Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2017 г. Директор ____Л.Д. Дузькряченко |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2017 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2017 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 «А» класса
слабослышащего отделения
1. Составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) Утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва 2007);
2. На основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусство» для 4 класса (авторы Кузин В.С., Кубышкина Э.И.).
Составитель программы:
Р.И. Моисеева
учитель начальных классов
ТОМСК 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г, № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Рабочая программа соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Изобразительное искусство занимает важное место в обучении и воспитании детей, имеющих нарушения в развитии слухового восприятия, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Характерными особенностями учебного предмета являются:
Ø практико-ориентированная направленность содержания обучения;
Ø применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
Ø применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Цель курса изобразительной деятельности: развитие у обучающихся с нарушениями слуха эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.
Изучение предмета ИЗО в школе обеспечивает работу:
Ø коррекционно-обучающую;
Ø коррекционно-развивающую;
Ø коррекционно-воспитательную;
Ø воспитание положительных качеств личности;
Ø развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы и др.).
Задачи курса изобразительной деятельности:
Ø формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
Ø повышать уровень художественной образованности школьников — расширять круг знаний об искусстве, развивать умения и навыки изобразительной деятельности, художественно-образного восприятия;
Ø воспитывать интерес и любовь к искусству; формировать художественно-творческой активности школьников;
Ø развивать художественные способности школьников, их воображение, пространственные представления, творческую активность.
Актуальность программы заключается в направленности содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к окружающей действительности.
Новизной данной программы является система межпредметных связей (математика, литературное чтение, русский язык, музыка, трудовое обучение, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Межпредметные связи:
ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
ИЗО – литературное чтение /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
ИЗО – русский язык /отработка словарного запаса, значения многозначных слов, грамматика, лексика/;
ИЗО – природоведение /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
ИЗО – музыка /знакомство с музыкальными произведениями, влияние на развитие общего кругозора/;
ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез, рефлексия и релаксация.
Основные содержательные линии выстроены с учётом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
Ø Изобразительная деятельность И/Д (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика) – 20 часов
Ø Декоративно-прикладная деятельность Д-п/Д (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 10 часов
Ø Ознакомительная деятельность О/Д (беседы, объяснения, закрепление, повторение, тренировка и т.д.) – 5 часов.
Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится
Ø практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;
Ø составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов;
Ø составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям;
Ø демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров.
Реализация коррекционной работы:
Ø Развитие воображения и творческого мышления.
Ø Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.
Ø Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
Ø Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.
Ø Развитие активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, чувства формы и цвета.
Ø Развитие эмоционального воображения, чувства красоты.
Ø Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки.
Ø Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.
Ø Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.
5 класс. Краткое содержание тем.
Рисование с натуры
Рисование предметов конической, цилиндрической формы. Передача формы, объема, цвета, относительной величины изображаемого предмета. Рисование предметов симметричной формы, используя среднюю (осевую) линию. Подбор красок в соответствии с натуральным цветом предмета.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии. Рисование узоров, соблюдая последовательность, сочетание цветов. Использование при рисовании гуашевых и акварельных красок. Ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения.
Рисование на заданные темы и свободное творчество
Изображение зрительных представлений на основе прочитанного художественного произведения, на основе наблюдения за природой родного края. Выбор и рисование наиболее существенного. Тематическое рисование приуроченное к традиционным праздникам и временам года. Использование гуашевых и акварельных красок, материалов для нетрадиционного рисования.
Беседы об изобразительном искусстве
Разновидности изобразительного искусства: картины художников, декоративно-прикладное творчество уральских мастеров. Беседы о роли изобразительного искусства в военных баталиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 5 классе:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, восковые мелки);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);
особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);
основные средства выразительности (цвет, объём, освещение).
Обучающиеся должны уметь:
подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Общеучебные умения
В процессе уроков изобразительного искусства на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
1. Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе изобразительной, декоративно-прикладной, художественно-конструктивной деятельности);
2. Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление);
3. Информационные (извлечение информации из необходимых источников);
4. Организационные (осуществление самоконтроля в любых видах деятельности).
Нормы оценок.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
в 5 «А» классе
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Вид урока, требования к подготовке учащихся |
I четверть: 7 недель и 2 дня, 1 час в неделю |
||||
1. |
«Летние каникулы» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Красота родной природы в творчестве русских художников. Перспектива. Цветовой круг. |
1 |
|
И/Д Рисование по памяти Стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Золотая осень» (работы для выставки в ГНМЦ) Жанры изобразительного искусства. Пейзаж, его виды. И.Остроухов «Золотая осень» |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры – вид из окна Применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой; - использовать формат (горизонтальный, вертикальный); -изображать форму, строение и цветовую окраску птиц, улетающих на юг
|
3. |
«Осенние дары» Виды перспективы Линейная перспектива: линия горизонта, точка схода. Фронтальная линейная перспектива Угловая перспектива. Законы перспективы. |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Натюрморт из фруктов и овощей - о цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах акварельных красок);
|
4. |
«Букет в вазе» Натюрморт: драпировка, ваза с цветами, яблоки на блюде.
|
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой |
5. |
«Птицы улетают на юг» Во время перелета птицы собираются в стаи и вытягиваются клином – так легче преодолеть сопротивление воздуха, а также заметить хищника, например, ястреба или сокола, и подать сигнал тревоги |
1 |
|
И/Д Опора на иллюстрацию «Утки летят на юг» использовать новые и цветовые контрасты - использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени. Изображать форму, строение и цветовую окраску птиц
|
6. |
«Золотой ковёр» (работы для конкурса рисунков в ТОИПКРО) |
1 |
|
И/Д Опора на репродукции И. Левитана. Композиция. Сочетание оттенков цвета, колорит в произведениях И.Остроухова, И.Левитана |
7. |
«Осень – мои воспоминания» рассматривать репродукции художников и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства
|
1 |
|
И/Д Рисование по памяти -Помнить и знать об особенностях работы с акварельными и гуашевыми красками. - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре Композиционные закономерности. Трансформация листа бумаги И.Левитан «Осень во дворе» |
8. |
Итоговый урок. Закрепление. Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
|
О/Д Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
Всего 8 часов |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Вид урока, требования к подготовке учащихся |
II четверть: 8 недель, 1 час в неделю |
||||
1. |
«Мой пришкольный участок» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Красота родной природы в творчестве русских художников |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Пришкольный пейзаж выполнять наброски деревьев и кустарников с натуры по выбору карандашом |
2. |
«Мои друзья» Пропорции фигуры человека. Скульптура и скульпторы. Портреты и памятники (Н. Никитин, Б. Растрелли, Э. Фальконе) Рисунки А. Дейнеки |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека Использовать репродукции Изображение человека. Наброски и зарисовки фигуры человека (А. Матисс, В. Серов) |
3. |
«Хвойное дерево» Комбинированные формы предметов (шаров, сосулек, гирлянд), передача перспективного сокращения объёма |
1 |
|
И/Д Рисование по воображению рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
4. |
«Новогодняя игрушка на ветке» использовать новые и цветовые контрасты - использовать закономерности линейной и воздушной перспективы |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; - применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой |
5. |
«Новогодняя маска» Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет; - применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой |
1 |
|
Д-п/Д Рисование по образцу Передавать гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты. Художники - анималисты (Е. Лансере, Н. Сверчков П. Соколов) |
6. |
«Скоро Новый год» Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства |
1 |
|
И/Д Рисование по представлению. Передавать гармоничное сочетание цветов, тоновые и цветовые контрасты |
7. |
«Костюм Деда Мороза, Снегурочки» (по выбору) Рассматривать и проводить простейший анализ предметов, определять принадлежность орнамента к тому или иному жанру искусства |
1 |
|
Д-п/Д Декоративная работа О цветоведении ( основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах акварельных красок); - об особенностях работы с акварельными и гуашевыми красками. - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре |
8. |
«Свободное творчество» Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
|
О/Д Использовать различную штриховку для выявления объема, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Выполнять наброски с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом |
Всего 8 часов |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Вид урока, требования к подготовке учащихся |
III четверть: 11 недель, 1 час в неделю |
||||
1. |
«Узор на кухонной доске» Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас «В мастерской художника» Архип Куинджи |
1 |
|
Д-п/Д Декоративная работа Роспись кухонной разделочной доски Взаимосвязь литературы, музыки, театра и изобразительного искусства. Теневой театр |
2. |
«Шкатулка» Декоративное изображение в древнерусской живописи. Цветовая и пространственная композиция в произведениях народного искусства |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Шкатулки разной формы: круглой, овальной, прямоугольной Передавать в рисунке объём (работа по выбору) |
3. |
«Портрет дерева» Жанры ИЗО. Городской и индустриальный пейзажи. Явления действительности в рисунках |
1 |
|
И/Д Рисование с репродукции Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму дерева, основные его пропорции, общее строение (ствол, ветки) и цвет |
4. |
«Морозко» Средства художественной выразительности. Линейная и воздушная перспектива |
1 |
|
И/Д Иллюстрирование сказки «Морозко» рисование по воображению передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
5. |
«Куб и круг в перспективе» Композиция. Светотень |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Коробка и мяч (карандаш) |
6. |
«Птица-свистулька» Орнаменты народов России и мира. Художественные росписи Русского Севера. Основные элементы |
1 |
|
Д-п/Д Декоративное рисование Эскиз лепной свистульки в виде птицы. Изображать форму, строение и цветовую окраску птиц -стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму |
7. |
«Бабушкин чайник» Зависимость цвета от расположения предмета в пространстве |
1 |
|
Д-п/Д Рисование с натуры Чайник простой формы использовать новые и цветовые контрасты |
8. |
«Мой Томск» Особенности конструкции, формы, пространственного положения предмета |
1 |
|
Д-п/Д Репродукции из книги «Деревянная архитектура Томска» Мой город (карандаш0 |
9. |
«Графические упражнения» основные жанры и виды произведений изобразительного искусства |
1 |
|
Д-п/Д Рисование с натуры и по воображению графические упражнения |
10. |
«Стульчик для Мальвины» Народная художественная резьба по дереву. Украшение предметов быта |
1 |
|
Д-п/Д Декоративное рисование Эскиз сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т.п.) |
11. |
Итоговый урок. Закрепление. Уровни горизонта три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Основные жанры и виды произведений |
1 |
|
О/Д О цветоведении (основные и смешанные цвета, теплые и холодные, контрастные, в пределах акварельных красок); Об особенностях работы с акварельными и гуашевыми красками |
Всего 11 часов |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Вид урока, требования к подготовке учащихся |
IV четверть: 8 недель, 1 час в неделю |
||||
1. |
Беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Русские богатыри в произведениях художников |
1 |
|
О/Д Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Известные центры народных художественных ремесел России
|
2. |
«Цветок амариллиса» Красота родной природы в творчестве К.Коровина |
1 |
|
И/Д Рисование с натуры Цветок амариллиса стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму цветка, основные его пропорции, общее строение и цвет |
3. |
«Павлово-Посадский платок» Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек). |
1 |
|
Д-п/Д Декоративное рисование с натуры Украшение платочка. Использовать формат (горизонтальный, вертикальный); стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму |
4. |
«День Победы!» Бытовой жанр. Жизнь деревни в картинах Аркадия Пластова |
|
|
И/Д Рисование на тему «День победы» применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой; -передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека |
5. |
«Я - художник» свободное творчество Дизайн, как разновидность художественного творчества в нашей жизни |
1 |
|
И/Д Рисование по воображению Обои для моей комнаты использовать новые и цветовые контрасты |
6. |
«Весёлая карусель» Эмблема, символ, декоративный элемент |
1 |
|
Д-п/Д Декоративное рисование Эскиз игрушки «Весёлая карусель» использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени |
7. |
«Русская народная сказка» (свободное творчество) Палех. Традиции Палеха. Палатное письмо. Иконопись |
1 |
|
И/Д Свободный замысел Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) передавать в рисунке объемную форму |
8. |
Итоговый урок. Закрепление. Основные жанры и виды произведений ИЗО |
1 |
|
О/Д Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива
|
Всего за четверть 8 часов, за год – 35 часов |
Таким образом, рабочая программа по изобразительному искусству для 5 «А» класса развивает эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира, воспитывает нравственную отзывчивость, уважение и любовь к родной природе, своему народу, городу.
Методическое обеспечение программы
1. Аластер Смит. Энциклопедия рисования. – Издательство: «РОСМЕН», 2008. – 128 с.
2. Вавилов В.Ф., Вавилов В.В., Моисеенко В.А. и др. Рисунок. – Издательство: ИМУ, 2006. – 104 с.
3. Венди Тейт. Рисуем цветы акварелью. – Издательство: Кристина – новый век, 2008. – 50 с.
4. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей рисованию, лепке, аппликации. Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
5. Джек Хами. Как рисовать голову и фигуру человека. – Издательство: Поппури, 2007. – 128 с.
6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997 г.
7. Собрание работ архитектурных картин из Смоленска Г.В. Тихонова. – Издательство: Эксмо, 2009. – 582 с.
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике;
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.