КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова » ___________________И.П. Кашич «_____»_______________2022г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В.Гукова »
___________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД. 11ХИМИЯ
Профиль профессионального образования: технический
Профессия СПО: 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Уровень изучения: базовый
Форма обучения: очная
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «_____»_______2022г. №____
|
Ключи 2022
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 7 июня 2012 г. Регистрационный номер №24480 с учетом Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».
Организация-разработчик: КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
Разработчик: Сниткина И.Г., преподаватель
|
стр. |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
|
4 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
8 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
34 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
37 |
6. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ |
43 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО МинобрнаукиРоссии от 17.03.2015 № 06-259), с Уточнениями, одобренными Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» Протокол № 3 от 25 мая 2017 г.
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», укрупнённых групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:общеобразовательный цикл учебных дисциплин по выбору, формируемых изобязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля, уровень изучения – базовый.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
•формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания
для каждого человека;
•формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии
в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять
объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной,
культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
•развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную
позицию;
•приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания
и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Изучение химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования химия изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО и специальностями СПО технического и естественно-научного профилей профессионального образования, представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ.)
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
−чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР 9.Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
• метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основныхинтеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для
изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
-
использование различных источников для получения химической информации, умение
оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной
сфере;
· предметных:
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Содержание учебной дисциплины направлено на развитие общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Виды учебной работы |
Кол-во часов |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
114 |
в том числе практические занятия |
10 |
контрольные работы |
2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа |
57 |
Максимальная учебная нагрузка |
171 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
1 |
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование частей, разделов, |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся |
Самостоятельная работа |
Максимальная учебная нагрузка (часы) |
||
Всего часов * |
В т.ч. практические занятия, лабораторные работы (часы) |
Контрольные работы |
Всего часов **( В т.ч. индивидуальный проект) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Введение |
2 |
|
|
|
2 |
1. Общая и неорганическая химия |
70 |
|
|
|
|
1.1 Основные понятия и законы |
6 |
|
|
5 |
11 |
1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома |
8 |
|
|
5 |
13 |
1.3 Строение вещества |
10 |
|
|
6 |
16 |
1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация |
8 |
2 |
|
6 |
14 |
1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства |
12 |
|
|
5 |
17 |
1.6 Химические реакции |
14 |
|
|
5 |
19 |
1.7 Металлы и неметаллы |
12 |
4 |
1 |
6 |
18 |
2. Органическая химия |
42 |
|
|
|
|
2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений |
8 |
|
|
6 |
14 |
2.2 Углеводороды и их природные источники |
12 |
|
|
4 |
16 |
2.3 Кислородсодержащие органические соединения |
10 |
|
|
5 |
15 |
2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
12 |
4 |
1 |
4 |
16 |
Всего часов |
114 |
10 |
2 |
57 |
171 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
|
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Введение |
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования. Вид учебной деятельности: Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1. Общая и неорганическая химия |
|
70 |
1.1. Основные понятия и законы |
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Демонстрации Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии. Виды учебной деятельности Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, валентность, моль, молярная масса. молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения.Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
6 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома |
Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов — графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие. Лабораторный опыт 1.Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. Виды учебной деятельности Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.информация Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников
|
8 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.3. Строение вещества |
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. Демонстрации Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты 2.Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. 3. Получение эмульсии моторного масла. 4. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис. Виды учебной деятельности Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: химическая связь, электроотрицательность, валентность. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.и символика Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
|
10
|
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация |
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. Демонстрации Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения. Практическое занятие 1.Приготовление раствора заданной концентрации. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. Виды учебной деятельности Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями:вещество,растворы, электролит и неэлек тролит, электролитическая диссоциация. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников
|
8
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства |
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. Демонстрации Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа. Лабораторные опыты 5. Испытание растворов кислот индикаторами. 6. Взаимодействие металлов с кислотами. 7. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. 8. Взаимодействие кислот с основаниями. 9. Взаимодействие кислот с солями. 10. Испытание растворов щелочей индикаторами. 11. Взаимодействие щелочей с солями. 12. Разложение нерастворимых оснований. 13. Взаимодействие солей с металлами. 14. Взаимодействие солей друг с другом. 15. Гидролиз солей различного типа. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов. Виды учебной деятельности Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов.Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
12 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.6. Химические реакции |
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Демонстрации Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака. Лабораторные опыты 16. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 17. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. 18. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. 19. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. 20. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. Виды учебной деятельности Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями:степень окисления,окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенногоэксперимента. Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. |
14 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
1.7. Металлы и неметаллы |
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы — простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Демонстрации Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с йодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия. Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами. Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.). Лабораторные опыты 21. Закалка и отпуск стали. 22. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. 23. Распознавание руд железа. Практические занятия 2. Получение, собирание и распознавание газов. 3. Решение экспериментальных задач. Контрольное тестирование №1 по разделу 1.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты. Виды учебной деятельности Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов.Классифицикация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления.Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.Оценка влияния химического загрязнения окружающей средына организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. |
12
2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
2. Органическая химия |
|
42 |
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений |
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. Демонстрации Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. Лабораторный опыт 24. Изготовление моделей молекул органических веществ. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. Виды учебной деятельности Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений.Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.Установка признаков общего и различного в типологии реакцийдля неорганической и органической химии.Проведение самостоятельного поиска химической информациис использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
|
8 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
2.2. Углеводороды и их природные источники |
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Демонстрации Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена — гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства». Лабораторные опыты 25. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. 26. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В.В.Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция. Виды учебной деятельности Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения алканов и циклоалканов и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов.Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
|
12 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
2.3. Кислородсодержащие органические соединения |
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид. Демонстрации Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Лабораторные опыты 27. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). 28. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 29. Доказательство непредельного характера жидкого жира. 30. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). 31.Качественная реакция на крахмал. Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. Виды учебной деятельности Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения алканов и циклоалканов и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов.Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
|
10 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока.
|
|
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры |
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. Демонстрации Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты 32. Растворение белков в воде. 33. Обнаружение белков в молоке и мясном бульоне. 34. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. Практические занятия 4. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. 5. Распознавание пластмасс и волокон. Контрольное тестирование №2 по разделу 2.
Дифференцированный зачет.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. Виды учебной деятельности Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения алканов и циклоалканов и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. Объяснение сущности химических процессов.Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
|
12
2
2 |
Самостоятельная работа обучающихся |
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, дополнительных заданий). Работа с конспектом урока. |
|
ИТОГО |
|
114 |
Тематика индивидуальных проектов технологий и др.) |
· Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века. · Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации. · Современные методы обеззараживания воды. · Аллотропия металлов. · Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. · «Периодическому закону будущее не грозит разрушением…» · Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков. · Изотопы водорода. · Использование радиоактивных изотопов в технических целях. · Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. · Плазма — четвертое состояние вещества. · Аморфные вещества в природе, технике, быту. · Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды. · Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV). · Защита озонового экрана от химического загрязнения. · Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессио-нальной деятельности. · Косметические гели. · Применение суспензий и эмульсий в строительстве. · Минералы и горные породы как основа литосферы. · Растворы вокруг нас. Типы растворов. · Вода как реагент и среда для химического процесса. · Жизнь и деятельность С.Аррениуса. · Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. · Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. · Серная кислота — «хлеб химической промышленности». · Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля. · Оксиды и соли как строительные материалы. · История гипса. · Поваренная соль как химическое сырье. · Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. · Реакции горения на производстве и в быту. · Виртуальное моделирование химических процессов. · Электролиз растворов электролитов. · Электролиз расплавов электролитов. · Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия. · История получения и производства алюминия. · Электролитическое получение и рафинирование меди. · Жизнь и деятельность Г.Дэви. · Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство. · История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. · Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. · Инертные или благородные газы. · Рождающие соли — галогены. · История шведской спички. · История возникновения и развития органической химии. · Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова. · Витализм и его крах. · Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии. · Современные представления о теории химического строения. · Экологические аспекты использования углеводородного сырья. · Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья. · История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации. · Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия. · Углеводородное топливо, его виды и назначение. · Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. · Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. · Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем. · Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества. |
|
ВСЕГО |
|
171 |
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Химия»:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места – 30;
- рабочее место преподавателя;
- лаборантская комната;
- дидактический материал по всем разделам;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели производств, коллекции);
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
Оборудование для проведения лабораторных и практических работ:
- приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента;
- реактивы.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
5. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 42 с. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол №3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
6. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Ю. М. Ерохин, И. Б. Ковалева.-2-е изд., стер. –М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 448с.
Дополнительные источники:
1.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Ерохин Ю.М., Ковалева И.Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Ерохин Ю.М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
5. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Интернет-ресурсы:
www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).
www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).
Контролируемый результат (предметные, метапредметные результаты) |
Показатели оценки (поведенческие индикаторы) |
Методы и формы контроля |
Предметные результаты |
||
В каждую строку столбца вносятся предметные результаты, заявленные в рабочей программе |
Показатели формулируются для каждого результата в соответствии с представленными выше требованиями |
Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации |
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
|
- объясняет роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества; - использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; · объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; · экологически грамотного поведения в окружающей среде; · оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. |
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание). |
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
|
- осваивает важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии; - основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро; - основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику; - классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений; - природные источники углеводородов и способы их переработки; - вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
|
Текущий контроль (тестирование, устный и письменный опрос, индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
|
- выполняет химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений; - определяет возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценивает их последствия; - распознает и идентифицирует важнейшие вещества и материалы; - оценивает качество питьевой воды и отдельных пищевых продуктов.
|
Текущий контроль ( устный и письменный опрос, индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; |
- проводитрасчеты по химическим формулам и уравнениям реакций.
|
Текущий контроль (индивидуальное задание, просмотр и оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам). |
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; |
- владеет правилами безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
|
Оценка отчётов по практическим занятиям и лабораторным работам. Формализованное наблюдение за использованием знаний и умений в практической деятельности.
|
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
|
- осуществляет самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - критически оценивает достоверность химической информации, поступающей из различных источников. |
Текущий контроль (устный и письменный опрос, доклад, сообщение, индивидуальное задание, отчет). Формализованное наблюдение за навыками использования Интернет-ресурсов и пр. источников. |
Предметные и метапредметные результаты, проверяемые совместно |
||
На основе анализа связи и сопоставимости предметных и метапредметных результатов целесообразно объединить их в группы |
Показатели формулируются на основе ранее сформулированных |
Указываются методы и формы, установленные Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации |
- использование различных видов познавательной деятельности и основных Интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
|
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей. |
Лабораторные работы Практические занятия Семинары Учебно-практические конференции Конкурсы Олимпиады |
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
|
- проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); - использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; - критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников; - демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполненияпоставленных учебных задач; - соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. |
Подготовка рефератов, докладов, индивидуальных проектов, использование электронных источников. Наблюдение за навыками работы в глобальных, локальных информационных сетях. |
|
|
|
Метапредметные результаты, проверяемые через индивидуальный проект |
||
В каждую строку столбца вносятся метапредметные результаты, заявленные в рабочей программе и проверяемые через индивидуальный проект |
Показатели оценки индивидуального проекта и его защиты определены Положением об индивидуальном проекте
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
||
- умение ориентироваться в различных источниках химической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
||
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы |
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Личностные результаты * |
||
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами; |
проявлениегражданственности, патриотизма; -знаниеисториисвоей страны, достижений отечественныхучёных; -демонстрация сформированностимировоззрения, отвечающегосовременнымреалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
|
проявлениегражданственности, патриотизма; -знаниеисториисвоей страны, достижений отечественныхучёных; -демонстрация сформированностимировоззрения, отвечающегосовременнымреалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; |
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
проявлениегражданственности, патриотизма; -знаниеисториисвоей страны, достижений отечественныхучёных; -демонстрация сформированностимировоззрения, отвечающегосовременнымреалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ЛР 9.Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
|
-проявлениегражданственности, патриотизма; -знаниеисториисвоей страны, достижений отечественныхучёных; -демонстрация сформированностимировоззрения, отвечающегосовременнымреалиям;
|
Интерпретация результатов наблюдений задеятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
*Личностные результаты проверяются в ходе неперсонифицированного внутреннего мониторинга качества образования, проводимого в соответствии с графиком ПОО
6.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер страницы, дата внесения изменения |
Содержание внесенного изменения |
ФИО лица, внесшего изменение, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.