Программа по предмету Ритмика 1 год

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа по предмету Ритмика 1 год
Иконка файла материала Программа по ритмике.doc

 

МБУ ДО «Детская школа искусств № 57»

г. Осинники, Кемеровской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по предмету

Ритмика

1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка……………………………………………………..4

 

Учебно-тематический план………………………………………………....7

Содержание программы

I четверть ………………….………………………………………………....8

II четверть ………………….………………………………………………...9

III четверть ………………….……………………………………………….10

IV четверть ………………….……………………………………………….11

 

Приложение ………………………………………………………………....12

 

Список литературы…………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

         Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков учащихся младшего возраста в условиях музыкального учебного заведения является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.

          Из практики известно, что чувство метроритма труднее поддается  развитию, нежели другие навыки. В связи с этим появилась актуальность разработки учебной программы  по воспитанию чувства метроритма на уроках ритмики.

           Предлагаемая программа построена на основе типовой учебной программы  Г.С.Франио,  раздел «Ритмика» («Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ»).

        Отличительными чертами  данной программы  являются введение новых эффективных игровых форм  подачи материала и работы с ним, синтез методических находок педагогов-новаторов Белецкой Л.И., Кирюшина В.В.Микиты И.И.  и многолетнего опыта педагогической практики составителей программы.

       Основываясь во многом на системе Белецкой Л.И., данная программа сочетает в себе  элементы методик Кирюшина В.В. и Микиты И.И. по развитию чувства метроритма. Методика Белецкой Л.И. выгодно отличается от других методик по ритмике тем, что она вплотную связана с практикой. Согласно этой методике освоение метроритма идет ускоренным путем – благодаря распределению ритмических длительностей в ритмоблоки. Ценнейшей и очень оригинальной находкой Белецкой Л.И. является использование комбинаций из пальцев рук педагога для показа ритмоблоков детям. Это значительно экономит время на уроке.

       Рациональным зерном, почерпнутым из методики Кирюшина В.В. являются ритмослоги. Практика показала, что дети легче и быстрее запоминают ритмоблоки через ритмослоги. При использовании ритмослогов проще и быстрее можно исправить ошибки у детей в определении ритма на слух, так как эти ошибки не понадобится выписывать на доске, а достаточно лишь правильно «проговорить» ритм.

       Основными задачами занятий по ритмике являются: воспитание восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.

       В соответствии с этим данная программа имеет цель – за 1 год сформировать первоначальные навыки метроритмического воспитания и создать условия для  дальнейшего обучения учащихся. 

 

       

 

       

       Несмотря на то, что предметы «Сольфеджио»  и  «Ритмика» имеют каждый ярко выраженную специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала, предполагают использование определённых форм работы, оба предмета тесно взаимосвязаны, имеют общие цели, задачи,  единые методические установки. Следовательно, педагогам, ведущим обе дисциплины, рекомендуется  соединять формы работы и отдельные упражнения  по сольфеджио и ритмике на одном  занятии, использовать один и тот же музыкальный материал. Такой принцип построения занятий обогатит урок разнообразными формами работы, положительно скажется на эмоциональном тонусе учащихся, их работоспособности, концентрации внимания, активности восприятия.

          Данная программа рассчитана на один год обучения в классе раннего эстетического развития (34 учебных часа).  

   Форма занятий – групповой урок, продолжительностью 40 минут  один раз в неделю.

          Осваивая эту программу, учащиеся должны научиться:

-         понимать характер музыкальных произведений;

-         различать музыкальные темпы;

-         слушать и выделять сильные доли тактов, на слух определять размеры,    уметь дирижировать в этих размерах;

-         различать длительности, несложные ритмические рисунки, ритмические фигуры, ритмоблоки; уметь исполнять их хлопками, шагами, выстукивать, записывать; проговаривать ритмослоги.

         Существует немало интересных методик по развитию чувства метроритма, однако составителям еще не приходилось сталкиваться с окончательно оформленной программой по предмету ритмики, где освоение материала было бы строго упорядочено и распределено по учебным четвертям.

       Структура программы представлена в виде  учебно-тематического плана и содержания.

        В содержании данной программы на  каждую учебную четверть предлагается теоретический материал и практические навыки и формы работы. В конце программы помещено приложение, в котором представлены  использованные ритмослоги и ритмоблоки, игры.

          Программа предусматривает следующие формы работы

-         чтение ритмов по карточкам, по руке, на доске, в тетради;

-         составление, сочинение ритмов при помощи лото;

-         использование игрушек (мяча, скакалки, барабана);

-         определение на слух метра, размера, затакта;

-         проставление тактовых черт;

-         освоение дирижерских жестов;

-         запись ритмических рисунков;

-         ритмические диктанты;

-         ритмические партитуры и каноны;

-         упражнения с ритмическим остинато;

-         музыкально - ритмические игры.  

 

        Освоение ритмоблоков происходит стоя или в движении: дети шагают (выделяют доли), хлопают (воспроизводят ритмический рисунок) и считают (своеобразная ритмическая пульсация, где за единицу счета принимается шестнадцатая длительность). Такая форма усвоения ритмоблоков положительно сказывается на развитии координации движения у детей.

Счет помогает учащимся в развитии чувства равномерной пульсации, а также в осмыслении соотношения длительностей в ритмоблоках.

 

        Учет и контроль успеваемости осуществляется по 10-ти бальной системе. Оценка ставится каждому ученику на уроке за выполнение конкретного задания (иногда несколько оценок за разные виды работ).

По результатам поурочной накопляемости оценок в конце каждой четверти учащимся выставляется итоговая оценка за четверть.

       По результатам оценок за четверти выставляется итоговая оценка за год.

    

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

 

Разделы

Темы

Формы контроля

I. Характер. Темп.

1. Характер музыки (спокойный,

  бодрый, танцевальный, стремительный

   и т.п.).

2. Ознакомление с жанровой музыкой:

    марш, полька, вальс, песня и др.

3. Темп: медленный, средний, быстрый.

    Ускорение – замедление.

Выполнение движений под музыку в разных темпах:

ходьба бодрая, на носках, топающим шагом, с высоким подниманием колена, маршировка;

- подскоки;

- бег лёгкий,  ритмичный;

- остановка.

Музыкально-ритмические игры, танцы.

Импровизация движений.

 

II. Динамика.

1. Динамические  контрасты f  и p.

2. Связь между музыкальным образом

    и динамикой.

3. Усиление звучания – затихание.

Выполнение упражнений с динамическими контрастами.

Музыкально-ритмические игры.

Импровизация движений.

 

III. Метр. Размер.

 

1. Метрическая пульсация.  (Метр).

2. Сильные и слабые метрические доли.

3. Размеры  с долями, равными

    четверти (24, 34,44).

4. Дирижирование.

Выполнение упражнений с фиксированием сильных и слабых долей.

Анализ на слух.

Проставление тактовых черт.

IV. Длительности.

      Ритмические

      блоки.

 

1. Целая, половинная, четвертные,

    восьмые, шестнадцатые.

2. Ритмические блоки, равные

    четвертной доле.

3. Ритмослоги.

4. Паузы.

5. Ритмическое остинато.

6. Ритмическая импровизация.

Воспроизведение и чтение ритмических рисунков.

Выкладывание блоками или запись ритмических рисунков.

Анализ на слух.

Сочинение  остинато, ритмических фраз.

V. Строение

     музыкального

     произведения.

1. Контрастные части музыкального

   произведения  (куплетная форма;

   А-В;   А-В-А;     А-В-А-С-А).

2. Вступление, заключение.

2. Деление мелодии на фразы.

3. Повторность частей или фраз.

Выполнение упражнений со сменой движений на разные части музыки.

Музыкально-ритмические игры, танцы.

Анализ на слух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы.

 

I четверть

 

Теоретические сведения

 

1.     Характер музыкального произведения.

2.     Понятие метрической пульсации.

3.     Понятие 2-х и 3-х дольного метра, сильной доли.

4.     Понятие такта, тактовой черты, затакта.

5.     Знакомство с размерами 24 и 34.

6.      Знакомство с длительностями и их соотношениями:

7.     Освоение ритмоблоков с ритмослогами в записи и по руке:

 

 

              гу-усь              бом              ди-ли               та-ка-та-ка

 

 

Практические навыки и

формы работы

 

1.     Определение  характера и темпа музыкального произведения.

2.     Определение на слух и осознание метрической пульсации в прослушанном музыкальном фрагменте.

3.     Пульсация с выделением сильной доли: в 1 руке - пульс, во 2 руке - выделение сильной доли.

4.     Определение на слух метра и размера в прослушанном музыкальном фрагменте.

5.     Проставление тактовых черт в примерах, где такты не отмечены (в размерах 24 и 34).

6.     Освоение дирижерского жеста на 24.

7.     Запись ритмоблоков под диктовку с ритмослогов.

8.     Освоение и воспроизведение ритмического рисунка в играх:

      а) «Ритмическое эхо»

      б) «Угадай ритм»

      в) «Немой телефон»

9.     Выкладывание ритмического рисунка по карточкам в игре «Угадай ритм».

10. Устные и письменные ритмические диктанты с музыкального фрагмента.

11. Ритмические упражнения по руке с использованием пройденных ритмоблоков.

12. Чтение ритма в ритмических последовательностях.

 

 

 

 

 

II четверть

 

Теоретические сведения

 

1.     Понятие ноты с точкой:

2.     Освоение ритмоблоков с ритмослогами в записи и по руке, а также их соотношения:

 

       ди-та-ка         та-ка-ли          жу-ли            ди-жу         зи-ка           та-зи

3.     Понятие ритмического остинато.

4.     Пауза

 

 

Практические навыки и

формы работы

 

1.     Определение метра и размера в послушанном музыкальном фрагменте (с использованием размеров 24, 34 и 44).

2.     Пульсация с выделением сильной доли в музыкальных фрагментах (с использованием размеров  24, 34 и 44).

3.     Проставление тактовых черт в примерах, где такты не отмечены (в размерах  24, 34 и 44).

4.     Освоение дирижерского жеста на  34 .

5.     Запись ритмоблоков под диктовку с ритмослогами.

6.     Ритмические упражнения по руке с использованием пройденных ритмоблоков в размерах  24, 34.

7.     Выкладывание ритмического рисунка карточками в игре «Угадай ритм» с использованием пройденных ритмоблоков.

8.     Освоение и воспроизведение ритмического рисунка в играх:

а) «Ритмическое эхо»,

б) «Угадай ритм»,

в) «Немой телефон»,

г) «Ритмическое домино».

9.     Устные и письменные ритмические диктанты с музыкального фрагмента (в размерах 24, 34).

10. Чтение ритма в ритмических последовательностях.

11. Упражнения на ритмическое остинато:

а) ритмическое двухголосие с развернутым ритмом в 1руке и остинато в виде ритмической пульсации в 2 руке (в индивидуальном исполнении),

б) 2-х – 3-х голосные партитуры с остинато в каждой партии (группой),

в) 2-х – 3-х голосные партитуры с остинато в одной из партий (группой).

 

 

 

 

 

 

III четверть

 

Теоретические сведения

 

1.     Понятие синкопы.

2.     Освоение ритмоблоков с ритмослогами в записи и по руке, а также их соотношение:

 

 

  ди-бо-ли          та-ли-ка         нэ-нэ-нэ       

3.     Освоение размера 44 параллельно с размерами 24 и 34.

4.     Понятие ритмической импровизации.

5.     Понятия ритмической партитуры, ритмического канона.

 

Практические навыки и

формы работы

 

1.        Определение метра и размера в прослушанном музыкальном фрагменте (размеры  24, 34, 44).

2.        Проставление тактовых черт в примерах, где такты не отмечены (размеры 24, 34, 44).

3.        Освоение дирижерского жеста на  44.

4.        Записи ритмоблоков под диктовку с ритмослогов.

5.        Ритмические упражнения по руке с исаользованием пройденных ритмоблоков в размерах  24, 34, 44.

6.        Осознание и воспроизведение ритмического рисунка в играх:

а) «Ритмическое эхо»,

б) «Угадай ритм»,

в) «Немой телефон»,

г) «Ритмическое домино».

7.        Устный и письменный ритмический диктант с музыкального фрагмента (в размерах 24, 34, 44).

8.        Чтение ритма в ритмических последовательностях.

9.        Сочинение и импровизация простейших видов ритмических последовательностей (индивидуально).

10.   Исполнение на шумовых инструментах партий в ритмических партитурах (возможно применение как ритмический аккомпанемент к музыкальным фрагментам).

11.   Исполнение ритмических канонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть

 

Теоретические сведения

 

1.     Паузы

2.     Увеличение и уменьшение длительностей в два раза в ритмических последовательностях:

а) с сохранением размера

б) с сохранением количества тактов.

 

 

Практические навыки и

формы работы

 

1.     Определение затакта и пауз в прослушанных музыкальных фрагментах.

2.     Проставление пауз и тактовых черт в примерах с не отмеченными паузами и тактами.

3.      Ритмические упражнения по руке с использованием пройденных ритмоблоков в размерах  24, 34, 44.

4.     Чтение ритмослогами ритмических последовательностей с дирижерским жестом в пройденных размерах.

5.     Чтение ритмических последовательностей без проговаривания ритмослогов через хлопки.

6.     Чтение двухголосных партитур (группой, индивидуально).

7.     Исполнение ритмических канонов (группой, индивидуально).

8.     Импровизация ритмических последовательностей с шумовыми инструментами (индивидуально, группой)

9.     Устные и письменные упражнения на соотношения ритмоблоков, полученных в результате уменьшения длительности в два раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1.     Ритмоблоки и ритмослоги:

 

 

гу-усь        бом       ди-ли         та-ка-та-ка

  

 

ди-та-ка     та-ка-ли     та-ли-ка    зи-ка      та-зи       нэ-нэ-нэ

 

 

жу-     ли         ди-жу          ди-бо- ли          жу-    та-ка  

 

 

     та-ка-жу          та-ка-бом-та-ка        

 

(и т. д. всевозможные комбинации из этих ритмоблоков).

 

2. Игры:

           а) «Охотник и зайчик» - Выбегают к бабану «охотник» и

                      «зайчик. «Охотник» «стреляет» (простукивает какой-либо  

 ритм), а «зайчик» должен этот ритм повторить. Если ритм  

 повторен правильно, дети отвечают «убегает зайчик мой», а  

 если нет – «умирает зайчик мой».

                      б)  «Немой телефон» - Желающие (4-5 человек) встают в ряд,

                           в  затылок друг другу. Последний придумывает ритмическую

  фразу и пальцем простукивает ее на спине товарища, а тот-

  другому. Тот, кто последний получил по «телефону» ритми-

  ческий оборот записывает его на доске. После этого весь

  класс прохлопывает данный оборот с ритмослогами.

                       в) «Фотографирование ритма». – Педагог показывает заранее

приготовленную на карточке ритмическую фразу. Учащиеся за 1-2 секунды «фотографируют» глазами, анализируя ритм, а потом по памяти прохлопывают и записывают.

                       г) «Ритм на оборот».– Исполненная учителем фраза повторяется

детьми от конца к началу.

                       д) «Вопрос - ответ».- Учитель задает ритмический «вопрос» , а

ученик сочиняет ритмический «ответ». Эта игра проводится по принципу рондо: вопрос-рефрен, ответы-эпизоды. Важно не выключаться из пульсации.

                       е) «Упрямый ритм».- Учитель дает понятие остинато, как

«упрямого» многократно повторяющегося ритмического оборота. Все упражнения на остинато можно выполнять через эту игру.

                    

                      ж) «Ритмическое эхо».- Дети встают в шеренгу напротив

учителя, который в рондообразной форме каждому из              учеников хлопает свою ритмическую фразу, а дети –каждый свою фразу, - повторяют по очереди.

                       з) «Угадай ритм». – Учитель прохлопывает ритмический оборот

(на 1-2 такта), затем указанный ученик молча прохлопывает этот же ритм вместе с учителем, в третий раз ученик прохлопывает ритм с ритмослогами.

и) «Ритмическое домино». – Все встают в круг. Учитель

хлопает ритмический рисунок (размер 24, 2 такта), следующий за ним ученик повторяет второй такт данного ритма, сочиняя второй такт самостоятельно. Третий ученик игры повторяет, соответственно, последний такт предыдущего игрока, а второй такт сочиняет. Игру на начальном этапе лучше озвучивать ритмослогами, чтобы не выбиваться из пульсации. Постепенно подтекстовка убирается.

 

 

         3. Дидактические материалы:

 

                а) Таблица «Длительности»,

                      б) Таблица «Метр»,

                      в) Таблица «Ритмоблоки»,

                      г) Таблица «Ритм:  увеличение - уменьшение»

 д)  Таблицы ритмических партитур,

 е) «Ритмические особенности танцевальных жанров»

 е) Сборник ритмических партитур «Оркестр в классе»

 ж) Комбинации ритмоблоков по руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

Список литературы

 

1.     Барабошкина, А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ [ноты] / А. Барабошкина. – М.: Музыка, 1977. – 70 с.

2.     Баренбойм, Л. Путь к музицированию [ноты] / Л. Баренбойм. - М.: Музыка, 1982. – 130 с.

3.     Бырченко, Т.,   Сольфеджио.  Ритмика. Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ [текст] / Т. Бырченко, Е. Кругликова, Г. Франио. – М.: Музыка, 1988. – 67 с.

4.     Бырченко, Т.  Хрестоматия по сольфеджио и ритмике для подготовительных групп ДМШ [ноты] / Т. Бырченко, Г. Франио. – М.: Советский композитор, 1991. – 200с.

5.     Ветлугина, Н. Детский оркестр [ноты] / Н. Ветлугина. – М.: Музыка, 1976. – 65 с.

6.     Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс [ноты] / Г.Ф. Калинина. – М.: Музыка, 2000. – 36 с.

7.     Конорова, Е.  Методическое пособие по ритмике вып. 1 [ноты] /  Е. Конорова. – М.: Музыка,  1972. – 83 с.

8.     Котляревская – Крафт, М. Сольфеджио для подготовительных отделений детских отделений детских музыкальных школ [ноты] / М. Котляревская – Крафт, И. Москалькова,  Л. Батхан. –  Санкт-Петербург: Музыка, 1995. – 83 с.

9.     Орф, К. Система детского музыкального воспитания [текст] / К. Орф. - Л.: Композитор, 1950. – 75 с.

10. Фролова, Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс [ноты] / Ю. Фролова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 128 с.

11. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике 1 класс [ноты] / Г. Франио, И. Лифиц. –  М.: Музыка, 1995. – 75 с.

12. Франио, Г. Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств [текст] /  Г. Франио. –  М.: Музыка, 1993. – 44 с.