Программа по географии для 8 класса
Оценка 4.6

Программа по географии для 8 класса

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
география
8 кл
25.01.2022
Программа по географии для 8 класса
Программа по географии для 8 класса. По учебнику Алексеева.В программе представлены основные разделы, тематическое и поурочное планирование.
программа 8 кл..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ИМЕНИ УЧЕНОГО В.З. ВЛАСОВА»

Г. ТАРУСА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

                                                  УТВЕРЖДАЮ:

                                                                    Директор МБОУ СОШ №2

                                                                          ____________Е. М. Фомина

                                                            «    »  августа  20        г.

 

Принята                                                                                                                     

на педагогическом совете школы                                          

Протокол №    от «    » августа 20       г.                          

                                                                                                        

  

 

 

 

 

 Тематическое планирование

 курса География 8 классов с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы

 

 

 

 Коротковой Е. В.

учителя географии

и биологии

высшей категории

 

 

                                                                                                                                              

 

 

 

 

 

 

Таруса  20         год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные:

-       Формирование гармонично развитой личности, знающей и любящей свою страну, ощущающей себя преемником культурного наследия и духовных традиций России;

-       Формирование  активной гражданской позиции, патриотизма, самостоятельности в решении возникающих проблем;

-       Становление словесно-логического и образного мышления, формирование географической культуры;

-       Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;

-       Воспитание уважения к истории и культуре своей страны и населяющим ее народам, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного  поведения в российском пространстве.

Метапредметные:

-       Регулятивные – самостоятельное определение целей, составление и реализация планов собственной деятельности.

-       Коммуникативные продуктивное взаимодействие с учащимися, с учителями, с респондентами (при социологических опросах).

-       Рефлексивные оценка собственных действий, в том числе с учетом нравственных критериев и социальных последствий.

Предметные:

-       Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

-       Развитие представлений о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления;

-       Создание образа своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира;

-       Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.

 

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик научится:

1) знать/ понимать:

~       географическое положение России на карте мира, гра­ницы, пограничные государства, моря, омывающие стра­ну, крайние точки России;

~       положение России на карте часовых поясов;

~       административно-территориальное деление России;

~       историю формирования и заселения территории России;

~       вклад исследователей, путешественников, землепроход­цев в освоение территории России;

~       численность, плотность и воспроизводство населения России;

~       особенности естественного движения населения;

~       основные направления миграций;

~       состав трудовых ресурсов;

~       национальный и религиозный состав населения России;

~       особенности размещения населения;

~       типы поселений;

~       связь рельефа с тектоническим строением;

~       закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

~       факторы, определяющие особенности климата России;

~       основные климатические пояса и типы климата России;

~       влияние климатических условий на жизнь и хозяй­ственную деятельность населения России;

~       меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

~       особенности морей, омывающих берега России;

~       ресурсы морей и их использование человеком;

~       крупнейшие речные системы и озера страны;

~       границу распространения многолетней мерзлоты;

~       меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

~       основные типы почв, их размещение по территории страны;

~       особенности земельных ресурсов и их рациональное ис­пользование;

~       состав и структуру хозяйства России;

~       основные факторы размещения отраслей хозяйства;

~       важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

~       главные промышленные и сельскохозяйственные райо­ны России;

~       главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

~       изменения в экономике России и своей области;

~       природные зоны России;

~       особенности природно-хозяйственных зон;

~       влияние природных условий на жизнь, быт и хозяй­ственную деятельность населения;

~       пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

~       что такое территориальная организация общества;

~       что такое Всемирное наследие;

~       объекты Всемирного природного и культурного насле­дия России.

 Называть и (или) показывать:

~       предмет изучения географии России;

~       основные средства и методы получения геогра­фической информации:

~       субъекты Российской Федерации;

~       пограничные государств;

~       особенности   географического  положения,   раз­меры территории, протяженность морских и сухо­путных границ России;

~       границы часовых поясов:

~       основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

~       климатообразующие факторы, особенности  по­годы в циклонах и антициклонах;

~       распределение рек страны  по бассейнам  океа­нов;

~       основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:

~       зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

~       основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

~       важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие,   районы   нового  освоения,   старопромыш­ленные и депрессивные:

~       народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

~       примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

~       объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

~       районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);

~       экологически неблагополучные районы России:

~       маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

 

2. Определять (измерять):

~       географическое положение объектов;

~       разницу в поясном времени территорий;

~       погоду по синоптической карте;

~       параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

~       географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-географическое, геополитическое и т. д.);

~       образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

~       особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

~       роль   географических   знаний в   решении   социально-экономических,   экологических проблем страны;

~       влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;

~       образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

~       образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

~       влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

~       как составляют прогноз погоды;

~       распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

~       почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;

~       причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

~       разнообразие природных комплексов на терри­тории страны;

~       различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;

~       изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;

~       особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

~       роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

~       уникальность и общечеловеческую ценность па­мятников природы и культуры;

~       причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

~       особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;

~       объяснять причины географических явлений  на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

 

 

 

Содержание учебного курса «География России» 8 класс  

В рабочую программу внесены следующие изменения:

1.  Раздел «Природа » увеличен с 17 часов до 24  часов в связи с подробным изучением природы России,  вопросы которой больше нигде не изучаются.

2.   Раздел «Хозяйство» расширен для изучения с 15 до 19 часов за счет резерва времени, в связи с повышенным уровнем трудности

3.   Раздел «Природно-хозяйственные зоны» увеличен на 1 час за счет резерва времени.  

 

Тема 1. Россия в мире (5 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

Практикум (4).

  1. Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России. Ориентирование по физической карте России.
  2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
  3. Сравнение способов райони­рования (природного и экономического).
  4. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

 

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естест­венный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности насе­ления. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плот­ность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум (5) .

  1. Анализ графиков рождаемости и смерт­ности в России.
  2. Построение графика численности населе­ния своего района (области).
  3. Анализ половозрастных пи­рамид России и отдельных ее регионов.
  4. Анализ карты народов России.
  5. Выявление на основе опроса рейтинга про­фессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

 

Тема 3. Природа (24 ч)

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум (3)

  1. Описание рельефа России по плану.
  2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.
  3. Изуче­ние по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные истори­ческие периоды.

 

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство.

Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум (4) 

1.     Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории России.

2.     Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.

3.     Оценка климатических условий отдель­ных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

4.     Ана­лиз агроклиматических ресурсов своей местности для раз­вития сельского хозяйства.

 

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум (2).

  1. Обозначение на контурной карте мо­рей, омывающих берега России.
  2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Мор­ские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (1) (Учимся с «Полярной звездой»). Решаем проблему: преобразо­вание рек.

Практикум (3)

  1. Обозначение на контурной карте круп­ных рек России.
  2. Описание одной из рос­сийских рек с использованием тематических карт; выявле­ние возможностей ее хозяйственного использования.  
  3. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум (2)  

  1. Анализ земельных и почвенных ресур­сов по картам атласа.
  2. Ознакомление с образцами почв своей местности.

 

Тема 4. Хозяйство (19 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыноч­ных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратье­ва». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «от­расль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Практикум (1)

1.    Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности».

 

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особеннос­ти топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.

Практикум (1) 

1.     Установление основных факторов разме­щения предприятий черной и цветной металлургии.

 

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Сос­тав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум (1)

1.     Составление характеристики машино­строительного предприятия своей местности.

 

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышлен­ного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (1)  (Учимся с «Полярной звездой»). Агропромышленный комп­лекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

 

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум (2)

1.     Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны.

2.     Установле­ние по материалам периодической печати проблем сельс­кого хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Практикум (1)

  1. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Практикум (1)

1.     Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населе­ния на примере вашей местности.

 

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум (3)

1.    Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России».

2.    Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с се­вера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны Рос­сии» Приложения.

3.    Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (при­родная зона по выбору).

 

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава. Особенности та­ежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум (1)

  1. Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

 

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика (1) Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного на­следия России — наш нравственный долг»

Учебно-тематический план

№ раздела

Наименование раздела

Всего часов

Практические работы

По программе

По рабочей программе

 

Введение.

1

1

-

1

Россия в  мире.

5

5

4

2

Россияне

10

10

5

3

Природа

17

24

13

4

Хозяйство

15

19

4

5

Природно-хозяйственные зоны

6

7

3

6

Наше наследие

2

2\2

 

Итого

70

68

30

 

 


                                                                                                                                             

Календарно-тематическое планирование 8 класс география

№ урока

дата

8А/8Б классы

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

практическая работа

 

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

1

 

Введение. Что изучает география России

 

 

 

 

Тема 1.  Россия в мире (5 ч)

 

2

 

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Входной контроль

Выявлять особенности географическо­го положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризу­ющие географическое положение Рос­сии. Сравнивать географическое поло­жение и размеры государственной тер­ритории России с географическим положением и размерами территорий других государств. Определять границы РФ и приграничных государств по фи­зической и политической картам и наносить их на контурную карту. Срав­нивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Искать и отбирать информацию, рационально исполь­зовать инструменты и технические сред­ства информационных технологий. Выявлять влияние географического положения России на её климат и жизнь россиян. Сравнивать географическое положение своего района с более север­ным и более южным районами-соседями. Оценивать выгоды географического положения России с учётом её северно­го положения. Формулировать, аргумен­тировать и отстаивать своё мнение

П/р 1 Обозначение на контурной карте госу­дарственной границы России.

 

 

 

Международный день охраны озонового слоя;

Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос»

3

 

Россия на карте часовых поясов. 

Определять положение России на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Определять раз­ницу между временем данного часового пояса и московским временем. Объяс­нять роль поясного, декретного време­ни в хозяйстве и жизни людей

 П/р 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов. Решение задач

 

 

4

 

Ориентирование по карте России. Районирование. 

Ориентироваться по карте относитель­но  крупных природных  объектов  и объектов, созданных человеком. Выяв­лять специфику разных видов райони­рования: географического, природного, экономического и административно-тер­риториального деления РФ. Определять субъекты РФ и их столицы по полити­ко-административной карте РФ. Опре­делять по карте состав и границы феде­ральных округов. Наносить на контур­ную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры. Обозначать на контурной карте границы федераль­ных округов, подписывать их названия и центры. Сопоставлять информацию из разных источников

П/р3 Ориентирование по физической карте России.

П/р 4  Сравнение способов райони­рования(природного и экономического).

 

 

5

 

Формирование территории России. Заселение террито­рии России. 

Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освое­ния на разных исторических этапах. Выявлять зависимость между географическим положением и государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяй­ственного освоения. Систематизиро­вать знания об освоении территории России с древнейших времен до наших дней в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

 

 

 

6

 

Обобщение по теме «Россия в мире». Тестовый контроль

 

 

 

Тема 2. Россияне (10 ч)

Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос»

7

 

Численность населения. Темпы роста численности насе­ления.

Определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных.  Опреде­лять  и  сравнивать  показатели  есте­ственного прироста населения России в разных частях страны, в своём реги­оне по статистическим данным. Наб­людать динамику численности населе­ния на основе анализа графика «Тем­пы роста населения России и демог­рафические кризисы в разные перио­ды». Строить и анализировать график изменения численности населения  в своём регионе по статистическим дан­ным. Прогнозировать темпы роста на­селения России и её отдельных терри­торий на основе статистических дан­ных.   Интерпретировать   и   обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важ­ной информацией, участвовать в об­суждении

П/р 5 Анализ графиков рождаемости и смерт­ности в России.

 

 

8

 

Население России. Воспроизводство населения.

Анализировать график рождаемости и смертности населения России в XX в. Сравнивать особенности традиционно­го и современного типов воспроизвод­ства населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным. Сравнивать показатели восп­роизводства населения России с пока­зателями воспроизводства населения других стран мира. Устанавливать при­чинно-следственные связи; строить логическое рассуждение

П/р 6 Построение графика численности населе­ния своего района (области).

 

 

 

9

 

«Демографический портрет» населения России. Учимся с «Полярной звездой»

Выявлять факторы, определяющие соот­ношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и воз­растной состав населения России по статистическим данным. Строить логи­ческое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продол­жительность жизни. Сравнивать сред­нюю прогнозируемую продолжитель­ность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по стати­стическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды разных территорий России, своего региона

 П/р 7 Анализ половозрастных пирамид в отдельных  регионах России

 

 

10

 

Мозаика народов.

Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России. Определять по карте особен­ности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административ­ным делением РФ. Определять основ­ные языковые семьи (индоевропейс­кая, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Определять современный религиозный состав насе­ления России, главные районы рас­пространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Наносить на контурную карту крупнейшие религи­озные центры российского правосла­вия, ислама, буддизма. Осознавать свою этническую принадлежность. Форми­ровать осознанное, доброжелательное отношение к традициям, языкам, ценностям народов России

.

 

 

11

 

Размещение населения. Проектное задание «Отношение к моему городу (селу) его жителей»

Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематически закономерности размещения населения  России.   Анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения.   Сопоставлять показатели плотности  населения своего региона проживания с показателями плотности населения других регионов России. Наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. Строить логи­ческое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных источников информации

П/р 8 «Нанесение на контурную карту главной полосы расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера

 

 

12

 

Города и сельские поселения. Урбанизация

 Определять типы поселений России и своего региона проживания. Харак­теризовать различия городского и сельского образа жизни. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистиче­ским данным. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим дан­ным. Определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по темати­ческой карте. Подготавливать и прово­дить презентации о влиянии урбаниза­ции на окружающую среду. Определять типы городов России по численности населения,  функциям,  роли в жизни страны. Определять типы городов сво­его региона.  Наносить на контурную карту крупнейшие города и  городские агломерации  России. Обсуждать соци­ально-экономические и экологические проблемы   крупных  городов  страны. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику,   роли   в   хозяйстве   страны. Организовывать и планировать учеб­ное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и со сверстника­ми. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных источников информа­ции. Рационально использовать инстру­менты и технические средства инфор­мационных технологий

 

.

 

13

 

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. Тестовый контроль

Определять типы и причины внут­ренних и внешних миграций. Подго­тавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграци­онных потоков на разных этапах исторического развития России. Оп­ределять основные направления сов­ременных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявлять на основе анализа карты влияние мигра­ций на изменение численности насе­ления регионов России. Интерпрети­ровать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обменивать­ся с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении

 

 

 

14

 

Россияне на рынке труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. 

Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения России. Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира. Уметь применять схемы для объяснения сути процессов и явлений. При работе в паре или группе обмениваться с партнером важной информацией, участвовать в обсуждении

П/р 9 Выявление на основе опроса рейтинга про­фессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

 

 

15

16

 

Обобщение знаний по теме «Население России». Выполнение проектного задания «Проблема занятости в нашем регионе. 10-ка профессий»

Выявлять особенности рынка труда своего места проживания.

 

 

 

Тема 3. Природа (24)

Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос»;

Осенний проект «Год Науки и технологии»

День заповедников и национальных парков;

Акция "День хороших оценок"

17

 

История развития земной коры. Геологическое лето­счисление.

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России. Определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картогра­фической, табличной и текстовой ин­формацией. Строить логическое рас­суждение и устанавливать связи и обобщения

 П/р 10 Работа с геохронологической таблицей и геологическими картами

 

 

.

 

 

18

 

Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры.

Определять особенности рельефа Рос­сии по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на террито­рии страны по тектонической карте России. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тематической кар­там. Составлять описание рельефа по карте

 П/р 11 Описание рельефа России по плану.

 

 

19

 

Современное развитие рельефа

П/р 12 Сравнитель­ная характери­стика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния при­родных усло­вий на жизнь и хозяйствен­ную деятель­ность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышен­ность - Хиби­ны или Север­ный Кавказ)

 

 

20

 

Рельеф: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.

Выявлять внешние процессы, оказыва­ющие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф. Определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты. Объяснять влияние челове­ческой деятельности на рельеф. Опре­делять и объяснять особенности рель­ефа своего региона. Устанавливать причинно-следственные связи. Выде­лять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Использо­вать инструменты и технические сред­ства информационных технологий

 

 

 

21

 

Полезные ископаемые России. Учимся с «Полярной звездой».

Выявлять зависимость между тектони­ческим строением, рельефом и раз­мещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных иско­паемых. В паре с одноклассником формулировать экологические пробле­мы, связанные с добычей полезных ископаемых России и проблемах их рационального использования. Рабо­тать индивидуально или в группе, обсуждать с одноклассниками получен­ные результаты. 

П/р 13 Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых

 

 

22

 

Общая характеристика климата России

Выявлять факторы, определяющие кли­мат России. Выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России. Определять по кар­те количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России. Анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах». Объяснять изменение количества сол­нечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года

 

 

 

23

 

Солнечная радиация

П/р 14 Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации

.

 

24

 

Солнечная радиация и времена года

 

 

 

25

 

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России.

Выявлять типы воздушных масс, вли­яющих на климат России. Наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе и своей местности. Объяснять влияние соседних территорий на климат России. Объяснять причинно-следственные связи возник­новения циклонов и антициклонов. Наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов

 

 

 

26

 

Атмосферные фронты, ци­клоны, антициклоны

 

 

 

27

 

Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой». Климат нашего региона

Анализировать  карту  климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунк­тов России. Выявлять закономерности распределения климатических показа­телей в зависимости от климатических поясов.  Определять по карте районы распространения разных типов клима­та на территории страны. Обозначать на контурной карте границы климати­ческих  поясов;   пункты,   в   которых были зафиксированы самая высокая и самая   низкая  температуры   воздуха, самое   большое   и   самое   маленькое количество  осадков.  Определять тип климата   по   описанию.   Составлять характеристику одной из климатичес­ких областей по плану. Анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха. Выявлять особенности расп­ределения температуры  и  осадков в своём   регионе.   Уметь   планировать последовательность  и  способ  дейст­вий при работе с картографической и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения

П/р 15 «Оценивание климатических условий России»

 

 

28

 

Как мы живем и работаем в нашем климате 

Оценивать климатические условия от­дельных регионов страны с точки зре­ния их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природ­ных условий на жизнь человека» терри­тории с наиболее и наименее благопри­ятными для проживания людей услови­ями. Подготавливать и обсуждать пре­зентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здо­ровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Опре­делять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям. Определять коэффициент увлажнения для  различных  территорий   России. Анализировать карту «Агроклимати­ческие ресурсы», определять наиболее благоприятные   для    выращивания сельскохозяйственных  культур  райо­ны России. Оценивать агроклимати­ческие  ресурсы  своего  региона для развития сельского хозяйства. Выяв­лять   особенности   неблагоприятных климатических явлений.   Определять районы их распространения на тер­ритории   страны   по тематическим картам.  Систематизировать знания о неблагоприятных климатических явле­ниях  в  таблице.   Подготавливать   и обсуждать презентации о роли мето­дов изучения и прогнозирования кли­матических явлений в жизни и хозяй­ственной деятельности человека.  Об­суждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропо­генных факторов

П/р 16 «Заполнение таблицы «Неблагоприятные климатические явления»

 

 

29

 

Климат своего региона. Обобщение знаний по теме  «Климат»

 

 

 

30

 

Проектная работа  по теме «Климат и климатические ресурсы».

 

 

 

31

 

 Стихийные природные явления на территории России, связанные с земной корой.

Определять территории распространения  стихийных природ­ных явлений по физической и темати­ческим картам.  Подготавливать и об­суждать презентации о различных ви­дах стихийных природных явлений в литосфере   и   правилах   безопасного поведения в  ситуациях,  связанных с их проявлениями. Объяснять взаимоза­висимости между особенностями лито­сферы, жизнью и хозяйственной дея­тельностью населения  России.  Уметь планировать последовательность и спо­соб действий при работе с картографической и текстовой информацией

 

 

 

32

 

Россия — морская держава. Особенности российских морей.

Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты. Со­ставлять описание моря по плану. Срав­нивать моря на основе физической карты. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических пробле­мах, о значении для России Северного морского пути

П/р 17 Обозначение на контурной карте мо­рей, омывающих берега России

 

 

33

 

Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.

Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять типы питания, режим, годовой сток, при­надлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам. Наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы. Подготавливать и обсуж­дать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предуп­реждении.

П/р 18 Описание одного из российских морей по типовому плану.

 

 

34

 

Реки России. Режим рек России.

Выявлять зависимость меж­ду режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематичес­ким картам. Составлять описание од­ной из рек по типовому плану. Опре­делять падение и уклон рек России (по выбору). Определять особенности использова­ния внутренних вод своего региона. Определять пути охраны и рациональ­ного использования водных ресурсов. Наносить на контурную карту круп­нейшие морские порты России. Использовать инструмен­ты и технические средства информа­ционных технологий

 П/р 19 Обозначение на контурной карте круп­ных рек России.

 

 

 

 

35

 

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России

Определять типы озёр по происхожде­нию озёрных котловин, солёности, размерам. Наносить на контурную карту крупные озёра России. Состав­лять описание одного из наиболее крупных озёр по плану. Уметь плани­ровать последовательность и способ действий при работе с картографи­ческой и текстовой информацией.

П/р 20 Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

 

 

36

 

Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники.

Опреде­лять по физической и тематическим картам и наносить на контурную кар­ту основные районы распространения болот, горного и покровного оледене­ний, многолетней мерзлоты.

 

 

 

37

 

Причины, по которым люди издревле селились на бере­гах рек и морей. Тестовый контроль

Подготавливать и обсуждать презента­ции о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её от­дельных территорий, своего региона.

Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Уста­навливать причинно-следственные свя­зи. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участ­вовать в обсуждении

П/р 21 Описание одной из рос­сийских рек с использованием тематических карт; выявле­ние возможностей ее хозяйственного использования.

 

 

 

38

 

Обобщение знаний по теме « Внутренние воды» «Учимся с «Полярной звездой»

 

 

39

 

Почва — особое природное тело. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края. 

Определять   механический   состав   и структуру почв,  их различие.  Выде­лять   на  типовой   схеме   почвенного профиля  основные  слои  почвы,  их особенности. Выявлять основные фак­торы   почвообразования.   Определять по тематической карте главные зональ­ные типы почв и закономерности их распространения на территории стра­ны.   Наносить  на  контурную  карту основные типы почв России. Опреде­лять почвенные горизонты,  свойства главных типов  почв,  сравнивать их строение и плодородие  по типовым схемам. Подготавливать и обсуждать презентации  об  изменении  почв ходе их хозяйственного использова­ния.  Наблюдать образцы почв своей местности,  выявлять  их свойства особенности хозяйственного исполь- зования. Определять   механический   состав   и структуру почв,  их различие.  Выде­лять   на  типовой   схеме   почвенного профиля  основные  слои  почвы,  их особенности. Выявлять основные фак­торы   почвообразования.   Определять по тематической карте главные зональ­ные типы почв и закономерности их распространения на территории стра­ны.   Наносить  на  контурную  карту основные типы почв России. Опреде­лять почвенные горизонты,  свойства главных типов  почв,  сравнивать их строение и плодородие  по типовым схемам. Подготавливать и обсуждать презентации  об  изменении  почв ходе их хозяйственного использова­ния.  Наблюдать образцы почв своей местности,  выявлять  их свойства особенности хозяйственного исполь- зования

 

 

 

40

 

Обобщение по теме «Почвы»

 

 

 

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7)

Областная конференция юношеских исследовательских работ «Природа Калужской области» памяти Н.С. и А.А. Ворониных;

 

Районная конференция В.З. Власова и Н.В, Богданова;

Акция "День хороших оценок"

 

41

 

 Зональность в природе и жизни людей.

Выявлять особенности географическо­го положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на контур­ную карту границы природных зон и высотную поясность, условными зна­ками показывать их природные ресур­сы. Сравнивать географическое поло­жение природных зон. Подготавли­вать и обсуждать презентации об осо­бо охраняемых территориях лесных зон. Выявлять взаимозависимости меж­ду компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антро­погенных ландшафтов и выявлять эко­логические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географи­ческим положением и характером высотной поясности различных горных систем России. Отбирать и анализировать необходи­мую информацию, делать выводы. Сопоставлять карту природных зон и график «Смена природных зон с севера на юг». Сравнивать природно-хозяйственные зоны России. Состав­лять характеристику природно-хозяй­ственной зоны по плану. Сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы. Анализировать карту «Зональная спе­циализация сельского хозяйства». Опи­сывать особенности жизни и хозяй­ственной деятельности людей в сельс­кой местности разных природных зон. Систематизировать знания о природ­ных зонах в таблице. Использовать средства информационных технологий

 

 

 

42

 

Северные безлесные зоны.

П/р 22 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану..

 

 

43

 

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава.

 П/р 23 Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (при­родная зона по выбору).

 

 

44

 

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон.

 

 

 

45

 

Южные безлесные зоны. Субтропики

 

 

 

46

 

Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны»

П/р 24 Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

 

 

 

47

 

Тестовый контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Хозяйство (19 ч)

Всемирный день городов (проект) на каникулах;

День Российской науки;

Акция "День хороших оценок"

48

 

Хозяйство России. Понятия «экономика» и «хозяйство».

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

 

                                        

 

 

 

49

 

Цикличность развития хозяйства. 

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области. Понятия отрасль хозяйства и межотраслевые комплексы.

 

 

 

50

 

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особеннос­ти топливной промышленности.

Топливно-энергетический комплекс, Топливная промышленность. Топливный баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение топливной промышленности. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения. Основные месторождения. Экологические проблемы отрасли, пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики. Типы электростанций. Размещение по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

 

 

 

51

 

Нефтяная и газовая промышленность.

 П.р 25 Нанесение основных топливно = энергетических баз , нефте- и газопроводов страны

 

 

52

 

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяй­стве страны.

 

 

 

53

 

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны.

История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры металлургии. Влияние металлургических заводов на окружающую среду и здоровье человека.

 П/р 26 Установление основных факторов разме­щения предприятий черной и цветной металлургии.

 

 

54

 

Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии.

 

 

 

55

 

Машиностроение — ключевая отрасль экономики.

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализировать карту основных центров автомобилест­роения. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоём­кого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности

П/р 27 Составление таблицы «География отраслей машиностроения»

 

 

56

 

Химическая промышленность. Состав химической про­мышленности.

Выявлять роль химической промыш­ленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определять по карте основные районы и центры химической промышленнос­ти, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализировать карту основных центров производства мине­ральных удобрений. Наносить на кон­турную карту основные центры хими­ческой промышленности. Приводить примеры негативного влияния на при­роду и здоровье человека химических производств

 

 

 

57

 

Лесопромышленный комплекс.

Выявлять направления использования древесины   в   хозяйстве,   её   главных потребителей. Определять по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромыш­ленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

 

 

 

58

 

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.

Анализировать схему «Отрасли сельс­кого хозяйства». Проводить сравни­тельный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохо­зяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать су­щественные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей эконо­мики. Характеризовать отрасль расте­ниеводства по плану. Определять по картам и эколого-климатическим по­казателям основные районы выращи­вания зерновых и технических куль­тур. Выяснять особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначать на контурной карте главные сельско­хозяйственные районы страны. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных техноло­гий. Работать в группе

 

 

 

59

 

Главные районы возделывания. Технические культуры.

 

 

 

60

 

Животноводство. Особенности животноводства России.

Определять по картам и эколого-кли­матическим показателям основные районы животноводства. Наносить на контурную карту основные животно­водческие районы. Выяснять специа­лизацию животноводства своего регио­на и перспективы его развития. Срав­нивать показатели сельскохозяйствен­ного производства России и некоторых стран мира, формулировать выводы. Осуществлять поиск данных в Ин­тернете Планировать последовательность и способ действий. Осуществлять смыс­ловое чтение. Строить логическое рас­суждение и устанавливать связи и обобщения, используя текст, схемы, карты. Составлять и анализировать схему «Структура АПК». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь.

П/р 28

 Состав АПК своего района.

 

 

61

 

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями.

Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышлен­ности в общем объёме промышленно­го производства на основе статистиче­ских данных. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспечен­ности населения отечественной про­дукцией пищевой и лёгкой промыш­ленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры раз­вития пищевой и лёгкой промышлен­ности. Приводить примеры предпри­ятий пищевой и лёгкой промышлен­ности своего района с указанием фак­торов их размещения. Выявлять вли­яние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую сре­ду. При работе в паре или группе обме­ниваться с партнёром важной инфор­мацией, участвовать в обсуждении

П/р 29 Обозначение на контурной карте глав­ных сельскохозяйственных районов страны

 

 

62

 

Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

 

 

 

63

 

Транспорт — «кровеносная» система страны.

Сравнивать различные виды транс­порта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажи­рооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окру­жающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять пре­имущества и недостатки железнодо­рожного и автомобильного транспор­та. Устанавливать по картам причи­ны ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю желез­нодорожного и автомобильного транс­порта в транспортной работе. Нано­сить на контурную карту главные железнодорожные магистрали России

П/р 30 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

 

 

 

64

 

Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт.

Выявлять преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Уста­навливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определять по статисти­ческим данным долю речного и морс­кого транспорта в транспортной рабо­те. Определять по материалам учебника преимущества и недостатки авиацион­ного транспорта. Определять по ста­тистическим данным долю авиацион­ного транспорта в транспортной рабо­те. Составлять характеристику одного из видов транспорта (по выбору)

П.р.31

 Нанесение на к.к. главных морских портов, судоходных каналов страны

 

 

65

 

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг.

Устанавливать долю сферы обслужива­ния в экономике России. Оценивать степень её развития. Составлять и ана­лизировать таблицу «Состав сферы обслуживания». Уметь применять схе­мы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и отби­рать информацию, использовать сред­ства информационных технологий Планировать последовательность и спо­соб действий. Строить логическое рас­суждение и устанавливать связи и обоб­щения, используя карты. Оценивать степень доступности сферы услуг свое­го региона. Систематизировать знания о сфере обслуживания своего региона в таблицах. Характеризовать особен­ности размещения и взаимосвязь предп­риятий сферы обслуживания своего региона. Подготавливать и обсуждать презентации об особенностях сферы услуг своего региона. Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём регионе. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий

 

 

 

66

 

Обобщение по теме« Хозяйство России». Тестовый контроль(итоговый)

Подбирать и систематизировать инфор­мацию по предложенным темам. Ус­танавливать причинно-следственные связи. Организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы. Формулировать, аргу­ментировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмени­ваться с партнёром важной информа­цией, участвовать в обсуждении. Оце­нивать результат, подводить итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Наше наследие (2/2 ч)

 

67

 

Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.

Оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капи­тал. Наносить на контурную карту объ­екты природного и культурного насле­дия России. Подготавливать и обсуж­дать презентации об объектах природ­ного и культурного наследия страны (по выбору)

 Разра­ботка проекта «Сохранение природного и культурного на­следия России — наш нравственный долг»

 

 

68

 

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.

 

 

 

69-70

 

Повторение

 

 

 

 

 

 


 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

России и их главные месторождения; ~ факторы, определяющие особенности климата

России и их главные месторождения; ~ факторы, определяющие особенности климата

Всемирного культурного и природного наследия

Всемирного культурного и природного наследия

Содержание учебного курса «География

Содержание учебного курса «География

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов

Практикум (4) 1. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории

Практикум (4) 1. Определение по картам закономернос­тей распределения солнечной радиации, средних темпера­тур января и июля, годового количества осадков по терри­тории

Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности»

Составление схемы «Виды предпри­ятий по формам собственности»

Главные железнодорожные и речные пути

Главные железнодорожные и речные пути

Учебно-тематический план № раздела

Учебно-тематический план № раздела

Календарно-тематическое планирование 8 класс география № урока дата 8А/8Б классы

Календарно-тематическое планирование 8 класс география № урока дата 8А/8Б классы

П/р3 Ориентирование по физической карте

П/р3 Ориентирование по физической карте

России. Определять по карте особен­ности размещения народов

России. Определять по карте особен­ности размещения народов

Тестовый контроль Определять типы и причины внут­ренних и внешних миграций

Тестовый контроль Определять типы и причины внут­ренних и внешних миграций

России. Тектонические структу­ры

России. Тектонические структу­ры

России. Выявлять типы воздушных масс, вли­яющих на климат

России. Выявлять типы воздушных масс, вли­яющих на климат

России, связанные с земной корой

России, связанные с земной корой

Тестовый контроль Подготавливать и обсуждать презента­ции о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства

Тестовый контроль Подготавливать и обсуждать презента­ции о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства

Богданова; Акция "День хороших оценок" 41

Богданова; Акция "День хороших оценок" 41

Цикличность развития хозяйства

Цикличность развития хозяйства

П/р 27 Составление таблицы «География отраслей машиностроения» 56

П/р 27 Составление таблицы «География отраслей машиностроения» 56

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности

Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг

Программа по географии для 8 класса

Программа по географии для 8 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022