МАОУ СОШ №7 имени Героя России
Артура Ришатовича Курбангалеева
Утверждаю:
Директор школы
Приказ от
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности
«Патриот»
Возраст обучающихся – 11-15 лет
Срок реализации – 1 год
Автор составитель: педагог истории
Павина Надежда Владимировна
г. Усть-Катав
2019 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Ф.И.О. педагога |
Павина Надежда Владимировна |
Тип программы |
общеразвивающая |
Образовательная область |
образование |
Направленность деятельности |
Военно-патриотическая |
Способ освоения содержания образования |
практический, теоретический |
Уровень освоения содержания образования |
ознакомительный |
Уровень реализации программы |
основное образование |
Форма обучения |
Очная, групповая |
Продолжительность реализации программы |
1 год |
Статус программы:
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы являются самостоятельными локальными нормативными актами образовательной организации.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в рамках дополнительного образования (ФЗ- 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»).
Структура:
Структура дополнительных общеобразовательных программ определяется и утверждается локальным актом организации в соответствии с требованиями к образовательным программам утвержденным в ст. 2 ФЗ «Об образовании».
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Содержание программы
4. Планируемые результаты
Направленность программы – военно-патриотическая.
Реальное патриотическое сознание подрастающего поколения России формируется сегодня в сложных, противоречивых условиях, связанных с глубокими социальными потрясениями, радикальными изменениями в культуре общества. Анализ поведения молодежи показывает, что девальвация патриотических ценностей ведет к нарастанию экстремизма, антиобщественных проявлений, которые представляют угрозу не только для самой молодежи, но и для всего общества в целом.
Поэтому чрезвычайно актуальной в современных условиях является потребность активации патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития образования, так как сегодня оно становится условием национальной безопасности России.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего Отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе.
Хотя становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Цель программы - создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Задачи:
- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
- формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
- воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
- духовно-нравственное развитие детей и подростков;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Актуальность и новизна программы
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества.
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально новой, демократической личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъектуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом.
Все выше изложенное определяет актуальность разработки и реализации в МАОУ СОШ №7 имени Героя России Артура Ришатовича Курбангалеева программы дополнительного образования гражданско-патриотического воспитания «Патриот».
В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у обучающихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Программа
ориентирована на обучающихся 11- 15 лет МАОУ СОШ №7 имени Героя России Артура
Ришатовича Курбангалеева, определяет содержание, основные пути развития
гражданско-патриотического воспитания в и направлена на воспитание патриотизма
и формирование гражданственности.
Педагогическая целесообразность
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, единства образовательной и воспитательной среды.
Данная программа гражданско-патриотического воспитания реализуются на различных возрастных ступенях, каждая из которых имеет свои методологические особенности.
На начальных занятиях формируется система ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность: на этом этапе формируется уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется посредством коллективно — творческих дел, ролевых игр, творческих проектов.
На втором этапе углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни.
Деятельность программы осуществляется на базе МАОУ СОШ № 7 имени Героя России А.Р.Курбангалеева.
К деятельности программы привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школы, работники военкомата, ветераны боевых действий войн в Афганистане и Чеченской республиках.
Основные виды работы:
- конкурсы;
- конференции;
- экскурсии;
- исследовательская и поисковая работа;
- круглые столы;
- клубные встречи;
- игры;
- создание баз данных и т.д.
Адресат программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности патриотической работы;
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности обучающихся;
- внедрение новых форм работы в гражданско-патриотическое воспитание и повышение эффективности патриотической работы;
- обеспечение духовно-нравственного единства в группе, снижение степени идеологического противостояния, возрождение духовных ценностей обучающихся;
- развитие толерантности;
- улучшение условий для формирования патриотических чувств.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- привлечение подростков к общественным мероприятиям патриотической направленности;
- повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся.
Объем программы
Программа «Патриот» рассчитана на один год обучения. Обучающиеся разделены на две группы: первая – учащиеся 7-9 кл. (18 человек); вторая – учащиеся 5-6 кл.(13 человек).
На учебный год запланировано 68 занятия (два занятия в неделю, в каждой группе 1 час в неделю). Продолжительность одного занятия 40 минут.
Результаты освоения обучающимися программы
Планируемые результаты обучения:
Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:
- становление личности обучающегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
- воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
- создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
- привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.
Учебный план на первый год обучения
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы аттестации, контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Патриотизм и любовь к Родине |
42 |
37 |
5 |
|
1.1 |
Инструктаж по ТБ. Введение: основные направления работы в течение года. |
|
2 |
|
наблюдение |
1.2 |
«Я патриот и гражданин» - тематическая беседа. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.3 |
История создания «Юнармии», патриотическое воспитание в нашей стране. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.4 |
Исторические корни формирования Российской государственности, вражда Князей и объединение Руси. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.5 |
Дунайские походы Князя Святослава Игоревича. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.6 |
Великий Крестовый поход Владимира Мономаха. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.7 |
Обзор основных воин России в дореволюционное время - Ледовое побоище. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.8 |
Обзор основных воин России в дореволюционное время -Куликовская битва. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.9 |
Принятие новых участников в состав «Юнармии». |
|
|
1 |
наблюдение |
1.10 |
Обзор основных воин России в дореволюционное время -Крымские войны. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.11 |
Присоединение Казанского ханства |
|
1 |
|
наблюдение |
1.12 |
Присоединение Астраханского ханства |
|
1 |
|
наблюдение |
1.13 |
Присоединение Сибирского ханства |
|
1 |
|
наблюдение |
1.14 |
Российская армия на разных этапах исторического развития России. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.15 |
Подвиги и достижения выдающихся главнокомандующих. Суворова, Кутузова. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.16 |
Подвиги и достижения выдающихся главнокомандующих. Ушакова, Нахимова. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.17 |
Подвиги и достижения выдающихся главнокомандующих. Александр Македонский. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.18 |
История создания памятной даты «День неизвестного солдата» |
|
|
2 |
наблюдение |
1.19 |
Герой России А.Р. Курбангалеев. |
|
2 |
|
наблюдение |
1.20 |
Современная Российская армия. Дни воинской славы России. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.21 |
Современная Российская армия. Дни воинской славы России. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.22 |
Боевые традиции Русской Армии. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.23 |
Урок мужества «Снятие блокады Ленинграда» |
|
2 |
|
наблюдение |
1.24 |
Урок мужества «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)» |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.25 |
Урок мужества. «Победа русских воинов князя Александра Невского над шведами в Невской битве» |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
1.26 |
Урок мужества. «Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере» |
|
2 |
|
наблюдение |
1.27 |
Праздник Великой Победы – история праздника. |
|
2 |
|
Наблюдение, опрос |
1.28 |
«ВОВ в жизни моей семьи» - тематическая беседа. |
|
1 |
|
наблюдение |
1.29 |
Участие в параде. |
|
|
2 |
наблюдение |
|
2. Патриотизм и любовь к Родине |
26 |
21 |
5 |
|
2.1 |
Уроки мужества. Бородинское сражение. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.2 |
Уроки мужества. Морской бой у мыса Тендра. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.3 |
Защита Отечества - долг каждого гражданина. Значение воинского долга. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.4 |
«Есть такая профессия – Родину защищать» Коллективный просмотр и обсуждение кинофильма В.А.Роговой «Офицеры» |
|
|
3 |
наблюдение |
2.5 |
Героические страницы России. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.6 |
Уроки мужества. Освобождение Москвы от поляков |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.7 |
Уроки мужества. Победа русских моряков у мыса Синоп.
|
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.8 |
Уроки мужества. Битва под Москвой. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.9 |
Уроки мужества. Падение Измаила. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.10 |
Уроки мужества. День защитника Отечества. |
|
|
1 |
наблюдение |
2.11 |
Уроки мужества «Отечественная война 1812 года». |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.12 |
Уроки мужества. Полтавское сражение. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.13 |
Уроки мужества. Первая морская победа. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.14 |
Уроки мужества. Великое танковое сражение. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.15 |
Конституция РФ о военной службе. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.16 |
История армейского вооружения |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.17 |
Защита от оружия массового поражения. Виды оружия массового поражения. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.18 |
Средства индивидуальной защиты. Поражающие факторы оружия массового поражения. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.19 |
Виды и средства защиты от оружия массового поражения. Средства индивидуальной защиты - противогаз, респиратор. |
|
1 |
|
наблюдение |
2.20 |
Государственные награды и воинские отличия Российского государства |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.21 |
Психологическая подготовка в службе в Вооруженных силах |
|
1 |
|
наблюдение |
2.22 |
Государственные награды России. Кавалеры высоких наград. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.23 |
Герои города Усть-Катава. А.С. Головин. В.И. Клоков. С.Ф. Кондрин. И.А. Кукарин. Н.И. Феничев. |
|
1 |
|
Наблюдение, опрос |
2.24 |
Повторительно-обобщающий урок |
|
|
1 |
Наблюдение, опрос |
|
Итого: |
68 |
58 |
10 |
|
Календарный учебный график для группы 1.1 первого года обучения
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Патриот» на 2019-2020 учебный год
Учебная группа
|
Патриот |
Год обучения
|
первый |
Количество учащихся
|
13 |
Продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Патриот» |
34 недели |
Учебные периоды |
1 полугодие: 16 недель 2 полугодие: 18 недель |
Начало учебного года
|
2 сентября 2019 г. |
Период комплектования учебной группы |
сентябрь |
Начало занятий |
5 сентября |
Конец учебного года
|
28 мая |
Зимние каникулы
|
28.12.2019 – 13.01.2020 |
Летние каникулы |
1.06. – 31.08.2020 |
Нерабочие праздничные дни в течение учебного года |
24 февраля, 9 марта, 1 мая |
Учебная нагрузка |
1 час в неделю |
Объем программы первого года обучения |
34 часа |
Режим занятий |
1 раз в неделю по 1 часу, 34 занятия в год |
Продолжительность 1 учебного часа |
45 минут |
Адрес места осуществления образовательной деятельности |
Г.Усть-Катав, МКР-1, дом 11 |
Родительские собрания
|
2 раза в год |
Формы промежуточной аттестации |
опрос |
Сроки проведения промежуточной аттестации |
Конец первого, конец второго полугодий |
Календарный учебный график для группы 1.2 первого года обучения
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Патриот» на 2019-2020 учебный год
Учебная группа
|
Патриот |
Год обучения
|
первый |
Количество учащихся
|
18 |
Продолжительность реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Патриот» |
34 недели |
Учебные периоды |
1 полугодие: 16 недель 2 полугодие: 18 недель |
Начало учебного года
|
2 сентября 2019 г. |
Период комплектования учебной группы |
сентябрь |
Начало занятий |
5 сентября |
Конец учебного года
|
28 мая |
Зимние каникулы
|
28.12.2019 – 13.01.2020 |
Летние каникулы |
1.06. – 31.08.2020 |
Нерабочие праздничные дни в течение учебного года |
24 февраля, 9 марта, 1 мая |
Учебная нагрузка |
1 час в неделю |
Объем программы первого года обучения |
34 часа |
Режим занятий |
1 раз в неделю по 1 часу, 34 занятия в год |
Продолжительность 1 учебного часа |
45 минут |
Адрес места осуществления образовательной деятельности |
Г.Усть-Катав, МКР-1, дом 11 |
Родительские собрания
|
2 раза в год |
Формы промежуточной аттестации |
опрос |
Сроки проведения промежуточной аттестации |
Конец первого, конец второго полугодий |
Материально-техническое обеспечение по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Патриот»
№ |
Наименование оборудования |
Количество единиц |
|
Печатные пособия |
|
1 |
Плакаты |
5 |
|
Технические средства обучения |
|
1 |
Мультимедийный проектор |
1 |
2 |
Экран настенный |
1 |
3 |
Акустическая система |
1 |
|
Информационно-коммуникационные средства (программные средства) |
|
1 |
Операционная система |
1 |
2 |
Антивирусная программа |
1 |
3 |
Программа для видеомонтажа |
1 |
|
Мебель |
|
1 |
Стол |
2 |
2 |
Парты |
15 |
3 |
Стулья мягкие |
3 |
|
Методические материалы |
|
1 |
Борисов Н.С. История России. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2015; |
1 |
2 |
Быков А. К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2007; |
1 |
3 |
Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история XX – нач.XXI в. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2013; Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»; |
1 |
4 |
Левандовский А.А. История России XVIII- XIX в. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2012; Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»; |
1 |
5 |
Волобуев О.В., Пономарев М.В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Дрофа, 2012; Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»; |
1 |
6 |
Левандовский А.А. История России XX- нач. XXI в. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2013; Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации». |
1 |
|
Информационное обеспечение (аудио-, видео-, фото-, интернет источники) |
|
1 |
Электронный ресурс http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича предназначен для учителей истории и права. http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны. http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания". http://pari1977.narod.ru/index.htm - сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны. http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны. http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт учителя истории Бочарова А.Ю. http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И. http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. http://russia.rin.ru/ Русский биографический словарь Образовательные стандарты http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11 -o.pdf Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе |
12 |
Список литературы
- Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. Методика организации и проведения военно-полевых сборов. — А.: 2005;
- Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007;
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. М.: «Эксмо», 2007;
- Кузнецов И.Н. История России. Школьный курс в таблицах и схемах. 2-е изд.- Минск, «Букмастер», 2013;
- Кузнецов И.Н. История России. Школьный курс в таблицах и схемах. 5-е изд. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013;
- Шефов Н. А. Хроника российской истории XIX –XXI в. – М.: «Вече», 2006;
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Экзамен по схеме. – М.: Эксмо, 2007;
- Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах. М.Ю. Дуда. – Минск: Букмастер: Кузьма, 2012.
- История России в схемах и таблицах. Учебное пособие. С.И. Алексеев, Б.Ф. Мазуров. – Москва «Вентана- Граф», 2013.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.