Программа по изобразительному искусству 5 - 9 классы (Неменский) ФГОС
Оценка 5

Программа по изобразительному искусству 5 - 9 классы (Неменский) ФГОС

Оценка 5
doc
13.02.2021
Программа по изобразительному искусству 5 - 9 классы (Неменский) ФГОС
ФГОС ИЗО 5-9 классы.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Холуй

 

 

«Принято»

на заседании

педагогического совета

 

протокол № ____от «___»_______20__ г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУСОШ с.Холуй

 

____________/Сироткин М.А../

ФИО

«___»____________20___г.

 

«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ с.Холуй

 

____________/Кузьмикова И.Ю.

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по искусству (изобразительное искусство)

основное общее образование

5 - 9 классы

срок реализации 5 лет

 

 

программа разработана:

преподаватель

изобразительного искусства

Туканова М.И.

 

2018г

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству  составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;

- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на текущий уч. год…

- «Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Холуй

- на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2014.

 

Цель программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.

 

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 

 Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном (образовательном)  плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 5 – 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 170  часов за курс.

 

2. Содержание учебного предмета

 

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе  вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках.

Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

 

Содержание программы для 5 класса  «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно- символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.

Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.

Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).

Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.

 Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

 Конструкция и декор предметов народного быта.

 Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

 Народные праздничные обряды.

 

Связь времен в народном искусстве Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.

Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово.

Роспись по металлу.

 Щепа.

Роспись по лубу и дереву.

Тиснение и резьба по бересте.

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время.  Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.

Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно- прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

 

Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

 Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.

 Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.

Современное выставочное искусство.

 Ты сам — мастер

 

Содержание программы для 6 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.

Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.

Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.

 Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре

 

Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

 Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

 Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.

 Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

 Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

 Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

 

 Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

 Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

 

Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

 Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения.

 Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

 

Содержание программы для 7 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

 

Изображение фигуры человека и образ человек. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека.

Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

 

Поэзия повседневности. Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.

Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.

Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.

Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.

 Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

 

 Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.

Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.

 Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.

Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.

 Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

 Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века.

 

Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.

Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

Искусство иллюстрации.

Слово и изображение.

Зрительские умения и их значение для современного человека.

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

Художественно-творческие проекты

 

Содержание программы для 8 класса «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.

 Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества.

Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

 

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

 Прямые линии и организация пространства.

Цвет – элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква – строка – текст

Искусство шрифта.

 Когда текст и изображение вместе

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов

Многообразие форм графического дизайна.

 

 В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств От плоскостного изображения – к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в градостроительстве.

Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно- дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне.

Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

Объект и пространство

От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое

Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля..

 Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность

Вещь как сочетание объемов и образ времени.

Форма и материал.

Цвет в архитектуре и дизайне.

Роль цвета в формотворчестве.

 

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.

Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.

Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.

Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.

Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно- парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.

Город сквозь времени страны

Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра

 Пути развития современной архитектуры и дизайна.

 Живое пространство города

Город, микрорайон, улица.

Вещь в городе и дома

Городской дизайн.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура

Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

Ты – архитектор!

Замысел архитектурного проекта и его осуществление.

 

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.

Живая природа в доме.

Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.

Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом – мой образ жизни

Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаем.

Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.

Мода, культура и ты

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

 Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.

Моделируя себя – моделируешь мир

 

Содержание программы для 9 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно- творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс-культуры, отделять искусство от его подделок. Практические творческие работы учащихся.

 

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально- эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.

Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.

Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

 Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.

Театральное искусство и художник.

Правда и магия театра.

Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

Сценография – искусство и производство.

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

 Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса!

 Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

 

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок – изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.

Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни.

 Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

 Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

 Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

 

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?  Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).

Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.

Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в него звука и цвета).

 Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего – режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимации (для рисованного фильма).

 Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.

От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

Бесконечный мир кинематографа.

 

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображении и образов.

 Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.

 Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.

Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.

 Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально- политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс-культуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.

 Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

Киноглаз, или Жизнь врасплох.

Телевидение, Интернет … Что дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины

 

. 3. Планируемые результаты

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

 

По окончании 5 класса:

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).

По окончании 6 класса:

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

 передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.

По окончании 7 класса:

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

•  анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.

По окончании 8 класса:

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.

По окончании 9 класс:

Выпускник научится:

• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;

• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;

• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма);

• применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;

• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;

• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.

 

4. Тематическое планирование

 

урока

раздел

тема

Кол-во часов

5 класс

 Декоративно-прикладное искусство в жизни человека  -  34 часа

 

Древние корни народного искусства

8

 

1

Древние образы в народном искусстве.

1

 

2

Убранство русской избы.

1

 

3

Внутренний мир русской избы.

1

 

4-5

Конструкция и декор предметов народного быта.

2

 

6         

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

1

 

7-8      

Народные праздничные обряды. Масленица.

2

 

 

Связь времен в народном искусстве

8

 

9-10

Древние образы в современных народных игрушках.

2

 

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

 

12       

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.         

1

 

13

Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.

2

 

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.        

1

 

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

 

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

 

 

Декор – человек, общество, время

10

 

17-18

Зачем людям украшения.   

2

 

19-20  

Одежда говорит о человеке

2

 

21-22

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2

 

23-26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

4

 

 

Декоративное искусство в современном мире

8

 

27-28

Современное выставочное искусство.

2

 

29-30

Ты сам -  мастер ДПИ (панно)      

2

 

31

Ты сам -  мастер ДПИ (игрушка)

1

 

32

Ты сам -  мастер ДПИ (витраж)

1

 

33

Ты сам -  мастер ДПИ (ваза)

1

 

34       

Ты сам -  мастер ДПИ (декоративная кукла)

1

 

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека  -  34 часа

 

 

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

 

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.   

1

 

2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

 

3

Линия и ее выразительные возможности

1

 

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

 

6

Цвет в произведениях живописи

1

 

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

 

8

Основы языка изображения.

1

 

 

Мир наших вещей. Натюрморт

8

 

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

 

10

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

 

11

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

 

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

 

14

Натюрморт в графике.

1

 

15

Цвет в натюрморте.

1

 

16       

Выразительные возможности натюрморта.

1

 

 

Вглядываясь в человека. Портрет

10

 

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

 

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

 

19

Изображение головы человека в пространстве

1

 

20

Портрет в скульптуре

1

 

21

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

22

Сатирические образы человека.

1

 

23

Образные возможности  освещения в портрете.

1

 

24

Роль цвета в портрете.

1

 

25-26

Великие портретисты.

2

 

 

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

 

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

 

28-29

Правила линейной и воздушной перспективы

2

 

30

Пейзаж – большой мир. Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

 

31-32

Пейзаж в русской живописи

2

 

33

Пейзаж в графике

1

 

34

Городской пейзаж.

1

 

7 класс

Изобразительное искусство в жизни человека  -  34 часа

 

 

Изображение фигуры человека и образ человека

8

 

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.    

1

 

2

Пропорции и строение фигуры человека.

1

 

3-4

Красота фигуры человека в движении. Наброски.

2

 

5

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Великие скульпторы.

1

 

6

Изображение фигуры человека с помощью таблицы

1

 

7

Набросок фигуры человека с натуры.

1

 

8

«Моя будущая профессия» выставка работ.

1

 

 

Поэзия повседневности:

11

 

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

 

 

10

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

1

 

11-12

Жизнь людей моего села.

1

 

13-14

Сюжет и содержание в картине.

2

 

15-16  

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

2

 

17

Художник – выразитель идеи, мыслей, чувств своего времени

2

 

18-19

Графические серии

1

 

 

Великие темы жизни

7

 

20

Историческая тема в живописи. Творчество В.Сурикова

1

 

21

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

 

22

Историческая тема. Создание композиции.

1

 

23-24

Мифологический жанр

2

 

25-26

Библейские темы в станковой живописи

2

 

 

Реальность жизни и художественный образ

8

 

27-28  

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

2

 

29-30

Зрительские умения и их значение для современного человека.

2

 

31-32

Природа и художник в изобразительном искусстве

2

 

33 - 34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

2

 

8 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека 34 часа

 

 

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

9

 

1.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная  выразительность плоскостной композиции. 

1

 

2.

Прямые линии и организация пространства

1

 

3-4

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.  

2

 

5.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1

 

6.

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

 

7-8.

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

 

 

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

8

 

9.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. 

1

 

10.

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете. 

1

 

11.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

 

12.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

 

13-14.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

 

15.

Роль и значение материала в конструкции

1

 

16.

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

 

 

Город и человек.

11

 

17-18.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Тенденция и перспектива развития архитектуры.       

2

 

19.

Пути развития современной архитектуры и дизайна

1

 

20.

Живое пространство города

1

 

21.

Город. Микрорайон. Улица

1

 

22-23.

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера

2

 

24.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного дизайна

1

 

25-26-27.

Ты архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление

3

 

 

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

8

 

28-29

Мой дом – мой образ жизни. Интерьер который мы создаем

2

 

30

Пугало в огороде или …под шепот фонтанных струй

1

 

31-32-33.

Мода, культура и ты. Дизайн одежды. Автопортрет на каждый день. Сфера имидж-дизайна

3

 

34.

Моделируя себя моделируешь мир

 

1

 

9 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении -34 часа

 

 

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах

8

 

1.

Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.          

1

 

2

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра.

1

 

3

Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.

1

 

4

Сценография – искусство и производство.

1

 

5

Костюм, грим, маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.

1

 

6

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса Барабаса.

1

 

7-8

Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

2

 

 

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

8

 

9

Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.

1

 

10

Грамота фотоэкспозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

 

11

Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1

 

12

«На фоне Пушкина снимается семейство».  Искусство фотоинтерьера и фотопейзажа.

1

 

13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1

 

14

События в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

 

15-16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация. Факт и его компьютерная трактовка.

2

 

 

Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

12

 

17-18-19

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

3

 

 

20-21-22

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом кино.

3

 

 

23-24

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.

2

 

25-26-27

Бесконечный мир кинематографа.

3

 

 

28

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

 

 

Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель

7

 

29

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.

1

 

30-31

Киноглаз или жизнь врасплох.

2

 

32

Телевидение, Интернет… что дальше?

1

 

33

Современные формы экранного языка.

1

 

34

В царстве кривых зеркал, или вечные истины искусства. Обобщение темы.

1

 

 

ИТОГО: 170 часов


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов: -

Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов: -

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство»

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство»

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов

Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка

Виды изобразительного искусства и основы его образного языка

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его

Практическая творческая художественная деятельность учащихся

Практическая творческая художественная деятельность учащихся

Библейские темы в изобразительном искусстве

Библейские темы в изобразительном искусстве

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека

Моделируя себя – моделируешь мир

Моделируя себя – моделируешь мир

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы»

Костюм, грим и маска, или магическое «если бы»

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества

Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать…

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать…

По окончании 5 класса: Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать…

По окончании 5 класса: Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать…

России (с учётом местных условий)

России (с учётом местных условий)

Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим…

Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим…

Ты сам - мастер ДПИ (ваза) 1 34

Ты сам - мастер ДПИ (ваза) 1 34

Пейзаж – большой мир. Пейзаж-настроение

Пейзаж – большой мир. Пейзаж-настроение

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении -34 часа

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении -34 часа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021