Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края
Рассмотрено на заседании УМО Согласовано Утверждено приказом естественных дисциплин на заседании научно-методического МБОУ «Лицей № 17»
МБОУ «Лицей № 17», совета МБОУ «Лицей № 17»,
протокол от 30 августа 2019 г. протокол от 30 августа 2019 г. № 1 № 220 от 30 августа 2019 г.
№ 1
Программа по математике
«Одарённые дети»
Срок реализации программы: 2019 -2022 учебный год
Составитель:
Евграшина Наталья Васильевна, учитель математики
высшей квалификационной категории
Славгород 2019 г.
Работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи программы:
• организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
• выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
• интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
• организация проектной и исследовательской деятельности;
• забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
• использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей; сформировать банк данных «Одарённые дети».
Ожидаемые результаты:
• формирование системы работы с одаренными учащимися;
• формирование положительной мотивации к учению у учащихся;
• творческая самореализация;
• обеспечение преемственности между начальной и средней школой;
• совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
• призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
• развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; развитие творческого и логического мышления учащихся;
Результаты по формированию УУД Познавательные УУД:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
• использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);
• осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;
• грамотное построение устной и письменной речи;
• извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;
• самостоятельно создавать алгоритм действий;
• обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов; устанавливать аналогии;
• владеть общим рядом приемом решения задач; выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;
• понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;
• использовать разные географические средства;
• замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера; Личностные УУД:
• основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;
• чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России;
• осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности; Умения:
• проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
• работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
• стремление к самосовершенствованию;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; Регулятивные УУД:
• замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;
• оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);
• адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;
• составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;
• прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;
• самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;
• понимать значение работы над устранением ошибок;
• находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;
• подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;
• различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД:
• эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;
• с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
• брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;
• анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;
• выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
• составлять внутренний план действий;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
• принцип развивающей и воспитывающей среды;
• принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;
• принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);
• принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;
• принцип научности;
• принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);
• принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;
• принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;
• принцип самопознания и самореализации одаренной личности;
• принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;
• принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях;
1. Описание модели работы с одарёнными детьми Основные направления реализации программы.
o создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
o методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми; - научно-методическое и информационное обеспечение программы.
o мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (научно - практические конференции, олимпиады, конкурсы).
Главные принципы реализации программы.
• непрерывность и систематичности образования и воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;
• гуманизм в межличностных отношениях;
• научность образования и воспитания;
• индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;
• применение принципов развивающего обучения;
• интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития; Направления деятельности:
• организация и проведение групповых занятий, индивидуальной работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;
• подготовка учащихся к конференциям, олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального, всероссийского уровня;
• обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми. Формы работы с одаренными учащимися.
• внеурочная деятельность;
• конкурсы и конференции;
• интеллектуальный марафон;
• участие в олимпиадах;
• индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;
• дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;
• проектная деятельность;
• посещение интеллектуальных и творческих кружков;
• интеллектуальные игры, викторины;
• ведение детских портфолио; Методическая работа педагога: самообразование;
• повышение профессионального мастерства;
• взаимопосещение занятий;
• участие в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МУМО учителей математики;
• подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад; занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
• проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
• лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
• сформировать систему работы с одарёнными детьми;
• создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
• совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми; сформировать банк данных «Одарённые дети».
• совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
• призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
• развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
• развитие творческого и логического мышления учащихся;
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские; - творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
1. Методические требования к организации и практической реализации программы
«Одарённые дети»
1.1. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.2. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.
1.3. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.4. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в муниципальных, краевых всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях. 2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов 3. Наблюдение, контроль выполнения программы.
3.1. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План работы с одаренными детьми на 2019-2020 гг.
Сроки |
Мероприятия |
август |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год |
сентябрь - октябрь |
Диагностика одарённых детей
|
в течение года |
Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с учащимися; - отработка форм, методов, приёмов работы; - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми; |
в течение года |
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей |
в течение года |
Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности. |
в течение года |
Составление индивидуальных карт на одаренных детей |
согласно графику |
Организация и проведение школьных олимпиад. |
в течение года |
Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах, научно – практических конференциях «Будущее Славгорода »,«Малые Гумбольдтские чтения». |
апрель |
Неделя точных дисциплин. |
Май |
Участие в краевом конкурсе для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая». Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» |
постоянно |
Распространение опыта работы с одаренными детьми |
План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. |
Октябрь |
Работа с портфолио (итоги 1 четверти). |
Ноябрь |
Участие в муниципальном этапе олимпиады по математике. Подготовка к НПК «Будущее Славгорода - 2021» |
Декабрь |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах, конференциях |
Январь |
Подготовка к НПК «Будущее Славгорода - 2021» |
Февраль |
Участие в НПК «Будущее Славгорода 2021» |
Март |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах. |
Апрель
|
Участие в НПК «Малые Гумбольдтские чтения». Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн. |
Май |
Участие в краевом конкурсе для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая». Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года). |
План работы с одаренными детьми на 2021-2022 учебный год
Сроки |
Мероприятия |
Сентябрь - ноябрь |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах, конференциях. |
Октябрь |
Работа с портфолио (итоги 1 четверти). |
Ноябрь |
Участие в муниципальном этапе олимпиады по математике. Подготовка к НПК «Будущее Славгорода - 2022» |
Декабрь |
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах, конференциях |
Январь |
Подготовка к НПК «Будущее Славгорода - 2022», «Малые Гумбольдтские чтения» |
Февраль |
Участие в НПК «Будущее Славгорода 2021» |
Март |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах. |
Апрель
|
Участие в НПК «Малые Гумбольдтские чтения». Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн. |
Май |
Участие в краевом конкурсе для одарённых школьников и молодёжи «Будущее Алтая». Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года). |
Приложение 1
I. Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Приложение 2
Родительское исследование (заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
ок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
Приложение 3.
Психодиагностические обследования среди обучающихся
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные
психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во
время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
анкетирование родителей и учителей;
специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности); тест «Уровень сформированности творческих способностей»; тесты для интеллектуалов.
Список использованной литературы:
1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
3. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки
4. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА, 2011
5. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл. – Челябинск: «Взгляд», 2004
6. Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа, 1998
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.