Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
5 кл—9 кл
27.11.2018
Рабочая программа по искусству (область изобразительное искусство). Основное общее образование 5-9 классы. Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9». Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Включает в себя следующие разделы:
Пояснительную записку, содержание курса, планируемые результаты и тематическое планирование.
ФГОС ИЗО 5-9 классы.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Холуй
Рабочая программа
по искусству (изобразительное искусство)
основное общее образование
5 9 классы
срок реализации 5 лет
программа разработана:
преподаватель
изобразительного искусства
Туканова М.И. 2016г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании» № 273ФЗ от 29.12.2012;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;
Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на текущий уч. год…
«Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы с.Холуй
на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 59»
М.: Просвещение, 2014.
Цель программы — развитие визуальнопространственного мышления учащихся как формы эмоциональноценностного,
эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры;
приобретение практических навыков работы различными материалами.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоциональноценностного восприятия визуального образа реальности и произведений
искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно
значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к
анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональнонравственной оценки;
2 овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической
организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в
основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом
и учебным планом школы на изучение предмета в 5 – 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 170 часов за курс.
2. Содержание учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно
творческую деятельность, художественноэстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально
пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративноприкладного искусства,
изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,
коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественноэстетического образования, воспитания
учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных
художественнопедагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного
процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественнотворческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно
эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт
художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой
предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным
языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся
работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость
поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
3 Формы проведения занятий: урокбеседа, дискуссия, урокпутешествие, урокигра, уроктеатр, урокпроект, уроквыставка,
экскурсия…
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и
вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится
игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта
творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках.
Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида
искусства.
Содержание программы для 5 класса «ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Многообразие декоративноприкладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно
символического языка, социальнокоммуникативной роли в обществе.
Образносимволический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового
крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные
традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративноприкладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко).
Декоративноприкладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка.
Профессионализм современного художника декоративноприкладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративноприкладного искусства. Крестьянское прикладное
искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом,
мировосприятием земледельца.
Условносимволический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности
мира в единстве космосанеба, земли и подземноподводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
4 Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных
художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи,
цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров
художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных
художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово.
Роспись по металлу.
Щепа.
Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время. Роль декоративных искусств в
жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как
социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно
прикладного искусства.
Особенности декоративноприкладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративноприкладного искусства (керамика, стекло,
металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративноприкладное искусство.
5 Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству
предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер
Содержание программы для 6 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира».
Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль
изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как
части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы
и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях
понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре
Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития
художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Художественновыразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
6 Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных
эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и
внутреннее.
Художественновыразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художниковпейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образновыразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная
перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
7 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения.
Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
Содержание программы для 7 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической
картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании
окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка
изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с
множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностносмысловых ориентаций,
эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Изображение фигуры человека и образ человек. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение
фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности. Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека.
Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания
мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях
изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
8 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального
самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития
изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная
задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого
переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Искусство иллюстрации.
Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества.
Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественнотворческие проекты
Содержание программы для 8 класса «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
9 Визуальнопластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств,
взаимосвязь с изобразительным и декоративноприкладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических
идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно
структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.
Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещнопредметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели,
посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие
современной материальновещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах
архитектурного и дизайнерского творчества.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник –
дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах
общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство
целесообразности и красоты, функционального и художественного.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности
(симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.
Разнообразные формы графического дизайна, его художественнокомпозиционные, визуальнопсихологические и социальные аспекты.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства.
Цвет – элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква – строка – текст
Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов
Многообразие форм графического дизайна.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств От плоскостного изображения – к макетированию объемно
пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в
градостроительстве.
10 Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие
строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно
дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования
вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь
материала и формы в дизайне.
Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и
дизайне.
Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля..
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность
Вещь как сочетание объемов и образ времени.
Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. Исторические аспекты развития
художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История
архитектуры и дизайна как развитие образностилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.
Массовопромышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.
Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.
Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.
Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.
Ландшафтно парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.
Город сквозь времени страны
Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра
Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города
Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома
11 Городской дизайн.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды интерьера.
Природа и архитектура
Организация архитектурноландшафтного пространства.
Ты – архитектор!
Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как
отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образноличностное проектирование в
дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.
Живая природа в доме.
Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.
Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.
Мой дом – мой образ жизни
Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаем.
Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.
Мода, культура и ты
Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.
Моделируя себя – моделируешь мир
Содержание программы для 9 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Визуальнопространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино,
телевидением. Возникновение новых визуальнотехнических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение
изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их
образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуальнокультурную среду.
Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это
объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных
рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления,
развитие искусства.
12 Основы визуальнозрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека.
Визуальнозрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно творческой
деятельности.
Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка
индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масскультуры, отделять искусство от его подделок.
Практические творческие работы учащихся.
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства,
использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально эстетическая
общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.
Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственновременного
искусства.
Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и
воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с
ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.
Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ,
эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.
Роль визуальнопластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театральнозрелищных и игровых представлений,
место в них изобразительного компонента.
Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.
Театральное искусство и художник.
Правда и магия театра.
Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.
Сценография – искусство и производство.
Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.
Художник в театре кукол. Привет от Карабаса Барабаса!
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Эволюция изображения в искусстве
как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).
Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок –
изображение действительности в формах самой действительности.
13 Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории
изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.
Фотография – вид художественного творчества со своими образновыразительными средствами. Общность и различия между картиной
и фотографией.
Фотоснимок как информационнохудожественный и историческидокументальный фиксатор нашей жизни.
Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности
художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.
Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием,
но и знанием операторской фотограмоты.
Освоение основ художественносъемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектнотворческой практике.
Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства.
Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических
упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).
Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом
фильме еще и актерская игра).
него звука и цвета).
Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в
Специфика работы художникапостановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В
отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего –
режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения
художнических, визуальнообразных задач в фильме).
Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и
как оператор, и как художник).
Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной
анимации (для рисованного фильма).
14 Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.
Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и
«кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.
От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.
Бесконечный мир кинематографа.
Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в
частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и
каждого человека.
Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности
с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки
кино, ибо говорит с ним на одном языке экранновизуальных изображении и образов.
Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.
Визуальнокоммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская,
развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации,
транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.
Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт
документально репортажа – основа телеинформации.
Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа.
Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре
достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.
Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы
экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость
овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до
видеоклипа любимой песни.
Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально
политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в
этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня
собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.
Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.
15 Киноглаз, или Жизнь врасплох.
Телевидение, Интернет … Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины
. 3. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей
многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
16 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие
наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоциональноценностного освоения мира, самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения
отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративноприкладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков
восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании 5 класса:
Выпускник научится:
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
17 • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;
• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные
образы.
Выпускник получит возможность научиться:
• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических
искусств и использовать эти знания на практике;
• различать произведения разных эпох, художественных стилей;
• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).
По окончании 6 класса:
Выпускник научится:
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовнонравственного
опыта поколений;
• осмысливать на основе произведений искусства моральнонравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной
позицией;
• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;
• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны,
края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;
• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
По окончании 7 класса:
Выпускник научится:
• эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного
художественнотворческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в
объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
18 • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;
использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию
форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;
• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания
художественного образа.
По окончании 8 класса:
Выпускник научится:
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно
прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать виды декоративноприкладных искусств, понимать их специфику;
• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в
художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;
• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
По окончании 9 класс:
Выпускник научится:
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии;
• понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
• применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических
возможностей — для школьного фильма);
• применять компьютерные технологии в собственной художественнотворческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
• применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля;
• понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма.
19 4. Тематическое планирование
20 №
урока
раздел
тема
Декоративноприкладное искусство в жизни человека 34 часа
5 класс
1
2
3
45
6
78
910
11
12
13
14
15
16
1718
1920
2122
2326
2728
2930
31
32
33
34
1
2
3
4
5
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
Народные праздничные обряды. Масленица.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство.
Ты сам мастер ДПИ (панно)
Ты сам мастер ДПИ (игрушка)
Ты сам мастер ДПИ (витраж)
Ты сам мастер ДПИ (ваза)
Ты сам мастер ДПИ (декоративная кукла)
Изобразительное искусство в жизни человека 34 часа
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного искусства.
Линия и ее выразительные возможности
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Колво
часов
8
1
1
1
2
1
2
8
2
1
1
2
1
1
1
10
2
2
2
4
8
2
2
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
21 ИТОГО: 170 часов
22
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.