Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Оценка 5

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Оценка 5
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство
5 кл—9 кл
27.11.2018
Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Рабочая программа по искусству (область изобразительное искусство). Основное общее образование 5-9 классы. Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9». Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Включает в себя следующие разделы: Пояснительную записку, содержание курса, планируемые результаты и тематическое планирование.
ФГОС ИЗО 5-9 классы.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с.Холуй Рабочая программа  по искусству (изобразительное искусство) основное общее образование 5 ­ 9 классы срок реализации 5 лет программа разработана:  преподаватель  изобразительного искусства Туканова М.И. 2016г 1.Пояснительная записка Рабочая программа по  изобразительному искусству  составлена на основе следующих нормативных документов: ­ Федерального закона «Об образовании» № 273­ФЗ от 29.12.2012; ­ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010; ­ Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010; ­ Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на текущий уч. год… ­   «Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   Муниципального   казённого   общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Холуй ­ на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5­9» М.: Просвещение, 2014. Цель программы — развитие визуально­пространственного мышления учащихся как формы эмоционально­ценностного,  эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры;  приобретение практических навыков работы различными материалами. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: ­ формирование опыта смыслового и эмоционально­ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства; ­ освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; ­ формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально­пространственной формы; ­ развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; ­ формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно­ значимой ценности; ­ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в  национальных образах предметно­материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; ­ развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; ­ овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к  анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально­нравственной оценки; 2 ­ овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.  Место предмета «Изобразительное искусство» в базисном учебном (образовательном)  плане Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в  основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».  Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом  и учебным планом школы на изучение предмета в 5 – 9 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 170  часов за курс. 2. Содержание учебного предмета Общая характеристика учебного предмета  Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно­ творческую деятельность, художественно­эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.  Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально­ пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно­прикладного искусства,  изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания,  коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно­эстетического образования, воспитания  учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно­педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного  процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно­творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно­ эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт  художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой  предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие  видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования  личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным  языком искусств.  Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся  работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.  Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость  поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического  творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. 3 Формы проведения занятий: урок­беседа, дискуссия, урок­путешествие, урок­игра, урок­театр, урок­проект, урок­выставка,  экскурсия… Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта  творческого общения в программе  вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках.  Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.  Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида  искусства. Содержание программы для 5 класса  «ДЕКОРАТИВНО­ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»  Многообразие декоративно­прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно­  символического языка, социально­коммуникативной роли в обществе.  Образно­символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового  крестьянского искусства.  Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные  традиции и конкретные художественные промыслы.  Декоративно­прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко).  Декоративно­прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).  Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка.  Профессионализм современного художника декоративно­прикладного искусства.  Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.  Древние корни народного искусства Истоки образного языка декоративно­прикладного искусства. Крестьянское прикладное  искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом,  мировосприятием земледельца.  Условно­символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности  мира в единстве космоса­неба, земли и подземно­подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.  Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.  Древние образы в народном искусстве.  Убранство русской избы.  Внутренний мир русской избы.  Конструкция и декор предметов народного быта.  Русская народная вышивка.  4 Народный праздничный костюм.  Народные праздничные обряды.  Связь времен в народном искусстве Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.  Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи,  цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров  художественных промыслов.  Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных  художественных промыслов. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели.  Городецкая роспись.  Хохлома.  Жостово.  Роспись по металлу.  Щепа.  Роспись по лубу и дереву.  Тиснение и резьба по бересте.  Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор — человек, общество, время.  Роль декоративных искусств в  жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как  социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.  Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно­  прикладного искусства.  Особенности декоративно­прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.  Зачем людям украшения.  Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.  Одежда «говорит» о человеке.  О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.  Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно­прикладного искусства (керамика, стекло,  металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно­прикладное искусство. 5 Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству  предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.  Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.  Современное выставочное искусство.  Ты сам — мастер Содержание программы для 6 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»  Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира».  Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль  изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как  части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.  Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.  Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.  Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.  Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.  Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.  Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях  понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.  Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.  Художественные материалы.  Рисунок — основа изобразительного творчества.  Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.  Пятно как средство выражения. Ритм пятен.  Цвет. Основы цветоведения.  Цвет в произведениях живописи.  Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития  художественной культуры.  Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.  Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.  Художественно­выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).  6 Реальность и фантазия в творчестве художника.  Изображение предметного мира — натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.  Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.  Освещение. Свет и тень.  Натюрморт в графике.  Цвет в натюрморте.  Выразительные возможности натюрморта.  Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и  внутреннее.  Художественно­выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).  Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.  Образ человека — главная тема в искусстве.  Конструкция головы человека и ее основные пропорции.  Изображение головы человека в пространстве.  Портрет в скульптуре.  Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека.  Образные возможности освещения в портрете.  Роль цвета в портрете.  Великие портретисты прошлого.  Портрет в изобразительном искусстве XX века.  Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве.  Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.  Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.  Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников­пейзажистов.  Виды пейзажей. Особенности образно­выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная  перспектива. Пейзаж настроения.  Жанры в изобразительном искусстве.  Изображение пространства.  7 Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.  Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения.  Природа и художник.  Пейзаж в русской живописи.  Пейзаж в графике.  Городской пейзаж.  Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Содержание программы для 7 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»  Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической  картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании  окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка  изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с  множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.  Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно­смысловых ориентаций,  эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.  Изображение фигуры человека и образ человек. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение  фигуры человека.  Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.  Изображение фигуры человека в истории искусства.  Пропорции и строение фигуры человека.  Лепка фигуры человека.  Набросок фигуры человека с натуры.  Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.  Поэзия повседневности. Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.  Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека.  Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.  Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях  изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.  Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.  Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.  8 Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.  Сюжет и содержание в картине.  Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.  Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).  Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).  Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.  Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.  Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.  Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального  самосознания.  Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития  изобразительного искусства.  Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.  Тематическая картина в русском искусстве XIX века.  Процесс работы над тематической картиной.  Библейские темы в изобразительном искусстве.  Монументальная скульптура и образ истории народа.  Место и роль картины в искусстве XX века. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная  задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого  переживания жизни.  Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.  Искусство иллюстрации.  Слово и изображение.  Зрительские умения и их значение для современного человека.  История искусства и история человечества.  Стиль и направление в изобразительном искусстве.  Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.  Художественно­творческие проекты Содержание программы для 8 класса «ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»  Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.  9 Визуально­пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств,  взаимосвязь с изобразительным и декоративно­прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических  идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно­ структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей.  Дизайн – логичное продолжение вклада художника в формирование вещно­предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие  современной материально­вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах  архитектурного и дизайнерского творчества.  Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.  Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек Художник –  дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах  общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство  целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы  композиции в графическом дизайне: пятно, линия, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности  (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония.  Разнообразные формы графического дизайна, его художественно­композиционные, визуально­психологические и социальные аспекты.  Основы композиции в конструктивных искусствах.  Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»  Прямые линии и организация пространства.  Цвет – элемент композиционного творчества.  Свободные формы: линии и тоновые пятна.  Буква – строка – текст  Искусство шрифта.  Когда текст и изображение вместе  Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.  В бескрайнем море книг и журналов  Многообразие форм графического дизайна.  В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств От плоскостного изображения – к макетированию объемно­ пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание – объем в пространстве и объект в  градостроительстве.  10 Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие  строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация – важное звено архитектурно­  дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования  вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция – каркас дома и корпус вещи. Отражение времени и вещи. Взаимосвязь  материала и формы в дизайне.  Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и  дизайне.  Объект и пространство  От плоскостного изображения к объемному макету.  Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.  Конструкция: часть и целое Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля..  Важнейшие архитектурные элементы здания.  Красота и целесообразность  Вещь как сочетание объемов и образ времени.  Форма и материал.  Цвет в архитектуре и дизайне.  Роль цвета в формотворчестве.  Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды в жизни человека. Исторические аспекты развития  художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История  архитектуры и дизайна как развитие образно­стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи.  Массово­промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды.  Проживание пространства – основа образной выразительности архитектуры.  Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств.  Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком.  Ландшафтно­ парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете.  Город сквозь времени страны  Образы материальной культуры прошлого.  Город сегодня и завтра  Пути развития современной архитектуры и дизайна.  Живое пространство города  Город, микрорайон, улица.  Вещь в городе и дома  11 Городской дизайн.  Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно­вещной среды интерьера.  Природа и архитектура  Организация архитектурно­ландшафтного пространства.  Ты – архитектор!  Замысел архитектурного проекта и его осуществление.  Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно­личностное проектирование в  дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада.  Живая природа в доме.  Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.  Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны.  Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.  Мой дом – мой образ жизни  Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.  Интерьер, который мы создаем.  Пугало в огороде, или … под шепот фонтанных струй.  Мода, культура и ты  Композиционно­конструктивные принципы дизайна одежды.  Встречают по одежке. Автопортрет на каждый день.  Моделируя себя – моделируешь мир Содержание программы для 9 класса «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ  Визуально­пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами – театром, кино,  телевидением. Возникновение новых визуально­технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение  изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их  образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально­культурную среду.  Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это  объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств – от наскальных  рисунков до электронных форм – нечто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления,  развитие искусства.  12 Основы визуально­зрелищной культуры и ее творческой грамоты – средства художественного познания и самовыражения человека.  Визуально­зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно­ творческой  деятельности. Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка  индивидуальной художественной позиции позволяющей противостоять потоку масс­культуры, отделять искусство от его подделок.  Практические творческие работы учащихся.  Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства,  использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально­ эстетическая  общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов.  Исследования природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно­временного  искусства.  Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и  воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с  ним его создают режиссер, актеры и целые цеха.  Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ,  эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.  Роль визуально­пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально­зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.  Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.  Образная сила искусства. Изображение в театре и кино.  Театральное искусство и художник.  Правда и магия театра.  Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.  Сценография – искусство и производство.  Костюм, грим и маска, или магическое «если бы». Тайны актерского перевоплощения.  Художник в театре кукол. Привет от Карабаса ­ Барабаса!  Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.  Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Эволюция изображения в искусстве  как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т.д.).  Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок –  изображение действительности в формах самой действительности.  13 Фотография – не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории  изобразительных искусств, в семью которых она, без условно, входит.  Фотография – вид художественного творчества со своими образно­выразительными средствами. Общность и различия между картиной  и фотографией.  Фотоснимок как информационно­художественный и исторически­документальный фиксатор нашей жизни.  Краткая история фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчески возможности  художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.  Сегодняшняя доступность фотоаппарата – не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием,  но и знанием операторской фотограмоты.  Освоение основ художественно­съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно­творческой практике.  Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.  Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.  Фотография – искусство «светописи». Вещь: свет и фактура.  «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.  Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.  Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.  Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.  Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?  Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства.  Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических  упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя домашнего видео).  Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом  фильме еще и актерская игра).  него звука и цвета). Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.  Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей развития кинематографа), приходом в  Специфика работы художника­постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В  отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и – прежде всего –  режиссером, оператором. В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения  художнических, визуально­образных задач в фильме). Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и  как оператор, и как художник).  Необходимость овладением азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной  анимации (для рисованного фильма). 14 Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.  Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и  «кинофразы». Единство теории и практики – фундамент эффективности освоения кинокультуры.  Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.  Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.  От «большого» экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.  Бесконечный мир кинематографа.  Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель. Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в  частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и  каждого человека.  Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности  с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки  кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно­визуальных изображении и образов.  Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.  Визуально­коммуникативная природа телевизионного зрелища и множества функций телевидения – просветительская,  развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации,  транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.  Специфика телевидения – это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т.е. прямой эфир. Опыт документально репортажа – основа телеинформации.  Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа.  Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре  достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.  Сила художественного воздействия документальной журналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы  экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильны толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость  овладения молодежью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения – от информационной зарисовки их своей жизни до  видеоклипа любимой песни. Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение – мощнейший социально­  политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масс­культуры. Экран в  этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня  собственной культуры – важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.  Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших – глубоких и талантливых – просветительских телепередач.  Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.  Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа.  15 Киноглаз, или Жизнь врасплох.  Телевидение, Интернет … Что дальше? Современные формы экранного языка.  В царстве кривых зеркал, или Вечные истины . 3. Планируемые результаты В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального  государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися  личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в  процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: ­ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,  прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,  своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей  многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего  культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ­ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,  культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания; ­ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе  образовательной, творческой деятельности; ­ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к  членам своей семьи; ­ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности  эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в  познавательной и практической творческой деятельности: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 16 ­ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией; ­ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; ­ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности; ­ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в  группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно­творческой деятельности, который приобретается и  закрепляется в процессе освоения учебного предмета: ­ формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально­ценностного видения окружающего мира; развитие  наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого  воображения; ­ развитие визуально­пространственного мышления как формы эмоционально­ценностного освоения мира, самовыражения и  ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; ­ освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных  ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения  отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); ­ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных  образах предметно­материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; ­ приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально­пространственных искусств:  изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно­прикладных, в архитектуре и дизайне;  ­ приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; ­ развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков  восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры  как смысловой, эстетической и личностно­значимой ценности; ­ осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; ­ развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. По окончании 5 класса: Выпускник научится: • понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; 17 • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно­творческой деятельности, создавать выразительные образы. Выпускник получит возможность научиться: • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). По окончании 6 класса: Выпускник научится: • понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно­нравственного опыта поколений; • осмысливать   на   основе   произведений   искусства   морально­нравственную   позицию   автора   и   давать   ей   оценку,   соотнося   с   собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. Выпускник получит возможность научиться: • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. По окончании 7 класса: Выпускник научится: • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию,   форму,   ритм,   линию,   цвет,   объём,   фактуру;   различные   художественные   материалы   для   воплощения   собственного художественно­творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; 18 • наблюдать,   сравнивать,   сопоставлять   и   анализировать   геометрическую   форму   предмета;   изображать   предметы   различной   формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм   для   создания   орнамента;   передавать   в   собственной   художественно­творческой   деятельности   специфику   стилистики   произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; •  анализировать   средства   выразительности,   используемые   художниками,   скульпторами,   архитекторами,   дизайнерами   для   создания художественного образа. По окончании 8 класса: Выпускник научится: • различать   виды   изобразительного   искусства   (рисунок,  живопись,   скульптура,   художественное   конструирование   и   дизайн,   декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно­прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический,  батальный  жанры) и участвовать в художественно­творческой   деятельности,   используя   различные   художественные   материалы   и   приёмы   работы   с   ними   для   передачи собственного замысла. Выпускник получит возможность научиться: • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. По окончании 9 класс: Выпускник научится: • определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно­творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). Выпускник получит возможность научиться: • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. 19 4. Тематическое планирование  20 № урока раздел тема  Декоративно­прикладное искусство в жизни человека  ­  34 часа 5 класс  1 2 3 4­5 6 7­8 9­10 11 12 13 14 15 16 17­18 19­20 21­22 23­26 27­28 29­30 31 32 33 34 1 2 3 4 5 Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки. Народные праздничные обряды. Масленица. Связь времен в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения. Одежда говорит о человеке О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. Ты сам ­  мастер ДПИ (панно) Ты сам ­  мастер ДПИ (игрушка) Ты сам ­  мастер ДПИ (витраж) Ты сам ­  мастер ДПИ (ваза) Ты сам ­  мастер ДПИ (декоративная кукла) Изобразительное искусство в жизни человека  ­  34 часа 6 класс  Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок – основа изобразительного искусства. Линия и ее выразительные возможности Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Кол­во  часов 8 1 1 1 2 1 2 8 2 1 1 2 1 1 1 10 2 2 2 4 8 2 2 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 21 ИТОГО: 170 часов 22

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.

Рабочая программа по искусству (изобразительное искусство) 5-9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018