Управление образования и молодежной политики
Администрации городского округа г. Бор Нижегородской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Останкинская средняя школа
Принята педагогическим советом: Протокол № _____ от
27.08.2020г. |
Утверждена приказом по школе: № 119-о от 27.08.2020г. Директор школы ______________ М.В. Шевцов |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная
кисточка»
(правополушарное рисование)
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Сахарова Марина Алексеевна
Учитель начальных классов
с. Останкино
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка……………………...…......................……стр. 3
Ø актуальность программы;
Ø новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
Ø отличительные особенности данной программы от существующих;
Ø возраст детей, участвующих в реализации данной программы;
Ø формы и режим занятий;
Ø режим занятий;
Ø цель программы;
Ø задачи программы (обучающие, развивающие, воспитательные);
Ø нормативные сроки освоения программы;
Ø результат программы;
Ø организационно-методические условия реализации программы;
Ø форма подведения итогов реализации программы;
Ø материально-техническое оснащение кабинета для проведения занятий.
2. Учебный план ……………………….…………………………………..стр.8
3. Календарный учебный график………………………………….….…стр.9
4. Рабочая программа………………………..……………………...…..стр.12
5. Содержание программы………………………………………………………..стр.16
6. Методическое обеспечение рабочей программы………….……….стр.22
7. Оценочные материалы …………………………..………………….…стр.23
8. Список литературы………………………..……………………...…….стр.25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
До недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний.
Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.
Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. Программа кружка «Волшебная кисточка» (правополушарное рисование) направлена прежде всего на:
• раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;
• содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;
• обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими.
Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность.
Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.
Что такое правополушарное рисование
Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.
Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон), видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.
Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.
Направленность
программы
«Волшебная
кисточка» (правополушарное рисование) по содержанию является художественной; по
функциональному предназначению — прикладной; по форме организации — кружковой;
по времени реализации — годичной. Инновационность программы заключается в возможности быстрый – уже с первых занятий —
положительный результат в развитии творческих изобразительных
способностей.
Новизна программы заключается в
том, что использование метода
правополушарного рисования позволяет в короткие сроки развить творческие
задатки, заложенные в каждом ребенке от природы, и создаёт ситуацию успеха, в
которой ребёнок получает стимул для дальнейшего творческого самовыражения и
развития.
Актуальность программы заключается в выявлении и развитии творческих способностей ребенка независимо от имеющихся у него изобразительных навыков посредством сочетания традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Педагогическая целесообразность. Все большей популярностью в практике обучения изобразительной деятельности в последнее время пользуются нетрадиционные методики по развитию творческих талантов. Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем.
Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. При использовании специальных техник активизируется творческая деятельность и интуиция у любого человека. Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария, которое, как известно, отвечает за логические процессы и аналитическое мышление. Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того, это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении материала. Во время выполнения упражнений по правополушарному рисованию происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации, ломаются стереотипы. Формируется отношение к жизни как к творчеству и развивается интуитивное мышление. Все эти процессы происходят за счет временного подавления левого полушария и ребенок, не обращая внимания на логику, переносит на бумагу свое видение предмета. Дети просто рисуют то, что видят, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно. Отключение логики и рациональной оценки является результатом такого интуитивного метода творчества.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования, включающая в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. Рисование используя то правую, то левую руку, прописывание букв в зеркальном отображении и много других неожиданных заданий позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» включает в себя использование разнообразных материалов и техники, что будит в ребёнке творческую инициативу, развивает фантазию и воображение. Не обладая достаточными навыками, дети, рисуя на нечастых и непродолжительных занятиях в образовательной организации, обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, обучающиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям.
Данная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе
Программа рассчитана на один год обучения детей в возрасте от 6 до 11 лет. Количество обучаемых 12-15 человек. На занятия в кружке отводится 2 часа в неделю, т. е. 72 часа на учебный год.
Форма учебных занятий: 18 часов – теоретических и 54 часа – практической тренировки.
Режим занятий – 1 раз в неделю, в понедельник, в 14.00.
Содержание занятий подбиралось следующим образом: в каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие
познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а также на
развитие правого полушария головного мозга.
Обучение
по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных
технологий.
Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.
Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
Формы и методы обучения:
§ словесный – подача нового материала;
§ наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир;
§ практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий;
§ демонстрационный – показ моделей, предметов;
§ метод стимулирования познавательного интереса;
§ наблюдение и анализ;
§ иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Цели: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.
Задачи:
§ Предметные задачи:
1) формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;
2) формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;
3) формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;
4) развивать визуально — пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
§ Метапредметные задачи:
1) развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
2) развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
3) формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
4) развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
§ Личностные задачи:
1) воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;
2) формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
3) воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
4) формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения дети должны владеть следующими
компетенциями:
Обучающиеся должны знать:
— основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);
— основы цветоведения;
— основные и дополнительные цвета;
— цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
— контрасты форм;
— азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
— гармонию цвета;
— русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу
родного края и др.
Обучающиеся будут уметь:
— смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
— соблюдать последовательность в работе;
— владеть основами перспективы основами цветоведения;
— правильно расположить предмет на листе;
— самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
— работать в технике правополушарного рисования;
Обучающиеся научатся:
— творчески подходить к выполнению работы;
— грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
— работать самостоятельно и в коллективе;
— организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
— радоваться своим успехам и успехам товарищей;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели
-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.
Формой подведения итогов реализации программы.
В результате реализации программы предполагается достижение
определенного уровня овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут
знать специальную терминологию, научатся общаться с основными художественными
материалами, активизируют творческие способности и разовьют творческий
потенциал.
Критерии
оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:
— высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период,
употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);
— низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).
Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:
—высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества (3 балла);
—средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);
—низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).
Критерии оценки достижений обучающихся:
—высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);
—средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);
—низкий уровень — являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
кружка
«Волшебная кисточка»
Срок реализации программы 1 год
Объем программы –72 часа.
№ |
Модуль |
Часы |
Промежуточная аттестация |
1 |
Модуль 1 полугодия |
30 |
2 |
2 |
Модуль 2 полугодия |
38 |
2 |
|
Всего часов |
68 |
4 |
|
Итого |
72 часа |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Сентябрь
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Часы |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Октябрь
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Часы |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ноябрь
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Часы |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декабрь
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Часы |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
Январь
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Часы |
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Февраль
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
Часы |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Март
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Часы |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Апрель
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Часы |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Май
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Часы |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|
Июнь – Июль - Август
Число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Недели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часы |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
Аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма организации занятий |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа) |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Беседа, виртуальная экскурсия |
Наблюдение, опрос. |
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов) |
||||||
1 |
Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2 |
Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3 |
Радужный фон картины. «В горах» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4 |
«Дельфины» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов) |
||||||
1 |
Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2 |
Создание вертикального фона. «Под дождём». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3 |
Создание кругового фона. «Таинственная ночь». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4 |
Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
5 |
Круговой фон. «Совушка». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
6. |
Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (8 часов) |
||||||
1 |
Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2 |
Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3 |
«Снегирь». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4 |
«Новый год». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
Промежуточная аттестация |
2 |
0,5 |
1,5 |
Беседа, практическое занятие |
Выставка работ, анализ выполненных работ, собеседование |
|
|
Всего |
32 |
8 |
24 |
|
|
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись»
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма организации занятий |
Форма аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа) |
||||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Виды фонов в правополушарном рисовании. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Беседа, практическое занятие |
Наблюдение, опрос. |
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов) |
||||||
1 |
«Северное сияние». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2 |
«Любопытный пингвинёнок». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3 |
«Золотые рыбки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4 |
Рисование смятой бумагой. «Непоседа» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
5 |
Рисование отпечатками. «Светлячки» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
6 |
Создание фона с помошью техники набрызга. «Дружная семейка» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (16 часов) |
||||||
1 |
«Мартовские котики». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2 |
«Цветы для мамы». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3 |
«Весенние деревья» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4 |
«На пруду». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
5 |
«Сакура». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
6. |
.«Космос». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
7. |
«Цветущие сады». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
8. |
«Волшебный луг». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов) |
||||||
1. |
«Любимый край». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
2. |
«День Победы». |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
3. |
«Верные друзья» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа |
4. |
«Лето! Ах, лето!» |
2 |
0,5 |
1,5 |
Практическое занятие |
Наблюдение, творческая работа. |
Промежуточная аттестация |
2 |
0,5 |
1,5 |
Беседа, практическое занятие |
Выставка творческих работ, анализ выполненных творческих работ |
|
Всего |
40 |
10 |
30 |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 МОДУЛЬ
«Введение в мир правополушарного рисования» (32 часа)
РАЗДЕЛ 1. Введение в мир правополушарного рисования (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Просмотр презентации «Здравствуйте! Это – мы!». Анализ увиденного (ответы на вопросы педагога).
Тема 2. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны.
РАЗДЕЛ 2. Воспоминания о лете (8 часов)
Тема 1. Создание горизонтального фона картины. «В жарких странах».
Теория
Грунтование. правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «В жарких странах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти.
Тема 2. Горизонтальный фон картины. Рисование пальцами. «На море».
Теория
Грунтование. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Радужный фон картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 4. «Дельфины».
Теория
Композиция. Теплые цвета. Линия горизонта. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Дельфины» гуашью: создание грунтовочного слоя, линия горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, прорисовка солнца и бликов на воде, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (дельфины, пальмы) и пальцев (земля).
РАЗДЕЛ 3. Краски осени (12 часов)
Тема 1. Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Осенний пейзаж» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти, создание листвы способом тычка (с помощью ватных палочек).
Тема 2. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (глаза, нос, усы).
Тема 3. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 4. Создание кругового фона. «Лунный кот». Техника набрызга.
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов. Техника набрызга. Контур. Холодные цвета. Контраст.
Практика.
Выполнение рисунка «Лунный кот»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, набрызг (звёзды на небе), работа с передним планом с помощью кисти (кот).
Тема 5. Круговой фон. «Совушка».
Теория
Круговой фон. Композиция. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Совушка»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (сова) и ватных палочек (листья на ветке).
Тема 6. Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево».
Теория
Композиция. Фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Сказочное дерево»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона с помощью техники монотипия (наложение и смешение цветов на листе бумаги, перенос краски на лист рисунка с помощью наложения листов), работа передним планом (дерево) с помощью кисти методом переворачивания листа, рисование ватными палочками (спиралевидные узоры на ветках).
РАЗДЕЛ 4. Зимняя сказка (8 часов)
Тема 1. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 2. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Тема 3. «Снегирь».
Теория
Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Передний и дальний планы. Тени.
Практика.
Выполнение рисунка «Снегирь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти (снегирь, ветви) и ватных палочек (грозди рябины).
Тема 4. «Новый год».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Новый год» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с фоном (техника набрызг – изображение звезд), с дальним планом с помощью кисти (ель) и ватных палочек (игрушки), работа с передним планом кистью (рисование окна).
Промежуточная аттестация (2 часа).
Теория
Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.
Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ учащихся в первом полугодии.
2 МОДУЛЬ
«Интуитивная живопись» (40 часов)
РАЗДЕЛ 1. Виды фонов в правополушарном рисовании (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.
Практика.
Беседа.
Тема 2. Виды фонов в правополушарном рисовании.
Теория
Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.
Практика.
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.
РАЗДЕЛ 2. Как прекрасен этот мир, посмотри! (12 часов)
Тема 1. «Северное сияние».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой фон. Тень. Набрызг. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Северное сияние» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование (звёзды), работа с передним планом (ели) с помощью кисти
Тема 2. «Любопытный пингвинёнок».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «Любопытный пингвинёнок» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование головы и туловища пингвинёнка из круга и овала, прорисовывание деталей) с помощью кисти.
Тема 3. «Золотые рыбки».
Теория
Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Тени, блики. Круговой фон. Набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Золотые рыбки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, изображение бликов и теней тёмными и белыми пятнами (набрызг), работа с передним планом (рисование рыбок) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 4. Рисование смятой бумагой. «Непоседа».
Теория
Сюжет. Круговой фон. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Непоседа» гуашью: выполнение фона с помощью смятой бумаги, работа с передним планом (дерево, ветка, фигура кота ил круга и овала, детализация фигуры уши, лапки, хвост, глаза, нос, усы) с помощью кисти, прорисовка теней и света пальцами.
Тема 5. Рисование отпечатками. «Светлячки»
Теория
Пейзаж. Техника отпечатывания. Тычкование. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Светлячки» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона пальцами, тычкование (звёзды), техника отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови); работа с передним планом (трава) с помощью кисти, тычкование ватными палочками (светлячки).
Тема 6. Создание фона с помощью техники набрызга. «Дружная се-мейка».
Теория
Портрет. Техника набрызга. Цветовые переходы. Тени, блики. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Дружная семейка» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение фона техникой набрызга, работа с фигурами кота и котёнка –от общего к частному, от целого к детализации (работа кистью)
РАЗДЕЛ 3. Весна-красна (16 часов)
Тема 1. «Мартовские котики».
Теория
Сюжет. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный фон. Тень, свет. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.
Практика.
Выполнение рисунка «Мартовские котики» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование (звёзды), работа с дальним планом в технике отпечатывания (луна с помощью кусочка моркови) и передним планом (крыши домов, фигурки котиков из геометрических фигур – круга и овала, детализация) с помощью кист
Тема 2. «Цветы для мамы».
Теория
Цветовые переходы. Вертикальный фон. Тень, свет.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветы для мамы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа с передним планом (прорисовка тюльпанов).
Тема 3. «Весенние деревья».
Теория
Пейзаж. Тёплые и холодные цвета. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Весенние деревья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (рисование кистью стволов деревьев и листьев с помощью тычкования).
Тема 4. «На пруду».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Свет, тень, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «На пруду» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (изображение воды, бликов) и передним планом (трава, камыши) кистью и пальцами
Тема 5. «Сакура».
Теория
Пейзаж. Линия горизонта. Дальний и передний планы. Горизонтальный фон. Тычкование. Отражение, блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Сакура» гуашью: создание грунтовочного слоя, выделение линии горизонта, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа над изображением гор и деревьев и их отражением в воде кистью и ватными палочками.
Тема 6. «Космос».
Теория
Пейзаж. Горизонтальный фон. Тычкование и набрызг.
Практика.
Выполнение рисунка «Космос» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки, работа с дальним планом (техниками набрызг и тычкование) и передним планом.
Тема 7. «Цветущие сады».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Цветущие сады» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
Тема 8. «Волшебный луг».
Теория
Пейзаж. Круговой фон. Передний и дальний план. Сочетание цветов. Композиция.
Практика.
Выполнение рисунка «Волшебный луг» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, работа с дальним (небо) и передним планом (кистью и ватными палочками в технике тычкование).
РАЗДЕЛ 4. Это – Родина моя (8 часов)
Тема 1. «Любимый край».
Теория
Пейзаж. Контраст. Горизонтальный и диагональный фоны. Дальний и передний планы.
Практика.
Выполнение рисунка «Любимый край» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним планом (река, берег) и передним планом (трава, маки) с помощью кисти.
Тема 2. «День Победы».
Теория
Натюрморт. Горизонтальный фон.
Практика.
Выполнение рисунка «День Победы» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона кистью; изображение букета ромашек, Георгиевской ленты, звезды.
Тема 3. «Верные друзья».
Теория
Сюжет. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание.
Практика.
Выполнение рисунка «Верные друзья» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью силуэта дерева и фигурок на качели; тычкование (светлячки).
Тема 4. «Лето! Ах, лето!».
Теория
Пейзаж. Свет и тень. Теплые и холодные цвета. Круговой фон. Отпечатывание, тычкование.
Практика.
Выполнение рисунка «Лето! Ах, лето!» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона кистью; использование техники отпечатывания (изображение луны с помощью кусочка моркови), техника тычкования (изображение звёзд), прорисовывание кистью травы, цветов.
Промежуточная аттестация (2 часа).
Теория
Беседа, проведение выставки выполненных творческих работ, анализ работ.
Практика. Подведение итогов выставки выполненных творческих работ учащихся во втором полугодии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется через специально созданные условия.
Обеспечение образовательного процесса складывается из:
§ информационно — методического;
§ материально — технического.
Информационно – методическое обеспечение.
§ дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»
(правополушарное рисование);
§ методические пособия;
§ конспекты занятий;
§ дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);
§ презентации;
§ индивидуальный раздаточный материал;
§ литература: для педагога, для детей, для родителей.
Методы организации образовательного процесса
— Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
— Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное, как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
— На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично — поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п. У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд – творческий.
В Программе предложен неформальный подход к патриотическому воспитанию, который проявляется в виде гуманитарной направленности учебных заданий, а также включения в тематику занятий работы о родном крае, Российских праздниках и пр.
Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. При этом подчёркнута опора на самостоятельное творческое решение. Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы, что развивает у обучающихся эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.
Материально – техническое обеспечение.
-учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;
-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);
-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (1 шт.);
-материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ кисти – 5 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10), бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов (1 набор на весь курс обучения), бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов (3 набора на весь курс обучения), гуашь «Луч» «Классика» (12цветов) (10 наборов на весь курс обучения), гуашь «Луч» белила титановые 500 мл ( 4-5 шт.на весь курс обучения), ватные палочки 91 упаковка), влажные салфетки; малярый скотч (2 шт.), пластиковая палитра, губки для мытья посуды – 1 упаковка.
— работы обучающихся и педагога; илюстративный материал.
— технические средства обучения: компьютер.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах,видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль.
— текущий — в середине учебного года (декабрь),
— итоговый – в мае.
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Промежуточная аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, за год освоение программы дополнительного образования. Проводится в форме выставки, обсуждения, просмотра работ.
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
§ Посещаемость занятий в течение отчетного периода — 1-3 балла
§ Качество исполнения творческих работ — 1-3 балла
§ Творческий подход — 1-3 балла
§ Освоение техник рисования — 1-3 балла
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень
освоения программы:
§ Высокий – 10-12 баллов
§ Средний – 5-9 баллов
§ Низкий до 5 баллов
Программой предусмотрено:
-социально-коммуникативное развитие: с освоением мира художественных образов происходит освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;
- речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
-художественно-эстетическое
развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Первоисточники
1. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
2. «Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
3. «Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.
Рекомендуемая литература для педагога:
1. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
2. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
3. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
4. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»/ 2009.
5. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
6. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
7. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.
9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
10. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
11. . И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
12. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
13. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998.
14. Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова/ М.: Академия Развития, 2009.
15. Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
16. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
17. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
Рекомендуемая литература для обучающихся:
1. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.: Педагогическое общество России, 2005
2. И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
4. Дидактический материал.
Интернет-ресурсы:
Интернет-сайты: «Страна Мастеров»
http://www.stranamam.ru/post/6586797/
http://ped-kopilka.ru/blogs/lukjanec-anastasija/masazhnye-shariki-iz-shpagata.html
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=200204803
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.