Управление образования администрации
Рыбинского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Болтинская средняя общеобразовательная школа
(полное название учреждения)
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Болтинской СОШ ______________ И.В.Рыбакова «___30____» ____08________ 2021 г.
Принята на заседании Педагогического совета Протокол №_____ «____30___» ____08________ 2021 г.
|
Спортивная направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мини-лапта»
(название программы)
Возраст детей 12-15 лет
Срок реализации 1 год
Автор Сенников А.А.
(ФИО педагога, должность)
п. Судоверфь, 2021г.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по русской лапте позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, повышения работоспособности, улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и собственно национальная игра в русскую лапту таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развитие физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработке воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Основная цель подготовки юных спортсменов – осознание здорового образа жизни, развитие национального вида спорта.
Программа последовательно решает основные задачи:
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств;
- проведение здорового досуга;
- приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по русской лапте;
- освоение навыков игры в русскую лапту;
- развитие двигательных качеств.
Реализуются поставленные задачи через секции, соревнования и праздники.
Ниже приводится примерный план работы (в часах) в кружке школы, на весь курс обучения (1 год).
В программе дан учебный материал теоретических и практических занятий по физической подготовке. В связи с этим тренеру представляется возможность в зависимости от подготовленности учащихся самостоятельно с учетом возраста лаптистов и целевой направленности занятий подбирать необходимый материал.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение теоретических и практических занятий, контрольных упражнений, регулярный режим тренировочного процесса и соревнований.
Успеваемость спортсменов оценивается по результатам освоения программного материала (теоретического) по овладению практическими навыками выполнения технических приемов и сдачи нормативов, а также участие в различных соревнованиях.
Ожидаемый результат: снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в русскую лапту, привитие любви к национальным видам сорта.
Учебно-тематический план
Темы
|
Теория |
Практика |
Всего |
1.Общая физическая подготовка |
1 |
19 |
20 |
2.Специальная физическая подготовка |
1 |
13 |
14 |
3.Техническая подготовка |
1 |
39 |
40 |
4.Тактическая подготовка |
1 |
5 |
6 |
5.Теоретическая подготовка |
1 |
- |
2 |
6.Учебные и тренировочные игры |
1 |
59 |
60 |
7.Участие в соревнованиях |
- |
2 |
2 |
Общее количество часов |
6 |
138 |
144 |
Содержание программы
1.Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка для всех возрастных групп (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости). Строевые упражнения.
Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Акробатические упражнения. Подвижные игры и эстафеты.
Легкоатлетические упражнения. Лыжная подготовка.
Общая физическая подготовка для всех возрастных групп
(развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости)
2.Специальная физическая подготовка
Значение специальной физической подготовки – повышения функциональных возможностей органов и систем воспитания двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) спортсмена.
Краткая характеристика средств общей и специальной физической подготовки, применяемых в процессе тренировочных занятий с лаптистами.
Взаимосвязь между развитием основных двигательных качеств.
3.Техническая подготовка
Техника передвижения. Удары по мячу битой. Ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Техника игры подающего.
4.Тактическая подготовка
Индивидуальные действия с мячом. Групповые действия. Командные действия. Индивидуальные действия без мяча.
5.Теоретическая подготовка
Физическая культура и спорт в России. Национальные виды спорта России. Разрядные нормы и требования по русской лапте.
Развитие русской лапты в России. Значение и место русской лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте. Требования к спортивной одежде и обуви, уход за ними.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена. Оказание первой помощи.
6.Учебные и тренировочные игры
Переключение в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий.
7. Участие в соревнованиях
Участие во внутришкольных, районных и краевых соревнованиях.
Методическое обеспечение
Тема 1. Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости)
Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, колоне, флангах, интервале, дистанции, направления, замыканием, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колоны по два. Перемена направления движения строем. Обозначение шага на месте. Переходы с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения, повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, сведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях (наклоны, повороты, вращения туловища) в положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибания и разгибания рук, приволакивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с малыми мячами – поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки надругу перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах, с вращением скакалки вперед, назад: прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами – броски и ловли мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, в стену, ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка в движении.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега, длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые, с преодоление полосы препятствий и гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 800 метров. Шестиминутный и 12-ти минутный бег.
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Многоскоки. Метание малого мяча на дальность и в цель.
Спортивные игры (баскетбол, мини-футбол)
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах основными способами, подъемы, спуски, повороты, торможения. Прогулки и прохождение дистанций от 1 до 5 км.
Тема 2. Специальная физическая подготовка
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5-10 метров из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивание или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Подвижные игры типа «День и ночь», «Вызов», «Вызов в номер», «Рывок за мячом», «Выжигало» и т.д.
Стартовые рывки к мячу с последующим осаливанием и броском мяча.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорение под уклон 3-50. бег змейкой между расставленными в различном положении стойками: неподвижными или медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег. (на скорость). Переменный бег на дистанции 100-150 метров (15-20м с максимальной скоростью, 10-15м медленно и т.д.). Подвижные игры типа «Салки по кругу», «Бегуны», «Сумей догнать».
Упражнения для развития скорости, переключение от одного действия на другое. Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т.п.)
Бег с изменением направления до 1800. бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить его или остановиться, затем выполнить новый рывок в том или ином направлении и т.д. «Челночный бег» (туда и обратно): 2х10, 4х5, 2х15 и т.п. «Челночный бег», но в начале отрезок пробегается лицом вперед, обратно спиной вперед и т.д.
Бег «с тенью» (повторении движений партнера, который выполняет бег с максимальной скоростью с изменением направления).
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, удар битой по мячу с последующим рывком по прямой).
Для подающего. Из стойки подающего подброс мяча с попаданием в центр круга: на низкой высоте; на средней высоте; на высокой высоте.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Подвижные игры типа «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны», «Прыжковая эстафета» и т.д.
Метание малого мяча на дальность и набивного мяча на дальность. Удар по мячу битой: удар сбоку; удар снизу; удар с верху.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. Кроссы с переменной скоростью.
Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения.
Игровые упражнения с мячом большой интенсивности, тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшением по численности состава.
Для подающего. Повторное, непрерывное выполнение в течение 5-12 мин подачу мяча.
Тема 3.Техническая подготовка
Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугам, изменением направления и скорости.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении.
Удары по мячу битой. Удары с верху (топориком). Удар снизу (хвост бобра). Удары сбоку. Удары на точность: в определенную цель на поле.
Ловли мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Ловля и передача мяча над собой на разной высоте и о стенку. Отработка навыков в парах, тройках, четвёртках, пятёрках, шестёрках (конверт). Л и П после различных ударов.
Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). Финт с падением: головой вперёд; ногами вперёд; кувырок вперёд; падение с перекатом.
Техника игры подающего. Из стойки подающего подброс мяча с попаданием в центр круга: на низкой высоте; на средней высоте; на высокой высоте.
Тема 4.Тактическая подготовка
Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на игровом поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа удара в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков при групповой перебежке. Перебежки с города и кона.
Командные действия. Выполнение основных обязанностей в атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке.
Тактика защиты.
Уметь точно и своевременно выполнить короткую и среднюю передачи партнеру. Выполнять простейшие и сложные комбинации при осаливании соперника. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к осаливаемому сопернику. Умение оценить игровую ситуацию и осуществлять перемещение без мяча при различных ударов по мячу соперников. Групповые действия.
Тема 5.Теоретическая подготовка
Спорт в России. Национальные виды спорта России.
Единая спортивная классификация и ее значение. Разрядные нормы и требования по русской лапте.
Развитие русской лапты в России. Значение и место русской лапты в системе физического воспитания. Российские соревнования по русской лапте: чемпионат и кубок России.
Всероссийская федерация русской лапты, лучшие российские команды, тренеры, игроки.
Сведения о строении и функциях организма человека.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма.
Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.
Гигиена. Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, баня, купание). Гигиена сна.
Гигиенические основы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильного режима дня для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятия по русской лапте.
Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы, средства закаливания и методика их применения. Использование естественных природных сил (солнце, воздуха и воды) для закаливания организма.
Питание. Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Применяемые суточные пищевые нормы спортсменов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи.
Тема 6.Учебные и тренировочные игры.
Обязательное применение в играх изученного программного материала по технической и тактической подготовке.
Тема 7. Участие в соревнованиях
Участие во внутришкольных соревнованиях.
Нормативы по физической и технической подготовке игры
в русскую лапту
Упражнения |
8 лет |
9 лет |
10 лет |
11 лет |
12 лет |
13 лет |
Бег 30м (сек) |
6.0 |
5,8 |
5,6 |
5,4 |
5,2 |
5,1 |
Бег 400м (сек) |
90,0 |
87,0 |
85,0 |
83,0 |
80,0 |
75,0 |
6-минутный бег (м) |
1300 |
1350 |
1400 |
1450 |
1500 |
1650 |
12-минутный бег (м) |
- |
- |
- |
- |
3000 |
3100 |
Прыжок в длину с/м (см) |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
200 |
Метание малого мяча на дальность (м) |
20 |
25 |
30 |
35 |
38 |
40 |
Удары по мячу битой ударом сверху (м) |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
Удары по мячу битой с боку (м) |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
Удары по мячу ногой с рук на дальность и точность (м) |
1,5 |
1,7 |
2,0 |
2,3 |
2,6 |
3,0 |
Использованная литература
1.Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А.Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986.
2. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г.Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
3. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003.
4. Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г.
5. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г.
6. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И.Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
7. Костарев А.Ю., Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г.Русская лапта: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ. - Уфа: БГПУ, 2000.
8. Костарев А.Ю.Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001.
9. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г.
10. Платонов В.Н.Теория и методика спортивной тренировки: Учеб.пос. для ИФК. - Киев: Вища школа, 1984.
11. Теоретическая подготовка юных спортсменов /Под общ.ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: ФиС, 1981.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.