программа по литературному чтению 2 класс

  • doc
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала литературное чтение 2 класс.doc

 

 

 

 

Рабочая программа учебного курса

по  литературному чтению

для _____2____  классов

на 20 - 20 учебный год

 

 

                                                                                                                                      

                                                                                                                               

                                                                                                              

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа предмет «Литературное чтение» для  2  класса на 20 – 20 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования по литературному чтению, примерной программы  начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой,  В. Г. Горецким,  М.В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4  классы» (2008), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсов «Обучение грамоте и развитие речи»; его продолжительность (приблизительно 21 – 25 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

Курс литературного чтения призван продолжить обуче­ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры­вается во всей своей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает у детей интерес к словесному твор­честву и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответствен­ных этапов большого пути ребенка в литературу. От каче­ства обучения в этот период во многом зависит полноцен­ное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальней­шем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духов­ным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, со­знание, волю. Оно по своей природе оказывает большое вос­питательное воздействие на школьника, формирует его лич­ность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения являет­ся то, что ребенок переходит с позиции слушателя в катего­рию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользу­ются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставля­ет его размышлять.

 

 

Цель курса:

        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

        овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

        воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной Росси

 

 

 

 

 

Задачи курса:

        развивать у детей способность полноценно восприни­мать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

        учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;

        формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоци­ативное мышление;

        развивать поэтический слух детей, накапливать эстети­ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

        формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

        обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;

        формировать эстетическое отношение ребенка к жиз­ни, приобщая его к классике художественной литературы;

        обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа­ния произведений различного уровня сложности;

        расширять кругозор детей через чтение книг различ­ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо­гащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;

        обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;

        работать с различными типами текстов;

        создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

 

Реализация национально-регионального компонента.

Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП, Количество часов, отводимое на реализацию НРК.

                                Класс

Учебный предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Литературное чтение

13 ч

14 ч

14 ч

14 ч

 

 

 

 

 

 

 

            Содержание НРК, заявленное в теме, может быть реализовано в течении всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны. При реализации НРК учитель использует пособия, рекомендуемые МОиН Челябинской области и другие издания, включающие краеведческий материал.

 

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания НРК

Литературное чтение

Горская А. Б. и др. Хрестоматия по литературе родного края [Текст]/А. Б. Горская, Н. А. Капитонова,

Т.Н.Крохалева, Л.Н.Чипышева.– Челябинск: ИЦ»Взгляд»,

2005 - 2009

 

Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы.

 

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Ø Основная:

1.     Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 1 класс, М.: Просвещение, 2007

2.     Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 2 класс, М.: Просвещение, 2007

3.     Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс, М.: Просвещение, 2007

4.     Климанова Л.Ф., Голованова М.В, Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс, М.: Просвещение, 2007

 

 

 

Ø Дополнительная:

5.     Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2008

 

 

1.     Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 1 класс. – М.: Просвещение, 2004

2.     Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2005

3.     Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 3 класс. – М.: Просвещение, 2005

4.     Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 4 класс. – М.: Просвещение, 2005

5.     Клюхина И. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО

6.     Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2007

7.     Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2007

8.     Кутявина С. В. и др. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО

9.     Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО

10.          Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО

11.          Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007

12.          Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006

 

ЦОР

Интернет - ресурсы

 

Электронное   учебное издание «Начальная школа.

1-4 кл.»:

«Новая начальная школа» 1-4    кл. Литературное чтение

 

СП Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

СП Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

 

 

Сказочный домик: народные сказки.

Электронная   коллекция   сказок   народов мира

 (http:// www. skazkihome.info/)

 

Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание   русских   пословиц,   задания   различного  уровня сложности для разных возрастных трупп школьников)

 (http://ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

 

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.):

Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru

 

Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.)

http://kidsbook.narod.ru/

 

Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка      произведений      Х.К. Андерсена. Литература     об     Андерсене)

 http://www.sky-art.com/andcrsen/index.htm

 

Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная   библиотека   для   детей: сборник детских      сказок.      рассказов      и стихов.)

http ://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

 

Русская   и  зарубежная  литература  для школы: коллекция

(Коллекция   электронных   версий   литературных | произведений,   изучаемых   в   школе.   Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

 

Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской  литературы   на сервере Kid.ru.)

http: www.kid.ru/index3.php3

Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки,  колыбельные,   поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index iil.hlni

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1.    Развитие навыков чтения

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком уда­рения, расшире­ние поля чте­ния, целенаправ­ленных упраж­нений на цело­стное и дифференцированное восприятие слов

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие навы­ка осознанного и правильного чтения. Выра­ботка основного способа чте­ния целыми сло­вами за счет:

1) установки на плавное чтение целыми   словами;
2) проведения речевых    зарядок или       речевых гимнастик    для
овладения нормативным   способом      чтения
(3
4 мин);

3) проведения соревнований       и конкурсов      на звание
лучшего чтеца;

4) развития темпового чтения.
Обучение    чтению про себя

Развитие навыков чтения

Развитие навыков правиль­ного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки прие­мов целостного и точного зри­тельного восприятия слова, быстрота понимания прочитан­ного.

Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объ­ема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанно­го (от усвоения предметного содержания до осознания ос­новной мысли прочитанного)

 

 

Развитие уме­ний перехо­дить от чтения вслух к чте­нию про себя

Интенсивное развитие двух видов чтения вслух и про се­бя; овладение беглым чтени­ем различных по объему и жанрам произведений

 

 

Развитие умения быстро улавливать главную мысль произ­ведения, логику повествова­ния, смысловые и интонацион­ные связи в тексте

2. Развитие выразительности чтения и речи,

формирование навыков орфоэпически правильного чтения

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ориентация детей на то, что чтение вслух это чтение для слу­шателей, а чтение про себя это чтение для себя. Обучение при­емам выразительной речи и чтения

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе вве­дения специальных упражнений для размин­ки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной арти­куляции гласных и согласных в словах и фразах.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдель­ных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произ­ношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержани­ем высказывания и текста; выработка уме­ния убыстрять и замедлять темп речи и чте­ния, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наобо­рот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания

Организация практикумов по выразительному чтению:

1)  проведение   упражнений по техни­ке   речи,   упражне­ний   с   элементами игры для тренировки дыхания («заду­вание   пламени   воображаемой свечи»), силы   голоса,   дик­ции;

2)    овладение прави­лами литературного
произношения  слов (орфоэпическими
правилами), словес­ным ударением;

3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями,      мелодикой речи и чтения).
Произнесение    стихотворных   строк   с
различными смысловыми оттенками,
с различными намерениями  (с разным
подтекстом): с осуждением, похвалой,
одобрением

 

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драма­тизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодич­ность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение пла­нировать, а затем анализировать свое выступление, корректиро­вать его в соответствии с целью высказывания

 

 

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чте­ния 30 40 слов в минуту

Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста не меньше 50 слов в минуту

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразитель­ное чтение це­лыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, то­на чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения 70 75 слов в минуту

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя лю­бого по объему и жанру текста. Темп чтения не меньше 100 слов в минуту. Самостоятель­ная подготовка к выразительно­му чтению

4. Выработка умений работать с текстом

 

 

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ответы на вопросы по содержанию тек­ста, нахождение в нем предложений, под­тверждающих уст­ное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пере­сказ небольших про­изведений с отчет­ливо выраженным сюжетом

Подробный и выборочный пересказ про­читанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведе­нии и осмысление взаимосвязи описываемых в нем собы­тий, подкрепление правильного ответа на вопросы выбо­рочным чтением

Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (фор­мулирование главной мысли своими слова­ми), установление вза­имосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пере­сказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстра­ции, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему

Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствую­щих им. Воспитание вни­мания к авторскому сло­ву в художест­венном произ­ведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины при­роды, воссоз­дание на этой основе соответ­ствующих сло­весных картин

Деление тек­ста на части, озаглавливание их, выявление основной мыс­ли прочитан­ного (с помо­щью учителя). Ориентировка в учебной кни­ге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного про­изведения, уме­ние пользо­ваться задания­ми и вопроса­ми, помещен­ными в учеб­ных книгах

Практическое различение художественных и научно-популярных текстов.

Наблюдение над стилистическими особенностями текстов

 

 

 

 

 

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу час­ти и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и крат­кий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художетвенным тек­стам.

Составление рассказов о сво­их наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте    слов    и выражений,  которые    исполь­зует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей дей­ствующих лиц, оценка их пос­тупков (с помо­щью учителя). Внимание к языку художественных произ­ведений, пони­мание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту

Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.

Воспроизведе­ние содержания текста с эле­ментами описания (природы, внешнего вида героя, обстанов­ки) и рассужде­ния, с заменой диалога пове­ствованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их по­ступков, отношения к окружающим (по од­ному или ряду произведений), выявление мо­тивов поведения героев и опре­деление своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, на­хождение в про­изведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, геро­ев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразе­ологических обо­ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка

 

 

Обогащение и развитие опыта творческой деятельности эмоционально-чувственого отношения к действительности

1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений.

Развитие творческих способностей школьников

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование у школьников способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потреб­ности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру

На основе проведения экскур­сий обогащать опыт детей непосредственными наблюде­ниями за состоянием природы в разное время года, за пове­дением животных, их позами, выразительными движениями. Развитие у школьников спо­собности радоваться и удив­ляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире. Формирование умений передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков, находить литературные произ­ведения, созвучные своему эмоциональному настроению

Развитие умений сравнивать состояние природы в разное время года, видеть, открывать для себя многоцветье мира, многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее кра­соту, проявлять интерес к ориги­нальным, нестандартным взгля­дам, формировать свое видение окружающего мира, умение нахо­дить необычное в обычных пред­метах

 

Накопление опы­та живых впечатлений от об­щения с миром животных, которых дети видят в лесу, зоопарке, живом
уголке, развитие умения
подмечать позы, повадки, характерные движения
животных в раз­ личных
ситуациях, уметь рас­сказать об увиденном. Наблюдение за на­
строением людей в различных состояниях

Формирование умений разли­чать эмоциональ­ное состояние человека в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жес­тах, тембре и силе голоса, в поступках людей, видеть отноше­ние человека к окружающему миру, размыш­лять над причи­нами, вызвав­шими подобные эмоциональные состояния и от ношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций

Коллективное слушание литературно-художественных произведе­ний, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях

 

2.    Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Выполнение заданий типа «С чем можно сравнивать данный предмет?», «На что похожи предметы?».

Рисование красками этих предметов, их словесное описание, рассказ по собственному рисунку.

Придумывание своей концовки к известным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.

Рассматривание и описание сход­ных и различных предметов (например, ромашки и календулы, мыши и льва), проведение сорев­нований, конкурсов на лучшее сравнение; игры типа «Волшеб­ные превращения вещей», кото­рые помогают оживить реальные предметы, явления (дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружаю­щего мира и ведут рассказ от их имени). Усложнение подобных заданий: рассказанную детьми историю переделать в смешную, веселую или грустную, печаль­ную.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок «Крас­ная Шапочка», «Лиса и Волк», «Лягушка-путешественница»

Рассказывание-импровизация на заданную тему. Развитие интереса у детей к услышанным рассказам,  сочине­ниям, стимулирование активности при их обсуждении

 

 

 

 

3. Развитие умения выразить в слове свои впечатления,

свое видение предмета, состояние природы и человека

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Проведение игры «Найди меткое слово», активизирующей деятельность учеников в поисках подходящего слова для характери­стики, описания предмета или героя прочи­танной книги, коллективное сочинение раз­личных историй.

Устные и письменные рассказы детей на заданные им свободные темы

Обучение приемам устного словесного описания предме­тов, явлений приро­ды и окружающего мира, приемам рас­суждения и пове­ствования на задан­ную тему (по усмотрению учителя эти задания могут быть проведены письмен­но)

 

4. Обогащение опыта эстетического восприятия

произведений художественной литературы

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуж­дении услышанного, при драматизации от­рывков из произведений

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художе­ственной литерату­ры,
формирование желания обсудить услышанное и прочитанное, создание
условий для возникновения у детей
чувства радости, удовлетворения при встре­че с произведения­
ми известных авто­
ров, при их перечитывании

Приобщение детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием

Развитие  у  детей умения испытывать      ра­дость,  получать удовольствие от повторного слушания произве­дений    художе­ственной   лите­ратуры

 

Размышление    над    содержа­нием    произведений,    умение выразить   свое   отношение   к прослушанному. Сравнение сти­хотворных  произведений,  на­писанных на одну тему разны­ми поэтами, и ряда   стихотво­рений  одного  и  того  же  ав­тора. Развитие умения чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к нему и к описываемым со­бытиям. Формирование эмоционально-оценочных суждений

Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произ­ведение, его художественные особенности

 

5. Активизация способности учащихся полноценно

воспринимать художественные произведения

на основе целенаправленной деятельности

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

 

Знакомство    со средствами   художественной выразительности (эпитетами, сравнениями),   вос­питание интере­са и уважения к писателям    как художникам, волшебникам слова

Развитие наблюдательности, чуткости  к  поэтическому  слову, умения находить в тексте эпи­теты, сравнения, метафоры, уме­ния подбирать варианты срав­нений,  сопоставлять их с  ав­торским отбором средств художественной   выразительности, накапливать опыт восприятия и  осмысления  метафор,  уме­ния видеть и ценить их иносказательную выразительность

Обучение детей умению сравнивать    предметы загадки    и    от­гадки, находить в    них    общее, учить их видеть и ценить образность в изобра­жении предмета загадки

Работа над загадками как развернутыми метафо­рами Работа над загадками как развернутыми метафо­рами

 

Развитие    умения использовать метафоры    при составлении собственных   загадок, развитие творческого, образного видения предмета, которое способству­ет накоплению образных обобщений

 

Развитие внимания детей к средствам художествен­ной выразительности, заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение вариантов подбора слов с авторским описанием. Целенаправленное формирование умений вос­создавать адекватные представления во время чтения литературно-художественных текстов на основе сопоставления реалистического и образ­ного описания предметов или явлений

 

Упражнения в отборе и синтезировании отдельных дета­лей словесной изобразительности для создания целостного художест­венного образа (в стихотворе­нии А. Пушки­на «Вот север, тучи нагоняя...» дети находят словесные де­тали)

Развитие умения воссоздавать художественные образы литературного произведения на основе:

оживления двух рядов пред­ставлений реальных и образ­ных (например, по стихотворе­ниям        С. Есенина «Береза» и И. Бунина «Листопад» – ожи­вление реальных представлений о зиме, красоте заснеженной березы и красках золотой осени, сопоставление их со словесными образами стихотворений: осен­ний лес, как расписной терем, а заснеженные ветки березы, как бахрома серебристой шали);

рисования портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описа­ние портретов;

сопоставления особенностей художественных образов, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразитель­ном)

Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя; изменение позиций учеников, выступающих в роли слушателя, исполнителя и созда­теля художественного текста.

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание добро­желательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников

 

6. Первоначальное обобщение опыта работы

с литературоведческими терминами

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Формирование умений узнавать и различать такие жанры лите­ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка

 

Ознакомление детей с некоторы­ми особенностями таких жанров художественных     произведений, как сказка (художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного и фанта­стического;    обычно    различают сказки о животных, волшебные и бытовые);  былина жанр, имею­щийся только в русском фольк­лоре (героико-патриотическая пес­ня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси); басня (краткий рассказ в стихах, где в сатирической иносказатель­ной форме изображаются челове­ческие поступки   и   недостатки. Персонажами    басни    являются чаще  всего животные,  растения, вещи. В начале или в конце бас­ни даются нравоучения,  вывод); рассказ (небольшое прозаическое художественное повествование о каком-то     случае,     эпизоде     из жизни героя рассказа); стихотворение   (небольшое   художествен­ное произведение, написанное сти­хами,  оно  ритмически  организо­вано и имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настрое­ния и мысли лирического героя)

Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобра­зительностью и выразительностью слова в художественном тексте. В зависимости от подготовки детей в классе учитель может посте­пенно вводить термины: сравнение, эпитет, метафора, олицетво­рение

Сочинение собственных загадок, небылиц, прибауток, дразнилок, считалок, страшилок. Коллективное придумывание различных концовок к известным сказкам

Описание   се­вера    и    вол­шебницы-зи­мы, делают рисунки этих поэтических образов     и     дают словесное опи­сание. Учитель вместе с деть­ми размышля­ет над тем, на­сколько рисун­ки и описания соответствуют картинам, нарисованным поэтом

Совмещение двух рядов представлений, благодаря чему происхо­дит  проникновение  в  авторское образное видение мира,  измене­ние собственного отношения ре­бенка к окружающему, формирование эстетического отношения к действительности. Привитие  интереса и  потребно­сти в осмыслении позиций авто­ра, особенностей его видения ми­ра,  образного  миропонимания  и нравственно-эстетической оценки описываемого

 

 

Придумывание варианта развития сюжета ска­зок,   известных рассказов,     изменение или перестановка    героев произведения,    перенесе­ние действий в необычную   обстановку (в подводное царство, на Луну, Марс)

Сочинение продолжения    тек­ста  по  предло­женному учите­лем началу. Письменные отзывы   о   прочитанных   кни­гах, телевизион­ных   передачах, фильмах,   краткие    аннотации к  прочитанным книгам. Первые    пробы пера:   собствен­ные   стихи,   художественные рассказы

 

 

Упражнение школьников в составлении миниатюрных произведений в стиле какого-либо писате­ля (с помощью учителя). Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать те­му и содержание книги по ее за­главию и началу

Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки. Коллективное, групповое и индивидуальное создание картин, диафильмов по прочитанным произведениям (рисование на пленке и показ через кодоскоп), озвучивание фильмов музыкальными произведениями

 

Основные требования к знаниям, умениями навыкам учащихся в 4 классе начальной школы

 

 

Обучающиеся должны:

        владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

        понимать содержание прочитанного произведения, опре­делять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысло­вые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

        передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рас­сказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; приду­мывать начало повествования или его возможное продолже­ние и завершение;

        составлять план к прочитанному (полный, краткий, кар­тинный);

        вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

        выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пей­зажные и бытовые описания;

        самостоятельно или с помощью учителя давать простей­шую характеристику основным действующим лицам произ­ведения;

        знать названия, темы и сюжеты 2 3 произведений боль­ших фольклорных жанров, а также литературных произведе­ний писателей-классиков;

        знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков оте­чественной и зарубежной литературы;

        знать не менее 6 7 народных сказок, уметь их переска­зывать;

        знать более 10 пословиц, 2 3 крылатых выражения, понимать их смысли объяснять, в какой жизненной ситуа­ции можно употребить каждую из них;

        уметь полноценно слушать; осознанно и полно восприни­мать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

        давать реальную самооценку выполнения любой проде­ланной работы, учебного задания.

 

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных
и других видов работ
 
1 класс
 
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 30 – 40 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений.

 

2 класс

 

Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соот­ветствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.

3 класс

 

В третьем классе наряду с проверкой сформированности  умения   читать  целыми словами основными задачами контроля явля­ются достижение осмысления  прочитанною текста при темпе чтения не менее 70 – 75 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения под­готовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основ­ных средств выразительности: пауз, логичес­ких ударений, интонационного рисунка.

 

4 класс

 

В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, лак и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

В Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника: в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественною произведения про себя (без учета скорости).

Способ чтения: чтение целыми словами.

Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставлять цифровую отметку по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6.4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин. чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6.4 знака.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется: выразительное чтение текста:

пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко); выразительное чтение наизусть; составление простого плана:

создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему: работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст: оценивать события, героев произведения: приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Оценивание навыка чтения вслух в 1-м классе

()бщая оценка

Способ чтения

Темп чтения, при котором осознает текст

Чтение без ошибок

Осознанность чтения

«Справился»

Слоговой способ чтения

25 - 30 ел/мин

Не более 4 ошибок (искажения читаемых слон, неправильная постановка ударений)

Понимание значения

отдельных слов и предложений

«Не справился»

Слоговой способ чтения

Менее 25 - 30 сл. мин

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Непонимание значений отдельных слов и предложений.

 

 

 

 

 

                   

              

  

 

 

 

Оценивание навыка чтения вслух во 2 – 4  классах

Класс

Общая      оценка

Ответы по содержанию

текста

Чтение без

ошибок

Выразительность

чтения

Темп чтения, при котором

осознает      основную мысль текста

 

2

«Справился»

Осознание общего

Смысла прочитанного текста

 

 

Наличие не более

4-5 ошибок

(искажения

читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Умение исполь зовать

паузы, соответствуюшие

знакам препинания,

интонации передаю-щие, характерные

особенности героев

Не менее

45 сл/мин

 

 

 

 

 

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок

(искажения читае-мых слов, неправиль ная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее

45 сл/мин

3

«Справился»

Осознание общего

смысла прочитанного

текста

 

Наличие не более

4-5 ошибок

(искажения читае-мых слов, Неправиль

ная постановка

ударений)

Использование основ-

ных средств вырази -

тельности: пауз,

 логических ударений,

интонационного  рисунка

        Не менее

      65 сл/мин

 

 

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного

текста

Более 4 ошибок

(искажения читае-мых слов, неправи-льная постановка ударении)

Монотонность чтения.

Отсутствие средств

выразительности

          Менее

       65 сл/мин

4

«Справился»

Осознание общего

смысла прочитанного

текста

 

Наличие не более

4-5 ошибок

(искажения читае-мых  слов, Неправи-

льная постановка ударений)

Самостоятельный

выбор элементарных

средств выразитель-ности

 

       Не менее       

     80 сл/мин

 

 

 

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения.

Отсутствие средств выразительности

Менее

      80 сл/мин

Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3 – 4  классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

 

 

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

 

4

 

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

         Не менее 115 сл/мин

«Нe справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 115 сл/мин

 

 

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

ü искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов):

ü неправильная постановка ударений (более двух):

ü чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

ü неправильные ответы на вопросы по содержанию текста: неумение выделить основную мысль прочитанного;

ü неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного:

ü нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; нетвердое знание наизусть подготовленного текста: монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты:

ü не более двух неправильных ударений;

ü отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух:

ü осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения;

ü нецелесообразность использования средств выразительности. недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности организации контроля по литературному чтению

 

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

 

 

 

 

 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

 

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

 

 

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

 

 

Календарно-поурочное планирование  по литературному чтению  2 класс /1 – 4/

 

 

Система:

традиционная.   УМК  «Школа России»

 

Учебная программа:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Программы ОУ. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2007г.

 

 Учебные материалы:

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Родная речь» 2 класс 1,2 часть М., Посвящение 2005г.

Методическое обеспечение:

Е.С. Гостимская, М.И.Байкова «Поурочные разработки по чтению», М.;»Вако» 2005г.

И. Ф. Яценко «Поурочные разработки по внеклассному чтению»

 

Количество часов по программе:

136 часа по УП 136ч.

 

Литература по РК:

Хрестоматия по литературе родного края.1-4 кл.(Составитель Горская А.Б., Капитонова Н. А. и др./ Челябинск: Взгляд,2003 г.

 

 

Формы контроля

1период

2 период

3 период

4 период

5 период

6 период

Итого

Итоговый

1

1

1

1

 

1

5

Тематический

 

 

 

 

 

 

 

Текущий

4

3

3

2

2

2

16

 

 

Основное содержание (136 ч)

 

Круг чтения и опыт читательской  деятельности

      Круг чтения. Произведения устного народного творчества.  Произведения выдающихся представителей русской литературы,   классиков советской детской литературы;  произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные  для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература.  Детские периодичекие издания.

      Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений:  малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная  сказка; рассказ; ; стихотворение; басня.

      Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о   приключениях и др.

 

    Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в  освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

       Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений,  языка.

      Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

    Формирование умений читательской деятельности.  Различать виды информации

(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными  данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией,  предисловием, послесловием, иллюстрациями для  выбора и чтения   книг.

Для  формирования  читательского кругозора  школьников,  развития интереса  к самостоятельной   читательской    деятельности    1 ч   в  неделю  отводится  на   внеклассное   чтение.  

 

 

 

 

Самое великое  чудо на свете (1 ч)

Читателю. Р. Сеф.

                             

Устное  народное творчество (14 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки,  считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц,  «Петушок  и бобовое зёрнышко»,  «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев»,  «Лиса и журавль», «Каша из топора»,  «Гуси – лебеди»).

                

Люблю природу русскую. Осень.

Ф. Тютчев.  «Есть в осени первоначальной…»,  К. Бальмонт.»Поспевает брусника»,

А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой. »Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад…»,  С. Есенин «Закружилась листва  золотая…»,

В. Брюсов. «Сухие листья»,  И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы»,  «Грибы» (из энциклопедии),  М. Пришвин. «Осеннее  утро».

 

Русские  писатели   (31 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…»,  «Вот север  тучи нагоняя», «Зима!  Крестьянин,  торжествуя…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке».

 И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

                            

О братьях наших меньших

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин . «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ»,  Б. Житков. «Храбрый утенок».

                              

Из детских журналов

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»;

3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет,  Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»;

5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

 

 

 

Люблю природу русскую. Зима

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою  Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».

Писатели — детям  (83 ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чу­ковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и  лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»),   А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу», «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)

 

 

Я  и  мои друзья

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два

пирожных», В. Осеева. «Хорошее»

 

И  в шутку и всерьез

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей все­го?», «Песенки Винни Пуха»;

2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы»

 

Литература  зарубежных стран (8 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают  мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),

Г. X. Андерсена («Принцесса на  горо­шине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

 

Среди произведений классиков русской и современной литературы  учитель выбирает  прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации,  не менее 8—10 произведений для заучи­вания наизусть по  рекомендации учителя  или  по выбору  самого  ученика.

 

Практическая часть

 

Контроль за усвоением материала.

Виды работ

Кол-во

                                                       часов

Форма   

Кол-во             

–речевая зарядка или речевая гимнастика;

–конкурс на лучшего чтеца;

 

–практикум по выразительному чтению; составление творческих пересказов, творческих работ обучающего характера, планов, рефератов, аннотаций к книге; упражнения по использованию и извлечению информации из книги;

–чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа; письменная работа (ответы на вопросы, описание героя или события), самостоятельная работа с книгой, иллюстрациями и оглавлением; слушание текста; драматизация.

на каждом уроке

один раз в год

по усмотрению учителя

 

 

 

 

 

 

на каждом уроке

Проверка навыка чтения (не менее 50 слов в мин)

 

Наизусть

5

 

 

 

8-10

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Обучающиеся должны: владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту.

Обучающиеся должны уметь: устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста; Вводить в пересказы элементы описания, рассуждения; составлять пересказ (краткий, полный, выборочный) прочитанного; С помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

Обучающиеся должны знать: наизусть стихотворения классиков отечественной литературы;

Не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказывать), знать более 7 пословиц, 1-2 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно употребить их).

 

 

Распределение часов программы :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название разделов, тем программы

Количест-во часов по программе

Коррек-ция часов

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Обоснование

Самое великое чудо на свете

 

 

1 ч

Знакомство с учебником. Использование выходных данных (автор, заглавие), оглавление и аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг.

Устное творчество русского народа

14ч.

 

 + 3 = 17 ч

Более глубокое изучение народного творчества, понимание народной мудрости в пословицах и поговорках, выражение духа родного языка

Русские писатели

31 ч.

 

114 ч - 14 ч = 100 ч

Люблю природу русскую.

Осень-8 ч.

Зима- 8  ч.

Весна- 7  ч.

Русские писатели- 18 ч.

О братьях наших меньших- 8 ч.    100ч

Из детских журналов- 6 ч.

Писатели - детям -19ч.

Я и мои друзья -12ч.

И в шутку и всерьёз- 14 ч.

Знакомство с произведениями составляющими золотой фонд детской литературы. Значительное место отводится на знакомство с произведениями современных писателей.

Писатели – детям

83 ч.    114 ч

 

Литература народов мира

8 ч.

 

 

 

+ 10 = 18ч.

Знакомство с особенностями зарубежного фольклора, сходство с русским фольклором.

Итог:

      136 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru