Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мосоловская школа-интернат»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей-логопедов Протокол № 1 от _________________ 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ______________/Сафонкина Г.В./ от ______________________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор ОГБОУ «Мосоловская школа - интернат» _______________/Никитин А.Д./ от _____________________ 2019 г. |
Руководитель МО учителей - логопедов:
Булганина Н.Н.
Адаптированная логопедическая программа
по преодолению
дисграфии на
почве нарушений языкового анализа и синтеза
у младших школьников с ОВЗ
Автор-составитель программы:
учитель-логопед Булганина Н.Н
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Дисграфия на почве несформированности звукового анализа и синтеза речевого потока является одной из ведущих среди дисграфий у школьников.
В основе данной формы дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова, что выражается в следующем: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; добавление букв; пропуски, добавления, перестановки слогов; слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Причины дисграфии у учащихся являются следствием речевого недоразвития, несформированности психических функций и трудностей звукового анализа слов.
Нарушения письма вследствие несформированности фонематического анализа и синтеза широко представлены в работах Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Д.И. Орловой, Г.В. Чиркиной.
Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.
Задачи коррекционной работы:
Ø научить различать гласные и согласные звуки;
Ø научить различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
Ø научить определять ударные и безударные гласные, слоги:
Ø научить определять в словах место и последовательность звука гласных и согласных звуков;
Ø научить определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
Ø научить производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза.
Срок реализации: - 1-2 учебных года.
Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Форма занятий |
Этап. Тема
|
Период |
К/ч |
Подгрупповая/ индивидуальная |
Звук. Буква. Гласные – согласные звуки Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова.
|
15.09 – 22 .09 |
2 |
Подгрупповая/ индивидуальная |
Гласные звуки и буквы Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Я. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ю. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Е. · Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ё.
|
22.09- 07.12 |
20 |
Подгрупповая/ индивидуальная |
Согласные звуки и буквы Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р-Л. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М-Н. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б-П. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г-К. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В-Ф. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Д-Т. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы З-С. · Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Ж-Ш. · Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков. · Развитие навыков звуко-буквенного анализ и синтеза слов. · Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Итоговое занятие.
|
07.12- 10.03
|
22 |
Подгрупповая/ индивидуальная |
Слог. Слоговой анализ и синтез Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов · Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие). · Слог. · Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов. · Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза. · Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Итоговое занятие. |
10.03- 20.04 |
8 |
Подгрупповая/ индивидуальная |
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков · Ударение. · Ударение. Ударный слог. Ударная гласная. · Дифференциация предлогов и приставок. · Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
|
20.04-20.05 |
5 |
Итого: |
|
|
60 |
Литература:
1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. — М.: Просвещение, 1991.
2.Новикова Е.В. Секреты предлогов и падежей. – М.: Гном и Д, 2007.
3.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М.: Гном и Д, 2005.
4.Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Заглавная буква Издательство: Школьная Пресса Год: 2005.
5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6.Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. — М.: Просвещение, 1965.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.