Приложение 7
к ООП ООО
Утверждена приказом
МОУ «Изварская СОШ» №3 от 09.01.2020 г .
Рабочая программа по учебному предмету родная литература.
планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература» сформулированы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (п. 9, 10 - требования к личностным результатам, к метапредметным результатам, п. 11.2 - требования к планируемым предметным результатам по учебному предмету «Родная литература»).
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и
· сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
· творческой и других видов деятельности;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
· 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
3.Предметные результаты:
· осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
· понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
· обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
· развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Обучающийся научится:
· определять тему и основную мысль произведения (5 кл.);
· владеть различными видами пересказа (5 - 9 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–9кл.);
· характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5 -6 кл.); оценивать систему персонажей (5–9кл.);
· находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–9 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
· определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9кл.);
· объяснять свое понимание нравственно-философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений (5-9 кл.);
· выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста;
· выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
· пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
· представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне);
· собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
· выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
· выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к
произведению (5-9 класс); · ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–7 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовать в устном и письменном общении (в том числе, с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении в межнациональном общении;
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий в межнациональном общении;
сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как к показателям культуры человека;
использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.
Обучающийся освоит основные теоретико-литературные понятия
· Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
· Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
· Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
· Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
· Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
· Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
· Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
· акцентно-смысловое чтение;
· воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по заданному алгоритму с инструкцией);
· формулировка вопросов;
· составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные);
· устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста;
· наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц;
· объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними;
· создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа - пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений - рассказов, новелл) или поэпизодного;
· проведение целостного анализа;
· устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого;
· создание эссе, научно - исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Содержание учебного предмета
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.
Родная литература как способ познания жизни.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Слово как средство создания образа.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Русский фольклор
Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов (5 - 7 класс).
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей (5 - 7 класс).
Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству (5 - 7 класс).
Жанровое своеобразие фольклорных произведений (5 - 7 класс).
Образ родной природы в стихах русских поэтов.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств, выражение содержания.
Легенды и песни Ленинградской земли. Образ Ленинградской земли в творчестве поэтов и писателей
Произведение, созданное писателем. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Тема урока |
Кол-во |
1 |
Слово как средство создания образа. |
1 |
2 |
Устная народная словесность. |
1 |
3 |
О физическом и нравственном характере древних славян. Образ Волосовской земли в творчестве Н.К. Рериха |
1 |
4 |
Вехи истории Водской пятины |
1 |
5 |
Литературные места Ленинградской области |
1 |
6 |
Творчество И.К. Чуковского |
1 |
7 |
Связи крупнейших русских писателей с родной землёй. Заочная экскурсия в Кобрино |
1 |
8 |
Р/р. Сочинение |
|
9 |
Повесть об отроке Тверского князя |
|
10 |
А.С. Пушкин. Захарово «детская» пушкинского дома |
|
11 |
Отражение жизни и быта края в произведениях Писателей. Приютино |
|
12 |
Образы природы ленинградской земли в творчестве Пришвина |
|
13 |
Сказки народа водь. «Радуга», «Война птиц и зверей» |
|
14 |
И.А. Бунин «В деревне» |
|
15 |
В.Г. Короленко «Последний луч» |
|
16 |
В.Г. Короленко «Последний луч» |
|
17 |
А.П. Куприн «Чудесный доктор» |
|
18 |
Л. Кассиль «У классной доски» |
|
19 |
Лирика. Лирический герой. Ижорские народные песни |
|
20 |
Лирика. Лирический герой. Творчество на уроке |
|
21 |
Н.М. Карамзин «История государства российского» (фрагмент) |
1 |
22 |
Язычество древних славян. Миф о Солнце |
1 |
23 |
Небо и земля. Свет и тьма. |
1 |
24 |
Миф об Огне. |
1 |
25 |
Миф о Живой воде. |
1 |
26 |
Христианская вера. Крещение Руси. «Повесть временных лет» |
1 |
27 |
Славянский календарь. Основные славянские праздники. |
1 |
28 |
Зимние календарные обряды и обрядовая поэзия |
1 |
29 |
Масленичные песни |
1 |
30 |
Вербное воскресенье. |
1 |
31 |
Обряды с березкой |
1 |
32 |
Семья. Семейно-бытовые обряды |
1 |
33 |
Обобщающий урок «День славянской письменности и культуры» |
1 |
34 |
Защита индивидуальных проектов «Обряды и традиции моей семьи» |
1 |
6 класс
1 |
Герой художественного произведения |
1 |
2 |
Речевые жанры |
15 |
3 |
Отработка навыков выразительного чтения и анализа произведения |
7 |
4 |
Стилистические возможности и выражений |
4 |
5 |
Лирические произведения |
3 |
6 |
Драматические произведения |
3 |
7 |
Контрольная работа за год |
1 |
ИТОГО: 34 |
|
7 класс
п/н |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Художественное произведение. Содержание и форма |
6 |
2 |
Способы выражения сложных состояний внутреннего мира поэта |
4 |
3 |
Тема и проблематика произведения |
5 |
4 |
Русская поэзия 20 века |
8 |
5 |
Конкурсные занятия, направленные на отработку устной речи |
2 |
6 |
Практические занятия, направленные на отработку письменной речи |
2 |
7 |
Контрольная работа по пройденному материалу |
2 |
8 |
Диалог |
2 |
9 |
Итоговое занятие Задание на лето |
2 |
ИТОГО:34ч. |
|
9 класс
п/н |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада |
1 |
2 |
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии |
1 |
3 |
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. |
1 |
4 |
Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира. |
1 |
5 |
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». |
1 |
6 |
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. |
1 |
7 |
Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв.
|
1 |
8 |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений |
1 |
9 |
И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». |
1 |
10 |
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования |
|
11 |
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. |
1 |
12 |
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. |
1 |
13 |
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. |
1 |
14 |
М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека». Смысл названия рас- сказа. |
1 |
15 |
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека. |
1 |
16 |
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе |
1 |
17 |
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.