Программа по работе ШСМ
Оценка 4.9

Программа по работе ШСМ

Оценка 4.9
Документация
docx
детская психология
20.02.2022
Программа по работе ШСМ
Составленная программа по школьной службе медиации.
Программа.docx

  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени Владимира Николаевича Ляшенко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

Внеурочной деятельности курса

«Мы разные, но мы вместе»

(социальное направление)

по обучению школьников медиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Новосельцева О.Е.,

учитель начальных классов

 

 

 

2021 - 2022 год

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе»

 для учащихся с 1 – 9 классы в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г и основного общего образования 2010г.;

- Конституция Российской Федерации;

 - Гражданский кодекс Российской Федерации;

 - Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

 - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Положение о Школьной службе медиации МКОУ «Мыльджинская ООШ»

 

Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети жили среди добрых и интересных людей, помогали друг другу. Чтобы дети избежали войн и насилия. Чтобы чувствовали себя в безопасности. Чтобы жили не в борьбе за «место под солнцем», а в творчестве и созидании. Но в мире растет конкуренция, перемешиваются разные культуры и религии, возникает напряжение между властью и народом. Когда случаются конфликты, разрываются отношения, совершаются правонарушения, людей захватывают эмоции и предубеждения. Когда люди не способны к взаимопониманию, не способны в ситуации конфликта совладать со своими негативными эмоциями, чтобы услышать других, они пытаются решить сложную проблему «простым» путем: через угрозы, бойкоты, манипуляцию или силовые методы. А еще они стараются привлечь сторонников через обращение в СМИ, к власти и в правоохранительные органы, чтобы те решили за них проблему, «надавили» на противоположную сторону или наказали ее. Но есть и другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договариваться в сложных условиях. Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к группировкам и пр.

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были, есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Формы реагирования на поведение окружающих, приемлемые в одной семье или национальной культуре, оказываются совсем неподходящими в условиях современной мультикультурной школы. При этом порой взрослые втягиваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие установки по отношению к «чужим». Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений, если не происходит эскалация конфликта и втягивание в него других людей.

• Если ребенок не чувствует себя в школе в безопасности, он будет думать не об учебе, а о том, что и кто поджидает его после уроков.

• Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму, привыкает и усваивает агрессивные способы взаимодействия с окружающими.

• Если для достижения высокого рейтинга в классе принято унижать, подавлять, проявлять насилие, то амбициозный подросток невольно становится на путь формирования агрессивных (а то и криминальных) черт характера. Что можно предложить в ответ? Центр «Судебно-правовая реформа» с 2000 года создает в России школьные службы примирения – российскую модель школьной медиации (посредничество при разрешении конфликтов в образовательных учреждениях).

Цель курса – способствовать формированию в школе атмосферы добра и справедливости, предупреждение агрессивного поведения учащихся, содействие профилактике правонарушений, конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции.

Задачи:

Создание с помощью метода школьной медиации системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов обучающих всех возрастов и групп;

- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

- обучение школьников методам урегулирования конфликтов;

- выявление детей, нуждающихся в индивидуальном психологическом, социально-педагогическом сопровождении с использованием диагностического инструментария.

Основные формы и методы работы:

1. Служба реализует программы медиации, важным результатом которых является как

преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном

разрешении ситуации. Программой медиации называют встречи участников конфликта,

организуемые ведущим (медиатором, нейтральным посредником) за «столом переговоров».

Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны.

2. Лекционное занятие выполняет 5 основных функций:

 - информационную (сообщение новых знаний);

- развивающую (развитие познавательных процессов, памяти, мышления и т. д).

 - воспитывающую (воспитание профессиональных и личностных качеств, формирование  взглядов, убеждений, мировоззрения);

-стимулирующую (развитие познавательных и профессиональных интересов);

-координирующую (координация с другими видами занятий).;

3. Деловая (ролевая) игра - форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений, разнообразных условий деятельности, характерных для данного вида практики.

4. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения

5. Групповая дискуссия — способ организации взаимодействия участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников.

6. Тренинговые занятия. Это форма специально организованного общения, эффект воздействия которого основан на активных методах групповой работы. В ходе таких занятий успешно решаются многие проблемы развития личности подростка, которые педагогу не удается решить каким-то иным путем.

Программа рассчитана 1 класс 33 часа, 2-9 на 34 часа 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы 2021 – 2022 учебный год.

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения,

при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных

источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой

деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку

зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к

иным решениям.

Формирование этих УУД поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к

жизни в современном обществе.

Формы учета оценки планируемых результатов: опрос, наблюдение, диагностика:

 нравственной самооценки;

 этики поведения;

 отношения к жизненным ценностям;

 нравственной мотивации;

 конфликтность

                                                              

План работы школьной службы медиации на 2020 - 2021 г.г.

Мероприятия

 

Сроки проведения

1

Размещение информации о работе службы на сайте школы

сентябрь - май

2

Совещание с классными руководителями о деятельности ШСМ.

сентябрь

3

Информирование обучающихся о деятельности службы.

октябрь - ноябрь

4

Проведение недели психологии «Вместе мы сильнее»

ноябрь

5

Информирование родителей о деятельности ШСМ на

общешкольных родительских собраниях.

декабрь

 

6

Сбор заявок для проведения процедуры медиации.

в течение учебного года

7

Проведение восстановительных программ согласно заявлениям.

в течение учебного года

по запросам;

8

Проведение рабочих заседаний состава службы.

1 раз в четверть.

9

Индивидуальные и групповые занятия, беседы, тренинги,

направленные на коррекцию поведения

1. Учимся строить отношения.

2. Конфликт – столкновение, предельное обострение,

противоречие.

3. Принудительное воздействие на кого-нибудь, угроза

применения силы, притеснение, беззаконие.

4. Договариваться или не договариваться.

5. Для чего люди создают правила.

в течение учебного года

 

10

Коррекционно-развивающая работа в проблемных классах

Программа тренинговых занятий

«Мир без конфликтов».

1. «Конфликты в нашей жизни»

2. «Мир без конфликтов»

3. «Самоконтроль в общении»

 

декабрь-февраль

 

11

Проведение классных часов, совместно с классными

руководителями.

 «Поговорим о дружбе»

«Мы разные, но мы вместе»

«Два мира: Марс и Венера

( 5-9 классы)

 

ноябрь - февраль

 

12

Обучение «Юных медиаторов»

Тема 1. «Школьная служба медиации»

Тема 2. «Коммуникаци»

Тема 3. «Управление эмоциями»

Тема 4. «Как разобраться в конфликтной ситуации»

Тема 5. «Как эффективно вести переговоры»

январь-апрель

 

13

Мониторинг деятельности службы за 20120-2021 учебный год.

май

14

Отчет о деятельности службы за 2020-2021 учебный год.

 

май - июнь

 

Список используемой литературы:

1.      В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНЫМ СЛУЖБАМ ПРИМИРЕНИЯ. СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.- ДОБРЯНКА, 2008-32 С.

2.      Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 306 с.

3.      Методические рекомендации по содержанию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими отклоняющееся поведение http://viro.edu.ru/attachments/article/2694/Metod.rekom_Dev.povedenije.PD

4.      Шнейдер Л. Б девиантное поведение детей и подростков. – Академический проект, Трикста – 2005 (Психологические технологии


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Мыльджинская основная общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» для учащихся с 1 – 9 классы в соответствии: - с требованиями

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы разные, но мы вместе» для учащихся с 1 – 9 классы в соответствии: - с требованиями

Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму,…

Если ребенок находится в среде, где царят агрессия, издевки, насилие, подначки, где он все время вынужден обороняться, – он начинает воспринимать такие отношения как норму,…

Программа рассчитана 1 класс 33 часа, 2-9 на 34 часа 1 час в неделю

Программа рассчитана 1 класс 33 часа, 2-9 на 34 часа 1 час в неделю

Индивидуальные и групповые занятия, беседы, тренинги, направленные на коррекцию поведения 1

Индивидуальные и групповые занятия, беседы, тренинги, направленные на коррекцию поведения 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2022