Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
изобразительное искусство
5 кл—9 кл
27.02.2017
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классов составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС);
- авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2015.
рабочая переделанная 5-6 изо.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Принято»
на педагогическом совете
МОУ «Пристенская ООШ»
Валуйского
Белгородской области
Протокол № ___ от «__»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ «Пристенская ООШ»
Валуйского района Белгородской
области
_____________ Ветренко Л.Л.
«Утверждаю»
Директор МОУ «Пристенская
ООШ» Валуйского района
Белгородской области
_____________Даньшина Г.П.
района
____________2016г.
«____»____________2016г.
Приказ № ___ от «___»____2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
основное общее образование
57 класс
Программу составила учитель изобразительного искусства:
Грачева Т.И., 1 квалификационная категория с.Пристень
2016 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства в 5 классе обучающийся
научится:
понимать истоки и специфику образного языка декоративноприкладного искусства;
понимать особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с
природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей,
множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
понимать семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь,
птица, солярные знаки);
называть известные народные художественные промыслы России;
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы,
композицию как целостность и образном строе произведения, роль формата;
получит возможность научиться:
научиться пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических
заданий (Гжель, Хохлома, Городец, ПолховМайдан, Жостово, а также местные промыслы);
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и
времен (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы XVII
века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративноприкладного
искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративноприкладного искусства (народного, классического,
современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть
единство материала, формы и декора;
использовать язык декоративноприкладного искусства, принципы декоративного
обобщения;
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественнодекоративные объекты предметной среды, объединенные единой
стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическим навыкам выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема,
пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных
композиций;
научиться владеть навыкам работы в конкретном материале (батик, роспись и т. п.);
использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий
сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения.
В результате изучения изобразительного искусства в 6 классе обучающийся
научится:
понимать существование изобразительного искусства во все времена, иметь представления о
многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; место и
значение изобразительного искусства в культуре: в жизни общества и жизни человека;
2 понимать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа
развития искусства и понимания изменений видения мира, иметь представление об основных этапах
развития портрета, пейзажа, натюрморта, тематической картины (бытовой и исторический жанр,
мифологическая и библейская темы в искусстве) в истории искусства, основные виды
изобразительного искусства;
называть основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
называть ряд выдающихся художников и произведений изобразительного искусства на
исторические и библейские темы, в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и
отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских
художниковпейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
называть общие правила построения головы человека; передачи пропорций и движений
фигуры человека;
понимать о ритмической организации изображения и богатстве выразительных
возможностей;
различать художественные материалы, художественные техники и понимать их значение в
создании художественного образа.
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы, разницу
сюжета и содержания в картине;
понимать композицию композиционное построении произведения, роль формата, выразительное
значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента и его
метафорическом смысле;
понимать влияние образа, созданного художником, на понимание событий истории; роль
искусства в создании памятников в честь больших исторических событий;
понимать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи,
графике и скульптуре, художественной иллюстрации;
получит возможность научиться:
научиться пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), использовать коллажные техники, обладать первичными навыками
лепки;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и
объемного изображения предмета и группы предметов;
пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и
использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения,
цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и
воображению;
развить навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной
жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные
уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира,
присущую произведению искусства;
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников;
понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в
понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;
использовать творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий
сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной
теме и поиски способа ее выражения.
3 В результате изучения изобразительного искусства в 7 классе обучающийся
научится:
анализировать произведения архитектуры и дизайна;
понимать место конструктивных искусств, в ряду пластических искусств, их общие начала и
специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство
функционального и художественнообразных начал и их социальную роль;
понимать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции
современного конструктивного искусства.
получит возможность научиться :
конструировать объемнопространственные композиции, моделировать архитектурно
дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественнопроизводственного
процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием
конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемнопространственные объекты, реализуя при этом
фронтальную, объемную и глубиннопространственную композицию;
использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и
динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объемов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и
др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные пленки;
краски (гуашь, акварель); графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для
работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
5 класс
«Декоративноприкладное искусство в жизни человека» 34ч
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь,
птица, матьземля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни
природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.
Связь образа материземли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие
идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Убранство русской избы
Дом — мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы
севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон
4 — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знакиобразы в декоре
избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского
дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение
образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома,
его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг
предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство
дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
Внутренний мир избы. Музейный урок, тип назначения – информационный.
Конструкция и декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область
конструктивной фантазии, умелого владения материалом, высокого художественного вкуса
народных мастеров. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковшскопкарь, ковшконюх, ковшчерпак), ендовы,
солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в
резьбе и росписи. Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение
представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового,
утилитарного предмета в вещь образ.
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
Конструкция и декор предметов народного быта, тип назначения – информационный.
Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их
вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности
орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и
мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и
всадника, матери земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый
цвет, красный цвет).
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
презентация Русская народная вышивка, тип назначения – информационный.
Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм —целостный художественный образ.
Северорусский комплекс (в основе сарафан) и южнорусский (в основе —панёва) комплекс женской
одежды.
Рубаха — основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного
праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор
женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного
и подземноподводного миров, идеи плодородия в образном строе народного празднично_
го костюма.
Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма.
Символика цвета в народной одежде.
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
тест для 5 класса, тип назначения – информационный.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях
природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Древние образы в современных народных игрушках
Связь времен в народном искусстве.
5 Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь,
птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи
глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам.
Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные
декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные
промыслы игрушек.
Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной
народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в
изделиях гжельских мастеров.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и
декоративносюжетные композиции.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты,
виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от светлого
к тёмному. Сочетание мазкапятна с тонкой прямой, волнистой, спиралевидной линией.
Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца — национальное
достояние отечественной культуры.
Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны
— традиционные элементы городецкой росписи.
Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность
линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.
Основные приёмы городецкой росписи.
Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив
хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.
Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Причудливозатейливая роспись
«кудрина».
Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
Жостово. Роспись по металлу.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и
вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких
форм цветов.
Жостовская роспись — свободная кистевая, живописная импровизация. Создание в живописи
эффекта освещённости, объёмности в изображении цветов.
Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка,
бликовка, чертёжка, привязка.
Щепa. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Дерево и береста — основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья — птица
света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса — творения искусных
мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной
деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие.
Изысканный графический орнамент мезенской росписи, её праздничная декоративность. Сочетание
краснокоричневого, красного, зелёного замалёвка с графической линией — чёрным
перьевым контуром.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы —гордость и достояние
национальной отечественной культуры», «Место произведений традиционных народных
промыслов в современной жизни, быту», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
6 Традиционные народные промыслы, о которых не шёл разговор на уроках (представление этих
промыслов поисковыми группами).
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
Тестовые задания по изобразительному искусству для обучающихся 5 класса, тип назначения –
информационный.
Декор — человек, общество, время.
Зачем людям украшения
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений.
Украсить —значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль
её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характере деталей, рисунке
орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников,
вождя племени, царя и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративноприкладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества,
знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора
в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука
скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глазауаджета и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Одежда говорит о человеке
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком — знаком
положения человека в обществе, его роли в обществе.
Декоративноприкладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей
разных сословий.
Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их
украшения.
Декоративноприкладное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко), которое было
совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой,
цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остаётся та же —выявлять роль людей, их
отношения в обществе, а также выявлять и подчёркивать определённые общности людей по
классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративноприкладном
искусстве XVII века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели,
предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение
человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни
рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести
рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности.
Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры,
взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Символика цвета в классической
геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз,
мантия).
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города,
партии, фирмы и др.
Роль декоративного искусства в жизни человека и обществе (обобщение темы)
Итоговая игравикторина с привлечением учебнотворческих работ, произведений декоративно
прикладного искусства разных времён, художественных открыток, репродукций и слайдов,
собранных поисковыми группами.
Декоративное искусство в современном мире.
7 Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративноприкладного искусства
(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками —мастерами декоративно
прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой
игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Роль выразительных
средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в
конкретном материале. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных
предметов в целостный художественный образ. Творческая интерпретация древних образов
народного искусства в работах современных художников.
Ты сам – мастер
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, роспись по
дереву и т. д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение
«картона», т. е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на
фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее
декоративное панно.
Лоскутная аппликация или коллаж.
Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Нарядные декоративные вазы.
Декоративные куклы.
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
Ты сам мастер декоративноприкладного искусства Витраж, тип назначения – информационный.
Изобразительное искусство в жизни человека 34ч
6 КЛАСС
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства.
Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни
занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их
назначение в жизни людей.
Роль пространственных искусств в создании предметнопространственной среды нашей жизни, в
организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных
представлений о мире.
Виды станкового изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Художник и зритель: художественный диалог.
Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия.
Зрительские умения, зрительская культура и творчество зрителя.
Художественные материалы
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Рисунок — основа изобразительного творчества
8 Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в
работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое
произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать, сравнивать и обобщать
пространственные формы.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий
Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейного изображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании
художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных
мастеров.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве.
Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: тёмное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста.
Резкий (сильный) контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.
Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.
Цвет. Основы цветоведения
Понятие цвета в изобразительном искусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой
спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека.
Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Символическое значение цвета в различных культурах. Значение символического понимания цвета
и его воздействия на наше восприятие.
Цвет в произведениях живописи
Эмоциональное восприятие цвета человеком.
Цвет в окружающей нас жизни.
Цвет как выразительное средство в пространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль
художника. Умение видеть цветовые отношения.
Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в
живописи. Выразительность мазка.
Объемные изображения в скульптуре
Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей.
Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения
мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством
и освещением.
Характер материала в скульптуре: глина (терракота, майолика, фаянс),камень (гранит, мрамор,
известняк),металл (бронза, медь, железо), дерево и др. Выразительные свойства разных
9 материалов и применение их в различных видах скульптуры.
Особенности восприятия скульптурного произведения зрителем, зрительские умения. Обход как
важнейшее условие восприятия круглой пластики.
Основы языка изображения (обобщение темы)
Виды изобразительного искусства и их назначение в жизни людей. Представление о языке
изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и
их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство.
Художественное восприятие произведений и художественное восприятие реальности, зрительские
умения.
Культуросозидающая роль изобразительного искусства.
«Сетевой класс Белогорья» - библиотека материалов:
Виды изобразительного искусства и основы образного языка, тип назначения – контрольный.
Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и
правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности
художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Выражение авторского отношения к изображаемому.
Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Ценность
произведений искусства.
Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение
предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе.
Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве
к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства.
Ритм в предметной композиции.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и
объёмные формы.
Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод
геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть
конструкцию сложной формы.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объём. Изображение трёхмерного пространственного мира на плоскости.
Задачи изображения и особенности правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание
личности человека в эпоху Возрождения и задачи познания мира. Изображение как окно
в мир и рождение правил иллюзорной «научной» перспективы.
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного
изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода.
Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения.
Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и тёмного как средство
построения композиций драматического содержания.
10 Возрастающее внимание художников в процессе исторического развития к реальности и
углублению внутреннего пространства изображения. Появление станковой картины. Картина
натюрморт XVII—XVIII веков.
Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен,
пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические
материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и её виды.
Гравюра и различные техники гравюры. Печатная форма (матрица). Эстамп — оттиск печатной
формы.
Цвет в натюрморте
Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая
организация натюрморта — ритм цветовых пятен.
Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Предметный мир в изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений
людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих.
Жанр натюрморта и его развитие.
Натюрморт в искусстве XIX—XX веков.
Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека — главная тема искусства
Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как
образ определённого реального человека.
Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.
Парадный портрет и лирический портрет.
Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его
внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художникипортретисты
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её
части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма
глаз, носа, расположение и форма рта.
Подвижные части лица, мимика.
Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы
и шеи.
Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость
мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и
бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в
скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя.
Графический портретный рисунок
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного
искусства.
11 Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на
листе. Линия и пятно. Роль выразительности графического материала.
Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение
образа. Сатирические образы в искусстве.
Карикатура. Дружеский шарж.
Изображение дружеского шаржа.
Образные возможности освещения в портрете
Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа.
Изменение образа человека при различном освещении.
Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет,
изображение против света, контрастность освещения.
Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета.
Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и
тон (тёмное — светлое). Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и
индивидуальности героя портрета.
Цвет и живописная фактура.
Великие портретисты прошлого
Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение
творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.
Личность художника и его эпоха.
Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником.
Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века
Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском
искусстве ХХ века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства
(П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.).
Роль и место живописного портрет в отечественном искусстве ХХ века.
Сложность и глубина внутреннего мира человека, связь человека с историей своей страны,
стремление выразить правду жизни в образе человека своего времени, трагизм в жизни человека,
красота устремлённости и созидательной силы человека, красота молодости и многие другие темы
в лучших работах отечественных портретистов XX века.
Человек и пространство. Пейзаж.
Жанры в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический
жанр.
Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим
хотел сказать художник, называется «содержанием произведения».
Историческое развитие жанров и изменения в видении мира. История жанров и целостное
представление о развитии культуры.
Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.
Изображение пространства
Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в
различные эпохи. Особенности системы изображения в культурах Древнего Востока: Древний
Египет, Месопотамия. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве
античного мира.
Символическое пространство в искусстве Средневековья. Обратная перспектива и зримый мир
духовных образов.
12 Потребность в изучении реально наблюдаемого мира в эпоху Возрождения. Изображение глубины
пространства, присутствие наблюдателя и открытие правил линейной перспективы.
Картинная плоскость и пространство изображения, организованное художником. Перспектива как
одно из художественных средств выражения, как форма определённого содержания,
обусловленного культурой эпохи и мировоззрением художника.
Правила построения перспективы.Воздушная перспектива
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы.
Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий,
пространственные сокращения.
Прямая и угловая перспектива.
Представления о высоком и низком горизонте.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Пейзаж — большой мир.
Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем
Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве. Появление картиныпейзажа как
самостоятельного жанра. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Пейзаж
как выражение величия и значительности нашего мира. Огромный и
легендарный мир в пейзаже.
Организация перспективного пространства в картине. Земля и небо.
Роль формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.
Пейзаж настроения. Природа и художник
Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнечная погода) в разное
время суток (утро, вечер, полдень). Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в
природе и умение их наблюдать.
Живопись на природе — пленэр.
Импрессионизм — направление в живописи XIX века. Задача изображения новых колористических
впечатлений.
Постимпрессионизм. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Роль
колорита в пейзаже настроения. Наблюдение цветовых состояний и освещения в реальном
окружающем мире.
Пейзаж в русской живописи
История формирования художественного образа природы в русском искусстве.
Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников.
А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели».
Эпический образ России в произведениях И. Шишкина.
Пейзажная живопись И. Левитана и значение его творчества для развития российской культуры.
Пейзаж в графике
Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников.
Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических
образов великих мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Печатная графика и её роль в развитии культуры.
Городской пейзаж
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.
Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр
архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи.
Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт
Петербурга, других русских городов. Значение этих произведений для современной культуры.
Образ города в искусстве ХХ века.
13 Разнообразие в понимании образа города: как урбанистическое противостояние природе и как
обжитая, многосложная среда современной жизни.
Романтический образ города и город как воплощение истории отечественной культуры: каменная
летопись истории.
Значение охраны исторического образа современного города.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл
(обобщение темы)
Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной
деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства.
Средства выразительности и зримая речь. Изобразительное произведение как форма общения,
диалог между художником и зрителем. Творческие способности зрения. Деятельность зрителя
и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира.
7 КЛАСС
Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры.
Дизайн и архитектура в жизни человека 34 ч
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в
хаос!»
Объёмнопространственная и плоскостная композиции.
Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония
и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и
разомкнутость композиции (все вариации рассматриваются на примере упражнений с простейшими
формами — прямоугольники, квадраты).
Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественноэмоциональных задач.
Ритм и движение, разреженность и сгущённость.
Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости.
Образнохудожественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность
соединений элементов, порождающая новый образ
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые
пятна
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета.
Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Буква — строка —текст. Искусство шрифта.
Буква как изобразительносмысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура»
шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Логотип.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом
дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно
информационная цельность.
Стилистика изображений и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и
поздравительной открытки.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
Многообразие видов графического дизайна: от визитки до книги.
Соединение текста и изображения.
14 Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная
композиция: образность и технология.
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как
схематического изображения объёмов в пространстве при взгляде на них сверху. Композиция пятен
и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения
объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр или шар, кольцо — цилиндр
и т. д. Понимание учащимися проекционной природы чертежа.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий.
Конструирование их в объёме и применение в пространственномакетных композициях.
Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа
местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох.
Выявление простых объёмов, образующих дом. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на
образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания.
Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции.
Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных
элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных
архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола,
своды, колонны и др.).
Использование элементов здания в макете архитектурного объекта.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи
и целесообразность сочетаний объёмов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и
времени. Сочетание образного и рационального.
Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Форма и материал
Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в
определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи
(например, бытовая аудиотехника — от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым
формам и т. д.).
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на
восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.
Психологическое воздействие цвета.
Влияние на восприятие цвета его нахождения в пространстве архитектурнодизайнерского объекта,
формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета.
Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития
производственных возможностей.
15 Художественноаналитический обзор развития образностилевого языка архитектуры как этапов
духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура
народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна
Архитектурная и градостроительная революция XX века. Её технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально
строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные
композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно
разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схемапланировка и реальность. Организация и
проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных
искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи
между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды:
устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.),
киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды интерьера
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации
подбора вещного наполнения интерьера.
Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера.
Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного пространства
Город в единстве с ландшафтнопарковой средой. Развитие пространственноконструктивного
мышления.
Технология макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и
фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно
ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и т. д.).
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Единство эстетического и функционального в объёмнопространственной организации среды
жизнедеятельности людей.
Природноэкологические, историкосоциальные и иные параметры, влияющие на композиционную
планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и
архитектурносмысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом
Мечты и представления о своём будущем жилище, реализующиеся в архитектурнодизайнерских
проектах.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы,
отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д.
Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженернобытовых и санитарнотехнических задач.
Интерьер, который мы создаём
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика.
16 Отражение в проекте дизайна интерьера образноархитектурного замысла и композиционно
стилевых начал.
Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое
оборудование). Создание многофункционального интерьера собственной комнаты. Способы
зонирования помещения.
Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек.
Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини
пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая
мебель, кормушка для птиц и т. д.
Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки.
Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и
мода.
Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым
сознанием.
Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Встречают по одёжке
Психология индивидуального и массового. Мода — бизнес и манипулирование массовым
сознанием. Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться?» Самоутверждение и
знаковость в моде.
Философия «стаи» и её выражение в одежде. Стереотип и китч.
Автопортрет на каждый день
Лик или личина? Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний
и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского
стилизма. Бодиарт и татуаж как мода.
Моделируя себя — моделируешь мир (обобщение темы)
Человек — мера вещного мира.
Он — или его хозяин, или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаёшь и «душу». Моделируя
себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра.
Роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной составляющей, формирующей его
социокультурный облик.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
5 класс
Наименование раздела и тем
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве
Убранство русской избы
Внутренний мир русской избы
Конструкция и декор предметов народного быта
Русская народная вышивка
Народный праздничный костюм
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Часы учебного
времени
8ч
1
2
1
1
1
1
1
17 Связь времен в народном искусстве
8 ч
Древние образы в современных народных игрушках
Искусство Гжели
Городецкая роспись
8.
9.
10.
11. Хохлома
12. Жостово. Роспись по металлу.
13. Щепa. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
14.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
(обобщение темы)
Декор — человек, общество, время
11 ч
Зачем людям украшения
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
15.
16.
17. Одежда говорит о человеке
18. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
19.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы)
1
1
1
2
1
1
1
2
3
3
2
1
Декоративное искусство в современном мире
7ч
20. Современное выставочное искусство
21.
Ты сам мастер
№ п/п
Наименование раздела тем
6 класс
4
3
34 ч
Итого
Количество
часов
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
8 ч
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств
Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного
творчества
Линия и её выразительные возможности. Ритм линий
Пятно как средство выражения. Ритм пятен
Цвет. Основы цветоведения
Цвет в произведениях живописи
Объёмные изображения в скульптуре
Основы языка изображения (обобщение темы)
Мир наших вещей. Натюрморт
8ч
9.
Реальность и фантазия в творчестве художника
10. Изображение предметного мира — натюрморт
11. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира
12. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива
13. Освещение. Свет и тень
14. Натюрморт в графике
15. Цвет в натюрморте
16.
Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)
Вглядываясь в человека. Портрет
11ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 Графический портретный рисунок
17. Образ человека — главная тема искусства
18. Конструкция головы человека и её основные пропорции
19. Изображение головы человека в пространстве
20. Портрет в скульптуре
21.
22. Сатирические образы человека
23. Образные возможности освещения в портрете
24.
25.
26. Портрет в изобразительном искусстве XX века
Роль цвета в портрете
Великие портретисты прошлого
Человек и пространство. Пейзаж
27. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение
пространства
28. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива
29. Пейзаж — большой мир
30. Пейзаж настроения. Природа и художник
31. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике
33.
34.
Городской пейзаж
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл (обобщение темы)
№ п/п
Наименование раздела и тем
7 класс
7ч
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
34 ч
Художник — дизайн — архитектура.
Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры 8
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции,
или «Внесём порядок в хаос!»
Прямые линии и организация пространства
Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы:
линии и тоновые пятна
Буква — строка —текст. Искусство шрифта
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм
графического дизайна
В мире вещей и зданий
8ч
Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному
макету
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество
часов
8ч
1
1
1
2
1
2
1
1
19 9.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных
объёмов. Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы здания
10.
11. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ
времени
12. Форма и материал
13. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве
Город и человек
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры
прошлого
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и
дизайна
14.
15.
11ч
16. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
17.
18. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственновещной среды
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
интерьера
19. Природа и архитектура. Организация архитектурноландшафтного
20.
пространства
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его
осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Образ человека и индивидуальное проектирование
7ч
21. Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу,
какой у тебя дом
22. Интерьер, который мы создаём
23. Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй
24. Мода, культура и ты. Композиционноконструктивные принципы
дизайна одежды
Встречают по одёжке
25.
26. Автопортрет на каждый день
27. Моделируя себя —моделируешь мир(обобщение темы)
Список приложений к рабочей программе:
Приложение 1. Календарнотематическое планирование
Приложение 2. Формы и средства контроля
1
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
20
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.