Программа по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

  • docx
  • 10.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала авторская_программа.DOCX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 

по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

 

«Юные исследователи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

АбузяроваЭнжеЗагретдиновна,

заведующийМБДОУ «Сказка»,

первая квалификационная

категория.

Абдуллина ГулияГаравдиновна,

старший воспитатель,

МБДОУ «Сказка»

высшаяквалификационная

категория.

 

ЗамалетдиновнаГузелияНагимулловна,

воспитатель МБДОУ «Сказка»,

высшая квалификационная

категория.

Хафизова Лилия Анасовна,

 

воспитатель МБДОУ «Сказка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Буинск, 2015г.


Рекомендовано к печати МКУ «Управление образования Буинского муниципального района».

 

Председатель проекта: Н.В.Кузнецова, методист по дошкольному образованию МКУ «Управление образованияБуинского муниципального района».

 

Авторы - составители:

 

Э.З.Абузярова, заведующийМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинска Буинского муниципального района

 

Республики Татарстан», первой квалификационной категории.Г.Г.Абдуллина, старший воспитательМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинска Буинского

 

муниципального района Республики Татарстан»,высшей квалификационной категории.

 

Г.Н.Замалетдиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинска Буинского

 

муниципального района Республики Татарстан», высшей квалификационной категории.

 

Л.А.Хафизова, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан».

Редактор:М.В.Глинкина, заслуженный работник РТ.

Рецензенты:

 

Р.И.Латыпова, заведующий лабораторией дошкольного и начального образования ГАОУ ДПО «ИРО РТ», кандидат педагогических наук.

 

С.Н. Башинова, ведущий научный сотрудник ГАОУ ДПО «ИРО РТ», кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа представляет собой актуальный и систематизированный материал для детей по опытно –экспериментальной деятельности, выявлена структура, форма и модель еѐ реализации.




1.   Пояснительная записка

 

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

 

Говоря о опытно-экспериментальной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

 

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами, в ходе

 

которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

 

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

 

К        старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

 

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся

 

в     дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

 

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

 

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• выдвижение гипотезы;

• поиск и предложение возможных вариантов решения;

• сбор материала;


  обобщение полученных данных.

 

Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

 

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всѐ прочно и надолго, когда ребѐнок слышит, видит, и всѐ делает сам. Вот на этом и основана работа, проводимая по программе «Юные исследователи».

 

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребѐнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идѐт обогащение памяти ребѐнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчѐт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приѐмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чѐтко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

 

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребѐнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребѐнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

 

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всѐ это придаѐт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же

 

время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребѐнка предметов? Всѐ надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребѐнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень


мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живѐт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности

 

экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьѐзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребѐнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи

 

– это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.

 

Направленность данной программы исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности.

 

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

 

Цель программы:

 

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи:

 

1.   Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

 

2.   Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

 

3.   Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно

–  исследовательской  деятельности:  в  выдвижении  предположений,


отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

 

4.   Активизировать речь и обогащать словарь детей.

 

5.   Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 

6.   Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 

Педагогическая целесообразность объясняется тем, что предполагаемые

 

в         программе комплекс занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, максимально приближѐнные к реальной обстановке.

 

Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста:

 

Принцип научности:

 

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

 

-     содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

 

Принцип целостности:

 

-      основывается на комплексном принципе построения непрерывности инепрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

 

-           предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

 

Принцип систематичности и последовательности:

 

-      обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-экспериментальной деятельности дошкольников;

 

-        предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

 

-           формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

 

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

 

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;


-    обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

 

Принцип доступности:

 

-          предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватныхвозрасту формах работы с детьми;

 

-           предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

 

Принцип активного обучения:

 

-    предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

 

-       обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

 

Принцип креативности:

 

-          предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

 

Принцип результативности:

 

-      предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 5–7 лет – воспитанники старшей и подготовительной к школе группы детского сада. Приѐм детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребѐнка. Допускается возможность по мере усвоения программного материала, усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому воспитаннику, также возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

 

Срок реализации программы 2 года.

 

 

 

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:

 

·      Метод наблюдения


– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

 

– за изменением и преобразованием объектов;

Из практических методов обучения использовали следующие:

·      Игровой метод

·      Опыт

 

Из словесных методов использовали следующие:

 

Рассказы воспитателя

 

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.

 

Рассказы детей

 

Этот  метод  направлен  на  совершенствование  знаний  и    умственно—

речевых умений детей.

Художественное слово

Загадки

Напоминание о последовательности работы

Совет

 

Беседы

 

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.

 

·      Информационно-коммуникативные технологии: Компьютер мультимедийный проектор принтер видеомагнитофон фотоаппарат.

 

 

 

 

 

 

Формы работы с детьми:

·      фронтальные;

·      групповые;

·      индивидуальные.

 

 

 

Формыреализации дополнительной образовательной программы:

-целевые экскурсии;

-тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

-чтение художественной литературы;

-конкурсы и викторины;

-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;


-   открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.

 

Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.

 

-        зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;

 

-   уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

 

-     библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;

 

-    мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;

 

-   коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

-   коллекция детских дидактических игр.

 

 

 

Основное оборудование:

 

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и

 

формы.

 

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т.д.

 

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т.д.

 

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

 

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и т.д.

 

Дополнительное оборудование:

 

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

 

Карточки - схемы проведения экспериментов.


2.   Содержание психолого-педагогической работы с детьми по опытно-экспериментальной деятельности

 

Тематическое перспективное планирование занятий по опытно-экспериментальной деятельности

 

Занятия по обучению опытно-экспериментальной деятельности проводятся 2 раза в месяц в форме занятий, всего 18 занятий в год.

 

Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по опытно-экспериментальной деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.

 

Данные занятия направлены на реализацию задач по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

Перспективные планы составлены с учѐтом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

 

1.     «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

 

2.             «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

 

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

 

4.     «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

 

5.      «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведѐнных занятий, закрепление пройденного материала.


Перспективный план работыпо опытно-экспериментальной

 

деятельности детей в старшей группе

 

 

 

Месяц

Тема

Программные задачи

Материалы

 

п/

 

 

 

 

п

 

 

 

Сентябрь

1

«Почему песочные

1.Воспитывать

Ёмкости с

 

 

часы называются

аккуратность при работе.

сухим песком и

 

 

песочными?»

2. Выявить свойства песка

глиной,

 

 

 

и глины.

прозрачные

 

 

 

3. Развивать мышление.

стаканчики,

 

 

 

 

дощечки, лупа,

 

 

 

 

сито, ширма,

 

 

 

 

песочные часы.

 

 

 

 

 

 

2

«Какими бывают

1.Воспитывать желание

Различные

 

 

камни?»

интересоваться объектами

камни, ящик

 

 

 

неживой природы.

ощущений,

 

 

 

2. Познакомить детей с

миски с водой.

 

 

 

разнообразием камней, их

лупы, гуашь,

 

 

 

свойствами,

кисти, клеѐнка.

 

 

 

особенностями.

 

 

 

 

Формировать

 

 

 

 

мыслительные процессы:

 

 

 

 

умение классифицировать

 

 

 

 

камни по разным

 

 

 

 

признакам, анализировать

 

 

 

 

и обобщать свои

 

 

 

 

наблюдения, делать

 

 

 

 

выводы.

 

 

 

 

3. Развивать

 

 

 

 

эмоционально-

 

 

 

 

положительное отношение

 

 

 

 

к познанию окружающего

 

 

 

 

мира.

 


Октябрь

1

«Значение воды в

1. Воспитывать бережное

Карточки,

 

 

жизни человека»

отношениек воде.

бумага для

 

 

 

2. Определить с помощью

салфеток,

 

 

 

опытов состояние воды.

льдинки, стакан

 

 

 

3.Закрепить знания детей о

с водой,

 

 

 

неживой природе.

воронка, снег,

 

 

 

 

кусочек земли,

 

 

 

 

глобус, ложка,

 

 

 

 

пипетка, банка

 

 

 

 

с водой.

 

 

 

 

 

 

2

«Путешествие с

1. Воспитывать бережное

Магнитофон,

 

 

капелькой»

отношение к воде.

картинка

 

 

 

2. Дать понять значимость

капельки,

 

 

 

воды в жизни человека.

ткань, чайные

 

 

 

Обогащать и уточнять

ложки, цветные

 

 

 

знания детей о воде:

карандаши,

 

 

 

прозрачная, без запаха, без

листы

 

 

 

цвета.

тонированной

 

 

 

3. Продолжать развивать

бумаги.

 

 

 

познавательный интерес к

 

 

 

 

экспериментальной

 

 

 

 

деятельности,

 

 

 

 

наблюдательность.

 

 

 

 

Упражнять в установлении

 

 

 

 

причинно-следственных

 

 

 

 

связей, используя речь –

 

 

 

 

доказательство.

 

Ноябрь

1

«Бумажная Фея»

1. Воспитывать

Кукла

 

 

 

любознательность,

«Бумажная

 

 

 

бережливость.

Фея», листочки

 

 

 

2. Познакомить детей с

бумаги

 

 

 

некоторыми свойствами

различных

 

 

 

бумаги (толстая – тонкая,

видов, ѐмкость

 

 

 

прочная) в процессе

с водой,

 

 

 

выполнения с ней

предметы

 

 

 

различных действий

изготовленные

 

 

 

(сминание, разрывание,

из бумаги.

 

 

 

скручивание); с

 

 

 

 

использованием бумаги в

 

 

 

 

жизни человека.

 

 

 

 

3. Развивать мышление,

 

 

 

 

мелкую моторику кистей

 

 

 

 

рук.

 


 

2

«Что лучше:

1. Воспитывать

Тряпичная

 

 

бумага или ткань?»

аккуратность при работе.

кукла Иринка,

 

 

 

2. Познакомить со

платочки из

 

 

 

свойствами и качеством

бумаги и ткани

 

 

 

бумаги и ткани, учить

по количеству

 

 

 

видеть их сходства и

детей, вещи из

 

 

 

различия. Учить детей

ткани и бумаги.

 

 

 

делать умозаключения и

 

 

 

 

выводы.

 

 

 

 

3. Развитие логического

 

 

 

 

мышления.

 

Декабрь

1

«Твѐрдый-мягкий»

1. Вызвать

Сказочный

 

 

 

доброжелательное

персонаж Гном-

 

 

 

отношение к лесным

Гномыч,

 

 

 

жителям. Учить

письмо, лесная

 

 

 

детейразличать и называть

поляна, корзина

 

 

 

качества предметов

с камешками и

 

 

 

«твердый», «мягкий».

ватой, баночка

 

 

 

2.Дать детям

с водой, поднос,

 

 

 

первоначальные навыки

чудесный

 

 

 

экспериментирования;

мешочек.

 

 

 

учить детейразличать и

 

 

 

 

называть качества

 

 

 

 

предметов «твердый»,

 

 

 

 

«мягкий».

 

 

 

 

3. Развитие навыков

 

 

 

 

экспериментирования.

 

 

2

«Сладкий -

1.Воспитывать

 

 

 

солѐный»

аккуратность при работе.

Картон, лупа,

 

 

 

2.Продолжать

соль, сахар,

 

 

 

формировать знания о

вода в стаканах,

 

 

 

свойствах некоторых

чайные ложки.

 

 

 

веществ: соли и сахаре,

 

 

 

 

сравнивать их между

 

 

 

 

собой, выделяя и фиксируя

 

 

 

 

сходства и различия

 

 

 

 

3.Развивать навыки

 

 

 

 

мыслительной

 

 

 

 

деятельности, умение

 

 

 

 

анализировать, выделять

 

 

 

 

причинно – следственные

 

 

 

 

связи.

 


Январь

1

«Опыт со

1. Воспитывать

 

 

 

снегом»(проводитс

творческую личность,

 

 

 

я на улице)

способную понимать и

 

 

 

 

любить окружающий мир.

 

 

 

 

2. Активизировать

 

 

 

 

поисковую деятельность

 

 

 

 

детей, уточнить их

 

 

 

 

представления о свойствах

 

 

 

 

снега (белый, холодный,

 

 

 

 

рассыпчатый, мягкий,

 

 

 

 

легкий).

 

 

 

 

3. Формировать умение

 

 

 

 

рассуждать: Почему на

 

 

 

 

ладошке растаяла

 

 

 

 

снежинка, а на рукавичке

 

 

 

 

нет? Почему снег в

 

 

 

 

комнате тает? Почему на

 

 

 

 

морозе вода превращается

 

 

 

 

в лед?

 

 

2

«Освобождение

1. Воспитывать

Замороженные

 

 

бусинок из

аккуратность в работе.

во льду

 

 

ледяного плена»

2. Стимулировать

бусинки,

 

 

 

самостоятельное

баночки с

 

 

 

формулирование выводов

тѐплой водой,

 

 

 

детьми. Создать условия

тарелочки,

 

 

 

для расширения

тряпочки для

 

 

 

представлений детей о

каждого

 

 

 

свойствах льда – тает в

ребѐнка.

 

 

 

тепле.

 

 

 

 

3. Развивать желание

 

 

 

 

помочь другим; мышление

 

 

 

 

при выборе способа

 

 

 

 

действия.

 


Февраль

1

«Необыкновенный

1. Воспитывать навыки

Рукавичка с

 

 

мир магнитов»

сотрудничества,

магнитом

 

 

 

взаимопомощи.

внутри,

 

 

 

2.Познакомить с

металлические

 

 

 

понятиями «магнит»,

предметы,

 

 

 

«магнитная сила».

стакан с водой.

 

 

 

Сформировать

 

 

 

 

представление о свойствах

 

 

 

 

магнита. Формирование

 

 

 

 

умений

 

 

 

 

приобретать знания

 

 

 

 

посредствам проведения

 

 

 

 

практических опытов,

 

 

 

 

делать выводы,

 

 

 

 

обобщения.

 

 

 

 

3. Развивать у детей

 

 

 

 

интерес и конкретные

 

 

 

 

представления о магните и

 

 

 

 

его свойствах:

 

 

 

 

Притягивать предметы, а

 

 

 

 

так же через какие

 

 

 

 

материалы и вещества

 

 

 

 

воздействует магнитная

 

 

 

 

сила, через опытно –

 

 

 

 

экспериментальную

 

 

 

 

деятельность детей.

 

 

2

«Волшебное

1. Воспитывать бережное

Две стеклянные

 

 

стекло»

отношение к вещам.

бутылочки,

 

 

 

2. Учить соблюдать

стакан, пробка,

 

 

 

правила безопасности при

ванночка с

 

 

 

обращении с предметами

водой, флаконы

 

 

 

из стекла.

от духов,

 

 

 

3. Развивать

палочки

 

 

 

наблюдательность,

 

 

 

 

любознательность,

 

 

 

 

смекалку; Помочь детям

 

 

 

 

выявить свойства стекла

 

 

 

 

(прочное, прозрачное,

 

 

 

 

гладкое).

 

 

 

 

 

 

Март

1

«Царство трѐх

1.Воспитывать интерес к

Вентилятор,

 

 

ветров»

экспериментальной

веер, вода в

 

 

 

деятельности любовь к

посуде, сухие

 

 

 

природе.

листья, рисунки

 

 

 

2. Познакомить детей с

ветров.


 

 

 

таким природным

 

 

 

 

явлением, как ветер, его

 

 

 

 

свойствами и ролью в

 

 

 

 

жизни человека.

 

 

 

 

3.Развитие умений детей

 

 

 

 

наблюдать, проводить

 

 

 

 

опыты и самостоятельно

 

 

 

 

делать выводы.

 

 

2

«Невидимка-

1. Вызвать желание

Посылка с

 

 

воздух»

экспериментировать и

воздушным

 

 

 

получать удовольствие от

шаром,

 

 

 

совместного эксперимента.

салфетка,

 

 

 

2. Познакомить со

книга,

 

 

 

свойствами воздуха,

бумажные

 

 

 

возможностью воздуха

веера,

 

 

 

двигать предметы.

деревянный

 

 

 

3. Продолжать развивать

кубик,

 

 

 

умение анализировать и

прозрачные

 

 

 

сравнивать, обобщать

стаканы,

 

 

 

полученные знания.

ванночки с

 

 

 

 

ровным дном.

 

 

 

 

 

Апрель

1

«Секрет сосновой

1. Воспитывать желание

Две сосновые

 

 

шишки»

интересоваться объектами

шишки,

 

 

 

живой и неживой

ванночка с

 

 

 

природы.

тѐплой водой,

 

 

 

2. Познакомить с

салфетка из

 

 

 

изменением формы

ткани.

 

 

 

предметов под

 

 

 

 

воздействием воды.

 

 

 

 

3. Развивать

 

 

 

 

наблюдательность,

 

 

 

 

смекалку.

 

 

 

 

 

 

 

2

«Почва-живая

1. Воспитание

Образцы почвы,

 

 

земля»

экологической культуры.

две банки с

 

 

 

2. Уточнение знаний детей

чистой и

 

 

 

о свойствах почвы: мягкая,

грязной водой,

 

 

 

сыпучая, черная, рыхлая.

картинки с

 

 

 

3.Формировать у детей

изображениями

 

 

 

действия обследования

почвенных

 

 

 

(восприятия) дающие

обитателей..

 

 

 

возможность выявить

 

 

 

 

свойства почвы: назвать

 

 

 

 

предмет в целом (почва);

 

 

 

 

при помощи зрительного

 


 

 

 

восприятия выявить цвет,

 

 

 

 

состав почвы; при помощи

 

 

 

 

растирания почвы между

 

 

 

 

пальцами выявить, какая

 

 

 

 

она на ощупь (мягкая,

 

 

 

 

вязкая, рыхлая) и т.д.

 

Май

1

«Живые тени»

1.Воспитывать желание

Макет

 

 

 

интересоваться объектами

цветочной

 

 

 

неживой природы.

поляны,

 

 

 

2. Познакомить с

муляжи

 

 

 

понятиями «света» и

бабочек,

 

 

 

«тени».

индивидуальны

 

 

 

3.Вызвать желание

е наборы для

 

 

 

экспериментировать и

опытов.

 

 

 

получать удовольствие от

 

 

 

 

полученного

 

 

 

 

эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

2

«Секреты бабочки»

1. Формировать у детей

Макет

 

 

 

бережное отношение к

цветочной

 

 

 

бабочкам, учить

поляны,

 

 

 

правильному поведению в

муляжи

 

 

 

природе.

бабочек,

 

 

 

2. Расширять

индивидуальны

 

 

 

представления детей о

е наборы для

 

 

 

разнообразии бабочек, их

опытов.

 

 

 

строении и

 

 

 

 

приспособленностях в

 

 

 

 

природе.

 

 

 

 

3. Продолжать развивать у

 

 

 

 

детей навыки

 

 

 

 

исследовательской

 

 

 

 

деятельности,

 

 

 

 

почувствовать себя

 

 

 

 

учѐными.

 


Перспективный план работыпо опытно-экспериментальной

 

деятельности детей в подготовительной к школе группе

 

Месяц

Тема

 

Программные задачи

Материал

 

п/п

 

 

 

 

 

Сентябрь

1

«Песчаный конус»

1.

Воспитывать

Ёмкости с

 

 

 

аккуратность при

сухим песком и

 

 

 

обращении с песком.

глиной,

 

 

 

 

2.

Помочь определить

прозрачные

 

 

 

свойства песка.

стаканчики,

 

 

 

3.

Закрепить культурно-

дощечки, лупа,

 

 

 

гигиенические навыки

сито, песочные

 

 

 

после игр с песком.

часы.

 

 

2

Путешествие-игра

1.

Воспитывать любовь к

Различные

 

 

«Приключение

природе, стремление

кусочки

 

 

 

Буратино»

заботиться о ней и беречь

дерева, миски с

 

 

 

еѐ.

водой.

 

 

 

 

2.

Закрепить знания детей

 

 

 

 

 

о свойстве дерева (не тонет

 

 

 

 

 

в воде).

 

 

 

 

 

3.

Развивать умение

 

 

 

 

 

формулировать проблему,

 

 

 

 

 

анализировать ситуацию,

 

 

 

 

 

планировать эксперимент.

 

 

Октябрь

1

«Что выделяют

1.

Воспитывать бережное

Комнатное

 

 

растения?»

отношение к природе.

растение,

 

 

 

2.

Углубить знания детей о

ѐмкость с

 

 

 

том, что растения

водой,

 

 

 

 

выделяют кислород;

тряпочка,

 

 

 

понять необходимость

схема роста

 

 

 

дыхания для растений.

растений.

 

 

 

3.

Развивать речь,

 

 

 

 

 

мышление,

 

 

 

 

 

наблюдательность, умение

 

 

 

 

 

сравнивать и делать

 

 

 

 

 

выводы.

 

 

 

2

«С водой и без

1. Воспитывать бережное

Карточки,

 

 

воды»

отношение к воде как

салфетка,   два

 

 

 

основному природному

стакана,

 

 

 

 

ресурсу.

воронка,

 

 

 

 

2. Помочь детям выделить

кусочек

земли,

 

 

 

факторы внешней среды,

глобус,

ложка,

 

 

 

необходимые для роста и

банка с водой.

 

 

 

развития растений (вода,

 

 

 

 

 

свет, тепло).

 

 


 

 

 

3. Развитие речи,

 

 

 

 

любознательности,

 

 

 

 

мышления.

 

Ноябрь

1

«Зачем кошке

1. Воспитывать заботливое

Кусочки

 

 

шершавый язык?»

отношение к животным,

наждачной

 

 

 

желание помогать

бумаги, меха,

 

 

 

взрослым по уходу за

натѐртый

 

 

 

ними.

грифель

 

 

 

2. Определить строение и

карандаша в

 

 

 

значение языка кошки.

тарелочке,

 

 

 

Выяснить какой корм

живой объект –

 

 

 

любит кошка.

кошка.

 

 

 

3. Развивать мышление,

 

 

 

 

речь.

 

 

2

«Вдох – выдох»

1. Воспитывать заботливое

Воздушные

 

 

 

отношение к своему

шары,

 

 

 

здоровью и здоровью

изображение

 

 

 

окружающих.

человека с

 

 

 

2. Расширить

изображениям

 

 

 

представления детей о

и внутренних

 

 

 

воздухе, способах его

органов,

 

 

 

обнаружения в

бумага, пух.

 

 

 

зависимости от его

 

 

 

 

температуры; о времени, в

 

 

 

 

течение которого человек

 

 

 

 

может находиться без

 

 

 

 

воздуха.

 

 

 

 

3. Развивать мыслительные

 

 

 

 

операции, познавательные

 

 

 

 

интересы.

 

Декабрь

1

«Земля дает

1. Воспитывать любовь к

Образцы

 

 

жизнь»

природе родного края, к

почвы, две

 

 

 

его обитателям.

банки с чистой

 

 

 

2. Закрепить знания детей о

и грязной

 

 

 

почве; показать

водой,

 

 

 

взаимосвязь всего живого

картинки с

 

 

 

на Земле.

изображениям

 

 

 

3. Развивать речь, умение

и почвенных

 

 

 

делать выводы.

обитателей.

 

2

«Почему вянут

1. Воспитание бережного

Кукла

 

 

цветы»

отношения к природе,

домовѐнок

 

 

 

желания заботиться о ней.

Кузя,

 

 

 

2. Помочь детям

комнатное

 

 

 

установить зависимость

растение,

 

 

 

роста растений от

ѐмкость с


 

 

 

температуры и

водой,

 

 

 

поступающей влаги.

демонстрацион

 

 

 

3. Развивать логическое

ная таблица

 

 

 

мышление путем

«Уход за

 

 

 

моделирования

комнатными

 

 

 

проблемных ситуаций и их

растениями»

 

 

 

решения.

 

Январь

1

«Испытание

1. Воспитывать навыки

Магнитики,

 

 

магнита»

сотрудничества,

металлические

 

 

 

взаимопомощи.

предметы,

 

 

 

2. Познакомить детей с

стакан с водой,

 

 

 

понятием «магнетизм», с

дощечка.

 

 

 

особенностями магнита;

 

 

 

 

помочь выявить

 

 

 

 

материалы, которые могут

 

 

 

 

снять магнетичность;

 

 

 

 

показать способ

 

 

 

 

изготовление самодельных

 

 

 

 

компасов.

 

 

 

 

3. Развивать

 

 

 

 

мыслительные операции,

 

 

 

 

умение выдвигать

 

 

 

 

гипотезы, делать выводы,

 

 

 

 

активизировать словарь

 

 

 

 

детей.

 

 

2

«Зачем растения

1. Воспитывать любовь к

Два горшка с

 

 

вертятся?»

растениям, желание

растениями(лу

 

 

 

ухаживать за ними.

чше всего

 

 

 

2. Показать, что для роста

герань), набор

 

 

 

растениям необходим свет.

картинок с

 

 

 

3. Развивать

дикорастущим

 

 

 

наблюдательность –

и и

 

 

 

умение замечать изменения

комнатными

 

 

 

в росте растений,

растениями,

 

 

 

связывать эти изменения с

гербарий.

 

 

 

условиями в которых они

 

 

 

 

находятся.

 

Февраль

1

«Сильная газета»

1. Воспитывать умение

Газеты разных

 

 

 

прислушиваться к мнению

размеров,

 

 

 

сверстников.

предметы

 

 

 

2. Познакомить детей с

разной

 

 

 

новыми свойствами

тяжести,

 

 

 

бумаги: на большую

ѐмкость с

 

 

 

площадь действует сильное

водой.

 

 

 

давление.

 


 

 

 

3. Развивать мышление,

 

 

 

 

мелкую моторику кистей

 

 

 

 

рук.

 

 

2

«Почему на небе

1. Воспитывать уважение

Настольная

 

 

разные звѐзды?»

к труду космонавтов.

лампа,

 

 

 

2. Понять зависимость

фонарик, панно

 

 

 

освещѐнности предмета от

с

 

 

 

силы источника и

изображением

 

 

 

удалѐнности от него.

звѐзд крупных

 

 

 

3. Вызвать познавательный

и мелких, зонт

 

 

 

интерес к Вселенной.

для

 

 

 

 

дидактической

 

 

 

 

игры.

Март

1

«Где появляются

1. Воспитывать чувство

Ёмкости,

 

 

первые

любви, доброты по

окрашенные в

 

 

проталинки?»

отношению к

тѐмный и

 

 

 

окружающему миру.

светлый тон,

 

 

 

2. Установить зависимость

настольная

 

 

 

изменений в неживой

лампа, листы

 

 

 

природе от сезонных

бумаги чѐрного

 

 

 

изменений.

и белого цвета.

 

 

 

3. Развивать логическое

 

 

 

 

мышление. Формирование

 

 

 

 

причинно- следственных

 

 

 

 

связей и закономерностей в

 

 

 

 

природных явлениях.

 

 

2

«Путешествие в

1. Воспитывать бережное

Стеклянные и

 

 

мир стеклянных

отношение к вещам.

фарфоровые

 

 

вещей»

2. Познакомить с

посуды, стакан,

 

 

 

производством фарфора;

ванночка с

 

 

 

научить сравнивать

водой,

 

 

 

свойства стекла и фарфора,

палочки.

 

 

 

узнавать стеклянные и

 

 

 

 

фарфоровые предметы.

 

 

 

 

3. Развивать

 

 

 

 

наблюдательность,

 

 

 

 

любознательность,

 

 

 

 

смекалку; Помочь детям

 

 

 

 

выявить свойства стекла

 

 

 

 

(прочное, прозрачное,

 

 

 

 

гладкое).

 

Апрель

1

«Разные

1. Воспитывать чувство

Зеркала,

 

 

отражения»

доброты и уважения по

стѐкла, фольга.

 

 

 

отношению к людям,

 

 

 

 

которые создают красоту.

 


 

 

 

2. Помочь понять, что

 

 

 

 

отражение возникает на

 

 

 

 

гладких блестящих

 

 

 

 

поверхностях.

 

 

 

 

3. Вызвать желание

 

 

 

 

экспериментировать и

 

 

 

 

получать удовольствие от

 

 

 

 

полученного эксперимента.

 

 

2

«Почему птицы

1. Воспитывать бережное

Перья, чучело

 

 

летают?»

отношение к птицам.

птицы,

 

 

 

2. Формировать

карточки с

 

 

 

реалистические

изображениям

 

 

 

представления о птицах,

и птиц,

 

 

 

расширять знания детей об

бумажные

 

 

 

особенностях внешнего

птицы с разной

 

 

 

вида, повадках птиц.

величиной

 

 

 

3. Развивать речь,

крыльев,

 

 

 

логическое мышление.

картины

 

 

 

 

русских

 

 

 

 

художников.

Май

1

«Легкая

1. Воспитывать заботливое

Пластмассовые

 

 

пластмасса»

отношение к вещам,

ѐмкости,

 

 

 

созданным руками

предметы из

 

 

 

человека.

других

 

 

 

2. Помочь определить

материалов.

 

 

 

свойства пластмассы

 

 

 

 

(гладкая, шероховатая).

 

 

 

 

3. Развивать речь,

 

 

 

 

логическое мышление.

 

 

2

«Зачем бабочке

1. Воспитывать любовь к

Муляжи

 

 

цветная окраска?»

живой неживой природе.

бабочек,

 

 

 

2. Определить особенности

карточки с

 

 

 

приспособления бабочек к

изображениям

 

 

 

жизни в окружающем

и бабочек и

 

 

 

мире.

одной птички,

 

 

 

3. Развивать связную речь,

карточки с

 

 

 

логическое мышление.

изображениям

 

 

 

 

и ярких цветов.


3.   Ожидаемые результаты:

 

·      Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

 

·      Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

 

·      Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

 

 

 

 

Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребѐнка

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьѐй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребѐнком обогащает его, формирует его личность.

 

Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в еѐ реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.

 

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях

 

через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто строит своѐ общение с ребѐнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.


План работы с родителями

 

Задачи

 

Мероприятия

п/п

 

 

 

1

Ознакомление родителей с

Родительские собрания:

 

содержанием программы развития

1. «Экспериментальная

 

экспериментальной деятельности.

деятельность дошкольников в

 

 

семье»,

 

 

2.

«Значение детского

 

 

экспериментирования в развитии

 

 

ребѐнка»

 

 

3.

«Проведение экспериментов

 

 

летом»

 

 

4.

«Растим любознательных»

 

 

5.

Анкетирование «Выявление

 

 

отношения родителей к опытно-

 

 

экспериментальной активности

 

 

детей»

2

Ознакомление родителей с

Консультации для родителей:

 

методами и формами работы по

1. «Роль семьи в развитии интереса

 

разделу «Детское

ребѐнка к экспериментальной

 

экспериментирование».

деятельности»;

 

 

2.

«Организация детского

 

 

экспериментирования в домашних

 

 

условиях»;

 

 

3.

«Чего нельзя и что нужно делать

 

 

для поддержания интереса детей к

 

 

познавательному

 

 

экспериментированию?»;

 

 

3.

«Игра или экспериментирование»;

 

 

4.

«Значение опытно –

 

 

экспериментальной деятельности

 

 

для психического развития ребенка»

3

Популяризация

1. Оформление информационного

 

исследовательской активности

стенда «Экспериментальная

 

ребенка - дошкольника

деятельность дошкольника», «Как

 

 

организовать в домашних условиях

 

 

мини-лабораторию?»

 

 

2.

Фотовыставка «Мы

 

 

экспериментируем»

 

 

3.

Открытые занятия:

 

 

«Невидимка-воздух»

 

 

«Необыкновенный мир магнитов»

 

 

«Какими бывают камни?»и т.д.

 

 

3.

Создание мини-лаборатория.


4

Организация сотрудничества с

1.

«Домашние задания» по

 

родителями

экспериментированию для детей и

 

 

их родителей.

 

 

2.

Создание семейного журнала

 

 

«Экспериментируем дома»

 

 

3.

Привлечение родителей к

 

 

пополнению коллекции «Разные

 

 

ткани»,«Бумажная страна».

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение Программы

 

Методические пособия:

 

1.       А.И. Савенков «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. – с.10.

 

2.    А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

 

3.   А.И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - С.48

 

4. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»

 

5. В.А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений

 

и      экологической культуры детей [Текст]: обзор программ дошкольного образования. В.А.Зебзеева // Приложение к журналу ―Управление ДОУ‖. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

 

6. Г.П. Тугушева Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

 

7. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир  Детское экспериментирование, 2003.

 

8.      И.А. Иванова Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

 

9.    И. Э Куликовская, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2010. - С.80

 

10.   Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

 

11.            Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с.


12. Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

 

13. Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

 

14.Н.А. Короткова Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - С. 208

 

15.      Н.Н. Поддъяков Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. - 2010. - №1

 

16.          О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

 

17.   Рыжова Н.А. Наш дом – природа //Дошкольное воспитание. - 2000.-№7. - с. 2-10. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. Ярославль, 2002

 

18.    С.Н. Николаева "Методика экологического воспитания дошкольников". -

 

М - 2011. - С.224

 

19.   Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5 -6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ»Учитель», 2004. - 159 с.

 

20.   Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.

 

 

 

Электронные образовательные ресурсы:

 

DVD диск. Фиксики (Фикси лаборатория) CDдиск. Развивающая Аудио энциклопедия.


Посмотрите также