Программа по опытно- экспериментальной
деятельности
Выполнила: Лисянская Светлана Юрьевна
воспитатель первой категории
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………..................
1. Концептуальные основы реализации
программы………………………………………………………………….
2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста…………………………………………………………………..……
3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по
реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей
дошкольного возраста…………………………………………………………
4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми………………………………………………………………………..….
5. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной
активности ребенка ……………………………………………………………..
6. Формы работы с родителями ……………………………………………….
7. Тематическое перспективное планирование занятий
по опытно-экспериментальной деятельности…………………………………
8. Ожидаемые результаты……………………………………………….
9. Литература…………………………………………………………….
Приложение
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова).
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. Активность ребенка, стимулированной взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развитие личности, психическое развитие.
Данная программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком:
· Вместе;
· на равных;
· как партнеров.
Создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Специфика отбора содержания программы зависит от возраста детей, их способностей качественно усваивать содержание данной программы.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждая из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.;
2. неживая природа – воздух, вода, вес, свет, цвет и др.;
3. человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и свойства, преобразование предметов и др.
Все темы усложняются и дополняются по содержанию в зависимости от возраста детей.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской мини-лаборатории организуется следующим образом:
· с детьми младшей группы – 1 раз в месяц по 10 – 15 минут;
· с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 15-20 минут;
· с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 25-30 минут.
Работа проводится с небольшими подгруппами. Это дает возможность педагогу:
· работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей);
· использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы мини-лаборатории. По окончании проведения опытов воспитатели ставят отметку о выполнении, с указанием числа и своей подписи.
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:
1. постановка, формирование проблемы (познавательная задача);
2. выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
3. проверка гипотез;
4. подведение итогов, вывод;
5. фиксация результатов (если это необходимо);
6. вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:
· внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
· тайна, сюрприз;
· мотив помощи;
· познавательный мотив (почему так?);
· ситуация выбора.
Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.
Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско –творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним... А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Цели и задачи программы.
Цель: развивать познавательную активность детей через занимательные опыты и эксперименты.
Задачи:
1. Создать условия по опытно-экспериментальной деятельности для дошкольников.
2. Научить проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, растворимость и т.д.); с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление); развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света)
4. Развивать умение делать выводы, умозаключения
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Содержание программы
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Содержание программы строится по трём разделам:
- живая природа;
- неживая природа;
- человек
по следующим темам:
«В гости капелька пришла» - изучение свойств и состояний воды, опыты на исследование плавучести, растворимости и нерастворимости различных веществ.
«Чудеса на окошке» - формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, умение наблюдать за их ростом.
«Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.
«Воздух – невидимка» включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
«Увидеть невидимое» - выявление на первый взгляд невидимых свойств веществ.
«Чудо магнит» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
«Руками человека» показывает детям, что человек, имея определенные знания, может изобретать интересные конструкции.
«Неживая природа» - выделение признаков неживой природы.
«Необычное в обычном» подводит детей к пониманию того, что из совершенно обычных и привычных нам вещей можно сделать что-то интересное.
1. Концептуальные основы реализации программы
Программа «Лаборатория природы построена с учетом следующих принципов:
1. Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно
обоснованными и практически апробированными методиками;
2. Принцип целостности:
-основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
3.. Принцип систематичности и последовательности:
-предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5.Принцип доступности:
-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6.Принцип активного обучения:
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принцип креативности:
-предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
-предусматривает получение положительного результата
проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью;
–реализация программы в формах специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности
2. Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Чем раньше познакомился маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет его желание оберегать растущее и живое. Основная задача родителей и воспитателей: поддержать и развить в ребёнке интерес к открытиям и создать для этого условия. Одним из условий по развитию познавательных способностей детей является предметно – развивающая среда.
Организации развивающей
предметно – пространственной среды по экспериментированию
Возраст |
Рекомендации |
Младший возраст |
1.Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка. 2. Желательно подбирать предметы чистых цветов, чёткой и несложной формы, разных размеров. 3. Предметы должны быть из разных, но безопасных для здоровья ребёнка материалов. 4. Предметы должны иметь разнообразной характер поверхности (гладкий, шероховатый, прозрачный, твёрдость и др. свойства) |
Средний возраст |
1. Развивающая среда должна сохранить особенности младшей группы, но в то же время носить черты обстановки, характерной для групп старших дошкольников, набор материалов шире. 2. Опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору. 3. Использование знаковой символики для обозначения предметов, действий и их последовательность. Придумывать такие знаки лучше с детьми вместе, подводя их к пониманию того, что всё можно обозначить не только словами, но и графически. |
Старший возраст |
1.Центр экспериментирования должен размещаться таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься делом. 2. Желательно в детском саду организовать целую комнату для экспериментирования. |
С целью развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, в развивающей среде каждой группы ДОУ выделены зоны экспериментирования – мини- лаборатории
Развивающая предметно – пространственная среда младшая группа
Предметно – развивающая среда для младшей группы направлена на формирование у детей элементарных обследовательских действий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и предметами окружающего мира.
Центр «Мы познаём мир»
1.Стол с ёмкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика.
2.Резиновый коврик.
3. Халаты, нарукавники.
4. Природный материал: песок, глина, вода, камушки, ракушки, различные плоды, пух, перья.
5. Пищевые красители.
6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
7. Игрушки для игры с водой.
8. Несколько комнатных растений.
9. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.
10. Игра « Времена года».
11. Пуговицы, шнурки, нитки, скорлупа орехов, вата, бумага разных сортов.
Развивающая предметно – пространственная среда средняя группа
Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.
Центр «Мы познаём мир»
1. Стол для проведения экспериментов.
2. Халаты, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, фасоль, горох, вода, камни, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья.
4.Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
5. Игрушки для игры с водой.
6. Лейки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватели.
7. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов.
8. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок).
9. Увеличительное стекло.
10. Игрушечные весы.
11. Комнатные растения с указателями.
12. Алгоритм ухода за растениями.
13. Журнал опытов.
Развивающая предметно – пространственная среда старшая группа
Работа по экспериментированию с детьми старшей группы направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и явлений.
Центр «Маленькие почемучки».
1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
2. Халаты, передники, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т.д.
4. Комнатные растения с указателями.
5. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука).
7. Стеллаж для пособий и оборудования.
8. Микроскоп, лупы.
. Песочные часы, безмен.
10. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
11. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл).
12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
13. Календарь природы.
14. Лейки, опрыскиватели, палочки для
рыхления почвы.
Развивающая предметно – пространственная среда подготовительная группа
Центр
«Групповая мини – лаборатория».
1.Стол для экспериментирования. Резиновый коврик.
2. Халаты, передники, нарукавники.
3. Природный материал: песок, глина, фасоль, минералы, разная по составу земля, кора деревьев, мох, листья, горох, вода, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, пух, перья и т. д.
4. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок, горох, манка, мука, крахмал).
5. Пищевые красители.
6. Ёмкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, трубочки для коктейля, воронки, сито, формочки.
7. Микроскоп, лупы.
8. Песочные часы, безмен.
9. Технические материалы (болты, гайки, гвозди).
10. Вспомогательные материалы (нитки, колбы, вата, марля, шприцы без игл) .
11.Лейки, опрыскиватели, палочки для рыхления почвы.
12. Схемы, модели, таблицы с алгоритмом выполнения опытов.
13. Журнал исследований для фиксации детьми результатов опытов, календарь природы, календарь погоды.
14. Комнатные растения с указателями по программе, алгоритм ухода за комнатными растениями.
15. Настольно – печатные игры для формирования первичных, естественнонаучных представлений.
Для изучения содержания, имеющихся мини –лабораторий использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой в методических рекомендациях «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
3. Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
Познавательные возможности дошкольников очень велики. Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Коллектив ДОУ и родители должны стать единомышленниками в развитии детей. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Результативность внедрения опытно - экспериментальной деятельности определяется с помощью мониторинга. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности. Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач: 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования. 2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми. 3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ. 4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработали индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений. Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной Ивановой А.И. (Приложение 1). Она позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития самостоятельной детской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: - достаточность (соответствие возрасту); - безопасность для жизни и здоровья детей; - доступность расположения. Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования
(4 года)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ |
Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. |
год |
|
Начало года |
Конец года |
||
1. |
Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 |
Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 |
Умение решать проблемы |
|
|
4 |
Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 |
Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 |
Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 |
Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий |
Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. |
Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий. |
При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» |
К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. |
Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Средний |
Проявляет желание что то сделать. |
Желание что то сделать выражает словами. |
Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. |
Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. |
Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Низкий |
Проявляет первые признаки желания что – то сделать. |
Некоторые действия становятся целенаправленными. |
Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами. |
Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны. |
Называют предметы и действия, совершаемые с ними. |
Вывод:
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования
(5 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ |
Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. |
год |
|
Начало года |
Конец года |
||
1. |
Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 |
Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 |
Умение решать проблемы |
|
|
4 |
Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 |
Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 |
Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 |
Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.
« Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий |
Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. |
Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. |
Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. |
Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. |
Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи . |
Средний |
Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. |
Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий |
При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» |
К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. |
Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
Низкий |
Желание что – то сделать выражают словами. |
Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то». |
Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. |
Выполняют простейшие поручения взрослых. Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту. |
Отвечают на простые во-просы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий. |
Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
.
Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ |
Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. |
год |
|
Начало года |
Конец года |
||
1. |
Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 |
Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 |
Умение решать проблемы |
|
|
4 |
Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 |
Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 |
Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 |
Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)
Уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
|
Высокий |
Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.. |
Самостоятельно формулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога. |
Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы. |
Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам .Использует несколько графических способов фиксации опытов. |
При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей. |
|
Средний |
Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. |
Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога. |
Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. |
Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов. |
Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи . |
|
Низкий |
Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. |
Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий |
При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» |
К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты. |
Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента |
|
Вывод:
Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)
Ф.И. ребенка__________________________________________________
Возраст______________________________________________________
Дата заполнения_______________________________________________
Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ |
Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования |
год |
|
Начало года |
Конец года |
||
1. |
Умение видеть и выделять проблему |
|
|
2 |
Умение принимать и ставить цель |
|
|
3 |
Умение решать проблемы |
|
|
4 |
Умение анализировать объект или явление |
|
|
5 |
Умение выделять существенные признаки и связи |
|
|
6 |
Умение сопоставлять различные факты |
|
|
7 |
Умение выдвигать гипотезы, предположения |
|
|
8 |
Умение делать выводы |
|
|
Вывод:
Часть 2 .Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Примечание: за основу взяли « Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 46-53.
Уровень |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Рефлексия |
Высокий |
Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. |
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний |
В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. |
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. |
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. |
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий |
Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. |
Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. |
Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. |
Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей ( что сначала, что потом) |
Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
4. Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
· Метод наблюдения
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие:
· Игровой метод
- Опыт
Из словесных методов использовали следующие:
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и
систематизации.
· Информационно-коммуникативные технологии:
-Компьютер
-мультимедийный проектор
-принтер
-видеомагнитофон
-фотоаппарат.
· Формы работы с детьми:
-фронтальные;
-групповые;
-индивидуальные.
Формы реализации программы:
-целевые экскурсии;
-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;
-чтение художественной литературы;
-конкурсы и викторины;
-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными
персонажами.
5. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в еѐ реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Формы работы с родителями
№ п/п
|
Задачи |
Мероприятия |
1. |
Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности |
Родительские собрания: 1. «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», 2. «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка» 3. «Проведение экспериментов летом» 4. «Растим любознательных» 5. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей |
2. |
Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».
|
Консультации для родителей: 1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»; 2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; 3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»; 3. «Игра или экспериментирование»; 4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка |
3. |
Популяризация исследовательской активности ребенка - дошкольника
|
1. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» 2. Фотовыставка «Мы экспериментируем» 3. Открытые занятия: «Невидимка-воздух» «Чудо-магнит» «Какими бывают камни?»и т.д. 3. Создание мини-лаборатория. |
|
Организация сотрудничества с родителями |
1. «Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей. 2. Создание семейного журнала «Экспериментируем дома» 3. Привлечение родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»,«Бумажная страна», акции «Кормушка для птиц», «Спаси дерево».
|
6. Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год. Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по опытно экспериментальной деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года. Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Перспективные планы составлены с учѐтом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.
Перспективное планирование по 4 возрастам прилагается.
Ожидаемые результаты
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
4. Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
5. Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
6. Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
7. Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
8. Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твѐрдых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
Литература:
1. Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика . – 2012. - № 10.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа « От рождения до школы»
3. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
4. Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009.- № 3.
5. Емельянова М. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2006. –№ 2.
6. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание.- 2006. -№12.
7. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.
8. Ильницкая И., Остапенко Л.Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.
9. Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера,2007.
10. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
11. Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребёнок в детском саду. -2002.- № 1.
12. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. –М.- Педагогическое общество России, 2003.
13. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет . -Издательство: Учитель, 2011.
14. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009.
15. Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009.
16. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
17. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005.
18. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании
// Дошкольное воспитание.- 2005.- №12.
1. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание.- 2006.- №1.
Перспективное планирование опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
1. «Узнаем,
какая вода» |
выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). |
2. «Игры с веерами и султанчиками» |
познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением; движение воздуха- это ветер. |
|
3. «Поиграем с солнышком» |
определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). |
|
4. «Свойства песка» |
познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). |
|
Октябрь |
1. «Чудесный мешочек» |
познакомить с органами чувств и их назначением. |
2. «Поиграем с ветерком» |
обнаружить движение воздуха в природе. |
|
3. «Что в коробке» |
познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. |
|
4.«Почему
осенью бывает грязно» |
познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. |
|
Ноябрь |
1. «Волшебные дощечки» |
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. |
|
|
|
3. «Найди по звуку» |
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. |
|
4. «Глина, ее качества и свойства» |
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). |
|
Декабрь |
1. «Горячо-холодно» |
|
2. «Чудесный мешочек» |
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет. |
|
3. «Окрашивание воды» |
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). |
|
4. «Снег, какой он?» |
Цель:
познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый,
холодный, липкий, тает в тепле). |
|
Январь |
|
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. |
2. «Снег. Какой он?» |
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) |
|
3. «Как из снега получить воду» |
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). |
|
4. «Как воду превратить в лед» |
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). |
|
Февраль |
1. «Изготовление цветных льдинок» |
Цель: познакомить с одним из свойств воды. |
2. «Мороз и снег» |
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. |
|
3. «Свойства льда» |
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. |
|
4. «Ветер по морю гуляет» |
|
|
Март |
|
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) |
2. «Бумага, ее качества и свойства» |
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). |
|
|
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. |
|
4. «Поплывет не поплывет» |
Цель: развивать представление о весе предметов. |
|
Апрель |
1. «Здравствуй, солнечный зайчик» |
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. |
2. «Веточка березы» |
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. |
|
3. «Древесина,
ее качества и свойства» |
Цель: учить
узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество
(твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства
(режется, горит, не бьется, не тонет в воде). |
|
|
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. |
|
Май |
1. «Спрячь пуговку» |
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет |
2. «Пирожки для Мишки» |
Цель: расширять
знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать,
делать выводы. |
|
3. «Сравнение песка, почвы и глины» |
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины. |
|
4. «Ткань, ее качества и свойства» |
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). |
Перспективное планирование деятельности с детьми средней группы
Тема |
Задачи |
Оборудование, материалы |
|||
Сентябрь |
|||||
Окрашивание воды
|
Помочь выявить свойства воды. |
Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель. Оборудование: емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
|
|||
Играем с красками
|
Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
|
Материал: прозрачная вода, краски. Оборудование: 2 баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.
|
|||
Друзья
|
Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
|
Материал. Вода. Оборудование: стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.
|
|||
Вода бывает теплой, холодной, горячей
|
Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. |
Материал: вода – холодная, теплая, горячая, 3 кусочка льда. Оборудование: 3 стаканчика, водный термометр. |
|||
Октябрь |
|||||
Танец горошин
|
Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
|
Материал: вода, горошины. Оборудование: баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши.
|
|||
Поиск воздуха
|
Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
|
Материал: вода. Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.
|
|||
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
|
Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.
|
Оборудование: воздушный шарик, скотч, игла.
|
|||
Веселая полоска
|
Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.
|
Оборудование: полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши.
|
|||
Ноябрь |
|||||
Подводная лодка из винограда
|
Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.
|
Материал: свежая газированная вода (лимонад), виноградинка. Оборудование: стакан.
|
|||
Делаем облако
|
Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять, как образуется дождь.
|
Материал: горячая вода, кусочки льда. Оборудование: трехлитровая банка, противень.
|
|||
Что любят растения?
|
Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
|
Материал: 2 -3 одинаковых растения. Оборудование: предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.
|
|||
Где живут зернышки?
|
Познакомить со строением колоска. |
Материал: колоски. Оборудование: подносы.
|
|||
Декабрь |
|||||
Где прячутся детки?
|
Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
|
Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.
|
|||
Хитрые семена
|
Познакомить со способами проращивания семян. |
Оборудование: 2 баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши.
|
|||
Соревнование
|
Познакомить с состоянием почвы, развивать наблюдательность, любознательность.
|
Материал: почва (рыхлая и уплотненная), черенок традесканции. Оборудование: 2 стеклянные банки, палочка, лист бумаги, карандаши. |
|||
Потеря воды во время дыхания
|
Дать понятие о том, что человек теряет воду во время дыхания.
|
Оборудование: холодное стекло.
|
|||
Январь |
|||||
Значение расположения ушей
|
Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
|
|
|||
Отгадай на вкус
|
Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).
|
Материал: от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов.
|
|||
Угадай по запаху
|
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
|
Материал: Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.
|
|||
Откуда берется голос?
|
Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
|
Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.
|
|||
Февраль |
|
||||
Рукам своим не верю
|
Показать разницу в ощущениях рук при опускании в воду разной температуры.
|
Материал: вода – холодная, комнатная и горячая. Оборудование: 3 миски.
|
|
||
Исследование природы с помощью органов чувств
|
Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
|
Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.
|
|
||
Ящик ощущений
|
Развивать тактильную чувствительность. |
Оборудование: коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения. |
|
||
Тайный похититель варенья
|
Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
|
Материал: измельченный ножом карандашный грифель.
|
|
||
Март |
|
||||
Черное и белое
|
Познакомить с влиянием солнечных лучей на белый и черный цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
|
Оборудование: салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши.
|
|
||
Солнечные зайчики
|
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. |
Материал: вода. Оборудование: зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали. |
|
||
Радуга
|
Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. |
Материал: вода. Оборудование: миска, зеркало, белый лист бумаги.
|
|
||
Необычные кораблики
|
Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. |
Материал: вода. Оборудование: 2 стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши.
|
|
||
Апрель |
|
||||
Секрет сосновой шишки
|
Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку.
|
Материал: 2 сосновые шишки, теплая вода. Оборудование: ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши |
|
||
Мыло – фокусник
|
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. |
Материал: кусочек мыла. Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши.
|
|
||
Как замесить тесто?
|
Познакомить с составом теста.
|
Материал: мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.
|
|
||
Мой веселый, звонкий мяч
|
Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. |
Материал: вода. Оборудование: ванночка, маленький резиновый мячик, салфетка, карандаш, лист бумаги. |
|
||
Май |
|
||||
Узнай все о себе, шарик
|
Познакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления. |
Оборудование: воздушные шары (2 надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.
|
|
||
На чем полетят человечки?
|
Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны. |
Материал: вода. Оборудование: резиновые шары и мячи; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, обувь); емкость, набивные мячи из ткани.
|
|
||
Стеклянный город
|
Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.
|
Материал: краски разных цветов. Оборудование: стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка, предмет, изготовленный из оргстекла. |
|
||
Угадай-ка
|
Помочь понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера, установить зависимость веса предмета от его размера.
|
Оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие мячи, матрешки, машины, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. |
|
||
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной
деятельности детей в старшей группе
Месяц |
№ п/п |
Тема |
Программные задачи |
Материалы |
Сентябрь |
1 |
«Почему песочные часы называются песочными?» |
1.Воспитывать аккуратность при работе. 2. Выявить свойства песка и глины. 3. Развивать мышление. |
Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, ширма, песочные часы. |
2 |
«Какими бывают камни?» |
1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. 2. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Формировать мыслительные процессы: умение классифицировать камни по разным признакам, анализировать и обобщать свои наблюдения, делать выводы. 3. Развивать эмоционально- положительное отношение к познанию окружающего мира. |
Различные камни, ящик ощущений, миски с водой. лупы, гуашь, кисти, клеенка. |
Октябрь |
1 |
«Значение воды в жизни человека» |
1. Воспитывать бережное отношение к воде. 2. Определить с помощью опытов состояние воды. 3.Закрепить знания детей о неживой природе. |
Карточки, бумага для салфеток, льдинки, стакан с водой, воронка, снег, кусочек земли, глобус, ложка, пипетка, банка с водой. |
|
|
|
|
|
2 |
«Путешествие с капелькой» |
1. Воспитывать бережное отношение к воде. 2. Дать понять значимость воды в жизни человека. Обогащать и уточнять знания детей о воде: прозрачная, без запаха, без цвета. 3. Продолжать развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности, наблюдательность. Упражнять в установлении причинно-следственных связей, используя речь – доказательство. |
Магнитофон, картинка капельки, ткань, чайные ложки, цветные карандаши, листы тонированной бумаги. |
|
Ноябрь |
1 |
«Бумажная Фея» |
1. Воспитывать любознательность, бережливость. 2. Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (снимание, разрывание, скручивание); с использованием бумаги в жизни человека. 3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. |
Кукла «Бумажная Фея», листочки бумаги различных видов, емкость с водой, предметы изготовленные из бумаги. |
|
2 |
«Что лучше: бумага или ткань?» |
1. Воспитывать аккуратность при работе. 2. Познакомить со свойствами и качеством бумаги и ткани, учить видеть их сходства и различия. Учить детей делать умозаключения и выводы. 3. Развитие логического мышления. |
Тряпичная кукла Иринка, платочки из бумаги и ткани по количеству детей, вещи из ткани и бумаги. |
Декабрь |
1 |
«Твердый - мягкий» |
1. Вызвать доброжелательное отношение к лесным жителям. Учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». 2.Дать детям первоначальные навыки экспериментирования; учить детей различать и называть качества предметов «твердый», «мягкий». 3. Развитие навыков экспериментирования. |
Сказочный персонаж Гном- Гномыч, письмо, лесная поляна, корзина с камешками и ватой, баночка с водой, поднос, чудесный мешочек. |
2 |
«Сладкий - соленый» |
1.Воспитывать аккуратность при работе. 2.Продолжать формировать знания о свойствах некоторых веществ: соли и сахаре, сравнивать их между собой, выделяя и фиксируя сходства и различия 3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно – следственные связи. |
Картон, лупа, соль, сахар, вода в стаканах, чайные ложки. |
Январь |
1 |
«Опыт со снегом» (проводится на улице) |
1. Воспитывать творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир. 2. Активизировать поисковую деятельность детей, уточнить их представления о свойствах снега (белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, легкий). 3. Формировать умение рассуждать: Почему на ладошке растаяла снежинка, а на рукавичке нет? Почему снег в комнате тает? Почему на морозе вода превращается в лед? |
|
2 |
«Освобождение бусинок из ледяного плена» |
1. Воспитывать аккуратность в работе. 2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле. 3. Развивать желание помочь другим; мышление при выборе способа действия. |
Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка. |
Февраль |
1 |
«Необыкновенный мир магнитов» |
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2.Познакомить с понятиями «магнит», «магнитная сила». Сформировать представление о свойствах магнита. Формирование умений приобретать знания посредствам проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. 3. Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах: Притягивать предметы, а так же через какие материалы и вещества воздействует магнитная сила, через опытно – экспериментальную деятельность детей. |
Рукавичка с магнитом внутри, металлические предметы, стакан с водой. |
2 |
«Волшебное стекло» |
1. Воспитывать бережное отношение к вещам. 2. Учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла. 3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). |
Две стеклянные бутылочки, стакан, пробка, ванночка с водой, флаконы от духов, палочки |
|
Март |
1 |
«Царство трех ветров» |
1.Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе. 2. Познакомить детей с |
Вентилятор, веер, вода в посуде, сухие листья, рисунки ветров. |
|
|
|
таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. 3.Развитие умений детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. |
|
|
||
2 |
«Невидимка- воздух» |
1. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от совместного эксперимента. 2. Познакомить со свойствами воздуха, возможностью воздуха двигать предметы. 3. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания. |
Посылка с воздушным шаром, салфетка, книга, бумажные веера, деревянный кубик, прозрачные стаканы, ванночки с ровным дном. |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
Апрель |
1 |
«Секрет сосновой шишки» |
1. Воспитывать желание интересоваться объектами живой и неживой природы. 2. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды. 3. Развивать наблюдательность, смекалку. |
Две сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани. |
|||
2 |
«Почва – живая земля» |
1. Воспитание экологической культуры. 2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая. 3.Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы: назвать предмет в целом (почва); при помощи зрительного |
Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениями почвенных обитателей. |
||||
|
|
|
восприятия выявить цвет, состав почвы; при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д. |
|
|
Май |
1 |
«Живые тени» |
1.Воспитывать желание интересоваться объектами неживой природы. 2. Познакомить с понятиями «света» и «тени». 3.Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента. |
Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальны е наборы для опытов. |
|
2 |
«Секреты бабочки» |
1. Формировать у детей бережное отношение к бабочкам, учить правильному поведению в природе. 2. Расширять представления детей о разнообразии бабочек, их строении и приспособленностях в природе. 3. Продолжать развивать у детей навыки исследовательской деятельности, почувствовать себя учеными. |
Макет цветочной поляны, муляжи бабочек, индивидуальные наборы для опытов. |
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной
деятельности детей в подготовительной к школе группе
Месяц |
№ п/п |
Тема |
Программные задачи |
Материал |
Сентябрь |
1 |
«Песчаный конус» |
1.Воспитывать аккуратность при обращении с песком. 2.Помочь определить свойства песка. 3.Закрепить культурно- гигиенические навыки после игр с песком. |
Ёмкости с сухим песком и глиной, прозрачные стаканчики, дощечки, лупа, сито, песочные часы. |
2 |
Путешествие-игра «Приключение Буратино» |
1.Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее. 2.Закрепить знания детей о свойстве дерева (не тонет в воде). 3.Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент. |
Различные кусочки дерева, миски с водой. |
|
|
||||
Октябрь |
1 |
«Что выделяют растения?» |
1.Воспитывать бережное отношение к природе. 2.Углубить знания детей о том, что растения выделяют кислород; понять необходимость дыхания для растений. 3.Развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы. |
Комнатное растение, емкость с водой, тряпочка, схема роста растений. |
|
||||
2 |
«С водой и без воды» |
1. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. 2. Помочь детям выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). |
Карточки, салфетка, два стакана, воронка, кусочек земли, глобус, ложка, банка с водой. |
|
|
|
3. Развитие речи, любознательности, мышления. |
|
Ноябрь |
1 |
«Зачем кошке шершавый язык?» |
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, желание помогать взрослым по уходу за ними. 2. Определить строение и значение языка кошки. Выяснить какой корм любит кошка. 3. Развивать мышление, речь. |
Кусочки наждачной бумаги, меха, натертый грифель карандаша в тарелочке, живой объект – кошка. |
2 |
«Вдох – выдох» |
1. Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 2. Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения в зависимости от его температуры; о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. 3. Развивать мыслительные операции, познавательные интересы. |
Воздушные шары, изображение человека с изображениям и внутренних органов, бумага, пух. |
|
Декабрь |
1 |
«Земля дает жизнь» |
1. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям. 2. Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. 3. Развивать речь, умение делать выводы. |
Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям и почвенных обитателей. |
2 |
«Почему вянут цветы» |
1. Воспитание бережного отношения к природе, желания заботиться о ней. 2. Помочь детям установить зависимость роста растений от |
Кукла домовенок Кузя, комнатное растение, емкость с |
|
|
|
температуры и поступающей влаги. 3. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения. |
водой, демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями» |
Январь |
1 |
«Испытание магнита» |
1. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 2. Познакомить детей с понятием «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут снять магнетичность; показать способ изготовление самодельных компасов. 3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. |
Магнитики, металлические предметы, стакан с водой, дощечка. |
2 |
«Зачем растения вертятся?» |
1. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними. 2. Показать, что для роста растениям необходим свет. 3. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся. |
Два горшка с Растениями (лучше всего герань), набор картинок с дикорастущим и комнатными растениями, гербарий. |
|
Февраль |
1 |
«Сильная газета» |
1. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников. 2. Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. |
Газеты разных размеров, предметы разной тяжести, емкость с водой. |
|
|
|
3. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. |
|
2 |
«Почему на небе разные звезды?» |
1. Воспитывать уважение к труду космонавтов. 2. Понять зависимость освещенности предмета от силы источника и удаленности от него. 3. Вызвать познавательный интерес к Вселенной. |
Настольная лампа, фонарик, панно с изображением звезд крупных и мелких, зонт для дидактической игры. |
|
Март |
1 |
«Где появляются первые проталинки?» |
1. Воспитывать чувство любви, доброты по отношению к окружающему миру. 2. Установить зависимость изменений в неживой природе от сезонных изменений. 3. Развивать логическое мышление. Формирование причинно- следственных связей и закономерностей в природных явлениях. |
Ёмкости, окрашенные в темный и светлый тон, настольная лампа, листы бумаги черного и белого цвета. |
2 |
«Путешествие в мир стеклянных вещей» |
1. Воспитывать бережное отношение к вещам. 2. Познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора, узнавать стеклянные и фарфоровые предметы. 3. Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). |
Стеклянные и фарфоровые посуды, стакан, ванночка с водой, палочки. |
|
|
1 |
«Разные отражения» |
1. Воспитывать чувство доброты и уважения по отношению к людям, которые создают красоту. |
Зеркала, стекла, фольга. |
Апрель |
|
|
2. Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях. 3. Вызвать желание экспериментировать и получать удовольствие от полученного эксперимента. |
|
2 |
«Почему птицы летают?» |
1. Воспитывать бережное отношение к птицам. 2. Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц. 3. Развивать речь, логическое мышление. |
Перья, чучело птицы, карточки с изображениям и птиц, бумажные птицы с разной величиной крыльев, картины русских художников. |
|
Май |
1 |
«Легкая пластмасса» |
1. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека. 2. Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). 3. Развивать речь, логическое мышление. |
Пластмассовые емкости, предметы из других материалов. |
2 |
«Зачем бабочке цветная окраска?» |
1. Воспитывать любовь к живой неживой природе. 2. Определить особенности приспособления бабочек к жизни в окружающем мире. 3. Развивать связную речь, логическое мышление. |
Муляжи бабочек, карточки с изображениям и бабочек и одной птички, карточки с изображениям и ярких цветов. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.