«Театр для малышей»
Из всех существующих в мире тайн
тайна куклы — самая загадочная.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Пояснительная записка
Кукла, ожившая в руках артиста, мгновенно впечатляет юных зрителей, увлекая их за собой в удивительный мир театрального искусства, где царит волшебство, происходят необыкновенные чудеса, исполняются тайные желания и сбываются заветные мечты. Кукольная жизнь на сцене проста и понятна малышам — ведь это игра, но только новая — «театральная», в которой живет самая загадочная из всех в мире тайн — тайна куклы.
В театре у кукол все как у людей: радости и огорчения, встречи и прощания, ссоры и примирения, праздники и развлечения... Куклы могут или почти могут все: бежать, летать, плыть, неожиданно исчезать и вновь появляться, совершая при этом невообразимые превращения. Кукольная игра завораживает малышей, притягивает и удивляет, незаметно погружая их в сказку. Куклы, как настоящие друзья: всех нежно встретят, все поймут, успокоят, развеселят и всегда будут рядом. Главное, чтобы их первая встреча с малышами состоялась как можно раньше.
Актуальность можно выразить словами Л.С. Выготского: «Игра — это воображение в действии. Творческий процесс развивается в игре, поскольку реальным обстоятельствам придается новое непривычное значение».
В ходе современных исследований были выявлены новые характерные особенности и возможности театрализованной игры в раннем детстве: ее влияние на физическое, умственное и эмоциональное развитие детей, а также развитие символической функции мышления, воображения, речи и творческого потенциала.
Театр и детская игра — два родственных понятия, ведь в их основе заложена сама игра, в которой кукла одновременно является главным действующим лицом и проводником в мир театрального искусства. Именно кукла — первая и самая любимая игрушка, с которой ребенок знакомится в начале своей жизни. Играя с ней, он познает себя и окружающий мир, учится общаться со сверстниками и эмоционально выражать свое отношение.
Цель: приобщение детей к искусству театра кукол.
Задачи:
— развивать эмоциональное восприятие окружающего мира через кукольные образы;
— активизировать познавательные возможности в театрализованной игре с куклами;
— содействовать социальному развитию в коллективной и индивидуальной деятельности средствами театра кукол;
— развивать мелкую моторику рук в процессе ознакомления с разными видами театральных кукол;
— побуждать к эмоциональной отзывчивости и речевому отклику в ходе взаимодействия с кукольными персонажами;
— побуждать к самостоятельным игровым действиям с театральными куклами;
— формировать игровые навыки с предметами-за- местителями, используемыми в качестве кукольных образов;
— воспитывать интерес к совместной творческой деятельности с педагогом в условиях театра кукол..
Руководители дополнительного образования: Павлюченкова Ольга Ивановна (воспитатель) и Коновалова Елена Валерьевна (воспитатель)
Сроки реализации: сентябрь 2018г. – май 2019 г.
Формы проведения и организации театральной деятельности: программа дополнительного образования по театрально-игровой деятельности предполагает проведение театрально-игровых досугов по сюжетам русских народных сказок, театрально-игровых занятий с разными видами театральных кукол, занятия с пальчиковыми и ручными куклами.
Организация взрослым на занятии:
• игры импровизации;
• игры забавы;
• показ драматизации;
• показ настольного театра;
• показ театра игрушек;
• показ пальчикового театра.
Инициатива детей
• ряженье
• проговаривание стихотворений, запоминающихся текстов и сказок;
• пение песенок и колыбельных во время сюжетно-ролевых игр и игр с игрушками.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплекты - аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Материал, рекомендованный для использования в процессе театральной деятельности
• книжка-игрушка;
• книжка-раскладушка;
• книги с яркими понятными иллюстрациями к сказке;
• настольный театр;
• пальчиковый театр;
• резиновые, пластмассовые игрушки;
Показатели успехов и достижений:
· активно контактируют со взрослыми и сверстниками в процессе показа театрального действия и театрализованной игры;
· имитируют движения согласно словам песни, стихотворения, сказки; имитируют голоса животных, птиц во время драматизации сказок;
· с интересом и вниманием смотрит театральные постановки, эмоционально показывает свои чувства (громко смеется, подпрыгивает, жестикулирует).
Позиция взрослого и ребенка
Взрослый : инициатор общения, показа, организатор театральных действий;
Ребенок: с интересом слушает; манипулирует с игрушками; инициатор ряженья.
Возраст воспитанников: программа разработана для детей 1-3 лет
Режим работы
Неделя |
День |
Время в режиме дня |
2 раза в месяц |
Среда |
1600 |
Перспективное планирование дополнительного образования
на 2018-2019 учебный год
Дата |
Тема |
Программное содержание |
Сентябрь |
1. Разработка программы дополнительного образования 2. Подбор метод. литературы, сценариев, костюмов, необходимых атрибутов, изготовление декораций 3. Оформление документации ( заявление от родителей) |
|
Октябрь |
1. «Давайте познакомимся» |
- Привить детям интерес к театрально-игровой деятельности. - Познакомить малышей с куклами настоль-ного театра. - Побуждать ребят сосредоточивать своё внимание на игрушке, театральной кукле.
|
2. «Волк и семеро козлят» |
- Приучать детей слушать песни в исполнении педагога, наблюдая за действиями игрушек настольного театра. - Познакомить малышей с игрушками пальчикового театра. - Вызвать интерес, желание смотреть кукольный спектакль в исполнении педагога.
|
|
Ноябрь |
1. «Кот, петух и лиса» |
- Продолжать прививать детям интерес к театрально-игровой деятельности. - Побуждать их внимательно слушать песенки, наблюдая за действиями кукол пальчикового театра. - Познакомить малышей с кукольным спектаклем пальчикового театра «Кот, петух и лиса». - Вызвать желание участвовать в шумовом оркестре, сопровождая пляску кукол.
|
2. «Веселые гуси» |
— Вызвать у малышей радостные чувства, желание участвовать в театрально-игровой деятельности. — Познакомить детей с кукольным спектаклем пальчикового театра «Весёлые гуси». Побуждать ребят эмоционально реагировать на происходящее. — Вовлекать детей в общую пляску по показу педагога, закрепляя навыки, полученные на музыкальных занятиях.
|
|
Декабрь |
1. «В гости к кукле Кате» |
- Побуждать детей принимать активное участие в тематическом занятии «В гости к кукле Кате». — Вызвать желание следить за действиями куклы. — Развивать умение внимательно слушать песенку, наблюдая за действиями педагога и повторяя их |
2. «Курочка Ряба» |
— Вызвать эмоциональный отклик на музыку весёлого и спокойного характера, желание двигаться соответственно характеру музыки, вместе с педагогом создавая образы различных животных. — Побуждать детей вдумчиво слушать песню, подпевая отдельные слова. — Приучать детей внимательно слушать сказку, наблюдая за действиями педагога с игрушками перчаточного театра.
|
|
Январь |
1. «Рукавичка» |
— Побуждать детей принимать участие в сюжетной игре, получая удовольствие от перевоплощения в игровой образ. — Поощрять желание внимательно следить за сюжетом кукольного спектакля. — Поддерживать стремление детей играть с шумовыми музыкальными инструментами, сопровождая тем самым пляску игрушек.
|
2. «Три медведя»
|
— Побуждать детей принимать участие в игре с музыкальным сопровождением, выполняя движения по показу педагога. — Помочь малышам понять содержание песни, используя перчаточную куклу. — Вызвать желание передавать движением образ животного (применяются шапочки-маски). — Познакомить ребят с кукольным спектаклем «Три медведя», содействовать пониманию сюжета сказки.
|
|
Февраль |
1. «Ладушки-ладушки». |
— Вызвать у малышей желание слушать колыбельную песню, выполняя плавные движения игрушкой по показу педагога. — Побуждать детей следить за диалогом перчаточных кукол, переводя взгляд с одной игрушки на другую. — Поощрять интерес к кукольному спектаклю. — Учить детей играть на маленьких бубнах, чтобы сопровождать пляску перчаточных кукол, участвующих в спектакле.
|
2. «Кошкин дом» |
Познакомить детей с песенкой «Сорока». — Приобщать малышей к сюжетным играм. Учить изображать птиц с использованием образных движений и шапочек-масок. — Побуждать ребят внимательно наблюдать за действиями педагога с настольными игрушками. — Вызвать желание смотреть кукольный спектакль, понимать содержание сказки, эмоционально реагируя на происходящее.
|
|
Март |
1. «Маша и медведь». |
— Побуждать детей подпевать отдельные слова песни, сопровождая пение движениями по показу педагога. — Приобщать малышей к игре, обучая их звукоподражанию. Вызвать желание слушать песню, наблюдая за действиями педагога с игрушкой, участвовать в общей пляске. — Содействовать пониманию содержания песни и сказки, используя для этой цели игрушки театра рукавичек.
|
2. «Колобок на новый лад». |
— Побуждать детей подпевать отдельные слова песни, внимательно следить за действиями педагога и повторять их. — Вызвать желание наблюдать за тем, что и как делает педагог с резиновыми игрушками, стремление понять содержание песенки, потешки. — Познакомить малышей с кукольным спектаклем «Колобок на новый лад». Создать радостное настроение, поощрять готовность играть с резиновыми игрушками.
|
|
Апрель |
1. «Репка» |
Способствовать развитию у детей интереса к музыкально-театральной деятельности.
|
2. «Раз, два, три, четыре, пять — вы хотите поиграть?» |
- Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. - Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. |
|
Май |
1. Итоговое по сказкам |
Закрепить знания полученные в течение года |
Фотоотчет |
Ожидаемые результаты:
Восприятие театрального представления:
• узнавать и эмоционально положительно реагировать на смысл разыгрыва-ния драматизации по смыслу знакомых сказок;
• сопереживать положительным и осуждать неправильные поступки театральных персонажей;
• учиться говорить выразительно;
В игровой деятельности:
• выполнять действие соответственно тексту, имитировать движения и действия героев;
• повторять отдельные действия в процессе показа настольного и пальчикового театра;
• выражать чувства мимикой, движениями, интонацией;
• разыгрывать тексты потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок.
В сценической деятельности:
• инсценировать тексты знакомых сказок с использованием декораций, атрибутов, костюмов в музыкальном сопровождении.
В процессе обучения ребенок узнает и усваивает:
• о малых поэтических жанрах народного фольклора и их значениях;
• про три вида театра (театр игрушек, кукольный, пальчиковый);
• про смысл театральной постановки.
Методическое обеспечение:
1. Маханева М.Д. « Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,- Издательство: Москва: ТЦ Сфера, 2009 г.
2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», - Издательство: Школьная пресса, серия: Дошкольное воспитание и обучение, 2001
3. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович «Кукольный театр для малышей», - ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2009
4. Ярославцева И.Б. « Кукольный театр для малышей», - Издательство: Москва: ТЦ Сфера, 2018 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.