Занятие по программе внеурочных занятий «Графический дизайн» Тема: Типографика. История типографики. Шрифты и шрифтовые пары. Приемы каллиграфии и леттерингу. Особенности сочетания шрифтов.
Цель: усвоение знаний о типографике, шрифты и шрифтовые пары, развитие типографики, приемы каллиграфии и леттерингу, особенности сочетания шрифтов; формирование умений создавать граффити; развивать логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, и творческие способности, умение четко формулировать свои мысли и правильно обобщать информацию и делать выводы; воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах, воспитание стремления к прекрасному, подтолкнуть учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.
Оборудование: проектор, ПК, программное обеспечение PowerPoint 2010, презентация «Типографика, шрифты и шрифтовые пары. История типографики. Приемы каллиграфии и леттерингу. Особенности сочетания шрифтов», Кластер «Реклама», «Диаграмма Венна».
Ход занятия:
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся
Метод «Кластер». Работа с карточками.
Ответы к карточкам:
1. Какие используют массовые средства информации?
Радио, телевидение
Газеты, журналы
кино
2. О чем следует думать при выборе средств рекламы?
Кого хотим охватить
Где они находятся
Что представляет собой информация
Когда и где лучше разместить рекламу
3. От чего зависит уровень восприятия рекламы?
От круга интересов предполагаемого покупателя
От потребностей покупателя
От социального и материального положения покупателя
От профессии, образования, возраста покупателя
4. Этапы психологического воздействия рекламы?
привлечение внимания
возбуждение интереса
убеждение
Принятие решения
3. Мотивация учебно - трудовой деятельности
Метод «Диаграмма Венна». Работа с карточками.
Задание. Записать черты таких понятий, как дизайн и типографика. На месте пересечении двух кругов записать общие черты.
Время, в котором мы живем, не зря называют «веком информации». И большая часть этой информации существует в текстовом виде - книги, журналы, сайты. Не секрет, что в большинстве случаев авторы не занимаются оформлением своих текстов должным образом. Поэтому огромное количество полезной информации невозможно быстро найти или просто понять из-за отсутствия каких-либо правил оформления и представления этой информации. Если вы хотите донести какую-то мысль своим дизайном, необходимо придерживаться определенных правил - законам типографики, которые основаны на особенностях визуального восприятия человека.
Итак, тема нашего урока:
Сообщение темы, цели, задач занятия
Тема: Типографика. История типографики. Шрифты и шрифтовые пары. Приемы каллиграфии и леттерингу. Особенности сочетания шрифтов.
Цель: усвоить знания о типографике, шрифты и шрифтовые пары, развитие типографики, приемы каллиграфии и леттеринга, особенности сочетания шрифтов; сформировать умение создавать рекламу средствами инфографики.
Задачи:
1. Ознакомиться с типографикой и историей ее развития, шрифтами и шрифтовыми парами, приемами каллиграфии и леттерингу, с особенностями сочетания шрифтов.
2. Научиться создавать граффити.
План
1. Типографика. История типографики
2. Ш рифты и шрифтовые пары
3. Приемы каллиграфии и леттеринга
4. Особенности сочетание шрифтов
5. Изучение нового материала
Изучение нового материала происходит в форме «взаимного обучения». Ученики выступают в роли учителя и руководят процессом обучения. Могут работать в группах или парах. Читают текст по частям. Выполняют 5 основных задач (ученик - «учитель» предлагает одноклассникам) сделать вывод из прочитанного. Объяснить необъяснимое. Поставить 2-3 за вопросы и выслушать ответы на них. Составить предсказания к следующей части. Прочитать следующую часть. Прочитать абзац вслух.
Рассказ ученика - учителя сопровождается показом компьютерной презентации.
1. Типографика. История типографики
Типография (греч. Τύπογραφία) - искусство украшения печатного текста. (Слайд 3)
Типография включает в себя искусство:
· шрифтового дизайна, то есть создание символов букв и целых шрифтов;
· шрифтового оформления, то есть модификации и декорирования рисунков букв;
· верстки, то есть выбора шрифта, параметров набора, способов размещения на плоскости и компоновки с другими элементами.
Правильное использование типографики поможет избежать типичных ошибок, допускаемых дизайнерами при создании очередного шедевра. Постараемся понять, что же мы делаем не так, и как избежать ошибок в будущем.
Знание и понимание типографики превращают текст в инструмент построения композиции, делают его живым, придают характер и способность передать идею не только с помощью содержания, но и графически.
История типографики
Шрифты и шрифтовые пары
Гарнитура - шрифт или несколько шрифтов, имеющих стилистическое единство начертания. Состоит из набора знаков. Часто это понятие путают с понятием «шрифт», хотя шрифт - это определенное начертание знаков, в то время как гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов.
Гарнитуры можно разделить на две основные категории:
§ Антиква - шрифты с засечками.
§ Гротеск, соответственно, - шрифт без засечек.
В проектах можно использовать любой, правильного и неправильного варианта здесь нет. Нужно смотреть по ситуации, проект и более актуально для него.
Шрифт с засечками, как бы держит строку, а соответственно повышается читабельность. Часто шрифты с засечками создают ощущение профессионализма и авторитетности предоставленной информации, выражают уважение, подчеркивают стабильность и консерватизм в лучшем смысле этого слова. Шрифты без засечек, как правило, акцентируют рациональность, соблюдение стиля, молодость и современность. Помогают создать пространство между буквами, а также отделить один знак от другого.
Кегль - высота буквы, включает в себя нижние и верхние выносные элементы. Измеряется в печатных пунктах (обозначается как pt). Например, текст набран 14 кеглем, будет равна 14 pt по высоте.
Интерлиньяж - межстрочный интервал. Расстояние между базовыми линиями соседних строк. Интерлиньяж должен соответствовать размеру шрифта.
Расстояние между строками практически всегда должно быть больше размера шрифта. За исключением заголовков. Чтобы достичь баланса между текстом и «воздухом», сделайте межстрочное расстояние примерно в полтора раза больше высоты строчных букв.
Кернинг - расстояние между буквами.
Основная цель кернинга - подбор различных интервалов между различными парами конкретных букв для увеличения удобства чтения.
Шрифтовые пары
С появлением удобных веб-шрифтов усовершенствовать свой сайт стала еще доступнее. Но большое количество шрифтов может сбить с толку не только новичка - какой из них подойдет именно вам?
Сайт - это текст. Когда мы заходим на страницу, большая часть того содержания, по которому мы приходим, это текст. И поэтому умение подбирать и использовать шрифты - это важнейший навык для дизайнера.
Что же происходит на странице с точки зрения шрифтовой пары? Когда мы заходим на сайт, мы видим огромное количество сочетаний текста. Мы видим заголовки, видим какой-то основной текст, видим какие-то подписи, рядом какие-то замечания. Мы видим дату, допустим, видим «сегодня» написано совсем другим шрифтом. Вот этот шрифт тоже отличается от заглавного, например, и вот от этого. И как это все правильно сочетать - вопрос.
Главное правило - это достаточный контраст
3. Приемы каллиграфии и леттеринга
Каллиграфия (греч. «Хороший почерк») - одна из отраслей изобразительного искусства. Еще каллиграфию часто называют искусством красивого письма. Современное определение каллиграфии звучит следующим образом: «искусство оформления знаков в экспрессивной, гармоничной и искусной манере».
Леттеринг - единственные в своем роде несколько букв, изготовленных (нарисованных, вырезанных и др.) Для одной конкретной ситуации.
В леттеринге буквы, как правило, нарисованные или написанные только один раз, и для конкретного контекста. В шрифте одни и те же буквы имеют одинаковую начертания.
Особенности сочетание шрифтов
1. Перед тем, как вы начали дизайн, подберите шрифтовую пару.
2. Это позволит вам не путаться в размерах в дальнейшем, не думать каждый раз о том, какой шрифт здесь использовать, как здесь использовать. Лучше один раз это все определить (который вы используете заголовок, подзаголовок, которые в них размеры) и далее просто применять уже в своем макете.
6. Закрепление изученного материала
Рефлексия. Прием «Синквейн»
Ученикам следует составить синквейн из пяти строк, который синтезирует изученную информацию.
Формирование умений и навыков
Работа за компьютером
Внимание! Во время работы с компьютером соблюдайте правила безопасности и санитарно-гигиенических норм
Инструкционная карта
1. В графическом редакторе или в текстовом процессоре создать граффити на свободную тему.
2. Сохранить работы в собственную папку.
3. Продемонстрировать работу учителю.
9. Заключительная часть
1. Подведение итогов занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.