Программа по культурологии
Оценка 4.7

Программа по культурологии

Оценка 4.7
docx
МХК
7 кл—11 кл
26.04.2020
Программа по культурологии
Программа по культурологии Документ Microsoft Office Word (5).docx

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей-

Центр внешкольной работы «Надежда»

 

Рассмотрено                                                                   Утверждаю

на заседании метод. Совета                                      Директор МБОУ ДОД –

МБОУ ДОД – ЦВР «Надежда»                                ЦВР «Надежда»

протокол № __ от «   »___2011г.                              _______ Н.Л. Ефремова

                                                                                    «    » ________ 2011г.

 

 

Программа

культурологической направленности

«Башкортостан – колыбель Дружбы»

 

 

 

 

Составитель программы

педагог-организатор

Яппарова А.Н.

 

 

Стерлитамак - 2011

Содержание

 

1.     Пояснительная записка, направленность, цель и задачи  ………. стр 3-8

2.     Подразделения культурологической направленности  .……..…..стр 9-13

3.     Ожидаемый результат………………………………………...… …..стр 14

4.     Методическое обеспечение…………………………………...… ….стр 15

5.     Приемы личного воздействия………………………………………..стр 16

6.     Используемая литература…………………………………...……….стр 18

7.     Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

       Культурология — одна из самых молодых наук. Объединяющим все человечество фактором является культура. Она разная у разных народов. Но, постигая культуру другого народа – его нравы, обычаи, традиции, быт, искусство, в котором национальное своеобразие каждого народа находит наиболее полное выражение, мы научимся понимать его. Приобщение к культуре, являющееся главной целью курса культурологии,  должно способствовать формированию личности, обладающего широким кругозором, знакомого с лучшими достижениями мировой и отечественной культуры, способного к научному и техническому творчеству.

          В Центре реализуется 5 образовательных программ культурологической направленности: «Мир, в котором я живу», «Золотой ключик», «Айсыуак», «Калейдоскоп интересных дел», «Текстильная палитра». В этих объединениях занимаются обучающиеся, младшего, среднего  и старшего школьного возраста.

            Творчество является особым явлением в жизни нашего общества, основой художественной культуры всех времен и народов. Оно неустанно строится и обновляется в труде и любви, вдохновении и упорстве, радости и печали. Это то, что создается, развивается, живет вместе с народом, совершенствует современное поколение, является культурным наследием, национальным достоянием отечественной культуры.

             Цель – формирование у детей и подростков целостной системы теоретических, практических  и прикладных знаний в области народного художественного творчества.

             Задачи:

- изучение основных видов и жанров народного художественного творчества;

-формирование умения применять полученные знания в практической культурно – досуговой деятельности;

- воспитание любви к своей национальности, к Родине и творческого подхода в решении любых задач;

-научить навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать;

-развивать творческое воображение;

- развивать у детей мотивацию на творческую деятельность через приобщение к национальной культуре;

- формировать художественный и эстетический вкус;

-включить подростка в активное познание мира этических категорий, стремление разобраться в самом себе и окружающих.

           Содержание программы подразумевает тесную интеграцию предметов (ИЗО, МХК, музыка, литература, мифология и т.д.). Приоритетными тематическими направлениями программы являются: практические навыки декоративно-прикладного творчества, наследие мировых художественных культур; искусство разных народов Башкортостана, история развития и характерные черты народных промыслов России.

           Обучение носит теоретический, познавательный и практический характер наряду с индивидуальным подходом  к способностям и возрастным  особенностям каждого обучающегося. Процесс изготовления красивых и нужных изделий координирует мозговую деятельность и моторику пальцев, вызывая ощущение уверенности в своих силах и возможностях. Возникает чувство радости и уважения к своему труду.

           Для создания целостной системы воспитания и обучения народным ремеслам в кружковой работе большое место также отводится приобщению родителей к основам творчества, которые в период обучения приглашаются на открытые уроки, праздники и итоговые выставки.

         Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока еще живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведет к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры – это основа нравственного здоровья любого общества.

            На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

         Декоративно – прикладное творчество  является самым популярным видом искусства. Оно  непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически    украсить  быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в одежду,  в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

          Программа направлена на развитие   творческих способностей, творческого воображения  и фантазии детей   в области декоративно- прикладного искусства. Предметом изучения   является  технология   изготовления изделий из бисера, изделий из войлока, мягких игрушек, бус из тканей. А также   дает возможность узнать   историю возникновения национальных ремесел на Руси.

            Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков. Конечно   предметы, украшения  можно приобрести и в магазине. Но все же  изделия, изготовленные  собственными руками несут индивидуальный характер.   Так как   мастера    в изготовлении  поделок вкладывают свою  фантазию,  и умение – это есть процесс воплощения творческого замысла, предполагающий реализацию принципа развивающего обучения. Прелесть детских изделий - в их неповторимости. 

           Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей, Это самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, неповторимой индивидуальности, расширение кругозора, воспитание с учетом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Как хорошо думается, когда руки заняты рукоделием. Ведь мозговые центры речи, регулирующие движения мышц речевого аппарата расположены в непосредственной близости к центрам, регулирующим движения рук. Аккуратная, мелкая, тонкая работа руками развивает внимание ребенка, способствует точности и ясности речи, а также хорошо организует и дисциплинирует мышление.

           Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию, дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, воспитанник   создавая высокохудожественные изделия с применением различных техник.  В процессе усвоения программы дети получают знания по экономике, экологии: учатся определять  себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы,   знакомиться  с  лечебными свойствами   с      изделиями из войлока. На занятиях у них воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремлённости, желанию получать всё больше новых знаний и умений. Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно- прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культуры. Воспитанники получают дополнительную информацию о творчестве  по изучаемым в школе предметам ( истории, экологии, черчению, развитию речи и др.) и имеют связь с другими объединениями  ( вязание, кукольный театр, фольклор).

          Основная идея программы - освоение технологии народных ремесел в рамках изучения материальных и духовных традиций народов, знакомство с историей, укладом жизни, культурными традициями. Дети далеко не всегда способны распорядиться своим свободным временем. А родители, по последним данным статистики, бывают вместе с детьми не более двух часов в сутки, не считая сна. Кроме того, общение детей и родителей  происходит преимущественно во время телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, ещё реже в совместных прогулках и играх. И это понятно, ведь жить сегодня очень трудно.

         Следовательно, родители вправе сегодня рассчитывать на помощь учреждений дополнительного, занимающихся досугом детей. В то же время из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей младшего и среднего школьного возраста – игра, представление, театр. Театр, как вид искусства, возник в глубокой древности. Он помогал реализовать потребность отражения в художественных образах, воплощенных в театральном искусстве. Сегодня актуальность данного вида искусства очень значима для гуманизации образования и воспитания.

         Вместе с тем, потеря идеологического стержня в общественной жизни государства, насаждение западной идеологии, не отражающей особенности национальной духовности, не дают полноценного воспитания. Поэтому сегодня часто слышится фраза «потерянное поколение». Чтобы этого не происходило, вся система народного образования, а как часть его, дополнительное образование, должны повернуться к истокам традиций. Одним из способов такого поворота является возрождение детских народных театров, театров кукол.

         Воспитанный театром человек, вырастает душевно более тонким, чутким к искусству. Природе, переживаниям других людей. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес и литературе и истории. В младшем и среднем возрасте театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности.

         Организация театра кукол – одна из форм внешкольной работы с детьми в области художественного воспитания, первое приобщение к искусству. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в развитии умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания детей.

Пробудить в детях потребность к творческому самовыражению задача нелегкая и первостепенная. Сегодняшним ребятам больше свойственно пассивное потребление культурного опыта других людей. Занятия фольклором позволяют детям знакомиться с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, забавами и развлечениями. Программа направлена на сохранение и передачу культурного опыта народов, населяющих Республику Башкортостан, через образцы народного творчества всех видов и жанров.

 

 

 

 

 

Подразделения

культурологической направленности

-  Музей детских клубов города Стерлитамак

        

Князева Роза Владимировна – педагог высшей категории, создатель музея детских клубов города Стерлитамак

 

 

Руководитель Музея – Гайсина Эльвира Ришатовна

- Кукольный театр «Золотой ключик»

http://k-magic.ru/images/dusl/teatrkukol_02.jpg     

Руководитель кукольного театра – Зайнуллина

Альфира Биллаловна

 

- детский фольклор «Айсыуак»

 

         

 

 

- творческое объединение  «Текстильная палитра»

Вышивка крестом пейзажи     http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ8ApHFlIDuviCqx6hqz72fROS_ivVnrPtXznDRyytaVa4gv9a6

 

Руководитель – Маркова Асия Миниахметовна

 

http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ9fRXPPrTQcfjofmnunaaAuZReDahQT03GdaKZinmN4pyUQxSV

 

- творческое объединение  «Юрматы»

Руководитель – Яппарова Айгуль Нурулловна

- творческое объединение  «Калейдоскоп интересных дел»http://www.krestiki.info/images/biser.jpeg           http://www.krestiki.info/images/biser2.jpeg 

Руководитель – Филиппова гульнара Газзаловна

 

 http://www.stitch.su/images/news/big/195-2.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат

       В результате освоения программы дети и подростки должны :

- в обучении знать основные виды, жанры и важнейшие исторические этапы становления и развития народного художественного творчества в своем регионе, России; традиционные народные праздники и обряды, структуру управления народным художественным творчеством; знать творческих коллективов нашего региона, местных народных мастеров;

- в развитии уметь организовать творческую деятельность и раскрыть индивидуальные творческие способности ребят;

- в воспитании уважение и любовь к родному краю, национальности;

- наполнить интересы детей социально-значимыми делами, развитию фантазии, интуиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Основные принципы и подходы программы

               Программа разработана на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, нравственно и физически здоровую личность. Деятельность, общение и отношения строятся на следующих педагогических принципах и подходах:

·                    принцип природосообразностипредполагает организацию воспитательного процесса в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической конституцией, способностями, интересами, способностями восприятия;

·                    принцип гуманистического воспитания предусматривает обращенность к человеку как субъекту воспитательного процесса, создание максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности;

·                    принцип личносто-ориентированного воспитания - признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

·                    принцип культуросообразности воспитания - опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность;

·                    деятельностный подход реализуется на основе преемственности, целенаправленной воспитательной работы и народной педагогики, в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе - растет самоуважение;

·                    целесообразность и оптимальность реализация целей и задач  усилиями и результатами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы личного воздействия

         Все приемы, используемые при реализации программы,  делятся на условные группы: побуждения, убеждения, приучения.

Приемы побуждения: увлечение подростков радостной перспективой, новым, неизвестным, творческим поиском; а также поощрение (похвала, награда), контроль, доверие, помощь советом, личный пример, обращение за помощью.

Приемы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа, личный пример.

Приемы приучения: игра, поручения, соревнования, традиции, личный пример.

 

Формы работы с обучающимися:

- Лекции, беседы, обсуждения, викторины, тестирование, конкурсы, Конференции, практические занятия, самостоятельную и индивидуальную работу. 

      Для активизации педагогического процесса в ходе занятий используются различные методы:

- словесные методы (рассказ, объяснение беседа);

- наглядные методы (иллюстрации,  слайдовые презентации, фильмы)

- исследовательский метод (выполнение и защита реферата, проекта)

- методы контроля и самоконтроля (тестирование)

На занятиях используется следующий дидактический материал:

- плакаты;

- печатный раздаточный материал.

Также используется следующие формы подведения итогов:

- тестирование (проверяет усвоение теоретических знаний программы)

-самостоятельная работа (проверяет усвоение практических знаний программы)

- викторины (проверяет знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения программы)

- конкурсы (выявляет одаренных, талантливых детей)

- анкетирование (помогает узнать мнение детей о занятиях, мероприятиях, учит анализировать)

- защита творческого  проекта (проверяет знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения программы, учит самостоятельности и развитию всесторонне-развитой личности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.     Аникин В.П. «Русское устное народное творчество»: Учеб – М., Высш.ш., 2001. – 726с.

2.     Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, придания, суеверия и поэзия. – М. : «Рипол Классик», 1997. – 544 с. (серия «Ваша тайна»

3.     Каргин А.С. Народная художественная культура – М., 1998

4.     Карпухин И.Е. Русское устное народное поэтическое  творчество: Учеб.пособие. – 4е изд., - Стерлитамак: Стерлитамак.гос.пед. ин-т, 2003

5.     Лазерева Л.Н.  Календарно - обрядовые праздники Урала: Учеб.пособие по курсу «Этнография и фольклор» - Челябинск, 1997

6.     Панов Е.Н.  Знаки. Символы. Языки. – М.: Знание, 1983

7.     Порхун Н.А.  «Методические рекомендации по специальности СКД»  - Стерлитамак, 2004

8.     Тульцева А.В. Современные праздники и обряды народов России. – М. Наука, 1999

9.     Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. – Л.: Наука, 1996

10.  Чичеров В.И. Русское устное народное поэтическое творчество. Изд – во МГУ, 1980

11. Шуров В.М. Песня, традиция, память. – М.: Сов. Россия,1987.

 

 


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей-

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей-

Содержание 1. Пояснительная записка, направленность, цель и задачи ………

Содержание 1. Пояснительная записка, направленность, цель и задачи ………

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Родине и творческого подхода в решении любых задач; -научить навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать; -развивать творческое воображение; - развивать у детей…

Родине и творческого подхода в решении любых задач; -научить навыкам делового общения, умению вести конструктивный диалог, публично выступать; -развивать творческое воображение; - развивать у детей…

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров

Тема ручного труда становится актуальной , ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков

Тема ручного труда становится актуальной , ведь современные воспитанники практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских навыков

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно- прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и…

Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно- прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и…

Чтобы этого не происходило, вся система народного образования, а как часть его, дополнительное образование, должны повернуться к истокам традиций

Чтобы этого не происходило, вся система народного образования, а как часть его, дополнительное образование, должны повернуться к истокам традиций

Подразделения культурологической направленности -

Подразделения культурологической направленности -

Кукольный театр «Золотой ключик»

Кукольный театр «Золотой ключик»

Текстильная палитра»

Текстильная палитра»

Юрматы» Руководитель – Яппарова

Юрматы» Руководитель – Яппарова

Руководитель – Филиппова гульнара

Руководитель – Филиппова гульнара

Ожидаемый результат В результате освоения программы дети и подростки должны : - в обучении знать основные виды, жанры и важнейшие исторические этапы становления и развития…

Ожидаемый результат В результате освоения программы дети и подростки должны : - в обучении знать основные виды, жанры и важнейшие исторические этапы становления и развития…

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Приемы личного воздействия

Приемы личного воздействия

- конкурсы (выявляет одаренных, талантливых детей) - анкетирование (помогает узнать мнение детей о занятиях, мероприятиях, учит анализировать) - защита творческого проекта (проверяет знания, умения и…

- конкурсы (выявляет одаренных, талантливых детей) - анкетирование (помогает узнать мнение детей о занятиях, мероприятиях, учит анализировать) - защита творческого проекта (проверяет знания, умения и…

Используемая литература: 1

Используемая литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020