Программа
социально-педагогического
сопровождения одаренных детей
«Выявление и развитие у обучающихся способностей к познавательной и творческой деятельности»
Разработала:
социальный педагог
Кречетова М.В.
Пояснительная записка
Требования современного мира все более усложняются, на первый план выходит ценность личности, обладающей высоким интеллектом, развитыми творческими способностями, готовностью решать жизненные задачи и возникающие проблемы.
Любому обществу нужны талантливые, способные, одарённые люди, потому как именно такие люди являются мощным ресурсом общественного развития. В связи с этим важным является создание благоприятных условий для развития таких личностей, то есть организация процесса сопровождения способных, одаренных детей в школе. Решение проблемы сопровождения одаренных детей связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала Российской федерации. В связи с этим актуализируется вопрос расширения представлений современных педагогов, психологов, социальных педагогов о возможностях социально-педагогического сопровождения одаренных, талантливых детей.
Одним из главных направлений работы школы является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть скрытой, а также детей, чьи способности могут совершить качественный скачок в своем развитии в ближайшем будущем. Проблема развития одаренных, талантливых детей в школе широко освещается в научных публикациях, и ее решение связывают с организацией процесса их социально-педагогического сопровождения.
Работа по развитию таких детей может быть реализована в рамках общешкольной программы при условии специально организованного социально-педагогического сопровождения.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей.
Организация социально-педагогического сопровождения одаренных детей должна быть осуществлена с учетом этих характеристик.
Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания, имеющихся у школьника способностей и коррекции факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных школьников, как процесс, который включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи школьнику в решении возникающих проблем различного характера.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создаёт условия для выявления, сохранения и развития одарённых детей, реализацию индивидуальных потенциальных возможностей обучающихся. Реализация программы позволит развить систему работы с одарёнными детьми, повысить квалификацию педагогических работников, организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей
Цель программы: создание социально-педагогических условий для сохранения и развития одарённости у школьников.
Задачи программы:
- повышение уровня индивидуальных достижений одарённых детей в различных областях;
- повышение педагогической компетенции родителей в воспитании одарённого ребёнка;
- повышение уровня компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми;
- организация взаимодействия с педагогами дополнительного образования и организациями, реализующими дополнительное образование.
Для работы с одаренными детьми предпочтительны следующие методы:
· исследовательский;
· частично-поисковый;
· проблемный;
· проективный
Формы работы:
· консультирование по возникшей проблеме;
· дискуссия;
· игры;
· индивидуально-групповые занятия;
· беседы
· элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в рамках школьного компонента;
· программы дополнительного образования: могут предусматривать полный цикл реализации исследований, необходимые учебные занятия, итоговый контроль в виде защиты каждым учащимся своей исследовательской работы.
Участники реализации программы: одарённые учащиеся
Сроки реализации программы: 2018-2021г
Этапы программы:
· Диагностический (октябрь каждого учебного года). Целью данного этапа является выявление одарённых детей.
· Содержательно-созидательный. Данный этап работы включает в себя три направления работы социального педагога с детьми, специалистами, родителями.
· Рефлексивный (май 2018 года). Данный этап подразумевает под собой подведение итогов, анализа проделанной работы.
Ожидаемые результаты при реализации данной программы:
· повышение ответственности и педагогической компетентности родителей в развитии собственных детей.
· повышение уровня компетентности педагогов и специалистов дополнительного образования в работе с одарёнными детьми.
· повышение уровня индивидуальных (интеллектуальных, творческих, академических, социальных, психомоторных) достижений одарённых детей в образовательных областях.
· повышение рейтинга и социального престижа школы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
План работы социального педагога
Социально-педагогическое сопровождение в работе с детьми
|
|||||
п/п |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
Проведение диагностических мероприятий по выявлению одарённых детей. |
Социальный педагог, педагог-психолог |
октябрь (ежегодно) |
||
2. |
Изучение индивидуальных достижений одарённых детей. |
Социальный педагог, учителя-предметники (классные руководители). |
В течение года |
||
3. |
Ведение банка данных «одаренных детей» среди учащихся, состоящих на различного вида учетах |
Социальный педагог. |
В течение года |
||
4. |
Организация посещения музеев, выставок, мероприятий социальной направленности. |
Социальный педагог. |
В течение года |
||
5. |
Участие в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, фестивалях. |
Социальный педагог, учителя, педагоги дополнительного образования. |
2018- 2021
|
||
Социально-педагогическое сопровождение в работе с родителями
|
|||||
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
База данных «Наши одарённые дети». |
Социальный педагог. |
2018-2021 |
||
2. |
Родительское собрание «Мой одарённый ребёнок». |
Учителя (классные руководители), социальный педагог. |
февраль 2019 |
||
3. |
Лекторий «Трудности взаимоотношений с одарёнными детьми». |
Социальный педагог, педагог-психолог. |
ноябрь 2020 |
||
4. |
Родительский всеобуч |
Социальный педагог, завуч по УВР |
Май 2021 |
||
5. |
Круглый стол «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка». |
Социальный педагог, учителя, педагог-психолог. |
декабрь 2019
|
||
6. |
Сопровождение детей на различные мероприятия. |
Социальный педагог. |
В течение реализации программы |
||
7. |
Индивидуальные консультации. |
Социальный педагог, учителя, педагог-психолог. |
В течение реализации программы. |
||
Социально-педагогическое сопровождение в работе со специалистами |
|||||
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
||
1. |
Лекция на тему «Работа с учащимися, проявляющими высокую степень мотивации к познавательной деятельности». |
Социальный педагог
|
Февраль 2019 |
||
2. |
Круглый стол «Совершенствование компетентности педагога как одно из условий достижения образовательных результатов».
|
Социальный педагог, администрация школы |
ноябрь 2020 год |
||
3. |
Школьное методическое объединение |
Социальный педагог, руководители школьного методического объединения. |
ежегодно
|
||
4. |
Изучение вопроса об участии детей, состоящих на различного вида учетах, в предметных олимпиадах и творческих конкурсах |
Социальный педагог |
ежегодно |
||
5. |
Доклад на педагогическом совете на тему «Специфика и содержание работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС». |
Социальный педагог |
апрель 2020 |
||
6. |
Выставка книг и журналов об одарённых детях. |
Социальный педагог, библиотекарь. |
Май 2019 |
||
7. |
Мониторинг по исследованию участия школьников в конкурсах и олимпиадах по годам. |
Социальный педагог, администрация школы |
ежегодно |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.