Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Оценка 4.9

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Оценка 4.9
pdf
12.03.2024
Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Programma-duhovno-nravstvennogo-vospitanija-Delaj-dobro.pdf



 

 

                                                               Содержание

 

   1.Паспорт программы …………………………………………………………2

   2. Введение………………………………………………………………….….3

   3.Актуальность программы …………………. ………………………………5

   4.Основные принципы программы………………………………………….. 6

   5.Основные направления программы ………………………………………..6

   6.Формы работы ………………………………………………….....................7

   7.Этапы реализации программы ……………………………………………...8

   8.Основное содержание программы …………………………………………9

   9.Целевые ориентиры………………………………………………………….15

   10.Список литературы…………………………………………………………17

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа духовно-нравственного воспитания «Делай добро»

Разработчики программы

Методист

Основные цели программы

       Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям.

       Возрождение лучших отечественных традиций духовно-нравственного воспитания.

 

Задачи программы

       Становление духовно-нравственных ценностей у воспитанников.

       Воспитание  чувства почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру через  компетентностный подход в образовании.

       Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в духовно-нравственном воспитании.

       Способствовать повышению значения семейных ценностей.

       Приобщение к культуре и традициям русского народа.

 

 

 

Участники реализации программы

 

 

       Дети

       Педагоги

       Родители

       Социум

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Материально-технический ресурс:

-фото – видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, интерактивная доска - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

- педагоги ДОУ;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

-                     Ростовский областной музей краеведения

-                     Библиотека им. А.И.Куприна

-                     Музей боевого пути восьмой воздушной армии (МБОУ «Школа№40»)

-МБУ ДО Октябрьского района  города Ростова-на-Дону «Центр дополнительного образования детей»

Источники финансирования

Привлечение внебюджетных средств

Ожидаемые результаты

 

 

 

 

 

 

 

В результате реализации программы у воспитанников сформируются следующие представления:

       о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

       о духовных и нравственных ценностях;

       о ценностном отношении к окружающему их миру;

       об истории и культуре своей страны;

       проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание;

 

Ожидаемые конечные результаты

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование воспитательного процесса в соответствии с данной программой, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы «Делай добро»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Смещение акцентов в развитии маленьких детей в  сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Также одной из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовнонравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным  воспитательным процессом  и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Основные принципы программы:

 

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2.Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4.Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного города; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5.Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

 

Основные направления программы:

 

Система     духовно      –        нравственного     воспитания          включает    следующие направления:

       формирование духовности  дошкольников через отношение к живой и неживой природе;

       восприятие литературных произведений;

       эстетическое развитие детей;

       сотрудничество семьи и ДОУ

       обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.

Формы работы:

С детьми:

Организованная образовательная деятельность;

 

Беседы;

 

Прогулки;

 

Наблюдения;

 

Игры;

 

Праздники;

 

Литературные вечера, досуги;

 

Экскурсии;

 

Выставки;

 

Чтение художественной литературы;

 

Встречи с интересными людьми

С кадрами:

Методические объединения;

 

Педагогические советы;

 

Семинары;

 

Консультации;

 

Анкетирование;

 

Обмен опытом;

 

Самообразование;

 

Курсы повышения квалификации;

 

Взаимопосещения;

 

Открытые просмотры;

 

Мастер-классы;

 

Участие в конкурсах разных масштабов.

С родителями

Родительские собрания;

 

Дни открытых дверей;

 

1.     Диагностический:

       Выявление затруднений участников Программы; Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

1.     Теоретическое исследование:

       Изучение теоретических вопросов;          Предварительная работа, сбор материалов;        Организация работы творческих групп.

1.     Практическая часть:

       Разработка и принятие Программы, оформление пособий,;

       Наработка практического материала;

       Установление взаимосвязи с социальными институтами.

       Разработка и реализация проектов.

1.     Подведение итогов работы:

       Выступление с опытом работы на методических объединениях, защита проектов.

 

 

 

 

 

Основное содержание программы «Делай добро».

 

Программа включает в себя 8 блоков на основе сотрудничества, сотворчества, совместного поиска ДОУ, семьи,  

 

 

Тематические блоки:

 

Наименовани

е

блока

Основные темы

Задачи

Формы работы

I Ты и я

«Мой детский сад»

«Моя семья»

«Все на белом свете солнышкины дети»

«Вглядись в себя – сравни с другими»

 

 

«Я и моё имя»

 

 

«Чем мы похожи, чем отличаемся»

 

- Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидульность, особенность, неповторимость. - Повысить педагогическую культуру родителей - Гармонизовать детскородительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства

-                 изучение семей, семейных традиций

-                 создание альбомов о семье -тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-творческие работы;

-педагогические  наблюдения; -беседы. -составление генеалогических деревьев; - проведение совместных вечеров, праздников

II Мой любимый

город

 

История города

- Формировать у детей понятие о принадлежности к

- Чтение художественной литературы

 

 

 

Достопримечательност и города

 

 

«Тепло родного дома»

 

 

 

своему городу, сознание себя как личностигражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного города;

 

-                     совместные экскурсии,

-                     творческие работы; - проекты;

-                     выставки;

-                     семейные чтения; - создание фотоальбомов «Путешествие по городу»

-                     участие в акциях

-                     участие в концертах

-                     изготовление макета города, - разучивание стихотворений, песен

III Обучение и труд рядом идут

Профессии

 

«В труде человек хорошеет»

- Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; - Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других

людей;

 

 

 

 

 

 

-                     чтение художественной литературы;

-                     участие в субботниках; - создание фотоальбома «Профессия моих родителей» - сюжетноролевые игры; - продуктивная деятельность:

рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

 

 

 

 

самообслуживание , дежурство

-                 участие в смотрахконкурсах

-                 создание предметноразвивающей среды

IV Ростов-наДону  - мой город

История  происхождения города Ростова-на-Дону

 

Природа Ростовской области

 

 

Достопримечательност и города Ростова-наДону

 

 

 

 

По святым местам

Ростовской области  

 

-Формировать представления о родном крае;

 

-Расширять знания о природе родного края;

 

-Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного края;

 

 

-Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

 

 

 

-                 создание фотоальбома - беседы

-                 выставки сотворчества - проведение консультаций, родительских собраний - чтение художественных произведений

 

 

 

-                 проведение досугов -виртуальные экскурсии, презентации

 

V Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день»

 

 

- Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

 

 - беседы - чтение художественной литературы

 

 

 

 

«Дружим с добрыми словами»

 

 

«Подари другому радость»

 

«Добрым жить на

белом свете веселей»

 

 

 

 

Чего в других не любишь, того не делай сам

 

 

 

День добрых дел

-Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

 

-Способствовать формированию эмоциональноположительных интонаций в речевом общении;

 

 

-Формировать умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

 

-Воспитывать желание совершать хорошие поступки;

 

-                 театрализация по мотивам сказок - игры

-                 проведение акций -создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя» - проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»

-                 анкетирование

 

 

 

-                 разучивание стихотворений, песен

VI Я -

Россиянин

Обойди весь свет, краше Родины нет! (знакомство с символами, флагом, гербом);

 

Сохраним и приумножим растительный и животный мир России

 

«Мы соберем дружный хоровод»

-                 Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

 

 

-Воспитывать бережное отношение к природе;

 

-                 Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

 

-                 беседы - чтение художественной литературы - рассматривание альбомов, карт, репродукций

-                 участие в конкурсах

-                 педагогические проекты - продуктивная

 

 

 

«С русским задором по русским просторам»

 

Мы помним и гордимся

 

Традиции народных праздников

 

Любимые сказки

 

«Я имею право…!»

 

«Наши соседи»

-                     Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

 

-                     Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

 

-                     Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; - Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

 

 

 

 

 

деятельность - проведение тематических праздников

-                     ООД

-                     познавательные праздники, досуги

-                     ярмарки

-                     сюжетноролевые игры

-                     встречи с интересными людьми

-                     народные игры

VII Братья наши меньшие

«Домашний любимец»

 

«Дружок»

 

«Мы с тобой одной крови»

 

«Не проходите мимо»

 

-Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;

 

-Формировать основы поведения в обращении с животными;

 

-Учить оказывать помощь животным;

-                     создание книги

«Наши питомцы»

-беседы о бездомных животных

-                     проведение акций -чтение художественных произведений о животных

 

 

«Села птичка на окошко»

 

«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей»

 

 

Что бы сделал я

 

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

 

 

 

- ООД

-создание презентаций -создание песочной анимации

«Пропала собака» -показ спектаклей

-выставки рисунков

-составление рассказов -решение проблемных ситуаций

 

 

 

 

 

VIII Природа – наш дом

«Природа родного города»

 

«Солнце, воздух и вода»

 

«Давай пройдёмся медленно по лугу…»

 

«Не навреди»

 

«Дорогою добра»

-Воспитывать гуманное отношение к природе;

 

- Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении

и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде

-показ презентаций

-                     беседы - чтение художественной литературы

-                     ООД

-                     театрализация по мотивам сказок - игры

-                     проведение акций

-                     разучивание стихотворений,

 

 

                                              Целевые ориентиры

Младший дошкольный возраст

Осознание своей индивидуальности, представления себя как члена семьи

 

Формирование доброжелательности, любознательности, дружелюбия, эмоциональной отзывчивости ребёнка на состояние близких людей, участие вместе со взрослыми в добрых делах

 

Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым

 

Развитие способности решать проблемы и преодолевать неудачи

 

Формирование начал экологической культуры

Средний дошкольный возраст

Осознание принадлежности к своему городу, национальности

 

Формирование гуманного и культурного поведения, соблюдение моральных норм, доброжелательных отношений между детьми. Пробуждение бережного отношения к своему языку

 

Воспитание положительного отношения

 

 

к труду, желания трудиться

 

Развитие способности верить в себя и в свои возможности

 

 

Формирование представлений о природе родного края и гуманного отношения к ней

Старший дошкольный возраст

Осознание принадлежности к своему народу, республике, государству

 

Формирование гуманного и культурного поведения, толерантного сознания. Активное участие в жизни города, осознание себя как личности – гражданина своей «малой» родины

 

Воспитание уважения к людям труда, формирование потребности трудиться

 

Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества

 

Формирование экологической культуры, развитие экологического мышления и творческого воображения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.        Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании дошкольников. [Текст] / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - №11.

-           С. 17-24.

2.        Авраменко, О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы [Текст] / О.В. Авраменко. - Елец, 2001. - 152 с.

3.        Андросова, М.А. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению [Текст] / М.А. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 13-15.

4.        Аничикова, Т.П. Приобщение к истокам русской народной культуры [Текст]

/ Т.П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

-           2008. - №4. - С. 55-62.

5.        Антонова, Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка -  дошкольника к национальной культуре и традициям [Текст] / Т.В.

Антонова  Детский сад от А до Я. - 2005. - №6. - С. 35-40.

6.        Аполлонова, К.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре [Текст] / К.А. Аполлонова // Дошкольное воспитание. - М., 2012. - №5-6. - С. 12-18; С 14-20.

7.        Бакланова, Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. - М., 2000. - 329 с.

8.        Бережнова, О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения [Текст] // Образование и общество. - №12. - 2012. 

- С. 9-13.

 

 

 

 

 

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Содержание 1.Паспорт программы …………………………………………………………2 2

Содержание 1.Паспорт программы …………………………………………………………2 2

Задачи программы •

Задачи программы •

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты

Актуальность программы «Делай добро»

Актуальность программы «Делай добро»

Основные принципы программы: 1

Основные принципы программы: 1

Основные направления программы:

Основные направления программы:

Консультации; 

Консультации; 

Изучение теоретических вопросов; 

Изучение теоретических вопросов; 

I Ты и я «Мой детский сад» «Моя семья» «Все на белом свете солнышкины дети» «Вглядись в себя – сравни с другими» «Я и моё…

I Ты и я «Мой детский сад» «Моя семья» «Все на белом свете солнышкины дети» «Вглядись в себя – сравни с другими» «Я и моё…

Достопримечательност и города «Тепло родного дома» своему городу, сознание себя как личностигражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного…

Достопримечательност и города «Тепло родного дома» своему городу, сознание себя как личностигражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностя м, культуре и истории родного…

III Обучение и труд рядом идут

III Обучение и труд рядом идут

IV Ростов-наДону - мой город

IV Ростов-наДону - мой город

Дружим с добрыми словами» «Подари другому радость» «Добрым жить на белом свете веселей»

Дружим с добрыми словами» «Подари другому радость» «Добрым жить на белом свете веселей»

VI Я - Россиянин Обойди весь свет, краше

VI Я - Россиянин Обойди весь свет, краше

С русским задором по русским просторам»

С русским задором по русским просторам»

VII Братья наши меньшие «Домашний любимец» «Дружок» «Мы с тобой одной крови» «Не проходите мимо» -Воспитывать чувство милосердия к блудным животным; -Формировать основы поведения в…

VII Братья наши меньшие «Домашний любимец» «Дружок» «Мы с тобой одной крови» «Не проходите мимо» -Воспитывать чувство милосердия к блудным животным; -Формировать основы поведения в…

VIII Природа – наш дом «Природа родного города» «Солнце, воздух и вода» «Давай пройдёмся медленно по лугу…» «Не навреди» «Дорогою добра» -Воспитывать гуманное отношение к…

VIII Природа – наш дом «Природа родного города» «Солнце, воздух и вода» «Давай пройдёмся медленно по лугу…» «Не навреди» «Дорогою добра» -Воспитывать гуманное отношение к…

Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым 

Воспитание бережного отношения к труду, желания оказать помощь взрослым 

Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества 

Развитие ощущения себя успешной личностью, индивидуального и творческого самовыражения в различных видах творчества 

Т.П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

Т.П. Аничикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024