МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ИМЕНИ УЧЕНОГО В.З. ВЛАСОВА»
Г. ТАРУСА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №2
____________Е. М. Фомина
« » августа 20 г.
Принята
на педагогическом совете школы
Протокол № от « » августа 20 г.
Тематическое планирование
курса География 8 классов с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
Коротковой Е. В.
учителя географии
и биологии
высшей категории
Таруса 20 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- Формирование гармонично развитой личности, знающей и любящей свою страну, ощущающей себя преемником культурного наследия и духовных традиций России;
- Формирование активной гражданской позиции, патриотизма, самостоятельности в решении возникающих проблем;
- Становление словесно-логического и образного мышления, формирование географической культуры;
- Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире;
- Воспитание уважения к истории и культуре своей страны и населяющим ее народам, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве.
Метапредметные:
- Регулятивные – самостоятельное определение целей, составление и реализация планов собственной деятельности.
- Коммуникативные – продуктивное взаимодействие с учащимися, с учителями, с респондентами (при социологических опросах).
- Рефлексивные – оценка собственных действий, в том числе с учетом нравственных критериев и социальных последствий.
Предметные:
- Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- Развитие представлений о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления;
- Создание образа своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира;
- Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик научится:
1) знать/ понимать:
~ географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
~ положение России на карте часовых поясов;
~ административно-территориальное деление России;
~ историю формирования и заселения территории России;
~ вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
~ численность, плотность и воспроизводство населения России;
~ особенности естественного движения населения;
~ основные направления миграций;
~ состав трудовых ресурсов;
~ национальный и религиозный состав населения России;
~ особенности размещения населения;
~ типы поселений;
~ связь рельефа с тектоническим строением;
~ закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
~ факторы, определяющие особенности климата России;
~ основные климатические пояса и типы климата России;
~ влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
~ меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
~ особенности морей, омывающих берега России;
~ ресурсы морей и их использование человеком;
~ крупнейшие речные системы и озера страны;
~ границу распространения многолетней мерзлоты;
~ меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
~ основные типы почв, их размещение по территории страны;
~ особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
~ состав и структуру хозяйства России;
~ основные факторы размещения отраслей хозяйства;
~ важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;
~ главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;
~ главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);
~ изменения в экономике России и своей области;
~ природные зоны России;
~ особенности природно-хозяйственных зон;
~ влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;
~ пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
~ что такое территориальная организация общества;
~ что такое Всемирное наследие;
~ объекты Всемирного природного и культурного наследия России.
Называть и (или) показывать:
~ предмет изучения географии России;
~ основные средства и методы получения географической информации:
~ субъекты Российской Федерации;
~ пограничные государств;
~ особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
~ границы часовых поясов:
~ основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
~ климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
~ распределение рек страны по бассейнам океанов;
~ основные области современного оледенения и крупные ледники:
~ зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
~ основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
~ важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
~ народы, наиболее распространенные языки, религии;
~ примеры рационального и нерационального размещения производства;
~ объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
~ районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
~ экологически неблагополучные районы России:
~ маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
2. Определять (измерять):
~ географическое положение объектов;
~ разницу в поясном времени территорий;
~ погоду по синоптической карте;
~ параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
~ географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
~ образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
~ особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:
~ роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
~ влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
~ образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
~ образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
~ влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
~ как составляют прогноз погоды;
~ распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
~ почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
~ причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
~ разнообразие природных комплексов на территории страны;
~ различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
~ изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
~ особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
~ роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
~ уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
~ причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
~ особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
~ объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «агломерация», «мегаполис», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
Содержание учебного курса «География России» 8 класс
В рабочую программу внесены следующие изменения:
1. Раздел «Природа » увеличен с 17 часов до 24 часов в связи с подробным изучением природы России, вопросы которой больше нигде не изучаются.
2. Раздел «Хозяйство» расширен для изучения с 15 до 19 часов за счет резерва времени, в связи с повышенным уровнем трудности
3. Раздел «Природно-хозяйственные зоны» увеличен на 1 час за счет резерва времени.
Тема 1. Россия в мире (5 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников
Практикум (4).
Тема 2. Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Практикум (5) .
Тема 3. Природа (24 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.
Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум (3)
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство.
Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум (4)
1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.
3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.
4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум (2).
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.
Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (1) (Учимся с «Полярной звездой»). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум (3)
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Практикум (2)
Тема 4. Хозяйство (19 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Практикум (1)
1. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.
Практикум (1)
1. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Практикум (1)
1. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.
Животноводство. Особенности животноводства России.
Географическая исследовательская практика (1) (Учимся с «Полярной звездой»). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Практикум (2)
1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны.
2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.
Практикум (1)
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Практикум (1)
1. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум (3)
1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России».
2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения.
3. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.
Практикум (1)
Тема 6. Наше наследие (4 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.
Географическая исследовательская практика (1) Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг»
Учебно-тематический план
№ раздела |
Наименование раздела |
Всего часов |
Практические работы |
|
По программе |
По рабочей программе |
|||
|
Введение. |
1 |
1 |
- |
1 |
Россия в мире. |
5 |
5 |
4 |
2 |
Россияне |
10 |
10 |
5 |
3 |
Природа |
17 |
24 |
13 |
4 |
Хозяйство |
15 |
19 |
4 |
5 |
Природно-хозяйственные зоны |
6 |
7 |
3 |
6 |
Наше наследие |
2 |
2\2 |
|
Итого |
70 |
68 |
30 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс география
№ урока |
дата 8А/8Б классы |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
практическая работа |
|
Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
1 |
|
Введение. Что изучает география России |
|
|
|
|
Тема 1. Россия в мире (5 ч) |
|
|||||
2 |
|
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Входной контроль |
Выявлять особенности географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение и размеры государственной территории России с географическим положением и размерами территорий других государств. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Искать и отбирать информацию, рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий. Выявлять влияние географического положения России на её климат и жизнь россиян. Сравнивать географическое положение своего района с более северным и более южным районами-соседями. Оценивать выгоды географического положения России с учётом её северного положения. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение |
П/р 1 Обозначение на контурной карте государственной границы России.
|
|
Международный день охраны озонового слоя; Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос» |
3 |
|
Россия на карте часовых поясов. |
Определять положение России на карте часовых поясов. Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем. Объяснять роль поясного, декретного времени в хозяйстве и жизни людей |
П/р 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов. Решение задач |
|
|
4 |
|
Ориентирование по карте России. Районирование. |
Ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком. Выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ. Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ. Определять по карте состав и границы федеральных округов. Наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры. Обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры. Сопоставлять информацию из разных источников |
П/р3 Ориентирование по физической карте России. П/р 4 Сравнение способов районирования(природного и экономического). |
|
|
5 |
|
Формирование территории России. Заселение территории России. |
Выявлять особенности формирования государственной территории России, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Выявлять зависимость между географическим положением и государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения. Систематизировать знания об освоении территории России с древнейших времен до наших дней в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
|
|
|
6 |
|
Обобщение по теме «Россия в мире». Тестовый контроль |
|
|
|
|
Тема 2. Россияне (10 ч) |
Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос» |
|||||
7 |
|
Численность населения. Темпы роста численности населения. |
Определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным. Наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды». Строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным. Прогнозировать темпы роста населения России и её отдельных территорий на основе статистических данных. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
П/р 5 Анализ графиков рождаемости и смертности в России. |
|
|
8 |
|
Население России. Воспроизводство населения. |
Анализировать график рождаемости и смертности населения России в XX в. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира. Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение |
П/р 6 Построение графика численности населения своего района (области).
|
|
|
9 |
|
«Демографический портрет» населения России. Учимся с «Полярной звездой» |
Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни. Сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным. Сравнивать половозрастные пирамиды разных территорий России, своего региона |
П/р 7 Анализ половозрастных пирамид в отдельных регионах России |
|
|
10 |
|
Мозаика народов. |
Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России. Определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России. Определять современный религиозный состав населения России, главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма. Осознавать свою этническую принадлежность. Формировать осознанное, доброжелательное отношение к традициям, языкам, ценностям народов России |
. |
|
|
11 |
|
Размещение населения. Проектное задание «Отношение к моему городу (селу) его жителей» |
Выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны. Выявлять по картам плотности населения, физической и другим тематически закономерности размещения населения России. Анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения. Сопоставлять показатели плотности населения своего региона проживания с показателями плотности населения других регионов России. Наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных источников информации |
П/р 8 «Нанесение на контурную карту главной полосы расселения и хозяйственного освоения, зоны Севера |
|
|
12 |
|
Города и сельские поселения. Урбанизация |
Определять типы поселений России и своего региона проживания. Характеризовать различия городского и сельского образа жизни. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте. Подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду. Определять типы городов России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Определять типы городов своего региона. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов страны. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения на примере разных источников информации. Рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий |
|
. |
|
13 |
|
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. Тестовый контроль |
Определять типы и причины внутренних и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
|
|
|
14 |
|
Россияне на рынке труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. |
Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения России. Сравнивать по статистическим данным величину трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира. Уметь применять схемы для объяснения сути процессов и явлений. При работе в паре или группе обмениваться с партнером важной информацией, участвовать в обсуждении |
П/р 9 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе. |
|
|
15 16 |
|
Обобщение знаний по теме «Население России». Выполнение проектного задания «Проблема занятости в нашем регионе. 10-ка профессий» |
Выявлять особенности рынка труда своего места проживания. |
|
|
|
Тема 3. Природа (24) |
Областной заочный этап ВС конкурса «Моя малая родина – природа, культура , этнос»; Осенний проект «Год Науки и технологии» День заповедников и национальных парков; Акция "День хороших оценок" |
|||||
17 |
|
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. |
Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России. Определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения |
П/р 10 Работа с геохронологической таблицей и геологическими картами
. |
|
|
18 |
|
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. |
Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тематической картам. Составлять описание рельефа по карте |
П/р 11 Описание рельефа России по плану. |
|
|
19 |
|
Современное развитие рельефа |
П/р 12 Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ) |
|
|
|
20 |
|
Рельеф: скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. |
Выявлять внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, формирующих рельеф. Определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты. Объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф. Определять и объяснять особенности рельефа своего региона. Устанавливать причинно-следственные связи. Выделять основную идею текста, делать самостоятельные выводы. Использовать инструменты и технические средства информационных технологий |
|
|
|
21 |
|
Полезные ископаемые России. Учимся с «Полярной звездой». |
Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых. В паре с одноклассником формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых России и проблемах их рационального использования. Работать индивидуально или в группе, обсуждать с одноклассниками полученные результаты. |
П/р 13 Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых |
|
|
22 |
|
Общая характеристика климата России |
Выявлять факторы, определяющие климат России. Выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России. Определять по карте количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России. Анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах». Объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года |
|
|
|
23 |
|
Солнечная радиация |
П/р 14 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации |
. |
|
|
24 |
|
Солнечная радиация и времена года |
|
|
|
|
25 |
|
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. |
Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат России. Наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе и своей местности. Объяснять влияние соседних территорий на климат России. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов. Наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов |
|
|
|
26 |
|
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны |
|
|
|
|
27 |
|
Зима и лето в нашей северной стране. Учимся с «Полярной звездой». Климат нашего региона |
Анализировать карту климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России. Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны. Обозначать на контурной карте границы климатических поясов; пункты, в которых были зафиксированы самая высокая и самая низкая температуры воздуха, самое большое и самое маленькое количество осадков. Определять тип климата по описанию. Составлять характеристику одной из климатических областей по плану. Анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха. Выявлять особенности распределения температуры и осадков в своём регионе. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения |
П/р 15 «Оценивание климатических условий России» |
|
|
28 |
|
Как мы живем и работаем в нашем климате |
Оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями. Подготавливать и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям. Определять коэффициент увлажнения для различных территорий России. Анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для выращивания сельскохозяйственных культур районы России. Оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства. Выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам. Систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о роли методов изучения и прогнозирования климатических явлений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов |
П/р 16 «Заполнение таблицы «Неблагоприятные климатические явления» |
|
|
29 |
|
Климат своего региона. Обобщение знаний по теме «Климат» |
|
|
|
|
30 |
|
Проектная работа по теме «Климат и климатические ресурсы». |
|
|
|
|
31 |
|
Стихийные природные явления на территории России, связанные с земной корой. |
Определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематическим картам. Подготавливать и обсуждать презентации о различных видах стихийных природных явлений в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями. Объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией |
|
|
|
32 |
|
Россия — морская держава. Особенности российских морей. |
Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты. Составлять описание моря по плану. Сравнивать моря на основе физической карты. Подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути |
П/р 17 Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России |
|
|
33 |
|
Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. |
Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам. Наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы. Подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. |
П/р 18 Описание одного из российских морей по типовому плану. |
|
|
34 |
|
Реки России. Режим рек России. |
Выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам. Составлять описание одной из рек по типовому плану. Определять падение и уклон рек России (по выбору). Определять особенности использования внутренних вод своего региона. Определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов. Наносить на контурную карту крупнейшие морские порты России. Использовать инструменты и технические средства информационных технологий |
П/р 19 Обозначение на контурной карте крупных рек России.
|
|
|
35 |
|
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России |
Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. Наносить на контурную карту крупные озёра России. Составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану. Уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией. |
П/р 20 Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). |
|
|
36 |
|
Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники. |
Определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты. |
|
|
|
37 |
|
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Тестовый контроль |
Подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона. Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
П/р 21 Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.
|
|
|
38 |
|
Обобщение знаний по теме « Внутренние воды» «Учимся с «Полярной звездой» |
|
|
||
39 |
|
Почва — особое природное тело. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края. |
Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Наносить на контурную карту основные типы почв России. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. Подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв ходе их хозяйственного использования. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства особенности хозяйственного исполь- зования. Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по тематической карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Наносить на контурную карту основные типы почв России. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. Подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв ходе их хозяйственного использования. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства особенности хозяйственного исполь- зования |
|
|
|
40 |
|
Обобщение по теме «Почвы» |
|
|
|
|
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7) |
Областная конференция юношеских исследовательских работ «Природа Калужской области» памяти Н.С. и А.А. Ворониных;
Районная конференция В.З. Власова и Н.В, Богданова; Акция "День хороших оценок"
|
|||||
41 |
|
Зональность в природе и жизни людей. |
Выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на контурную карту границы природных зон и высотную поясность, условными знаками показывать их природные ресурсы. Сравнивать географическое положение природных зон. Подготавливать и обсуждать презентации об особо охраняемых территориях лесных зон. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять причинно-следственные связи между географическим положением и характером высотной поясности различных горных систем России. Отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы. Сопоставлять карту природных зон и график «Смена природных зон с севера на юг». Сравнивать природно-хозяйственные зоны России. Составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану. Сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы. Анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства». Описывать особенности жизни и хозяйственной деятельности людей в сельской местности разных природных зон. Систематизировать знания о природных зонах в таблице. Использовать средства информационных технологий |
|
|
|
42 |
|
Северные безлесные зоны. |
П/р 22 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.. |
|
|
|
43 |
|
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. |
П/р 23 Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). |
|
|
|
44 |
|
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. |
|
|
|
|
45 |
|
Южные безлесные зоны. Субтропики |
|
|
|
|
46 |
|
Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны» |
П/р 24 Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.
|
|
|
|
47 |
|
Тестовый контроль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 5. Хозяйство (19 ч) |
Всемирный день городов (проект) на каникулах; День Российской науки; Акция "День хороших оценок" |
|||||
48 |
|
Хозяйство России. Понятия «экономика» и «хозяйство». |
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.
|
|
|
|
49 |
|
Цикличность развития хозяйства. |
Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области. Понятия отрасль хозяйства и межотраслевые комплексы. |
|
|
|
50 |
|
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. |
Топливно-энергетический комплекс, Топливная промышленность. Топливный баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение топливной промышленности. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения. Основные месторождения. Экологические проблемы отрасли, пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики. Типы электростанций. Размещение по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. |
|
|
|
51 |
|
Нефтяная и газовая промышленность. |
П.р 25 Нанесение основных топливно = энергетических баз , нефте- и газопроводов страны |
|
|
|
52 |
|
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. |
|
|
|
|
53 |
|
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. |
История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры металлургии. Влияние металлургических заводов на окружающую среду и здоровье человека. |
П/р 26 Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. |
|
|
54 |
|
Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. |
|
|
|
|
55 |
|
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. |
Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализировать карту основных центров автомобилестроения. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности |
П/р 27 Составление таблицы «География отраслей машиностроения» |
|
|
56 |
|
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. |
Выявлять роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определять по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализировать карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносить на контурную карту основные центры химической промышленности. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств |
|
|
|
57 |
|
Лесопромышленный комплекс. |
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определять по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявлять роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывать мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий |
|
|
|
58 |
|
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. |
Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Характеризовать отрасль растениеводства по плану. Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур. Выяснять особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначать на контурной карте главные сельскохозяйственные районы страны. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий. Работать в группе |
|
|
|
59 |
|
Главные районы возделывания. Технические культуры. |
|
|
|
|
60 |
|
Животноводство. Особенности животноводства России. |
Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Наносить на контурную карту основные животноводческие районы. Выяснять специализацию животноводства своего региона и перспективы его развития. Сравнивать показатели сельскохозяйственного производства России и некоторых стран мира, формулировать выводы. Осуществлять поиск данных в Интернете Планировать последовательность и способ действий. Осуществлять смысловое чтение. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя текст, схемы, карты. Составлять и анализировать схему «Структура АПК». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. |
П/р 28 Состав АПК своего района. |
|
|
61 |
|
Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. |
Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией пищевой и лёгкой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности. Приводить примеры предприятий пищевой и лёгкой промышленности своего района с указанием факторов их размещения. Выявлять влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении |
П/р 29 Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны |
|
|
62 |
|
Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. |
|
|
|
|
63 |
|
Транспорт — «кровеносная» система страны. |
Сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносить на контурную карту главные железнодорожные магистрали России |
П/р 30 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
|
|
|
64 |
|
Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. |
Выявлять преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю речного и морского транспорта в транспортной работе. Определять по материалам учебника преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определять по статистическим данным долю авиационного транспорта в транспортной работе. Составлять характеристику одного из видов транспорта (по выбору) |
П.р.31 Нанесение на к.к. главных морских портов, судоходных каналов страны |
|
|
65 |
|
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. |
Устанавливать долю сферы обслуживания в экономике России. Оценивать степень её развития. Составлять и анализировать таблицу «Состав сферы обслуживания». Уметь применять схемы для объяснения последовательности процессов и явлений. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий Планировать последовательность и способ действий. Строить логическое рассуждение и устанавливать связи и обобщения, используя карты. Оценивать степень доступности сферы услуг своего региона. Систематизировать знания о сфере обслуживания своего региона в таблицах. Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы обслуживания своего региона. Подготавливать и обсуждать презентации об особенностях сферы услуг своего региона. Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём регионе. Искать и отбирать информацию, использовать средства информационных технологий |
|
|
|
66 |
|
Обобщение по теме« Хозяйство России». Тестовый контроль(итоговый) |
Подбирать и систематизировать информацию по предложенным темам. Устанавливать причинно-следственные связи. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Оценивать результат, подводить итоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Наше наследие (2/2 ч) |
|
|||||
67 |
|
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. |
Оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал. Наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России. Подготавливать и обсуждать презентации об объектах природного и культурного наследия страны (по выбору) |
Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг» |
|
|
68 |
|
Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. |
|
|
|
|
69-70 |
|
Повторение |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.