правила безопасности работы с инструментами, овладеть всеми начальными технологиями тестопластики, иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки;
знать начальные принципы композиции, технику безопасности при работе с инструментами и материалами;
Должны уметь грамотно строить эскизы простейших форм, точно воплощать их в изделие, работать с инструментами и материалами, используемые при работе с тестом, распознание способов соединения деталей, и их размеров с различными изображениями, составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой,
изготавливать различные тематические аппликации, составлять орнаменты и лепить посуду, иллюстрировать сказки, выполнять изделия поэтапно, самостоятельно фантазировать свои изделия. Правильно подбирать цветовое решение к работе. Способы раскрашивания, виды используемых красок, меры безопасности при работе с лаком, клеем, технология сушки изделий, необходимые условия.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля.
Формы проверки результатов:
- контроль практических умений;
- мини-выставки, выставки, итоговые выставки творческих работ воспитанников объединения различного уровня;
- наблюдение (оценка аккуратности, творческой активности, самостоятельности, заинтересованности, стремления к познанию и умению работать в коллективе и т.д.), проведение диагностики;
- овладение воспитанниками умениями, которые создадут возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, необходимые для дальнейшего совершенствования при работе тестом
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
- активность, аккуратность, творческий подход к знаниям,
- степень самостоятельности в их решении и выполнении.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое), опросников‚ тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и т.д.
7. Формы подведения итогов реализации программы
Для каждого ребёнка конкретным показателем его ‘успехов является:
- возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный педагогом;
- скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов успешного выполнения;
- коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях;
- оригинальность предлагаемых художественных решений;
- окрепшая моторика рук.
Форма №1
8. Оценочные материалы.
№ п/п |
Вид аттестации/контроля |
Форма контроля |
Форма занятия |
Сроки проведения |
1. |
Входящий мониторинг |
Педагогическое наблюдение |
Практическое занятие |
Сентябрь |
2. |
Текущий контроль |
Педагогическое наблюдение |
Практическое занятие |
В течении года |
3. |
Промежуточный мониторинг |
Педагогическое наблюдение |
Выставка |
Январь |
4. |
Итоговый мониторинг |
Педагогическое наблюдение |
Практическое занятие Выставка |
По завершению программы |
Формы фиксации результативности.
Карта мониторинга (Форма №1).
Форма подведения итогов программы являются выставки детских работ.
Материально – техническое обеспечение:
Помещение для занятий должно иметь хорошее освещение, водопровод, столы, стулья. При необходимости в работе используются стеки, заостренные палочки, когда рукой невозможно проделать более тонкую работу. В помещении выделяется место для хранения материалов и выполненных работ.
Используемая литература:
1) Научно – педагогические основы разработки и реализации общеобразовательных программ в системе дополнительного образования детей. М.,2006г.
2) Анри де Моран «История декоративно - прикладного искусства с древнейших времен и до наших дней» М., 2000г.
3) Искусство вокруг нас. – М.: Ренессанс, 1994г.
4) Б. Казагранда «Поделки из солёного теста». АРТ – РОДНИК, 2005г.
Программа «Пластика души»
Эрендженовой Н.А.
педагога дополнительного образования
КГКУ «Красноярский детский дом №1»
9.
9. Кадровое обеспечение.
10. Наши результаты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.