Программа по работе с одаренными детьми
по математике
Основными и наиболее важными задачами работы с одаренными детьми на современном этапе развития школы являются:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
3. Развитие и углубление знаний учащихся по программному материалу.
4. Развитие математических способностей и мышления у учащихся.
5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т. д.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых- математиков в развитии мировой науки.
7. Осуществление индивидуализации и дифференциации.
8. Разностороннее развитие личности.
При работе с одаренными детьми предлагается включить вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т. п. В старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали учащиеся. Работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основных вида работы.
1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, работа с консультантами, подготовка некоторых учащихся к олимпиадам и т. п.
2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся.
3. Коллективная работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы соревнования и т. п. На дополнительных тематических курсах учащиеся:
· знакомятся с общими проблемами применения математики в будущей профессии;
· изучают дополнительные главы по элементарной математике, углубляющие и расширяющие основную программу, например логические основы математики, плоские кривые в пространстве, неевклидова геометрия и т. п.;
· готовят свои рефераты (учитель читает сначала небольшую лекцию, затем проводится самостоятельное изучение учащимися материала, консультации). При проведении дополнительных тематических курсов учитель может применять и нетрадиционные методы занятий.
Формы работы с одарёнными детьми:
· работа по Индивидуальным образовательным маршрутам;
· научно-практические конференции;
· групповые занятия с одаренными учащимися;
· работа в кружках;
· участие в международном конкурсе «Кенгуру»;
· участие в олимпиадах различных уровней: во всероссийской олимпиаде школьников и в дистанционных олимпиадах;
· организация исследовательской деятельности учащихся по математике;
· внеурочные занятия: «Математический КВН», «Морской бой», «Ярмарка задач», математическое соревнование «Математический аукцион»;
· творческие мастерские.
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Форма урока |
1-2 |
Головоломки |
2 |
Беседа, игра |
3-4 |
Решение задач на взвешивание Решение логических задач |
2 |
Практическое занятие |
5-6 |
Решение числовых ребусов Решение задач на переливание |
2 |
Практическое занятие |
7-8 |
Математический КВН Разрезание фигур на равные части |
2 |
Игра |
Примерные темы занятий для учащихся разных классов.
1. Задачи на разрезания и перекраивания фигур (9-10 классы).
2. Простейшие графы (9-10 классы).
3. Упражнения на быстрый счет (9-10 классы).
4. Занимательные задачи на построения (9-10 классы).
5. Геометрические построения с различными чертежными инструментами (9-10 классы).
6. Недесятичные системы счисления (9-10 классы).
7. Взвешивания (9-10 классы).
Примерные темы докладов для учащихся 9-10 .классов:
Геометрия в древнем Египте.
Теорема Пифагора и пифагоровы числа.
От Евклида и до Лобачевского.
Архимед и т. п.
Математические софизмы
В результате изучения данного курса учащийся должен обладать следующими знаниями и умениями:
Основные виды логических задач.
Способы решения популярных логических задач.
Основные принципы математического моделирования. Основные свойства делимости чисел. Умение решать основные задачи на %.
Курс направлен на развитие логического мышления учащегося, на умение создавать математические модели практических задач, на расширение математического кругозора учащихся. Курс является пропедевтикой «олимпиадных» задач.
Учащиеся должны научиться выполнять исследовательские работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.