Программа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Оценка 4.7

Программа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
2 кл—6 кл
15.11.2020
Программа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Логопедическая программа по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза обучает учащихся правильному формированию языкового анализа и синтеза в речевом потоке, а также корректирует данные виды специфических ошибок. Программа может быть полезна учителям - логопедам и дефектологам.
Программа по преодолению дисграф на почве наруш языкового анализа и синтеза.docx

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мосоловская школа-интернат»

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей-логопедов

Протокол № 1

от _________________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________/Сафонкина Г.В./

от ______________________ 2019  г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат»

_______________/Никитин А.Д./

от _____________________ 2019 г.

 

 

 

 

 

Руководитель МО учителей - логопедов:

Булганина Н.Н.

 

 

 

 

Адаптированная логопедическая программа

по преодолению

дисграфии на

почве нарушений языкового анализа и синтеза

у младших школьников с ОВЗ

 

 

 

 

 

Автор-составитель программы:

учитель-логопед Булганина Н.Н

 

          

 

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019/2020 учебный год

 

Пояснительная записка

 

              Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди дисграфий у школьников.

              В основе данной формы дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова, что выражается в следующем:  пропуски согласных при их стечении;  пропуски гласных;  добавление букв;  пропуски, добавления, перестановки слогов;  слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слова;   раздельное написание приставки и корня слова.

             Причины дисграфии у учащихся являются следствием речевого недоразвития, несформированности психических функций и трудностей звукового анализа слов.

             Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.

            Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

 

Задачи коррекционной работы:

Ø  научить различать гласные и согласные звуки;

Ø  научить различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

Ø  научить определять ударные и безударные гласные, слоги:

Ø  научить определять в словах место и последовательность звука гласных и согласных звуков;

Ø  научить определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

Ø  научить производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.

 

             Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.

 

Срок реализации: - 1-2 учебных года.

 

 

 

Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

 

Форма занятий

Этап. Тема

 

Период

К/ч

Подгрупповая/

индивидуальная

Звук. Буква. Гласные – согласные звуки

Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.

 

 

15.09 – 22 .09

2

Подгрупповая/

индивидуальная

 Гласные звуки и буквы

Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё.

 

22.09- 07.12 

20

Подгрупповая/

индивидуальная

Согласные звуки и буквы

Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш.

·         Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков.

·         Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов.

·         Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие.

 

07.12-

10.03

 

22

Подгрупповая/

индивидуальная

 

Слог. Слоговой анализ и синтез

Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов

·         Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие).

·         Слог.

·         Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов.

·         Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

·         Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие.

10.03-

20.04

8

Подгрупповая/

индивидуальная

 

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа  и  синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков

·         Ударение.

·         Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

·         Дифференциация  предлогов и приставок.

·         Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

 

20.04-20.05

5

Итого:

 

 

60

 

Литература:

 

1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.

2.Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. – М.: Гном и Д, 2007.

3.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М.: Гном и Д, 2005.

4.Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.

5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6.Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965.

 


 

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мосоловская школа-интернат»

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Подгрупповая/ индивидуальная

Подгрупповая/ индивидуальная

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2020