МБУ ДО «Детская школа искусств № 57»
г. Осинники, Кемеровской области
Программа по предмету
сольфеджио для группы
раннего эстетического развития
1 год
1. Пояснительная записка…………………………………………………...4
2. Учебно-тематический план.........................................................................8
3. Содержание программы…………………………………………………..9
4. Список литературы……………….………………………………………12
5. Методическая литература…….………………………………………….13
Пояснительная записка
Формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков учащихся младшего возраста в условиях музыкального учебного заведения является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения.
Актуальность и главная идея программы по сольфеджио для учащихся класса «Раннего эстетического развития» заключается в том, чтобы начать формирование основ музыкального мышления учеников младшего школьного возраста, учитывая особенности возрастной психологии восприятия детей. Через нетрадиционные способы подачи материала (занимательная форма сказки, образные рисунки, загадки, стихи, песенки-характеристики, карточки, игровые формы работы на уроке и др.) «ввести» начинающих обучение детей в «сложный язык» музыки (незнакомые слова, понятия, звучания). Приобщить учащихся к успешному освоению музыкальных элементов и системы необходимых теоретических представлений и правил.
Основанием данной учебной программы являются: примерная типовая программа Калужской Т.А. («Сольфеджио», Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего образования», М.: Музыка, 1984), Бырченко Т.В., Кругликовой Е.Г. («Сольфеджио», Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ, Москва, 1988), методические рекомендации Котляревской-Крафт М.А., авторские материалы педагогов Г.И. Шатковского, В. Кирюшина.
Особенность изучаемого курса состоит в иной форме подачи материала. Программный материал объясняется в доступной, увлекательной и понятной форме, вводится постепенно и комплексно, методом «от общего к частному». Работа над более мелкими элементами проходит, когда учащиеся имеют цельное представление об изучаемой теме.
Все вышеизложенное позволяет соединить интеллектуальный, эмоциональный, зрительно-слуховой и исполнительский аспекты обучения, охватить большой объем теоретических сведений и практических навыков, сделать изучение предмета в целом увлекательным и интересным.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей в возрасте 6-8 лет, поступивших в класс «Раннего эстетического развития» на инструментальные специальности.
Предполагаемый результат:
По окончании обучения в классе «Раннего эстетического развития» учащиеся должны приобрести следующие знания и навыки:
- знать определения понятий: диапазон, регистр, звукоряд, лад, мажор, минор, устойчивые и неустойчивые ступени, главные и побочные функции лада (T, S, Д, III, VI, K 6/4), тональность, диез, бемоль, квинтовый круг, интервал, трезвучие, метр, ритм, размер, доля, такт, затакт, длительность и др.
- уметь определять на слух в музыкальном произведении: характер, жанр, лад, метр, количество фраз, виды движения в мелодии (поступенное, повтор звука, опевание, скачок, движение по трезвучию, вспомогательные звуки, секвенция)
- уметь определять на слух отдельные элементы музыкального языка (устойчивые и неустойчивые ступени, гармонические функции Т, S, Д, III, VI, K64, простые интервалы, Б53, М53, Ув53, Ум53 и др.)
- владеть навыками интонирования некоторых музыкальных элементов: мажорные звукоряды, простые мелодии и попевки с использованием пройденных интонаций и видов движения мелодии, опевание звуков, мажорное и минорное трезвучие
- владеть начальными навыками нотного письма, уметь записать ритмический рисунок выученной или услышанной мелодии.
- играть выученные песни и попевки в разных тональностях, транспонировать
- подбирать бас к некоторым песням, используя главные ступени лада
- играть от разных звуков интервалы (попевки), трезвучия, звукоряды и другие элементы музыкального языка.
В результате успешного освоения материала программы и сдачи экзамена учащиеся класса РЭР принимаются в 1 класс ДШИ.
Цель и задачи:
В соответствии с выше изложенным, целью прохождения настоящего курса является создание условий для музыкально-эстетического воспитания детей, содействие формированию начальных элементарных знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- введение детей в мир музыки;
- формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков;
- приобретение элементарных сведений и правил по музыкальной грамоте;
- выявление и развитие музыкального слуха;
- формирование вокально-интонационных навыков;
- воспитание основ чувства метроритма;
- раскрытие творческих способностей.
Содержание программы:
В содержании изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. Теоретические сведения.
2. Вокально-интонационные навыки.
3. Воспитание чувства метроритма.
4. Слуховой анализ.
5. Музыкальный диктант
6. Творческие навыки.
7. Игра на инструменте.
Вышеуказанный раздел «Игра на инструменте» выделен составителем обособленно, поскольку этот вид занятий максимально совершенствует практические навыки и значительно помогает закреплению изученного материала.
Формы работы:
- освоение теоретических понятий и музыкальной терминологии через яркие, образные характеристики, сказки, рисунки, загадки, стихи, тематические песни
- определение на слух характера музыкального произведения, жанра, лада, количества фраз, размера
- определение на слух видов движения в мелодии; отдельных музыкальных элементов (устойчивых и неустойчивых ступеней, главных и побочных трезвучий лада; интервалов, Б53, М53, Ув53, Ум53 вне лада)
- пение песен и попевок со словами и нотами
- пение звукорядов, Б53 и М53, разрешения и опевания ступеней в ладу
- ритмические упражнения
- развитие навыков нотного письма
- устные диктанты
- письменные ритмические диктанты
- подбор баса к выученным мелодиям
- сочинение ритмических рисунков, остинато
- импровизация или сочинение мелодии на данный текст, ритм
- игра песен в разных тональностях; с басом; транспонирование
- игра мажорных звукорядов диезных тональностей; интервалов (попевок); Б53, М53, Ув53, Ум53 от разных звуков.
Учет и контроль успеваемости:
1. Осуществляется по 10-ти балльной системе.
2. Оценка ставится каждому ученику на уроке за выполнение конкретного задания (иногда несколько оценок за разные виды работ).
3. По результатам поурочной накопляемости оценок в конце каждой четверти учащимся выставляется итоговая оценка за четверть.
4. По результатам оценок за четверти выставляется итоговая оценка за год.
5. В конце года проводится экзамен в форме контрольного урока, включающий устный индивидуальный опрос учащихся:
- пение песен со словами и нотами
- игра песен в разных тональностях, транспонирование
- игра песен с басом (для продвинутых учащихся)
- определение на слух ступеней и трезвучий в ладу
- определение на слух интервалов, Б53, М53, Ув53, Ум53 вне лада.
Исходя из индивидуального подхода к каждому учащемуся, педагог в праве дифференцировать трудность музыкального материала для наиболее и менее одарённых детей.
Виды контрольных точек:
- контрольный урок
- экзамен в виде контрольного урока.
Принцип организации занятий:
Данная программа рассчитана на один год обучения в классе раннего эстетического развития (34 учебных часа). Форма занятий – групповой урок, продолжительностью 40 минут один раз в неделю.
- хорошо настроенный инструмент (фортепиано)
- учебно-методическая литература (учебники, хрестоматии, сборники по сольфеджио и ритмике)
- наглядные пособия (таблицы, рисунки, карточки и т. д.)
- классная доска
Для преподавателей обязательно специальное музыкальное образование, а также знание методик педагогов-новаторов (Кирюшина, Шатковского и др.)
Реализация программы предполагает домашние задания минимального объема для закрепления материала, пройденного на уроке и для творческих заданий.
Учебно – тематический план.
Разделы |
Темы |
Формы контроля |
I. Музыкальная грамота |
1. Освоение понятий музыкальной грамоты: тембр, регистры (высота звука), клавиатура, название нот; # и b; звукоряд, тональность; метр, ритм, размер, длительности; мелодия, фраза. 2. Правописание музыкальных знаков: скрипичный ключ, ноты, длительности, штили, паузы, знаки альтерации #, b. 2. Деление мелодии на фразы, повторность, реприза. 3. Динамические оттенки f и p. |
Практические упражнения, тесты.
Анализ структуры выученных песен. |
II. Лад (мажор)
|
1. Звукоряды: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд (вверх – вниз). 2. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней. Опевание устойчивых ступеней. 3. Вводные ступени. 4. Главные и побочные ступени. 5. Главные трезвучия: T53, S53, D53, (K64). Образная характеристика функций. 6. Побочные трезвучия: III53, VI53. 7. Мажор и минор (образные характеристики). |
Пение (индивидуальный опрос) и определение на слух элементов лада.
|
III. Виды движения в мелодии. |
1. Поступенное. 2. Повтор звука. 3. Скачок. 4. Вспомогательный звук. 5. Опевание. 6. По трезвучию. 7. Секвенция. |
Исполнение песен со словами и нотами с пройденными видами движения мелодии. Творческая работа. |
IV.Тональности. |
1. Порядок тональностей по квинтовому кругу (общая картина). 2. Мажорные тональности от «белых» тоник (звукоряды, знаки). 3. Транспонирование. |
Игра мажорных звукорядов от «белых» тоник, транспонирование выученных песен. |
V.Метроритм. |
1. Ровный пульс в музыке (метр). 2. Сильные и слабые доли. 3. Размер, такт. 4. Длительности: четверть, восьмые, шестнадцатые, половинная, целая. 5. Ритмические «блоки», равные четвертной доле в размерах 24 34. 6. Четвертная пауза. |
Определение на слух метра, размера, ритм. фигур в мелодии. Метроритмические упражнения. Ритмический диктант. |
VI. Интервалы. |
1. Консонирующие и диссонирующие интервалы («чистые», «добрые», «злые»). 2. Обозначения простых интервалов. |
Игра попевок. Анализ на слух. |
VII. Аккорды. |
1. Трезвучие (понятие). 2. Б53 и М53 (строение, сравнение). |
Игра. Анализ на слух. |
Содержание программы
1. Теоретические сведения.
1) Понятия: звуки высокие, средние, низкие, короткие, длинные, громкие f, тихие p; диапазон, регистры.
2) Знакомство с клавиатурой, названием и расположением клавиш на фортепиано.
3) Звукоряды: трихорд, тетрахорд, пентахорд, гексахорд, гамма.
4) Мажор. Минор.
Лад: устойчивые и неустойчивые ступени, главные и побочные ступени.
Тоника, Субдоминанта, Доминанта, Медианта.
VI ступень, К64 (для подвинутых групп).
Вводные ступени. Опевание.
5) Виды движения в мелодии: поступенное, по трезвучию,
опевание, скачок, вспомогательные звуки, повтор одного звука,
секвенция.
6) Простые интервалы: консонансы («чистые» и «добрые») и диссонансы («злые»).
7) Трезвучие: главные и побочные трезвучия (в ладу), Б53, М53,
4 трезвучия вне лада (для подвинутых групп).
8) Квинтовый круг диезных тональностей; порядок диезов и бемолей.
9) Метр. Пульс. Доли сильные и слабые. Размер 24 и 34. Такт. Затакт. Ритм. Ритмические «фигуры» (с ритмослогами)
Ритмическое остинато. Пауза.
10) Знакомство с жанрами: полька, вальс, марш, песня.
2. Вокально-интонационные навыки и сольфеджирование.
1) пение звукорядов (трихордов, тетрахордов, пентахордов,
гексахордов);
2) опевание звуков восходящее и нисходящее;
3) пение простых мелодий и попевок с использованием
изучаемых интонаций и видов движения мелодии;
4) Б53 и М53;
5) пение песен с текстом и сольфеджирование их в пройденных
тональностях (от разных тоник);
6) разрешение неустойчивых ступеней, отдельных ступеней в
ладу, Т53.
3. Воспитание чувства метроритма:
1) определение в музыке метра (пульса), сильных и слабых долей, размера двух- или трёх-дольного;
2) освоение длительностей (с ритмослогами):
3) повторение данного ритмического рисунка на слоги;
4) простукивание (прохлопывание) ритмического рисунка исполненной мелодии, а также по записи (нотный текст, ритмические таблицы, карточки);
5) узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
6) пение песен с ритмическим остинато (аккомпанементом);
7) исполнение простейших ритмических партитур и канонов.
4. Слуховой анализ.
1) определение на слух характера музыкального произведения, лада, количества фраз, размера.
2) определение на слух видов движения в мелодии: поступенного вверх и вниз (звукоряда), повторение звука, опевание восходящего и нисходящего скачков, движения по Т53, вспомогательных звуков, секвенций.
3) определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней в ладу.
4) определение на слух гармонических функций T, S, D, III,VI
(К64 для подвинутых групп).
5) определение на слух простых интервалов вне лада и четырёх трезвучий.
5. Музыкальный диктант.
Подготовительные упражнения к диктанту:
1) письменные упражнения, связанные с воспитанием навыков нотного письма;
2) устные диктанты (воспроизведение с названием ступеней или звуков небольших попевок вслед за проигрыванием;
3) запись ритмических рисунков мелодий;
4) устные ритмические диктанты.
6. Творческие навыки.
1) Импровизация мелодии (песенки) на данный текст, ритм.
2) Подбор баса к выученным мелодиям (для продвинутых групп).
3) Досочинение предложенных мелодий, фраз по тексту и ритму.
4) Сочинение ритмических рисунков, остинато, аккомпанементов.
7. Игра на инструменте.
1) Изучаемых песен вначале от разных тоник, затем (после ознакомления с квинтовым кругом) во всех мажорных тональностях с «белыми» тониками.
2) Мажорных звукорядов диезных тональностей.
3) Простых интервалов от разных звуков и попевок на интервалы.
4) Б53, М53, (Ум53, Ув53 ) - трезвучий вне лада.
5) Пройденных песен с басом (используя главные ступени и трезвучия для продвинутых учащихся).
Список литературы
1. Абелян, Л. Забавное сольфеджио [ноты] / Л. Абелян. – М.: Музыка, 1982. – 58с.
2. Александрова, Н. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс [ноты] / Н. Александрова. – Н.: TEMPUS, 2007. – 75 с.
3. Андреева, М. От примы до октавы. ч. II [ноты] / М. Андреева. – М.: Музыка, 1978. – 122 с.
4. Барабошкина, А. Сольфеджио: Учебник для 1 класса ДМШ [ноты] / А. Барабошкина. – М.: Музыка, 1977. – 70 с.
5. Баренбойм, Л. Путь к музицированию [ноты] / Л. Баренбойм. - М.: Музыка, 1982. – 130 с.
6. Калинина, Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс [ноты] / Г.Ф. Калинина. – М.: Музыка, 2000. – 36 с.
7. Котляревская – Крафт, М. Сольфеджио для подготовительных отделений детских отделений детских музыкальных школ [ноты] / М. Котляревская – Крафт, И. Москалькова, Л. Батхан. – Санкт-Петербург: Музыка, 1995. – 83 с.
8. Фролова, Ю. Сольфеджио. Подготовительный класс [ноты] / Ю. Фролова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 128 с.
Методическая литература
1. Антошина, М. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ [текст] / М. Антошина, Н. Надеждина. – М.: Музыка, 1970. – 73 с.
2. Барабошкина, А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ [текст] / А. Барабошкина. – М.: Музыка, 1975. – 57 с.
3. Калужская, Т.А. Сольфеджио: Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего образования [текст] / Т.А. Калужская. – М.: Музыка, 1984. – 74 с.
4. Карасева, М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха [текст] / М. Карасева. - М.: Музыка, 1999. – 78 с.
5. Кирюшин, В. Интонационно-слуховые упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти [текст] / В. Кирюшин. - М.: Музыка, 1992. – 81 с.
6. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10-14 [текст] / О. Апраксина. – М.: Музыка, 1975-1979. – 87 с.
7. Орф, К. Система детского музыкального воспитания [текст] / К. Орф. - Л.: Композитор, 1950. – 75 с.
8. Шатковский, Н. Воспитание музыкального слуха [текст] / Н. Шатковский. - М.: Музыка, 1997. – 75 с.
9. Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа / Л. Баренбойм. – М.: Музыка, 1978. – 75 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.