Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №7» с. Старомарьевка
Грачёвского муниципального района Ставропольского края РФ
Программа по этнокультурному воспитанию учащихся
«Мой многонациональный край»
Программа разработана учителем английского языка высшей квалификационной категории
Акобян Асмик Тельмановной
Программа предусмотрена для 5-11 классов
С. Старомарьевка, 2019г
«… Для России … национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».
Президент Российской Федерации
Владимир Владимирович Путин
Цель программы :
Воспитание у подрастающего поколения доброжелательного отношения, уважения к традициям людей разных национальностей, а также привить гордость и уважение к своим корням.
Задачи :
Ø формирование уважения и интереса к различным культурам и народам, населяющим Ставропольский край;
Ø развитие творческих способностей, формирование основ национального мышления;
Ø развитие патриотических чувств у подрастающего поколения.
Пояснительная записка
1. Актуальность проблемы
В последнее время отмечается бурное возрождение этнонациональных процессов, охватывающих все аспекты общественной деятельности. Решение проблемы этноса относится к числу глобальных мировых проблем. Эта проблема актуальна особенно в нашем многонациональном государстве. Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его материального и духовного наследия.
И не случайно, что уже несколько лет как проводиться Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», прирученный ко Дню народного Единства, цель, которого является способствование укреплению общероссийской гражданской идентичности.
Школа не может оставаться в стороне от этих процессов, и обязана тщательно и всесторонне изучить проблему этнокультурного развития и организации образования в соответствии с изменениями не только в экономических условиях но и с учетом особых национальных эффектов. Одна из задач формирования этнической культуры - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Конечно, понятие патриотизм выходит за рамки национального, часто приобретает государственный колорит, но изначально географически локализуется по месту рождения и социальной среды на ранних этапах жизни человека. В настоящее время понятие «патриотизм» также отражает гражданскую позицию человека и в то же время защиту национальных интересов. Патриотизм рассматривается как неотъемлемая черта этничности, естественное свойство личности. Он начинается с любви к матери, красоте родных мест и перерастает в чувство гордости за свою Родину, за своих людей, перерастает в настоящее проявление патриотических убеждений и чувств через поступки. Правильно организованный процесс патриотического воспитания устраняет этноцентрические тенденции, развивает представление о том, что такое родина. На основе понимания культурной уникальности своего народа ученик формирует в себе интернационализм, гражданственность и гуманизм.
Построение воспитательного процесса на этнокультурных традициях придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, нравственно-духовной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции, в частности, пробуждают в учениках генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, значительно повышают эффективность образовательного процесса.
Этническая культура, построенная на целостности, согласованности мировоззрения, способствует формированию гармоничного и целостного индивида.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания через посещения музеев, национальных общин, исторических мест и организацию мероприятий посвященных дружбе народов.
Вся история России - это история освоения новых земель, история присоединения новых народов, история взаимоотношений этносов. Сила России — в ее народе, в ее многонациональности.
2. Знакомство с этническими группами и диаспорами Ставропольского края
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России!
[Тарабукин Максим, ученик 11 класса МОУ "СОШ" с.Деревянск]
Россия - многонациональная страна, где проживают около 200 народов и этнических групп. Именно поэтому вопросы межнациональных отношений являются главными для нашего общества. Это видно по первым строкам Конституции Российской Федерации. В Преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле…» (статья 42)
Ставропольский край тоже является многонациональным регионом. Диаспоры Ставрополья и их национально – культурные организации становятся активными участниками этнополитических процессов в крае и во всем северокавказском регионе. В крае действует 20 НКА (национально – культурные автономии) которые представляют народы Дагестана, армян, греков, немцев, корейцев, туркмен. Зарегистрировано 70 национально – культурных организаций, включая славянские (на начало 2003).
Сегодня на фоне глобализации мировой интерес к диаспорам как к социально-политическому и этнокультурному феномену чрезвычайно возрастает. Растущая роль и влияние диаспоры становится чрезвычайно важным явлением на международной арене. Диаспора может способствовать реализации внешнеполитических целей государства. В качестве мобилизованных групп с сильным чувством идентичности диаспоры могут играть свою роль, как во внутренней, так и в международной политике. Более того, многие исследователи миграционных процессов говорят, что помимо их финансовой и материальной ценности диаспоры приносят интеллектуальный, политический, социальный и культурный капитал, связывающий родное государство с принимающим государством во всем мире.
Доказано что знакомство с историей и национальными традициями разных народов, живущих в России, помогает воспитать любовь не только к России, но и к своим корням, к своей нации, что помогает воспитанию толерантного отношения к представителям других наций. Каждая национальность, сохраняя свои традиции и культуру, вносит свою "лепту" в развитие общей культуры той страны, где проживает.
Старомарьевка также является многонациональным населённым пунктом. Она населена армянами, лезгинами, даргинцами, чеченцами, азербайджанцами, табасаранцами... Каждый год социальный педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка Хохлова Валентина Федотовна проводит анкетирование среди учащихся нашей школы. Вот как выглядит национальный состав школы за последние 3 года.
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2019г
№п/п |
Национальность |
% |
1. |
Русские |
61,7 |
2. |
Армяне |
23,5 |
3. |
Даргинцы |
4,1 |
4. |
Чеченцы |
1,1 |
5. |
Аварцы |
1,5 |
6. |
Лезгины |
3,9 |
7. |
Азербайджанцы |
1,2 |
8. |
Цыгане |
1,5 |
9. |
Табасаранцы |
0,7 |
10. |
Ассирийцы |
0,1 |
11. |
Туркмены |
0,2 |
12. |
Карачаевцы |
0,3 |
13. |
Сирийцы |
0,1 |
Итого |
742 учащихся |
100 |
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2018г
№п/п |
Национальность |
% |
1. |
Русские |
61,2 |
2. |
Армяне |
23,6 |
3. |
Даргинцы |
3,8 |
4. |
Чеченцы |
1,0 |
5. |
Аварцы |
1,0 |
6. |
Лезгины |
4,1 |
7. |
Азербайджанцы |
2,1 |
8. |
Цыгане |
0,9 |
9. |
Табасаранцы |
0,7 |
10. |
Сирийцы |
0,1 |
11. |
Туркмены |
0,3 |
Итого |
734 учащихся |
100 |
Национальный состав учащихся МКОУ СОШ №7
с. Старомарьевка на 01.09.2017г
№п/п |
Национальность |
% |
1. |
Русские |
62,9 |
2. |
Армяне |
23,3 |
3. |
Даргинцы |
4,4 |
4. |
Чеченцы |
0,8 |
5. |
Аварцы |
1,4 |
6. |
Лезгины |
3,8 |
7. |
Азербайджанцы |
1,7 |
8. |
Табасаранцы |
0,07 |
9. |
Другие |
0,98 |
Итого |
709 учащихся |
100 |
Основой воспитательной работы являются проектно-исследовательский метод и коллективное творческое дело. Особенно привлекает и то, что на уроках и кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение различных культур, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Одним из любимых ежегодных фестивалей, организованных завучем по организационной части МКОУ СОШ №7 Чвалун Галиной Леонидовной, являются утренники, посвященные дружбе народов Кавказа. Учащиеся школы независимо от национальной принадлежности с огромным удовольствием принимают участия, представляя тот или иной народ Кавказа.
В 2018-2019 учебном году Агаекян Сабрина Аветиковна, ученица 9 класса написала исследовательскую работу «Роль диаспор в политической, экономической и культурной жизни государства». (Научный руководитель Акобян А. Т.) Цель данной работы изучение истории возникновения различных диаспор и их роли в жизни государств. В своей работе она доказала выдвинутую гипотезу: диаспоры играют уникальную роль в международных отношениях, потому что они находятся между двумя странами, разделяют две культуры, имеют эмоциональные инвестиции в двух странах и сохраняют социальные связи в двух обществах.
В том же учебном году Акинин Михаил Дмитриевич, ученик 11 класса провел исследовательскую работу по теме «История и развитие русско- армянских отношений на примере села Старомарьевка». (Научный руководитель Акобян А. Т.) С данной работой он выступил на Международном конкурсе «Лестница наук», проходящем в подмосковном городе Электрогорск, и занял второе призовое место. А также, третье призовое место в краевом конкурсе исследовательских работ, организованных Малой Академией Наук города Ставрополь.
Данные работы опубликованы в сети интернет и в печатных изданиях, в том числе в научном журнале для старшеклассников и учителей «Международный школьный научный вестник».
https://school-herald.ru/ru/article/view?id=933
https://school-herald.ru/ru/article/view?id=937
3. Ожидаемые результаты:
Ø формирование в обучающихся гражданственности, любви к Родине, социальной культуре;
Ø развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциалов личности ребёнка;
Ø воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Ø понимание взаимосвязи искусства, истории и литературы народов, населяющих наш край.
Таким образом, этнокультурное воспитание школьников, которое приобрело особую актуальность в настоящее время, обеспечивает формирование этнокультурной самоидентификации. Оно является необходимой основой духовно-нравственного формирования личности и условием интеграции в мировую культуру. Процесс формирования этнокультурной личности от восприятия этнической культуры до вовлечения в активную этнокультурную деятельность должен быть придан системообразующий характер.
Программа по этнокультурному воспитанию учащихся 5-11 классов
«Мой многонациональный край»
Сроки |
Виды деятельности |
Задачи |
1 класс. «Мой дом, моя семья» |
||
Сен-тябрь |
1. Экскурсия по деревне. 2. Проектная деятельность «Мой дом» с применением элементов народного творчества. 3. Экскурсия по школьному музею «Кавказ наш общий дом».
|
Знакомство с сельскими достопримечательностями и с народами, населяющими с. Старомарьевка |
Ок-тябрь |
1. 1.Выставка картин «Моя малая Родина». 2. Рассказ «Происхождение моей семьи». 3. Исследовательская работа «Древо моей семьи» |
Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми; рассказ о своих корнях. Воспитывать в детях любовь и уважение к семье, к своей малой Родине и побуждение интереса к своей исторической Родине. |
Но-ябрь |
1. День Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма. 2. Возложение цветов на Еврейской могиле на окраине с. Старомарьевка 3. Посещение памятника неизвестного солдата в с. Старомарьевка 4. Участие в акции «Большой этнографический диктант» |
Классный час по теме «Мы против фашизма», ознакомление учащихся с событиями 1938г, получившими название «Хрустальная (стеклянная) ночь». Облагораживание еврейской могилы. |
Де-кабрь |
1. Посещение новогодних концертных мероприятий, организованными национально культурными организациями города Ставрополь. 2. Фольклорный праздник, организованный учащимся.
|
Ознакомление учащихся с культурой народов, населявших наш край, через посещения мероприятий, организованных диаспорами. Армянская национально - культурная организация «Наири», региональная национально-культурная автономия немцев «Видергебурт», Краевое НКО славян , Ставропольская краевая молодежная общественная организация греков "Эллас", центр культуры народов Дагестана, " Грузинская национально-культурная автономия в г.Ставрополе «Имеди»… |
Ян-варь |
1.Развлекательное мероприятие «Рождество. Традиции и обычаи моего народа». 2.Викторина «Народы, населявшие мой край, мое село».
|
Сбор информации о проведении Рождества у разных народов. Организация мероприятий с традиционными блюдами народов, подаваемых на рождественский стол. |
Фе-враль |
1. 1. Исследовательская работа «Я « Я будущий защитник Родины » 2. 2. Участие в фестивале военной песни на разных языках.
|
Выяснить, что знают дети о службе в армии. Как относятся мальчики к тому, что им предстоит служба в Российской армии. |
Март |
1.Семейные посиделки «Три девицы под окном». 2. Поездка в краеведческий музей в город Ставрополь. 3.Фольклорный праздник (обрядовые песни) |
Познавательно-развлекательная программа с мамами, бабушками и учащимся. Знакомство с традициями разных народов. Когда и как отмечаются дни женщин и матерей у разных народом. |
Ап-рель |
1. Ежегодный интернациональный фестиваль «Кавказ - наш общий дом» 2. Экскурсия по историческим местам Ставрополя. |
Прививать интерес к традициям своего народа, учить замечать необычное в обычном, развивать художественный вкус. |
Май |
1.Исследовательская работа «Мои родственники – участники Великой Отечественной войны». 2. Возложение цветов на Еврейской моглена окраине с. Старомарьевка 3. Посещение памятника неизвестного солдата в с. Старомарьевка
|
Воспитание патриотических чувств к малой Родине и её жителям. Ознакомление с героями ВОв, представителями разных народов. Привитие любви и гордости к своему народу, к свои корням и к нашей общей Родине, к России. |
Список Информационных источников
Консультанты :
1. Чвалун Галина Леонидовна - учитель географии, завуч по организаторской части МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка, создатель школьного музея «Кавказ- наш общий дом».
2. Акинина Елена Викторовна – учитель русского языка и литературы
3. Хохлова Валентина Федотовна- соц. педагог МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
4. Представители разных народов, жители с. Старомарьевка.
Литература и интернет источники:
1. Б. Т. Аванесов «Армянская община города Ставрополя (1808- 1918гг). Ставрополь 2001г
2. Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы А839 Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов- на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012. – 416 с. – ISBN 978-5-4358-0030-2
3. Ефим Файнер «"Евреи Ставрополья. История в документах и фактах"
4. В. Бентковского, Г.Н. Прозрителева, А.С. Собриевского, А.И. Твалчрелидзе «Памятные книжки Ставропольской губернии»
5. Герман Беликов «Старый Ставрополь». Ставрополь 2009
6. Герман Беликов «Ставрополь – врата Кавказа».
7. Robin Cohen “Global Diasporas” second edition. First published 2008
Приложение
Утренники, посвященные дружбе народов Кавказа,
в МКОУ СОШ №7 с. Старомарьевка
Выставка национальных подворий, отражающая историю, традиции своего народа - национальная одежда, блюда традиционной кухни, музыкальные инструменты, предметы быта, национальный обряд или элемент народного праздника и многое другое в Грачевском районе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.