Содержание
1.Паспорт программы …………………………………………………………2
2. Введение………………………………………………………………….….3
3.Актуальность программы …………………. ………………………………5
4.Основные принципы программы………………………………………….. 6
5.Основные направления программы ………………………………………..6
6.Формы работы ………………………………………………….....................7
7.Этапы реализации программы ……………………………………………...8
8.Основное содержание программы …………………………………………9
9.Целевые ориентиры………………………………………………………….15
10.Список литературы…………………………………………………………17
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа духовно-нравственного воспитания «Делай добро» |
Разработчики программы |
Методист |
Основные цели программы |
• Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям. • Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.
|
Задачи программы |
• Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников. • Воспитание чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через компетентностный подход в образовании. • Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании. • Способствовать повышению значения семейных ценностей. • Приобщение к культуре и традициям русского народа.
|
Участники реализации программы
|
• Дети • Педагоги • Родители • Социум |
|
|
Методическое обеспечение программы.
|
Материально-технический ресурс: -фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников; -компьютер, интерактивная доска - для проведения занятий. Кадровый ресурс: - педагоги ДОУ; -уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе. Организационный ресурс. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности. Информационно-методический ресурс: - Ростовский областной музей краеведения - Библиотека им. А.И.Куприна - Музей боевого пути восьмой воздушной армии (МБОУ «Школа№40») -МБУ ДО Октябрьского района города Ростова-на-Дону «Центр дополнительного образования детей» |
Источники финансирования |
Привлечение внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты
|
В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления: • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений; • о духовных и нравственных ценностях; • о ценностном отношении к окружающему их миру; • об истории и культуре своей страны; • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание; |
Ожидаемые конечные результаты
|
Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
|
Актуальность программы «Делай добро»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовнонравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.
Основные принципы программы:
1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного города; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Основные направления программы:
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:
• формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
• восприятие литературных произведений;
• эстетическое развитие детей;
• сотрудничество семьи и ДОУ
• обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы работы:
С детьми: |
|
Организованная образовательная деятельность; |
|
|
Беседы; |
|
|
Прогулки; |
|
|
Наблюдения; |
|
|
Игры; |
|
|
Праздники; |
|
|
Литературные вечера, досуги; |
|
|
Экскурсии; |
|
|
Выставки; |
|
|
Чтение художественной литературы; |
|
|
Встречи с интересными людьми |
С кадрами: |
|
Методические объединения; |
|
|
Педагогические советы; |
|
|
Семинары; |
|
|
Консультации; |
|
|
Анкетирование; |
|
|
Обмен опытом; |
|
|
Самообразование; |
|
|
Курсы повышения квалификации; |
|
|
Взаимопосещения; |
|
|
Открытые просмотры; |
|
|
Мастер-классы; |
|
|
Участие в конкурсах разных масштабов. |
С родителями |
|
Родительские собрания; |
|
|
Дни открытых дверей; |
1. Диагностический:
• Выявление затруднений участников Программы; Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
1. Теоретическое исследование:
• Изучение теоретических вопросов; Предварительная работа, сбор материалов; Организация работы творческих групп.
1. Практическая часть:
• Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;
• Наработка практического материала;
• Установление взаимосвязи с социальными институтами.
• Разработка и реализация проектов.
1. Подведение итогов работы:
• Выступление с опытом работы на методических объединениях, защита проектов.
Основное содержание программы «Делай добро».
Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи,
Тематические блоки:
Наименовани е блока |
Основные темы |
Задачи |
Формы работы |
I Ты и я |
«Мой детский сад» «Моя семья» «Все на белом свете солнышкины дети» «Вглядись в себя – сравни с другими»
«Я и моё имя»
«Чем мы похожи, чем отличаемся»
|
- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость. - Повысить педагогическую культуру родителей - Гармонизовать детскородительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства |
- изучение семей, семейных традиций - создание альбомов о семье -тестирование; -анкетирование; -опрос; -творческие работы; -педагогические наблюдения; -беседы. -составление генеалогических деревьев; - проведение совместных вечеров, праздников |
II Мой любимый город |
История города |
- Формировать у детей понятие о принадлежности к |
- Чтение художественной литературы |
|
Достопримечательност и города
«Тепло родного дома»
|
своему городу, сознание себя как личностигражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного города;
|
- совместные экскурсии, - творческие работы; - проекты; - выставки; - семейные чтения; - создание фотоальбомов «Путешествие по городу» - участие в акциях - участие в концертах - изготовление макета города, - разучивание стихотворений, песен |
III Обучение и труд рядом идут |
Профессии
«В труде человек хорошеет» |
- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; - Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей;
|
- чтение художественной литературы; - участие в субботниках; - создание фотоальбома «Профессия моих родителей» - сюжетноролевые игры; - продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка; |
|
|
|
самообслуживание , дежурство - участие в смотрахконкурсах - создание предметноразвивающей среды |
IV Ростов-наДону - мой город |
История происхождения города Ростова-на-Дону
Природа Ростовской области
Достопримечательност и города Ростова-наДону
По святым местам Ростовской области
|
-Формировать представления о родном крае;
-Расширять знания о природе родного края;
-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного края;
-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;
|
- создание фотоальбома - беседы - выставки сотворчества - проведение консультаций, родительских собраний - чтение художественных произведений
- проведение досугов -виртуальные экскурсии, презентации
|
V Дорога добра |
«Доброе слово, что ясный день»
|
- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;
|
- беседы - чтение художественной литературы
|
|
«Дружим с добрыми словами»
«Подари другому радость»
«Добрым жить на белом свете веселей»
Чего в других не любишь, того не делай сам
День добрых дел |
-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;
-Способствовать формированию эмоциональноположительных интонаций в речевом общении;
-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;
-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;
|
- театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций -создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя» - проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека» - анкетирование
- разучивание стихотворений, песен |
VI Я - Россиянин |
Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);
Сохраним и приумножим растительный и животный мир России
«Мы соберем дружный хоровод» |
- Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;
-Воспитывать бережное отношение к природе;
- Приобщать детей к духовному наследию русского народа;
|
- беседы - чтение художественной литературы - рассматривание альбомов, карт, репродукций - участие в конкурсах - педагогические проекты - продуктивная |
|
«С русским задором по русским просторам»
Мы помним и гордимся
Традиции народных праздников
Любимые сказки
«Я имею право…!»
«Наши соседи» |
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;
- Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;
- Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; - Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;
|
деятельность - проведение тематических праздников - ООД - познавательные праздники, досуги - ярмарки - сюжетноролевые игры - встречи с интересными людьми - народные игры |
VII Братья наши меньшие |
«Домашний любимец»
«Дружок»
«Мы с тобой одной крови»
«Не проходите мимо»
|
-Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;
-Формировать основы поведения в обращении с животными;
-Учить оказывать помощь животным; |
- создание книги «Наши питомцы» -беседы о бездомных животных - проведение акций -чтение художественных произведений о животных |
|
«Села птичка на окошко»
«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»
Что бы сделал я
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
|
|
- ООД -создание презентаций -создание песочной анимации «Пропала собака» -показ спектаклей -выставки рисунков -составление рассказов -решение проблемных ситуаций
|
VIII Природа – наш дом |
«Природа родного города»
«Солнце, воздух и вода»
«Давай пройдёмся медленно по лугу…»
«Не навреди»
«Дорогою добра» |
-Воспитывать гуманное отношение к природе;
- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде |
-показ презентаций - беседы - чтение художественной литературы - ООД - театрализация по мотивам сказок - игры - проведение акций - разучивание стихотворений, |
Целевые ориентиры
Младший дошкольный возраст |
|
Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи |
|
|
Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах |
|
|
Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым |
|
|
Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи |
|
|
Формирование начал экологической культуры |
Средний дошкольный возраст |
|
Осознание принадлежности к своему городу, национальности |
|
|
Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку |
|
|
Воспитание положительного отношения |
|
|
к труду, желания трудиться |
|
|
Развитие способности верить в себя и в свои возможности |
|
|
Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней |
Старший дошкольный возраст |
|
Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству |
|
|
Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины |
|
|
Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться |
|
|
Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества |
|
|
Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения |
Список литературы
1. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании дошкольников. [Текст] / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11.
- С. 17-24.
2. Авраменко, О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы [Текст] / О.В. Авраменко. - Елец, 2001. - 152 с.
3. Андросова, М.А. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М.А. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 13-15.
4. Аничикова, Т.П. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст]
/ Т.П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.
- 2008. - №4. - С. 55-62.
5. Антонова, Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка - дошкольника к национальной культуре и традициям [Текст] / Т.В.
Антонова Детский сад от А до Я. - 2005. - №6. - С. 35-40.
6. Аполлонова, К.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / К.А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. - М., 2012. - №5-6. - С. 12-18; С 14-20.
7. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. - М., 2000. - 329 с.
8. Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012.
- С. 9-13.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.