Сценарий посвящённый
Дню Республики
для старшей группы
«Башкортостан — мой край родной»
Цель: познакомить детей с праздником День республики Башкортостан.
•Задачи: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
• Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
• Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа: беседа с детьми о жизни людей в Башкортостане, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Интеграция: «Познание», «Двигательная деятельность», «Физическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая».
Материалы и оборудования: проектор, презентация к празднику, соцветие курая, герб Башкортостана (чтобы показать соцветие), 2стула, 2 платка, угощение.
Дети сидят на стульчиках.
Вед: Здравствуйте ребята. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине, поздравить друг – друга с праздником – ДНЕМ РЕСПУБЛИКИ!
Вед: Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?
Дети: (Башкортостан).
Вед: Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения.
Вед: Сегодня я приготовила для вас картинку. (Воспитатель вывешивает лист с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая.
Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – это эмблема, (обратить внимание детей на центральную стену, на изображение, показать на картинке) визитная карточка нашей республики.
Вед: Ребята, а это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, для вас сокрыт секрет. Давайте посмотрим, что там.
Давайте узнаем, что там в первом лепестке?
1. (Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).
Вед: Ребята, а что здесь нарисовано? (На кружке нарисован силуэт народа.)
Ребята, народы самых разных национальностей населяют нашу республику. Это башкиры, татары, русские, марийцы, чуваши и др. И сила наша в том, что мы вместе, мы дружны!
Народы должны жить дружно и преумножать всё лучшее, что у них есть! По случаю праздника, наши ребята подготовили замечательную песенку друзей!
Дети исполняют «Песенку друзей»
- Молодцы. А давайте посмотрим, что там дальше?
2. «Костюмы».
Вед: У каждой национальности есть свои традиции, которые они чтят, то же самое можно сказать и о национальных костюмах. У каждого из народов есть свои нарядные национальные костюмы, богато украшенные узорами, орнаментами, вышивкой…
Просмотр слайдов
3. Воспитатель открывает третий лепесток соцветия курая.
Вед.: Ни одна народность мира, какой бы малой она не была, не обходилась без существования танца, который является отражением культурного развития человечества на протяжении всей его истории. Сколько народностей, столько и танцев существует. Если это татары, то – татарский танец,
если это русские – русский танец.
Марийцы – марийский
Удмурты – удмуртский
Чуваши - чувашский танец и др.
Просмотр башкирского танца
Вед.: Посмотрите внимательно, какой народ танцует этот танец?
Дети: Башкирский
Вед.: Ребята, какие основные элементы башкирского танца мы знаем?
Дети: «Тройной притоп»
Вед: Приглашаю вас встать в круг, и попробуйте повторить за мной.
4. Вед:. А сейчас мы откроет следующий секрет соцветия курая.
Каждый народ имеет свою собственную национальную музыку. Она понятна всем другим народам без перевода. Слушая такую музыку мы можем многое понять и перенять для себя. Музыка некоторых народов почти не меняется из века в век, она имеет огромную ценность.
Слушаем мелодию курая
Вед:. Ребята, что за инструмент сейчас прозвучал ?
Дети: Башкирский народный инструмент-курай.
Вед:. Верно! В старину не один праздник не обходился без музыки народных инструментов. Музыкантов, которые хорошо владели народным инструментом и пели, у башкир называют Сесеном.
Вед:. Какие еще инструменты у башкирского народа вы знаете?
Дети: курай, домбра.
Вед:. кубыз, дунгур, сорнай
У русского народа это, например: балалайка, рожок, гусли
У марийцев: шувыр (волынка), кусле(гусли), тумыр (барабан).
У чувашей: Параппан(барабан), сятарма(трещётки), хут купас (баян).
То есть инструменты, похожи или такие же, но название другое; есть отдельные, самобытные инструменты, которые являются визитной карточкой отдельного народа! У башкир – это курай.
Вед:. Ребята, вам интересно, что же там дальше, давайте узнаем…
Открываем следующий лепесток
5. Вед:. Устное народное творчество. Это сказки, придания, легенды и другие. А поговорим мы о пословицах и поговорках.
Познакомимся с некоторыми из них!
Тысячелетиями народ передавал из уст в уста сокровенные знания о мире,
его устройстве и законах, о том, как человеку жить в мире и взаимодействовать с
ним, не нарушая его законов, не разрушая его. Все эти сокровенные знания о мире
собраны в пословицах и поговорках.
Каждая пословица может чему-то научить или
отчего-то предостеречь. Например:
Жизнь дана на добрые дела.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Чему учат нас эти поговорки?
Учат тому, что если человек живет и своими делами приносит пользу людям, то такой человек, будет щедро вознаграждён за добрые дела, а тот, кто забыл что нужно помогать друг другу, хотя - бы в малом, проживёт свою жизнь за зря и понесёт убытки.
А пословица:
Душу вложишь, всё сможешь,
Говорит нам о том, что если каждый из нас будет стараться, то у него обязательно всё получится!!!
Ребята, а вы стараетесь? Каждый день нужно трудиться и получать новые знания, тогда у вас будет всё прекрасно.
Будем почаще обращаться к пословицам и поговоркам, ведь они нас учат только лучшему.
6. Вед:. А на очереди следующий лепесток курая.
Это ребята, игры!
Все мы очень любим играть, с удовольствием это делаем, и незаметно для себя многому учимся. Ведь они созданы народом, также как сказки и песни, они передавались из поколения в поколение и хранили в себе лучшие национальные традиции.
Я вам предлагаю сыграть в игру «Юрта».
Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается.(что очень помогало, т.к. они были кочевым народом и перемещались с места на место). В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.
Играем в игру «Юрта»
Дети садятся на стульчики.
7. Ребята, для вас есть ещё один лепесток, а что там?.. Песня
Песни разных народов имеют свою историю и уходят своими корнями глубоко в древность. В песне отражается жизнь народа, его грусть, радость и веселье.
Сейчас наши ребята исполнят песню, в которой воспевается красота природы родного края и любви к нему.
Исполняем песню «Родина моя»
Вед:. Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира, благополучия и процветания нашей республике! И сегодня в честь праздника я хочу подарить вам вкусное башкирское лакомство - Чак-Чак!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.