Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом специфики особенностей развития дошкольников седьмого года жизни и основных принципов построения психолого-педагогической работы, а также в соответствии с требованиями нормативных документов:
. Цели и Задачи программы
Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Задачи:
1. укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
2. целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
3. обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
4. развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
5. развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
6. пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность
7. органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
8. приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
9. приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Срок реализации программы – 1 г.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
· полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
· построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
· содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
· сотрудничества с семьёй;
· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
· учёта этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание педагогической работы ориентировано на разносторонне развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевразвитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
Ребёнок 6-7 лет обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
Ожидаемые результаты
Ребенок должен:
· Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные –твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
· фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
· совершенствовать фонематическое восприятие;
· овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
· иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
· иметь первичные навыки послогового чтения;
· владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
· иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, наборным полотном;
· быть психологически подготовленным к школьному обучению
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе
Сроки реализации |
Тема |
Содержание работы |
Образовательные области |
Формы работы |
Итоговое мероприятие |
||
Сентябрь 1 неделя |
До свиданья, лето! День знаний. 1. День знаний
2. Растения летом
3.Мир животных летом
4.Мои впечатления о лете
5.
До свиданья лето» |
Закрепить знания детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Обобщить знания об изменениях в природе летом. Развивать познавательный интерес к школе, к книгам. Воспитывать уважение к профессии учителя. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Экскурсия к школе, беседы о школе, чтение художественной литературы: В.Лифшиц «Первоклассник», И Токмакова «Букваринск», Г.Гребенцев «В первый класс», Рисование «Букет первоклассника» (рисование с натуры) Д/и «Собери портфель», с-р «Школа» Ручной труд «Цветы на поляне» Беседа «Цветы на нашей клумбе», «Растения, которые нас лечат» д/и «Угадай по описанию», сбор семян цветов., п/и «К дереву беги» Лепка «Мое любимое животное» д/и «Этажи леса», «Расскажи, а я узнаю» Чтение «Сказочка про козявочку» Д. Мамин –Сибиряк, «Веселый бал» Г.Галина п/и «Медведь и пчелы» Рисованние «Как я провел лето», Аппликация «Цветы» Беседа «Летние путешествия» п/и «Море волнуется раз…» Ознакомление с природой «До свиданья лето» Д/и «Когда это бывает?» Чтение:
К. Ушинский «Четыре желания»
|
Праздник «День знаний» |
||
2 неделя |
«Азбука безопасности» 1.Про дороги и про улицы
2. Ребенок и незнакомые люди
3.Ребенок и природа
4.Ребенок дома.
5. Огонь- друг или враг?
|
Систематизировать знаний детей о работниках ГИБДД, о профессии пожарного. познакомить с устройством улицы, закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, разыгрывают различные ситуации, которые могут привести к пожару. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила безопасного поведения. Воспитание культуры поведения на улице, в природе, в общественном транспорте. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Лучший пешеход», Рисование «На чем люди ездят»(Комарова Т.С.), Беседы о видах транспорта, классификация дорожных знаков, о работниках ГИБДД. Чтение художественной литературы: «Змей угонщик», Б.Жидков «Что я видел» Беседы «Если в дверь звонит незнакомец», «Не доверяй незнакомым людям» Чтение: Ш.Перро «Красная Шапочка»(вывод,мораль), А.С.Пушкин «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» д/и «Портрет злого человека», «Портрет доброго человека», «Внешность бывает обманчива» Аппликация «Ядовитые и съедобные грибы» Беседа «Сигналы опасности природы (гроза, молния)», «Правила безопасности в природе» Игровые ситуации «Я заблудился в лесу», «Мы идем в лес», «Опасные животные» д/и «Ядовитые растения» Чтение «У тебя у самого свой ум» В.Даль, «Ветер и солнце»В.Даль Беседы «Наши помощники и враги» д/и «Путешествие по квартире», «Где положишь там возьмешь», «Каждой вещи свое место», Ручной труд «Книжки-малышки по безопасности» Беседы о профессиях пожарного и спасателя. Беседы о пожарной безопасности. С-р. игра «Мы спасатели» д/и «Огонь- друг или враг?» Ознакомление с природой «Что такое огонь?» О. Воронкевич; Рисование «Плакат по пожарной безопасности» Чтение С.Маршак «пожар», «Рассказ о неизвестном герое», П.Колосов «Сказка о заячьем теремке и спичечном коробке»
|
Викторина «Азбука безопасности» |
||
3 неделя |
Неделя красоты. 1 «Красота родной природы»
2 «В мире живописи»
3. В мире музыки
4. Что такое архитектура?
5.Художники -модельеры |
Научить детей самовыражаться через различные виды искусства Развивать познавательный интерес к живописи, музыке, природе. Формирование эстетического вкуса. Воспитывать чувство прекрасного. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Ознакомление с природой «Красота родной природы» Чтениестихов русских поэтов о природе, Беседа «Природа в картинах русских художников» Игра «Путешествуем по заповедным местам родного края» Рисование «Портрет друга» Беседы «Знакомство с пейзажной живопись», «Книжная графика»,»Что такое натюрморт?» Игра «В картинной галерее», д/и «Смешиваем краски», Беседы – знакомства с композиторами, «О чем рассказала нам музыка?» д/и «Угадай музыкальный инструмент», «Угадай мелодию» Аппликация «Дома на нашей улице» Беседы « Лепка «Сказочные птицы» Конструирование «Строим замок для принцессы» Беседы «Самая первая крепость», «Башни старого замка» д/и «Дом со всех сторон», «Одинаковое и разное» Игра «Салон красоты», «Дом моды» Социальное и предметное окружение «Кто создает одежду» (творческие профессии) |
Конкурс красоты, выставка портретов. |
||
4 неделя |
1День дошкольного работника
2.Наш детский сад
3. Кто работает в детском саду
4. День в детском саду
5.Наши игрушки
|
Закрепить знания о профессиях людей, работающих в детском саду. Развивать познавательный интерес к людям различных профессий. Воспитывать уважение к профессии воспитателя. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рисование «Салфетка для воспитателя», Игры «Детский сад», «Воспитатель». Аппликация «Цирк приехал в детский сад» Экскурсия по территории детского сада, наблюдение за красотой клумб, игровых площадок, за работой дворника.
Социальное и предметное окружение «Кто работает в детском саду»(экскурсия по детскому саду) д/и «Кому что нужно для работы?» Лепка «Мои любимые игрушки» Беседы «Из истории игрушек», |
Фотоальбом «Хорошо у нас в саду» |
||
Октябрь 1 неделя |
Осень. Мир растений.
1.Тематический день пожилого человека.
2.Осень мир растений.
3.Труд людей в сельском хозяйстве
4.Как растения готовятся к зиме.
5.Осенний пейзаж. Погода осенью.
|
Расширить знания детей об осени. Обобщить знания о том, как растения готовятся к зиме. Продолжить знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Выставка «Бабушкин сундук», фотовыставка «Самые лучшие друзья – дед, бабуленька и я», беседа «Как мы можем позаботиться о старших» Л. Воронкевич «Солнечный денек» Социальное и предметное окружение «Откуда хлеб пришел?» Беседы : «Батоны и булки не растут на дереве», «Где растет гречневая каша?», «Как выращивают овощи» Чтение «Стихи о хлебе»В.Бакалдин, «Золотой колосок»Н.Верещагин, «Отцовское поле» Н. Крупин Аппликация «Машины везут урожай овощей (фруктов)» Ознакомление с природой «Как растения готовятся к зиме» Рисование «Ветка рябины» Чтение И. Соколов –Микитов «Осень в лесу», «Золотая осень», М.Пришвин «Осенние листики», Дидактические игры на определение семян и плодов растений и деревьев, их внешнего вида. Рисование «Пейзаж «Золотая осень», Рассматривание картин русских художников. Чтение стихов русских поэтов о золотой осени
Беседы о погодных явлениях, происходящих осенью. Опытно-экспериментальная работа на метеорологической площадке. Я.Пинясов «Березкина песня», Ф.бобыле «Маленький грибник», Г. Гребенцов «Приход осени»
|
Выставка детского творчества «Осень разноцветная» |
||
2 неделя |
Осень. Мир животных.
1.Как животные готовятся к зиме.
2.Знатоки леса
3.Животные жарких стран
4.Животные Севера
|
Расширить и углубить знания детей об осени. Обобщить знаний о том, как животные готовятся к зиме. Воспитывать желание заботиться и охранять животных.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Знакомство с профессией лесника, лесничего» дидактические игры на закрепление знаний о диких и домашних животных. И. Соколов –Микитов «Дятлы», А Кушнир «Птицы», Ознакомление с природой «Знатоки леса» Рисование «Знакомство с книжной графикой Е.Чарушина, «Сов»(штрих) Беседы о животных жарких стран. Аппликация «Рыбки в аквариуме» Лепка «Каких животных ты больше любишь?» Игры «Зоопарк», «Ветлечебница», Беседы о животных Севера. Рассматривание картин, составление рассказов. Конструирование «Игра в волшебников» Игры «Зоопарк», «Ветлечебница»,
|
Праздник «Осень» |
||
3 неделя |
Моя республика
1.Мой город.
2.Знаменитые люди Мордовии
3.Заповедные места
4.Герб, флаг, гимн Мордовии
5.Мордовский костюм
|
Расширить представления детей о родном крае. Продолжить знакомство с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей республики. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Столица Мордовии»», дидактические игры на закрепление знаний о Саранске, игра «Экскурсоводы» Рисование «Знакомство с картинами Ф.Сычкова», Беседы о знаменитых земляках. В.Корчеганов «Я о Мордовии пою» Ознакомление с природой «Заповедные места Мордовии», Чтение Т. Тимохина «Куда торопится река Синарка», Е.Носов «Не спит моя Саранка», Рассматривание государственной символики Мордовии. Рассказ воспитателя о гербе, флаге, гимне Мордовии. Аппликация «Флаг Мордовии» Рисование «Украшение передника мордовским узором» Рассматривание мордовского костюма.
|
Фотовыставка «Мой город» |
||
4 неделя |
Моя страна 1.Москва –главный город России
2.Путешествуем по России
3.Природа России
4.Русский народный костюм
5.Декоративно-прикладное искусство России
|
Закрепить знания о флаге, гербе и гимне России. Расширить представления о Москве - главном городе, столице России. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Москва - столица России» Рисование «Московский кремль» Чтение стихов о Москве. Рассказ воспитателя Чтение«Родина»З.Александрова,»Поезжай за моря –океаны» М.Исаковкий. Рассказ воспитателя о крупных городах, промышленных центрах. Игры «Путешествуем по России», «Экскурсоводы», «Путешествуем по Волге» Беседы «Береза – символ России», Чтение стихов о природе России. Ознакомление с природой «Красная книга – сигнал опасности» Рассматривание карты России, климатических зон Рассматривание русского народного костюма. Рисование «Украшение русского костюма» Русские народные подвижные игры Лепка «Дымковская кукла» Беседы о мастерах Дымкова, Гжели, Хохломы, городецких мастерах |
|
||
Ноябрь 1 неделя |
1.День народного единства.
2.Люди должны дружить
3.Как живут люди в других странах
4.Символика России
|
Сообщить детям элементарные сведения об истории России. Углубить и уточнить представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране. Формировать элементарные представления о свободе личности. Ввоспитывать чувство гордости за ее достижения. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «День народного единства» (рассказ воспитателя + слайдовая презентация) Ручной труд «Открытка к Дню народного единства» «С чего начинается Родина?» М.Матусовский. Аппликация «Радужный хоровод» Чтение «Давайте дружить» И.Мазнин «Россияне – граждане России» Рассказ воспитателя о том как живут люди в других странах Игра «Путешествие в другую страну», «Путешествие по карте» Беседы о символике России (герб, флаг),
|
Выставка детских рисунков «Страна, где я живу» |
||
2 неделя |
1.Расту здоровым
2.Правильное питание
3.Здоровый образ жизни
4.Изучаем свой организм
5.Служба «Скорой помощи» |
Формировать первичные представления о здоровом образе жизни. Развивать желание сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, гигиену, правильно питаться, заниматься спортом). Формировать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Если хочешь быть здоров» Рисование «Мы на спортивном празднике», Чтение Радченко «Твой олимпийский учебник»» Беседы о витаминах, правильном питании Рассказ воспитателя «Здоровая пища» Лепка «Овощи и фрукты – здоровые продукты» Игры «Кафе», д/и «аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус» Посадка лука на перо. Г.Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Аппликация «Открытка хорошего настроения»(по замыслу) Беседы о видах спорта, о здоровом образе жизни.. д/и «Угадай вид спорта» Беседы о личной гигиене. Чтение: «Чистота» Д.Крупская. Рассказ воспитателя «Как устроено наше тело», «Как работают наши органы» т.д. Чтение В.Бондаренко «Язык и уши», С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е.пермяк «про нос и язык» Ознакомление с природой «Растения, которые нас лечат» (лекарственные растения) Беседа «Почему люди болеют?», «Как можно уберечься от болезней» Беседа о работе врача. Игра «Поликлиника», «Скорая помощь Игровые тренинги «Что нужно делать если порезал палец, обжегся и т.д.» Чтение В.Ивенин «Слово врача»
|
Развлечение «Веселые старты» с участием родителей. |
||
3 неделя |
Мой дом – моя семья. 1Моя семья
2Как работают мои родители.
3Конвенция о правах ребенка. Право на имя .
4.Моя родословная
5Семейные традиции |
Расширить представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Закрепить знания домашнего адреса и телефонов разных служб, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек, их профессий Воспитывать любовь и уважение к старшему поколению в семье.. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рисование «Моя семья», Чтение Я.Аким «Моя родня», Б. Заходер «Кто кому кто?»,В.Драгунский «Сестра моя Ксения», «На садовой большое движение», Л.Толстой «Старый дед и внучек»,Э.Шим «Брат и младшая сестра», Игра «Семья» Встреча с родителями, рассказы о профессиях. д/и «Кому что надо для работы» Чтение «А что у вас?» С.Михалков. Ручной труд«Починим одежду для всей семьи» Социальное и предметное окружение «Что такое фамилия» Беседы «Именины - праздник имени», Чтение Л.Успенский «Твое имя», д/и «Назови ласково», «Измени имя» Рассматривание семейных фото, рассказы детей о своих предках. Составление генеалогического древа. Лепка «Чайная посуда для семейного чаепития» Беседы «Чем мы любим заниматься всей семьей», «Отдыхаем всей семьей» Книжки-малышки «Моя семья» Подвижные игры моей семьи. |
Конкурс-фотовыставка «Отдыхаем всей семьей» |
||
4 неделя |
1. День матери
2. Где работают наши мамы
3. У мамы руки золотые
4. Нет милее дружка, чем родимая матушка
5. Мамины помощники
|
Дать знания о том, мама - самый главный человек в жизни ребенка. Закрепить знания о профессиях. Воспитывать уважение к материнскому труду и бескорыстной жертве ради блага своих детей. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Социальное и предметное окружение «Где работаю наши мамы» Чтение С.Михалков «А что у вас?» Выставка работ мам и бабушек. Аппликация «Поздравительная открытка для мамы» Пословицы и поговорки о матери, семье. Чтение сказки «Добрый волшебник»из книги Т.Шорыгиной «Моя семья» Беседы «Как ты помогаешь маме» Инсценирование стихотворения «Мамины помощники» Рисование «Роспись чайного сервиза» Чтение произведений о матери. |
Выставка
детского рисунка «Портрет моей мамы» |
||
Декабрь 1-я неделя |
«Зима» 1.«Зимушка- зима к нам в гости пришла»
2. «Зимующие птицы»
3. «Животные наших лесов»
4. «Как красив зимний лес»
5. «Зимние приметы»
|
Обобщать знания детей о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках зимнего периода. Формировать у детей обобщенное представления о зимующих птицах, воспитывать заботливое отношение к птицам и желание им помогать. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах Познакомить детей с одним из видов живописи – пейзажем. Учить видеть красоту зимней природы, развивать желание передавать свои чувства в рисунке. Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
Беседа с детьми о зиме НОД «Зимушка – зима» П/и «Снежная карусель» В.Бианки «Синичкин календарь» .Декабрь Беседа с детьми «Осторожно, гололед» Беседа «Жизнь птиц зимой» Лепка «Птица. Зимующая птица» Д/и «Зимующие и перелетные птицы» П/и «Вороны и воробьи» Г.Снегирев «Про птиц», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», М. Горький «Воробьишко» Рассказывание по картине «Лиса с лисятами» П/и «Бездомный заяц» Пересказ сказки Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» Знакомство с жанрами живописи. Пейзаж «Зимний лес» Заучивание стихов и песен о зиме Заучивание примет о зиме Рассматривание картины И.Шишкина «Зима»
|
|
||
Декабрь 2-я неделя |
1.«Морозные узоры»
2. «Зимние месяцы»
3.«Эксперименти-рование с водой и льдом»
4. «Животные Арктики и Антарктики»
5. «Природа зимой» |
Познакомить детей с особенностями творчества мастеров гжели. Учить детей рисовать узор, используя растительные формы, дополняя элементами декоративного рисования. Закрепить представления детей о зимних месяцах. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Продолжать знакомить детей с природой Арктики и Антарктики Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры)
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Заучивание примет о зиме Рассматривание картины И.Шишкина «Зима» Рассказывание сказки В.И. Одоевского «Мороз Иванович» НОД «Морозные узоры» НОД «В гости к мастерам гжели» Рассматривание картины И.Грабаря «Сказки инея» С.Я.Маршак «12 месяцев» Беседа с детьми о зимних месяцах П/и «Два Мороза» ФЭМП «Месяцы» Заучивание Е. Трутневой «Первый снег» Опыты с водой, льдом и снегом. Беседа с детьми о безопасном поведении зимой НОД «Животные Арктики и Антарктики» Лепка «Белый медведь» Рисование в нетрадиционной технике «Лес зимой» Беседа с детьми об особенностях зимней природы |
Выставка рисунков на тему «Зимний вернисаж»
|
||
Декабрь 3 неделя
|
В гостях у сказки 1.Русские народные сказки»
2.Чтение сказки Ершова «Конек – Горбунок»
3. Инсценировка русских народных сказок: «Три медведя», «Теремок»
4.»Угадай, какая сказка»
5. «Сказки моего детства»
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками Продолжать знакомить детей творчеством русских писателей, развивать память, мышление, связную речь. Закреплять умение рассказывать сказку по ролям, развивать связную речь, память. Развивать память, наблюдательность; закрепить содержание сказок. Вспомнить все изученные сказки
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь» Придумывание загадок к сказкам, заучивание народных скороговорок, дразнилок, считалок. П/И «Дети и волк», «Зайцы и медведь» Д/И «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя» Рисование героев сказок «Конек - горбунок» Конструирование. Оригами «Лиса», «Заяц». «Сказочные цветы» Рисование: «Любимые сказки» Составление кроссворда на тему «Русские народные сказки»
|
Проведение тематического родительского собрания «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников». Викторина «Ах, уж эти сказки! »
Конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки» |
||
4 неделя
|
Новый год «Фабрика Деда Мороза» 1.«Новогодние обычаи»
|
Познакомить детей с новогодними обычаями нашей страны и других стран (Англии, Дании, Болгарии, Швеции, Испании). Объяснить их значение и происхождение. Объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года. Воспитывать у детей интерес к истории России, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Развивать память, внимание.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Рассказ воспитателя «Как встречают Новый год в разных странах»
Внесение альбома «Новогодние костюмы народов мира»
«Придумай себе костюм на новогодний карнавал»
Аппликация «Снежное царство» |
|
||
Январь 3 неделя |
«Январь спортивный» 1. «Мы со спортом – неразлучны».
2. «Выручаем Айболита».
|
Расширять представления детей по сохранению и укреплению здоровья детей, формировать потребность в двигательной активности. Формирование здорового образа жизни ребёнка. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Мы со спортом - неразлучны». П/и «Гонки санок тройками». Вечер загадок о видах спорта. НОД (лепка) «Лыжник в движении». Уроки здоровья Беседа «Богатырские забавы». НОД (рисование) «Полезные продукты». Викторина «Съедобное - несъедобное». Разучивание песни «Сильным, ловким вырастай». НОД (лепка) «Экзотические фрукты, овощи». |
Спортивный праздник «Богатырские забавы».
|
||
4 неделя
|
Зимние Олимпийские игры
1 день Открытие Олимпийских игр День лыжника
2 день День саночника
3 день День хоккеиста
4 день День ледянок
5 день Закрытие Олимпийских игр
|
Познакомить детей и формировать представления об Олимпийских играх, как соревновании с целью физического совершенствования, в которых участвуют спортсмены всех стран. Познакомить с доступными для детей старшего дошкольного возраста сведениями из истории Олимпийского движения. Формировать интерес к занятиям физической культуры через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр. Способствовать физическому развитию детей, умению корректно вести себя с соперником; способствовать выбору интересующего детей вида спорта. Продолжать создавать условия для полного раскрытия и развития одаренных детей. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Олимпийские игры». Рисование «Олимпийский огонь». Соревнования «День лыжника». Просмотр слайдов об Олимпийских играх. Соревнования «День саночника». Экскурсия в центр Олимпийской подготовки. Разучивание пословиц, поговорок. Разучивание песен о спорте. Встреча с тренером Олимпийской подготовки Лавровой Н.Н. Изготовление медалей для малышей. Соревнования «День хоккеиста». Рассматривание иллюстраций с одеждой экипировкой спортсменов. Прослушивание песни об Олимпийском огне. Целевая прогулка на школьную горку. Катание на ледянках. Игры - соревнования на основе упражнений, входящих в программу физкультурных занятий. Экскурсия в спортивно - оздоровительную школу. Игры – забавы на улице. Рисование на спортивную тематику «Олимпийские резервы».
|
Закрытие Олимпийских игр. Оформление фотовыставки
|
||
Февраль 1 неделя |
«Неделя доброты» 1.«Вежливые слова»
2. «Кладовая радости»
3.«Мамочка, любимая – звёздочка моя»
4.«Доброта и жадность. Что это такое?»
5.«Отношение к животным» |
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Что значит быть вежливым» И/у «Пожалуйста» Д/и «Как Буратино стал вежливым» Инд. раб. «Страна вежливости» С/р игра «Ожерелье из волшебных слов» НОД. Раскрашивание и украшение напечатанных «вежливых» слов. Чтение З. Мошковская «Вежливое слово» С. Маршак «Ежели вы вежливы» В. Осеева «Волшебное слово» Беседа «Как вести себя, чтобы радовать окружающих» Д/и«Четвёртый лишний» И/у «Услышал – запомни» С/Р игры «Магазин», «Моя семья» Чтение Р.Тимершин «Где лежало спасибо?» Рисование. Сюрпризы для близких, друзей и незнакомых людей в «Кладовую радости». Физ. минутка «Я здороваюсь всегда» Беседа «Моя любимая мамочка» Работа с бумагой: «Сердечко для любимой мамочки» (квилинг) Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине» С/ригра «Моя семья» Д/и «У нас в гостях кукла Таня» Чтение А. Кузнецова «Поссорились» Г. Остер «Советы непослушным детям» Т. Понамарева «Хитрое яблоко» Игра«Угадай, кто это?» Д/и«Добрый жадный» Д/и«Скажем друг другу комплимент» Лепка из природного материала «Подарок другу» Беседа «Домашние любимцы» Рассматривание картинок с животными Составление описательного рассказа о животном Чтение сказки Т. А. Шорыгиной «Как попугай Таню вежливости научил» Т. Собакина «Здравствуй, Гусь» Лепка «Домашний питомец» Танец «Маленькие утята» |
Викторина «Ожерелье из волшеб- ных слов»
|
||
Февраль 2 неделя
|
«Защитники Отечества» 1. «Детям о празднике»
2. «Наша Армия»
3. «Профессии пап»
4. «Войска Российской Армии»
5. «Одежда военнослужащих» |
Продолжать расширять представления детей о Российской Армии; обогащать словарный запас детей; способствовать развитию грамматического строя речи; развивать произносительную сторону речи; способствовать формированию связной речи детей. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, расширять гендерные представления; содействовать полноценному физическому развитию детей; активизировать двигательную активность посредством участия в играх и эстафетах. Формировать знания детей о безопасном поведении во время проведения соревнований. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска); развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность; содействовать становлению социально ценных взаимоотношений; Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине; расширить кругозор ребенка; способствовать развитию самостоятельной познавательной активности. Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины. Учить различать форму военнослужащих.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа о празднике 23 февраля. НОД (аппликация «Цветы защитникам отечества») П/и «Попади в цель» Разучивание пословиц, поговорок. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм на военную тематику. Просмотр слайдов об армии. Рассказ по содержанию слайдов. Д/и «Отгадай военный предмет» П/и «Разведчики» НОД (рисование «Мой папа» Разучивание песни М. Сутягина "Песня про Россию». Обсуждение темы «Солдат на посту» Эстафета с препятствиями Беседа «Есть такая профессия ...» Д/и «Собери в дорогу» Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова. Чтение былин об Илье Муромце. Д/и «Военная техника». П/и «Снайперы». Рассматривание иллюстраций с одеждой военнослужащих. Составление загадок о видах войск. Д/и «Передай сигнал» |
Встреча с интересным человеком «В гости к нам пришел военный…»
Оформление фотовыставки «Мой папа – защитник Родины».
Коллаж «Военная техника нашей Армии! »
Спортивно-музыкальный досуг «В месте с папой» |
||
Февраль 3 неделя
|
«Защитники Отечества» 1 «Моя малая Родина»
2 «Музей боевой славы»
3 «Как стать сильными»
4. «Эти волшебные книги»
5. «Моя большая и малая Родина» |
Актуализировать знания детей о Мордовии (природа, достопримечательности, известные люди). Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы; совершенствовать навыки пения и движения под музыку; Формировать знания детей о безопасном поведении во время проведения соревнований, закреплять знания о здоровом образе жизни, укреплять физическое и психическое здоровье детей; формировать представление о факторах, влияющих на здоровье. Формировать знания детей о безопасном поведении во время проведения соревнований. Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; учить понимать значения пословиц и поговорок о России, Армии, солдатах. Обобщить знания детей о России и о Мордовии; актуализировать знания о празднике День защитника Отечества; развивать интерес к данному празднику, коммуникативных навыков.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседа «Я в Мордовии живу» НОД (конструирование «Подарок для папы») П/и «Чей отряд быстрее построится» Чтение произведения «На страже Родины» Экскурсия в музей Дискуссия о роли музея в нашей жизни С/р игра «Военный госпиталь». Пение песни об армии: В. Мигуля «Аты-баты шли солдаты». Диспут на тему «Правила закаливания организма». Изготовление солдатиков и пластилина и глины разных родов войск. Эстафета «Переправа». Беседа «Профессия – военный доктор». С/р игра «Морской поход». Рассматривание картины «На границе», анализ. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др. Классификация книг, организация книжной выставки «Слава Российской Армии» Д/и «Военная техника». П/и «Спасатели». Обобщающая беседа о празднике. Игры со строительным материалом (конструктор деревянный, кубики, конструктор Lego). Чтение стихотворений о Родине.
|
Сладкий вечер: «Как папа и дедушка служили в армии»
Оформление буклета «Здоровье – это сила!»
Музыкальный праздник «Шумбрат, Мордовия!»
|
||
Февраль 4 неделя |
«Народные праздники и обычаи» 1. «Россия – многонацио- нальная страна»
2. «Русские народные праздники»
3. «Российский флаг»
4.«Мордовская народная культура и традиции»
5.«Цвети, мой край, Мордовия моя»
|
Знакомство с культурно-историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций. Воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста путём приобщения к культуре русского народа. Воспитание будущего гражданина России. Воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к русской культуре, а также к культуре любого народа. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Познакомить детей с русским обычаем- обычаем гостеприимства. Закрепить знания о празднике Масленица, ярмарка. Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к русским обычаям и традициям. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Приобщать детей к культуре русского народа; знакомить с происхождением Российского флага; воспитывать патриотические чувства. Знакомство детей с мордовскими народными традициями и обычаями, с народными песнями, плясками. Расширение представлений о разнообразии народного искусства, художественных промыслов. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к природе родного края. Продолжить знакомство детей с мордовскими народными традициями и обычаями, с народными песнями, плясками, с творчеством художника Ф.В. Сычкого. Воспитание интереса к искусству родного края; любви и бережного отношения к природе родного края.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
Беседы «Россия – многонациональная страна», «Традиции русского народа» Организованная образовательная деятельность по разучиванию стихов, песен, народных игр. Беседа о народных инструментах. Лепка «Дымковская игрушка» Беседа «Русские народные праздники» Составление рассказа «Как я отмечаю масленицу» С/р игра «К вам пришли гости» Чтение русских народных сказок П/и «Два мороза» Д/и «Назови какой это праздник?» Рассматривание иллюстраций Российского и Мордовского флагов. Беседа о Российском и Мордовском флагах. Выкладывание бисером изображения флага Беседа «Обычаи и традиции мордовского народа» Рассматривание мордовских костюмов Заучивание прибаутки «Нумолня ялгакай» и колядки «Уси, тавуси» Морд. п/и «Салки», «В ключи», «Раю-раю» С/р игра «Одежда. Изготовление одежды» Экскурсия в мордовскую избу Беседа «Мордовские праздники»
Рисование «Мордовские узоры» Разучивание мордовских стихов и песен. Разучивание мордовского танца П\ и«Раю-раю», «В курочек» Рассматривание картин Ф.В. Сычкого |
Фольклор-ный праздник «Цвети, мой край, Мордовия моя» |
||
Март 1 неделя
|
«Мамин праздник» 1. Детям о празднике
2. Моя мама
3.Профессии мам
4. Любимые бабушки
5. Наш этикет |
1.Расширять знания детей о семье. 2.Воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. 3.Воспитывать потребность радовать близких людей добрыми делами. 4.Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям. 5.Формировать представление о доброте как положительном качестве человека Расширять знания детей о женских профессиях, знаменитых женщинах.
|
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа о празднике 8 Марта 2.Разучивание стихотворения В. Шуграевой «Маме» 3.Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу 4.С/р игра «Семья» 5.Разучивание песни «Мамин праздник» 6.Беседа «За что я люблю свою маму» 7.НОД (развитие речи «Подарки маме к 8 Марта») 8.Ситуация «Мама порезала руку» 9.НОД (рисование «Портрет мамы») 10.Беседа «Кем работают мамы» 11.Экскурсия на кухню 12.С/р игра «Парикмахерская» 13.Лепка «Конфетница для мамочки» 14.П/и «Кто быстрее» |
1.Оформление выставки рисунков «Портрет мамы» 2.Утренники, посвященные 8 Марта
|
||
2 неделя |
«Народная культура» 1.Моя республика
2.Саранск – столица Мордовии
3.Природа Мордовии
4.Мордовское народное Искусство
5. Обычаи и традиции мордовского народа
|
1.Расширять представления о природе, климатических условиях, растениях и животных Мордовии. 2.Формировать интерес к культуре, национальным обычаям, традициям народов, проживающих на территории Мордовии. 3.Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством. 4.Углублять представления о народных промыслах мордовского народа, о декоративно-прикладном исскустве. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
1.Прослушивание музыкальной композиции «Цвети, мой край, Мордовия моя!» 2.П/и «Мяч об узкую стенку» 3.П\и «Раю-раю» 4.Чтение мордовских произведений о труде А. Ежов «Домик», Я. Пинясов «Дедушкин полюс» 5.Аппликация «Национальный костюм» 6.Беседа «Мой любимый город» 7.Рассматривание репродукций картин Ф. В. Сычкова 8.Рисование «Украшение передника» 9.НОД (природный мир «Дикие животные Мордовии»)
|
1.Экскурсия в мини-музей детского сада «Мордовская изба» 2.Конкурс рисунков «Мой родной край» |
||
3 неделя |
«Театральная неделя» 1.Что такое театр?
2.Театр – творчество – дети.
3.Волшебный мир театра
4.Разновидности театра
5.Вся наша жизнь - игра |
1.Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр. 2.Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки. 3.Готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли. 4.Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения) 5.Воспитывать навыки театральной культуры через просмотр театральных постановок. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
|
1. Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка») 2.Драматизация произведения по К. И. Чуковского «Федорино горе» 3.Обыгрывание русской народной сказки «Снегурочка») 4.Изготовление масок героев для театрализованных игр 5.НОД (аппликация «Избушка на курьих ножках) 6.НОД (лепка «Лягушонка в коробчонке») 7.С/р игра «Парикмахерская» 8.Беседа «Хорошо, что есть театр» |
1.Спектакль для детей младших групп «Сказка о непослушном поросенке» 2.Просмотр приезжего кукольного спектакля |
||
4 неделя |
«Книжкины именины» 1.Откуда книга пришла
2.Детские писатели
3.Жанры
4.Моя любимая книжка
5.С книгою жить – век не тужить. |
1.Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусству, родному языку и литературной речи. 2.Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме. 3.Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального текста. 4.Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» 2.Лепка «У лукоморья дуб зеленый…») 3.Чтение художественной литературы басня С. Михалкова «Ошибка» 4.Аппликация закладка для книг 5.Чтение рассказов о природе «Синичкин сарафан» |
Литературная викторина по ранее изученным произведениям «Книжкины друзья» |
||
Апрель 1 неделя |
Весна пришла (приметы весны) 1. Юморина
2. Приметы весны
3. Кто больше всех радуется весне
4.Первоцветы
5. О чем поют птицы весной |
1.Формировать знания о весенних изменениях в живой и не живой природе. 2.Развивать умение сравнивать различные периоды весны. 3.Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. 4.Уточнить и расширить представления о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту. 5.Углубить знания о перелетных птицах, развивать интерес к жизни птиц. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» 2.НОД (рисование «Букет цветов») 3.Аппликация «Весна идет» 4.Беседа «Осторожно ледоход» 5.Слушание пения птиц 6.Беседа «День смеха» 7.П/и «Перелет птиц» 8.Заготовка талой воды для поливки комнатных растений 9.Д/и «Определи дерево по почкам» |
1.Развлечение «День смеха» 2.Выставка продуктов детского творчества «Грачи прилетели» (лепка) |
||
2 неделя |
Космос 1.Что такое космос
2.Первый космонавт
3.Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
4.Планеты Солнечной системы
5.Мы дети Вселенной |
1.Расширить представления об освоении космоса. 2.Познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики. 3.Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был Ю. А. Гагарин. 4.Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству. 5.Расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать воображение и фантазию. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Солнце большая звезда» 2.Аппликация «Звезды и кометы» 3.Конструирование «Движение планет» 4.Рисование «Космический сон» 5.Чтение художественной литературы заучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин» 6.Лепка «Летающие тарелки» 7.Рассматривание портретов из набора «Космонавты» 8.Д/и «На кого похожа» (созвездия) 9.П/и «Самолеты» 10.С/р игра «Космодром» |
Выставка детских рисунков «Космический сон» Интегрированное занятие «Большое космическое путешествие»
|
||
3 неделя |
Зеленая планета. День Земли (22 апреля) 1.Наша Земля, модель Земли
2.Кладовая Земли
3.День Земли
4.Мир на всей Земле
5.Планета Земля - наш общий дом
|
1.Формировать первоначальное представления о творении мира, нашей Земли. 2.Познакомить с историей появления и использованием глобуса – модели Земли. 3.Познакомить детей с внутренним содержанием Земли. 4.Развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам. 5.Воспитывать положительное отношение к живой и не живой природе. 6.Показать Землю как общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Красная книга – сигнал опасности» 2.Чтение стихотворения Я. Акима «Планета – дом» 3. Рисование «Планета Земля» 4.Д/и «закончи предложение» 5.НОД (лепка «Мы на луг ходили, мы лужок лепили») 6.Аппликация (коллективная) «Мы вокруг березки встанем в хоровод» 7.Развлечение «День Земли» 8.П/и «Четыре стихии» 9.Э/и «Растения, животные Красной книги» 10.Рассматривание иллюстраций из наборов «Народы Мира и России» |
Итоговое занятие «Планета Земля – наш дом» Конкурс поделок из природного материала «Чудеса природы» |
||
4 недели |
Они защищали Родину 1.Солдаты земли русской
2.Их помнит Мордовия, их помнит Саранск
3.Труженники тыла 4.Юные герои 5.Наша армия сильна, охраняет мир она. |
1.Углублять представления о важных военных сражениях, формировать основы патриотизма, дать понятие «память», «погибшие», «памятники», о ритуале почтения памяти в родном городе. 2.Рассказать о подвигах мордовского народа и военных триумфах. 3.Воспитывать чувство уважения к защитникам Родины. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Рисование «Памятники города» 2.Рисование «Край родной и любимый» 3.Беседа «Не даром помнит вся Россия» 4.Заучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец» 5.Рассматривание портретов «Герои Мордовии» 6.НОД (социальный мир «Защитники отечества») 7.Игра – эстафета «Кто быстрее» 8.С/р игра «Мы – военные разведчики» |
Викторина «Защитники отечества»
|
||
Май 1 неделя |
Моя страна. День Победы. 1.Детям о празднике.
2.Герои ВОВ.
3.Подвиги героев Мордовии в ВОВ. 4.Они ковали победу. 5.Никто не забыт, ни что не забыто. |
1.Сформировать у детей представления о празднике победы. 2.Познакомить детей с героями Великой Отечественной Войны, их подвигами. 3.Расширить и углубить знания детей о тружениках тыла, партизанах, сынах полков. 4.Воспитывать любовь, чувство благодарности в ветеранам ВОВ. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «9 мая – День Победы» 2.Чтение художественной литературы (В. Степанова «Рассказ ветерана») 3.НОД (рисование «Поздравительная открытка для ветерана») 4.С/р игра «Пограничники» 5.Д/и «Военная техника» 6.П/и «Попади в цель» 7.НОД (лепка «Военная техника») 8.Разучивание песни «День Победы» |
Экскурсия в музей «Боевой славы» Оформить выставку рисунков «День Победы» |
||
2 неделя |
«Весна - красна» 1.Приметы поздней весны.
2.Труд людей весной.
3.Животный мир весной.
4.Растительный мир весной.
5.Цветущая весна. |
1.Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках поздней весны. 2.Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. 3.Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа о весне (обобщающая) 2.Художественное творчество 3.Чтение художественной литературы М. Пришвина «Золотой луг» 4.Заучивание стихотворения З. Александровой «Салют весне» 5.Пальчиковая игра «Две птички» 6.Беседа «Труд сельчан весной» 7.Д/и «Какого растения не стало» 8.П/и «Ходят капельки по кругу» 9.Правила безопасного поведения на природе 10.Беседа «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» |
Развлечение «Весна – красна»
|
||
3 неделя |
Азбука безопасности 1.Будь осторожен с огнем.
2.Безопасность на дороге.
3.Опасные предметы дома.
4.Умеешь ли ты обращаться с животными.
5.Ядовитые грибы и ягоды. |
1.Расширить знания о правилах пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных. 2.Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения, воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказать помощь другому. 3.Сформировать представление об опасных для жизни и здоровья предметов, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. 4.Дать знания о правилах поведения с различными животными. 5.Расширить знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.Беседа «Будь осторожен с огнем» 2.Д/и «Правила дорожного движения» 3.Загадывание загадок об опасных предметах 4.Чтение художественной литературы (П. Синявского «Грибная электричка») 5.Рисование «В грибном царстве, лесном государстве» 6.Аппликация «Светофор» 7.П/и «У медведя во бору» 8.Беседа «Ядовитые грибы и ягоды» |
Викторина «Чтоб с тобой не случилась беда» |
||
4 неделя |
До свидания детский сад! Здравствуй лето! 1.Скоро в школу.
2.Приметы лета.
3.Труд сельского работника летом.
4.Летний оздоровительный сезон.
5.Лето красное. |
1.Развивать интерес детей к школе, учебной деятельности. 2.Воспитывать положительные отношения детей о годах прожитых в детском саду. 3.Расширить и углубить знания и представления детей о приметах лета, о труде сельских работников. 4.Рассказать детям о том как можно укрепить свое здоровье в летний оздоровительный период. 5.Воспитывать эстетические переживания от красоты летней природы. |
Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие |
1.НОД (рисование «Наш любимый детский сад») 2.НОД (конструирование «Сельский двор») 3.НОД (лепка «Домашние животные») 4.НОД (мир природы «Лето красное») 5.НОД (здоровье «В здоровом теле, здоровый дух») 6.Д/и «Цветочный магазин» 7.С/р игра «Детский сад» 8.Чтение художественной литературы А.Пушкин «За весной, красой природы…» 9.Рассматривание цветов на клумбе |
Выпускной вечер «До свидания детский сад» Выставка продуктов детского творчества «Летние забавы» |
||
Перспективное планирование по образовательной области «Развитие речи» Обучение грамоте .
СЕНТЯБРЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература
|
«Учить детей составлять предложение из двух слов ». |
Учить детей составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово ;закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов; определять место ударения в словах. |
Занятие № 1 стр 80 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить детей составлять предложение из двух слов ,называть слова по порядку». |
Учить детей составлять предложение из двух слов ,называть слова по порядку; проводить звуковой анализ слов ,дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. |
Занятие № 2 стр 82 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов , гласные буквы а, А». |
Учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов; проводить звуковой анализ слов; позна- комить с гласными буквами а ,А ;продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры. |
Занятие № 3 стр 83Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Знакомство с гласными буквами я, Я; учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов ,» |
Познакомить детей с гласными буквами я, Я и правилами написания я после мягких согласных звуков; продолжать учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов; называть слова с заданным звуком. учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов |
Занятие № 4 стр 84Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
ОКТЯБРЬ
Тема занятия
|
Цель |
Используемая литература |
«Знакомство детей с тем ,что буква Я может обозначать два звука –«йа»».
|
Познакомить детей с тем ,что буква Я может обозначать два звука –йа; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного звука; учить составлять предложения о действиях детей из двух слов, называть 1-е,2-е слово. |
Занятие №5 стр 85 Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Знакомство с буквами о ,О ; учить составлять предложения о действиях, называть1-е,2-е слово».
|
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука ; позна-комить с буквами о,О; учить составлять предложения о действиях, называть1-е, 2-е слово. |
Занятие № 6стр 87Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить детей составлять предложения из двух слов с заданным словом; познакомить с тем , что буква е может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков».
|
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука ; познакомить с тем , что буква е может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков; учить детей составлять предложения из двух слов с заданным словом; называть слова с заданными звуками.
|
Занятие № 7стр 88Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить детей составлять предложения из двух слов с заданным словом; познакомить с тем , что буква е может обозначать два звука- «йо»».
|
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука ; познакомить с тем , что буква е может обозначать два звука- «йо»; учить детей составлять предложения из двух слов с заданным словом; называть слова с заданными звуками.
|
Занятие №8 стр 89Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
НОЯБРЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Познакомить детей с буквами у ,У; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и ». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука ; познакомить детей с буквами у ,У; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и .
|
Занятие № 9 стр 90Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквой ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с буквой ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и; продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
|
Занятие № 10стр 91Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с тем , что буква ю может обозначать два звука -йу; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и ». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с тем , что буква ю может обозначать два звука-йу; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и; продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
|
Занятие №11 стр 93Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквой ы ». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с буквой ы; учить составлять предложение из трех слов с соединительным союзом и; продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
|
Занятие №12 стр 94Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
ДЕКАБРЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Познакомить детей с буквами и , И и правилами написания после мягких согласных звуков». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с буквами и , И и правилами написания после мягких согласных звуков; учить детей словоизменению; продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
|
Занятие №13 стр95 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами э, Э, учить детей словоизменению». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с буквами э, Э; учить детей словоизменению; продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
|
Занятие №14 стр 96Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами е, Е и правилами написания е после мягких звуков». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; познакомить детей с буквами е, Е и правилами написания е после мягких звуков; учить составлять предложения из трех слов с союзом и; продолжать учить детей словоизменению; учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
|
Занятие №15 стр 97 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
« Обьяснить детям ,что буква е может обозначать два звука-« йэ»». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; обьяснить детям ,что буква е может обозначать два звука-« йэ»; учить называть слова с заданными звуками.
|
Занятие № 16 стр 98 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
ЯНВАРЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Учить детей называть слова определенной звуковой структуры». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; продолжать учить детей словоизменению; учить детей называть слова определенной звуковой структуры, составлять предложение из трех слов.
|
Занятие № 17 стр 99Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить детей проводить словоизменение». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить детей проводить словоизменение; закреплять умение составлять предложение из трех слов; учить детей называть слова определенной звуковой структуры. |
Занятие №18 стр 102Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Учить на слух делить предложения на слова, называя их по порядку». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить детей проводить словоизменение; учить на слух делить предложения на слова, называя их по порядку ; продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры. |
Занятие №19 стр 103Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
« Учить детей проводить словоизменение». |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить детей проводить словоизменение; учить на слух делить предложения на слова, называя их по порядку; учить называть слова с заданными звуками.
|
Занятие №20 стр 104Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
ФЕВРАЛЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Учить детей проводить словоизменение» |
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить детей проводить словоизменение; учить на слух делить предложения на слова, называя их по порядку.
|
Занятие №21 стр 106Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомит детей с буквой м. Учить читать слоги и слова с буквой м ». |
Познакомит детей с буквой м и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»; закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить читать слоги и слова с буквой м.
|
Занятие № 22стр 107Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквой н. Учить читать слоги и слова с буквами м,н». |
Учить детей составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку; познакомить детей с буквой н и тем , что она может обозначать звуки «н»и «нь»; закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить читать слоги и слова с буквой м и н.
|
Занятие №23 стр108 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
«Познакомить детей с буквой р. Учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой р». |
Познакомить детей с буквой р; и тем, что она обозначает звуки «р»и «рь»; учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой р; закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
|
Занятие №24 стр 109Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
МАРТ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Познакомить детей с буквой л и тем , что она обозначает звуки «л», «ль».Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту ». |
Познакомить детей с буквой л и тем , что она обозначает звуки «л», «ль»;учить читать слоги с пройденными буквами и буквой «л»; закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука; учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
|
Занятие № 25 стр110 Л.Е. Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами Г, г.Учить выкладывать предложения из разрезной азбуки ». |
Познакомить детей с буквами Г, г и тем ,что они обозначают звуки «г» «гь»; учить читать слоги с пройденными буквами; учить выкладывать предложения из разрезной азбуки; учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
|
Занятие №26 стр 111Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами к , К , рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь» ». |
Познакомить детей с буквами к , к, рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»; ; учить выкладывать предложения из разрезной азбуки; учить отвечать на вопросы по тексту; учить детей называть слова определенной звуковой структуры. |
Занятие №27 стр 113 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Закреплять чтение слогов и предло жений с пройденными буквами ».
|
Закреплять чтение слогов и предложений с пройденными буквами; учить отвечать на вопросы по тексту; учить выкладывать предложения из разрезной азбуки; закрепить знания детей называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением. |
Занятие №28 стр 114 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
АПРЕЛЬ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Познакомить детей с буквами «С, с» и тем ,что они обозначают звуки «с»и «сь». |
Познакомить детей с буквами «С, с» и тем ,что они обозначают звуки «с»и «сь»; закрепить умение выкладывать предложения из разрезной азбуки; закрепить умение детей называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением слогов, закрепить умение читать слова и предложения с пройденными буквами; отвечать на вопросы по тексту. |
Занятие № 29 стр 115Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами З, з и тем ,что они обозначают звуки «з», «зь». |
Познакомить детей с буквами З, з и тем ,что они обозначают звуки «з», «зь»; закрепить умение выкладывать предложения из разрезной азбуки; закреплять, что буква «е»может обозначать два звука «й» ,«э» в начале слова и после гласного звука ; учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить умение детей называть слова по модели.
|
Занятие №30 стр 116Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквой ш, с правилом написания сочетания ши». |
Продолжать учить детей выкладывать предложения из разрезной азбуки с применением всех грамматических и синтаксических правил; познакомить детей с буквой ш, с правилом написания сочетания ши; совершенствовать навык чтения детей; учить пересказывать прочитанный рассказ; закрепить умение детей называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением слогов.
|
Занятие № 31 стр 117 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
«Познакомить детей с буквой Ж ж и правилами написания сочетания жи». |
Продолжать учить детей выкладывать предложения из разрезной азбуки с применением всех грамматических и синтаксических правил; познакомить детей с буквой Ж ж и правилами написания сочетания жи; совершенствовать навык чтения детей; учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания детей называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением.
|
Занятие №32 стр 118Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
МАЙ
Тема занятия |
Цель |
Используемая литература |
«Познакомить детей с буквами д ,Д и тем ,что они обозначают звуки «д», «дь» . Учить озаглавливать и пересказывать текст». |
Познакомить детей с буквами д ,Д и тем ,что они обозначают звуки «д», «дь»; продолжать учить детей выкладывать предложения из разрезной азбуки с применением всех грамматических и синтаксических правил; учить озаглавливать и пересказывать текст; совершенствовать навык чтения детей; закрепить знания детей называть слова определенной звуковой структуры.
|
Занятие № 33 стр 120Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами т, Т и тем ,что они обозначают звуки «т», «ть». |
Познакомить детей с буквами т, Т и тем ,что они обозначают звуки «т», «ть»;учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением; совершенствовать навык чтения детей; учить называть слова с заданными звуками.
|
Занятие №34 стр 121 Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте». |
«Познакомить детей с буквами П, п и тем ,что они обозначают звуки «п », «пь». |
Познакомить детей с буквами П, п и тем ,что они обозначают звуки «п », «пь»; учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением; совер -шенствовать навык чтения детей; продолжать учить детей выкладывать предложения из разрезной азбуки с применением всех грамматических и синтаксических правил; учить озаглавливать и пересказывать текст.
|
Занятие № 35 стр 122Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
«Познакомить детей с буквами Б, б и тем ,что они обозначают звуки «б», «бь». |
Познакомить детей с буквами Б, б и тем ,что они обозначают звуки «б», «бь; продолжать учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением; совершенствовать навык чтения детей; продолжать учить детей выкладывать предложения из разрезной азбуки с применением всех грамматических и синтаксических правил; учить озаглавливать и пересказывать текст; учить отгадывать слово , представленное моделью( по вопросам). |
Занятие № 36 стр 126Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте».
|
5.Планируемые результаты освоение программы – целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность)не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижение конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры программы «Детство» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах , обозначенных в пояснительной записке к программе «Детство», и в той части которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС.В конце учебного года целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
* Ребенок овладевает основными культурными средствами , способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно--иследовательской деятельности , конструировании и др. ;способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к раз ным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства ; активно взаимодействует со сверстниками и взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
* Способен договариваться, учитывать, интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства , в том числе чувство веры в себя ,старается
разрешить конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по
разным вопросам.
* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.
*Проявляет симпатию по отношению к другим людям , готовность прийти на помощь тем , кто в этом нуждается.
* Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
* У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения
и управлять ими.
* Ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности , во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками , может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
* Проявляет ответственность за начатое дело.
* Открыт новому , то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
* Проявляет уважение к жизни и заботе об окружающей среде.
* Имеет первичные представления о себе, семье традиционных семейных ценностях , включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.
* Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность
6 Условия реализации рабочей программы
1.Материально- техническое оснащение: доска школьная, магнитная доска,
магниты ,магнитофон, диски ,плакаты, аудиокассеты.
2.Учебно-методическое обеспечение :учебные пособия; дидактические игры,
дидактические , наглядные пособия.
7. Список использованной литературы
1. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г.
2. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова ,Н.В.Дурова, Обучение дошкольников грамоте.
3. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2005.
4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.