1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) по литературе, 8а класс, основное общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна. «____»____2019 ____________ |
|
«___»________________2019г. _____________Н.Н.Олейникова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) по литературе, 8а класс, основное общее образование. Учитель: Романова Оксана Владимировна. «____»____2019 ____________ |
|
«___»______________2019г. _____________И.Б. Фатун |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
-Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/2020 учебный год (приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 №345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования");
- Образовательная программа основного общего образования МОБУ лицея №33 на 2019-2020 учебный год;
- Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» от 08.05.2019 №233;
-Учебный план МОБУ лицея №33 на 2019-2020 учебный год.
Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам.
- Программа курса литературы для 5 – 11 классов образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012г.
Нормативная продолжительность изучения содержания программы соответствует учебному плану основного общего образования - 2 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на контрольные работы отводится 4 часа и работы по развитию речи - 12 часов.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание учебного предмета направлено на реализацию следующих целей изучения литературы:
- способствовать духовному становлению личности;
- формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;
- совершенному владению речью;
- осмыслению литературы как особой формы культурной традиции.
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки художественных произведений;
- совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи;
- развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя:
- учебник (Литература 8 класс.Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений под ред.Т.Ф.Курдюмовой, М.: Дрофа, 2010 г.);
- методическое пособие для учителя (Литература 8 кл.: Методические рекомендации для учителя под ред. Т.Ф.Курдюмовой, М.: Дрофа, 2012 г.).
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные результаты освоения литературы как учебного предмета:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные результаты освоения литературы как учебного предмета:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать достижение цели;
. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Предметные результаты освоения литературы как учебного предмета.
Обучающийся научится:
-понимать образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов XVIII, XIX, XX веков;
- изученные теоретико-литературные понятия;
- видеть черты национального характера своего народа в героях устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений, целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную или вымышленную ситуацию;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах.
Раздел II «Содержание учебного предмета»
Введение. История в устном народном творчестве. (5 часов)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. История в произведениях устного народного творчества. Драма «Как француз Москву брал».
Отражение жизни народа в народной песне.Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.
Из древнерусской литературы. (6 часов)
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
История на страницах произведений 18 века (3 часа)
Историческая драма и исторические герои. Н.М.Карамзин «Марфа Посадница».
Историческое прошлое в литературе 19 века. (38 часов)
История в произведениях классики, их патриотическое значение. Былины и их герои в произведениях 19 века. История и жанр басни. И.А. Крылов. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении.
Из зарубежной литературы. Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. Вальтер Скотт «Айвенго». Концепция истории и человека в романе
Александр Сергеевич Пушкин. История в творчестве А. С. Пушкина, «Песнь о вещем Олеге». Герой и его судьба: тема рока. Поэма «Полтава». История создания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Главные герои трагедии.
Роман «Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…». Исторический сюжет и герои повести.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Тарас Бульба». Историческая основа повести. Образы Тараса и его сыновей. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Роль фантастики в художественном произведении.
Александр Дюма. «Три мушкетера» как авантюрно- исторический роман. Кодекс чести героев.
А.К.Толстой. Жизнь и творчество. «Василий Шибанов». Нравственный идеал автора.
А. К. Толстой. «Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Сюжет и его главные герои.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Художественная деталь. Антитеза. Роль антитезы в композиции произведений.
Историческое прошлое в лирике XIX века.
Историческое прошлое в литературе 20 века. (18 часов)
Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века.(И. Бунин, К.Бальмонт и др.)
Ю. Тынянов. «Восковая персона». Герои и сюжет, язык и стиль повести. Ю. Тынянов. «Подпоручик Киже». Тема деспотизма в произведении.
Из зарубежной литературы. Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновенье». Историческая миниатюра.
Марк Алданов. «Чёртов мост». Блестящее изображение полководца Суворова.
Борис Васильев «Утоли моя печали…» Ходынская трагедия в понимании автора и героев романа. Исторические лица в романе.
Л.М. Леонов «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы.
Великая Отечественная война в русской лирике. Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Раздел III «Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы (с __ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
Введение. История в устном народном творчестве |
5 |
Литература и время. |
1 |
05.09 |
|
История в произведениях устного народного творчества. Драма «Как француз Москву брал». |
4 |
06.09-19.09 |
|
||
Древнерусская литература |
6 |
Литература Древней Руси. История и литература. |
6 |
20.09-11.10 |
КР – 11.10 |
История на страницах произведений 18 века |
3 |
История на страницах произведений 18 века. Историческая драма и исторические герои. Н.М.Карамзин «Марфа Посадница». |
3 |
17.10-24.10 |
|
Историческое прошлое в литературе 19 века |
38 |
История в произведениях классики, их патриотическое значение. Былины и их герои в произведениях 19 века. |
2 |
25.10-31.10 |
|
|
|
История и жанр басни. И.А. Крылов. «Волк на псарне». Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении |
2 |
01.11-07.11 |
|
Генри Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Сюжет и герои поэмы. |
1 |
08.11 |
|
||
Вальтер Скотт «Айвенго». Концепция истории и человека в романе |
1 |
14.11 |
|
||
История в творчестве А. С. Пушкина, «Песнь о вещем Олеге». Герой и его судьба: тема рока. Поэма «Полтава». |
3 |
15.11-29.11 |
|
||
История создания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» Главные герои трагедии. |
2 |
05.12-06.12 |
|
||
«Капитанская дочка». История создания повести. Сюжет исторической повести и его события. Характеристика художественного образа-персонажа. |
7 |
12.12-09.01 |
Сочинение – 09.01 |
||
|
|
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…». Исторический сюжет и герои повести. |
2 |
10.01-16.01 |
|
|
|
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Образы Тараса и его сыновей. |
5 |
17.01-31.01 |
КР – 31.01 |
Александр Дюма. «Три мушкетера» как авантюрно- исторический роман. Кодекс чести героев. |
1 |
06.02 |
|
||
А.К.Толстой. Жизнь и творчество. «Василий Шибанов». Нравственный идеал автора. |
2 |
07.02-13.02 |
|
||
А. К. Толстой. «Князь Серебряный». Эпоха и ее воспроизведение на страницах романа. Сюжет и его главные герои. |
3 |
14.02-28.02 |
|
||
|
|
Л. Н. Толстой. «После бала» как воспоминания о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. |
4 |
05.03-13.03 |
СР – 13.03 |
|
Историческое прошлое в лирике XIX века. |
2 |
19.03-20.03 |
|
|
|
Контрольная работа по разделу «Историческое прошлое в литературе 19 века». |
1 |
26.03 |
КР – 26.03 |
|
Историческое прошлое в литературе 20 века |
18 |
Трансформация образа былинного героя в произведениях XX века. (И. Бунин, К.Бальмонт и др.) |
1 |
27.03 |
|
|
Ю. Тынянов. «Восковая персона». Герои и сюжет, язык и стиль повести. |
3 |
02.04-16.04 |
|
|
|
Ю. Тынянов. «Подпоручик Киже». Тема деспотизма в произведении. |
1 |
17.04 |
|
|
|
Стефан Цвейг. «Невозвратимое мгновенье». Историческая миниатюра. |
1 |
23.04 |
|
|
|
Марк Алданов. «Чёртов мост». Блестящее изображение полководца Суворова. |
1 |
24.04 |
|
|
|
Борис Васильев «Утоли моя печали…» Ходынская трагедия в понимании автора и героев романа. Исторические лица в романе.
|
3 |
30.04-08.05 |
|
|
|
Великая Отечественная война в русской лирике. |
3 |
14.05-21.05 |
КР – 21.05 |
|
|
|
Л.М. Леонов «Золотая карета». Судьбы героев и их идеалы. |
2 |
22.0528.05 |
|
|
История на страницах поэзии 20 века. Многогранность осмысления былого поэтами 20 века. Читательская конференция «Минувшим нас объемлет и обнимет…» |
3 |
29.05 |
|
|
Итого: 68 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.