Программа по лапте
Оценка 4.9

Программа по лапте

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
физическая культура
5 кл—9 кл
14.02.2022
Программа по лапте
Программа дополнительного образования по русской лапте позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, повышения работоспособности, улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и собственно национальная игра в русскую лапту таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
программа по лапте.docx

Управление образования администрации

Рыбинского муниципального района

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 Болтинская средняя общеобразовательная школа

(полное название учреждения)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Болтинской СОШ

______________ И.В.Рыбакова

«___30____» ____08________ 2021 г.

 

Принята на заседании

Педагогического совета

 Протокол №_____

«____30___» ____08________ 2021 г.

 

 

 

 

 

 

Спортивная направленность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Мини-лапта»

(название программы)

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей 12-15 лет

Срок реализации 1 год

Автор Сенников А.А.

(ФИО педагога, должность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Судоверфь, 2021г.

 

 

Пояснительная  записка.

 

      Программа дополнительного образования по русской лапте позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, повышения работоспособности, улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и собственно национальная игра в русскую лапту таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Основная цель  подготовки юных спортсменов –  осознание здорового образа жизни, развитие национального вида спорта.

Программа последовательно решает основные задачи:

                         - укрепление психического и физического здоровья детей;

- воспитание у школьников высоких нравственных качеств;

-  проведение здорового досуга;

- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по русской лапте;

- освоение навыков игры в русскую лапту;

- развитие двигательных качеств.

    Реализуются поставленные задачи через секции, соревнования и праздники.

   Ниже приводится примерный план работы (в часах) в кружке школы,  на весь курс обучения (1 год).

   В программе дан учебный материал теоретических и практических занятий по физической подготовке. В связи с этим тренеру представляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно с учетом возраста лаптистов и целевой направленности занятий подбирать необходимый материал.

   Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение теоретических и практических занятий, контрольных упражнений,  регулярный режим тренировочного процесса и соревнований.

   Успеваемость спортсменов оценивается по результатам освоения программного материала (теоретического) по овладению практическими навыками выполнения технических приемов и сдачи нормативов, а также  участие в различных соревнованиях.

     Ожидаемый результат: снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и  краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков  игры в русскую лапту, привитие любви к национальным видам сорта.

 

Учебно-тематический план

 

 

Темы

 

Теория

Практика

 

Всего

1.Общая физическая подготовка

1

19

20

2.Специальная физическая подготовка

1

13

14

3.Техническая подготовка

1

39

40

4.Тактическая подготовка

1

5

6

5.Теоретическая подготовка

1

-

2

6.Учебные и тренировочные игры

1

59

60

7.Участие в соревнованиях

-

2

2

Общее количество часов

6

138

144

 

 

Содержание программы

 

 1.Общая физическая подготовка

 Общая физическая подготовка для всех возрастных групп (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). Строевые упражнения.

Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Акробатические упражнения. Подвижные игры и эстафеты.

Легкоатлетические упражнения.  Лыжная подготовка.

Общая физическая подготовка для всех возрастных групп

(развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости)

 

 2.Специальная физическая подготовка

Значение специальной физической подготовки –  повышения функциональных возможностей органов и систем воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.

 Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с лаптистами.

Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.

 

3.Техническая подготовка

   Техника передвижения.  Удары по мячу битой.  Ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Техника игры подающего.

 

                                  4.Тактическая подготовка

   Индивидуальные действия с мячом.  Групповые действия. Командные действия.  Индивидуальные действия без мяча.

 

 5.Теоретическая подготовка

    Физическая культура и спорт в России.  Национальные виды спорта России. Разрядные нормы и требования по русской лапте.

   Развитие русской лапты   в России. Значение и место русской лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.

   Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Оказание первой помощи.

 

 

6.Учебные и тренировочные игры

Переключение в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.

7. Участие в соревнованиях

   Участие во внутришкольных, районных и краевых соревнованиях.

 

Методическое обеспечение

 

Тема 1. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости)

Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колоне, флангах, интервале, дистанции, направления, замыканием, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колоны по два. Перемена направления движения строем. Обозначение шага на месте. Переходы с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения, повороты в движении.

Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, сведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях (наклоны, повороты, вращения туловища) в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибания и разгибания рук, приволакивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с малыми мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки надругу перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.

Упражнения с гантелями: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание.

Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.

Упражнения с малыми мячами – броски и ловли мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега, длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты.

   Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.

Эстафеты встречные и круговые, с преодоление полосы препятствий и гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 800 метров.  Шестиминутный   и 12-ти минутный бег.

Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Многоскоки. Метание малого мяча на дальность и в цель.

Спортивные игры (баскетбол, мини-футбол)

Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах основными способами, подъемы, спуски, повороты, торможения. Прогулки и прохождение дистанций от 1 до 5 км.

 

 

Тема 2. Специальная физическая подготовка

   Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивание или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов в номер», «Рывок за мячом», «Выжигало» и т.д.

Стартовые рывки к мячу с последующим осаливанием и броском мяча.

Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3-50. бег змейкой между расставленными в различном положении стойками: неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег.  (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 метров (15-20м с максимальной скоростью, 10-15м медленно и т.д.). Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать».

Упражнения для развития скорости, переключение от одного действия на другое. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.)

Бег с изменением направления до 1800. бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или ином направлении и т.д. «Челночный бег» (туда и обратно): 2х10, 4х5, 2х15 и т.п. «Челночный бег», но в начале отрезок пробегается лицом вперед, обратно спиной вперед и т.д.

Бег «с тенью» (повторении движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью с изменением направления).

Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, удар битой по мячу  с последующим рывком по прямой).

Для подающего. Из стойки подающего подброс мяча с попаданием в центр круга: на низкой высоте; на средней высоте; на высокой высоте.

       Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.д.

   Метание малого мяча на дальность и набивного мяча на дальность. Удар по мячу битой: удар сбоку; удар снизу; удар с верху.

Упражнения для развития специальной выносливости.

   Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Кроссы с переменной скоростью.

   Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения.

Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшением по численности состава.

Для подающего.  Повторное, непрерывное выполнение в течение 5-12 мин подачу мяча.

 

 

Тема 3.Техническая подготовка

Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугам, изменением направления и скорости.

Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.

Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении.

Удары по мячу битой. Удары с верху (топориком). Удар снизу (хвост бобра). Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле.

Ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Ловля и передача мяча над собой на разной высоте и о стенку. Отработка навыков в парах, тройках, четвёртках, пятёрках,  шестёрках (конверт). Л и П после различных ударов.

Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). Финт с падением: головой вперёд; ногами вперёд; кувырок вперёд; падение с перекатом.

Техника игры подающего. Из стойки подающего подброс мяча с попаданием в центр круга: на низкой высоте; на средней высоте; на высокой высоте.

 

Тема 4.Тактическая подготовка

Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на игровом  поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения  с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа удара в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при групповой перебежке. Перебежки  с города и  кона.

Командные действия. Выполнение основных обязанностей в атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке.

Тактика защиты.

   Уметь точно и своевременно выполнить   короткую и среднюю передачи партнеру. Выполнять простейшие и сложные комбинации при осаливании соперника. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к осаливаемому сопернику. Умение оценить игровую ситуацию и осуществлять перемещение без мяча при различных ударов по мячу соперников. Групповые действия.

 

 

 

Тема 5.Теоретическая подготовка

   Спорт в России. Национальные виды спорта России.

   Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и требования по русской лапте.

   Развитие русской лапты  в России. Значение и место русской лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте: чемпионат и кубок России. 

   Всероссийская федерация русской лапты, лучшие российские команды, тренеры, игроки.

    Сведения о строении и функциях организма человека.

   Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль  центральной нервной системы в деятельности организма.

 Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.

Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна.

Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима дня для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия по русской лапте.

Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнце, воздуха и воды) для закаливания организма.

Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Применяемые суточные пищевые нормы спортсменов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.

 Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи.

 

Тема 6.Учебные и тренировочные игры.

   Обязательное применение в играх изученного программного материала  по технической и тактической подготовке.

Тема 7. Участие в соревнованиях

   Участие во внутришкольных соревнованиях.

 

 

 

 

 

Нормативы по физической и технической подготовке игры

 в русскую лапту

 

Упражнения

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

Бег 30м (сек)

6.0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,1

Бег 400м (сек)

90,0

87,0

85,0

83,0

80,0

75,0

6-минутный бег (м)

1300

1350

1400

1450

1500

1650

12-минутный бег (м)

-

-

-

-

3000

3100

Прыжок в длину с/м (см)

140

150

160

170

180

200

Метание малого мяча на дальность (м)

20

25

30

35

38

40

Удары по мячу битой ударом сверху (м)

10

15

20

25

30

35

Удары по мячу битой с боку (м)

20

25

30

35

40

45

 Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м)

1,5

1,7

2,0

2,3

2,6

3,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

1.Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.

2. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г.Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.

3. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.

4. Валиахметов Р. М.  «Лапта» 2007 г.

5. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.

6. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И.Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.

7. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г.Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000.

8. Костарев А.Ю.Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.

9. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.

10. Платонов В.Н.Теория и методика спортивной тренировки: Учеб.пос. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1984.

11. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.


 

Скачано с www.znanio.ru

Управление образования администрации

Управление образования администрации

Программа дополнительного образования по русской лапте позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, повышения работоспособности, улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной…

Программа дополнительного образования по русской лапте позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, повышения работоспособности, улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной…

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Техника передвижения. Удары по мячу битой

Техника передвижения. Удары по мячу битой

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями

Упражнения для развития быстроты

Упражнения для развития быстроты

Тема 3.Техническая подготовка

Тема 3.Техническая подготовка

Тема 5.Теоретическая подготовка

Тема 5.Теоретическая подготовка

Нормативы по физической и технической подготовке игры в русскую лапту

Нормативы по физической и технической подготовке игры в русскую лапту

Использованная литература 1.

Использованная литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022