Программа по родной литературе

  • doc
  • 15.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приложение 7 Род лит программа.doc

 

Приложение 7

к ООП ООО

Утверждена приказом

МОУ «Изварская СОШ» №3  от 09.01.2020 г .

 

Рабочая программа по учебному предмету родная литература.

планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» сформулированы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (п. 9, 10 - требования к личностным результатам, к метапредметным результатам, п. 11.2 - требования к планируемым предметным результатам по учебному предмету «Родная литература»).

1. Личностные результаты:

·         воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·         формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

·         формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·         формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·         освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

·         развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·         формирование коммуникативной компетентности в общении и

·         сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе       образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

·         творческой и других видов деятельности;

·         осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·         развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

2. Метапредметные результаты:

·          1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·          2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·          3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

·         умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·         умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

·         умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·         смысловое чтение;

·         умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

·         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

 

3.Предметные результаты:

·         осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

·         понимание родной литературы как одной из основных национально­культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

·         обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно­эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

·         воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

·         развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

·         овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Обучающийся научится:

·  определять тему и основную мысль произведения (5 кл.);

·  владеть различными видами пересказа (5 - 9 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–9кл.);

· характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 -6 кл.); оценивать систему персонажей (5–9кл.);

· находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–9 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);

· определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9кл.);

· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений (5-9 кл.);

· выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;

· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);

· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);

· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

· выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к

произведению (5-9 класс); · ориентироваться в информационном образовательном пространстве:

работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–7 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

Обучающийся получит возможность научиться:

реализовать в устном и письменном общении (в том числе, с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении в межнациональном общении;

использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий в межнациональном общении;

сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как к показателям культуры человека;

использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

Обучающийся освоит основные теоретико-литературные понятия

·         Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

·         Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

·         Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

·         Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

·         Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

·         Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

·         Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

·         акцентно-смысловое чтение;

·          воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);

·         формулировка вопросов;

·         составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);

·         устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;

·         наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц;

·         объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;

·         создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного;

·         проведение целостного анализа;

·         устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого;

·         создание эссе, научно - исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

Содержание учебного предмета

Своеобразие родной литературы.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Родная литература как способ познания жизни.

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.

Слово как средство создания образа.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.

Русский фольклор

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 - 7 класс).

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей (5 - 7 класс).

Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (5 - 7 класс).

Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 - 7 класс).

Образ родной природы в стихах русских поэтов.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.

Легенды и песни Ленинградской земли. Образ Ленинградской земли в творчестве поэтов и писателей

Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные.

Тематическое планирование

5 класс

Тема урока

Кол-во

1

Слово как средство создания образа.

1

2

Устная народная словесность.

1

3

О физическом и нравственном характере древних славян. Образ Волосовской земли в творчестве Н.К. Рериха

1

4

Вехи истории Водской пятины

1

5

Литературные места Ленинградской области

1

6

Творчество И.К. Чуковского

1

7

Связи крупнейших русских писателей с родной землёй. Заочная экскурсия в Кобрино

1

8

Р/р. Сочинение

 

9

Повесть об отроке Тверского князя

 

10

А.С. Пушкин. Захарово «детская» пушкинского дома

 

11

Отражение жизни и быта края в произведениях Писателей. Приютино

 

12

Образы природы ленинградской земли в творчестве Пришвина

 

13

Сказки народа водь. «Радуга», «Война птиц и зверей»

 

14

И.А. Бунин «В деревне»

 

15

В.Г. Короленко «Последний луч»

 

16

В.Г. Короленко «Последний луч»

 

17

А.П. Куприн  «Чудесный доктор»

 

18

Л. Кассиль «У классной доски»

 

19

Лирика. Лирический герой. Ижорские народные песни

 

20

Лирика. Лирический герой. Творчество на уроке

 

21

Н.М. Карамзин «История государства российского» (фрагмент)

1

22

Язычество древних славян. Миф о Солнце

1

23

Небо и земля. Свет и тьма.

1

24

Миф об Огне.

1

25

Миф о Живой воде.

1

26

Христианская вера. Крещение Руси. «Повесть временных лет»

1

27

Славянский календарь. Основные славянские праздники.

1

28

Зимние календарные обряды и обрядовая поэзия

1

29

Масленичные песни

1

30

Вербное воскресенье.

1

31

Обряды с березкой

1

32

Семья. Семейно-бытовые обряды

1

33

Обобщающий урок «День славянской письменности и культуры»

1

34

Защита индивидуальных проектов «Обряды и традиции  моей семьи»

1

6 класс

1

Герой художественного произведения

1

2

Речевые жанры

15

3

Отработка навыков выразительного чтения и анализа произведения

7

4

Стилистические возможности и выражений

4

5

Лирические произведения

3

6

Драматические произведения

3

7

Контрольная работа за год

1

ИТОГО:     34

 

 

7 класс

п/н

Наименование раздела    

Кол-во часов

1

Художественное произведение. Содержание и форма      

6

2

Способы выражения сложных состояний внутреннего мира поэта  

4

3

Тема и проблематика произведения    

5

4

Русская поэзия 20 века    

8

5

Конкурсные занятия, направленные на отработку устной речи  

2

6

Практические занятия, направленные на отработку письменной речи  

2

7

Контрольная работа по пройденному материалу    

2

8

Диалог         

2

9

Итоговое занятие  Задание на лето      

2

                        ИТОГО:34ч.

 

9 класс

п/н

Наименование раздела

Кол-во часов

1

А.Н. Островский: страницы жизни и творчества.  «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

2

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

3

Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

4

Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

5

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

1

6

Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания.

1

7

Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв.

 

1

8

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1

9

И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи».

1

10

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

 

11

М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество.

1

12

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия.

1

13

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

14

М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа.

1

15

Особенности авторского повествования в  рассказе «Судьба человека.

1

16

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

17

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

1

 


Скачано с www.znanio.ru