ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Принято Утверждаю
педсоветом Директор______________Р.И. Маетная
Протокол №___от_________20 Приказ от_________20 г. №___
ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
10 КЛАСС
II отделение I вариант
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для десятого класса составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Авторы: Коровин К. Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. и др. Москва, «Просвещение», 2006г.
Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 2 часа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения в неделю.
ЦЕЛЬ: максимальное использование слуховых возможностей обучающихся как обязательное условие успешной социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями по слуху, совершенствование фонетически внятной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих.
ЗАДАЧИ:
- развивать остаточный и сниженный слух;
- использовать слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии устной речи и для самоконтроля произношения;
- активизировать коммуникативную функцию речи на основе овладения лексико – грамматическими моделями, структурами диалогических единств и связных высказываний в условиях организованной речевой практики;
- совершенствовать умение воспринимать на слух речевой материал вне ситуативности, условиях, приближенных к естественным;
- совершенствовать умения обучающихся пользоваться голосом, речевым дыханием, соблюдения в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа, слитности, правил орфоэпии.
Программный речевой материал по РСВ условно разбит на разделы:
- речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности;
- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
- тексты.
Для обеспечения коммуникативной направленности в обучении в первый раздел рабочей программы включен такой вид работы по развитию функции речи как диалог. Тематика диалогов разработана с учетом имеющегося у обучающихся опыта речевого общения на уроках и во внеурочное время и способствует социальной адаптации слабослышащих школьников.
При организации индивидуальных занятий учитывается степень снижения слуха. Более сложный и большой по объему материал предлагается обучающимся с I и II степенью тугоухости и более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от слуховых возможностей и речевого развития учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.
При совершенствовании произношения наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное чтение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска)
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
· Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001 г.;
· Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990 г.;
· Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963 г.;
· Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. СПб.: КАРО, 2005 г;
· Сурдопедагогика /Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004 г.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обучающиеся к концу десятого класса должны уметь:
· воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) разговорно-обиходного характера, связанных с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, а также сложные тексты;
· воспринимать на слух указанный речевой материал:
а) без слухового аппарата на расстоянии не менее 8 м (I ст.), 4 м (II ст.), 0.5 - 0,6(III ст.);
б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 12 – 13 м (I ст.), 11 м (II ст.), 8 – 9м (III ст.);
· воспринимать на слух речевую информацию, заключающуюся в основных телепередачах, а также передаваемую по телефону.
№ п\п |
Содержательные линии по РСВ |
Коррекционно-развивающие задачи |
I |
Материал обиходно-разговорного характера, фразы, организующие учебную деятельность: · восприятие вопросов, просьб, поручений, связанных с организацией работы на занятии; · восприятие фраз, выраженных различными словосочетаниями; · ведение диалога
|
Совершенствование навыков восприятия и понимания обращённой речи на слух.
Совершенствование внятной устной речи как средства общения и развития личности ребенка.
Усиление слухового компонента в слухо – зрительном восприятии речи.
Совершенствование умения воспринимать речевой материал со слуховым аппаратом и без него на всё увеличивающемся расстоянии
Развитие коммуникативной функции речи.
|
II |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин: · восприятие терминов и выражений; · восприятие предложений и вопросов; · ведение диалога
|
|
III |
Связные тексты: · восприятие предложений; · восприятие вопросов и заданий; · пересказ.
|
№ п\п |
Содержательные линии по ФП |
Коррекционно-развивающие задачи |
I |
Работа над орфоэпией
|
Совершенствовать соблюдение обучающимися в речи и при чтении норм литературного произношения.
Совершенствовать навыки нотирования текста, выделения логического ударения, синтагм во фразах, состоящих из большого количества слов.
Развивать навык правильного воспроизведения фраз со сходной и различной интонацией после восприятия на слух.
Закреплять правильное произношение звуков в самостоятельной речи.
Развивать навыки самоконтроля произношения.
|
II |
Работа над ритмико – интонационной структурой речи · логическое ударение: · темп речи; · мелодика речи.
|
|
III |
Работа над звуками и их сочетаниями |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сроки выполнения |
Содержание работы по РСВ |
Содержание работы по ФП |
||||
I четверть
|
||||||
В течение четверти |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
|
|
||||
I - неделя
|
1.Речевой материал разговорно – обиходного характера по теме: «Начало учебного года». 2. Определение L1 - L2
|
Обследование произношения
|
||||
II неделя
|
1.Тема «8 сентября – международный день грамотности» 2.Диалог «Мой отдых» 3.Текст «Приобретайте знания!».
|
Речевое дыхание: членение фраз на синтагмы.
|
||||
III неделя
|
1.Речевой материал по теме: «Режим дня (советы психолога)». 2.Диалог «Любимый город» 3. Текст «Ростов – на – Дону – любимый город».
|
Логическое ударение: соблюдение логического ударения в вопросах и ответах.
|
||||
IV неделя
|
1. Речевой материал разговорно – обиходного характера по теме: «Международный день глухих» 2. Диалог «Знаешь ли ты свои права и обязанности» 3. Текст «Русь – тройка» (отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».
|
Интонация: соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз
Интонация: соблюдение повествовательной и восклицательной интонации при воспроизведении фраз.
|
||||
V неделя
|
1. Речевой материал разговорно – обиходного характера по теме: «Профессия учителя» 2.Текст «Об интеллигентности».
|
|||||
VI неделя
|
1.Тема «Специальности строителей» 2.Текст «Искусство строить».
|
Выразительное чтение стихотворного текста
|
||||
VII неделя
|
1. Речевой материал разговорно – обиходного характера по теме: «Символы России» 2.Текст «Моя Россия».
|
Слитное произношение слов с предлогами, союзами, частицами. |
||||
VIII неделя
|
1.Тема: «Спорт в нашей жизни» 2.Текст «История футбола» |
Работа над интонацией.
|
||||
IX неделя |
1. Речевой материал разговорно – обиходного характера по теме: «День народного единства» 2. Тема: «Охрана окружающей среды» 3. Текст «Лес – живая книга природы».
|
Коррекция звуков при чтении текстов. |
||||
II четверть
|
||||||
В течение четверти |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
|
Выразительное чтение стихотворений об осени.
|
||||
I неделя
|
1. Тема «История моего города». 2.Текст «Картины поздней осени».
|
|||||
II неделя
|
1. Тема «Правила приёма в средние и высшие учебные заведения». 2.Текст «Спроси у совести своей».
|
Пауза: расстановка пауз на знаках препинания.
|
||||
III неделя
|
1. Тема «Здоровый образ жизни». (Режим дня, спорт, о вреде курения, алкоголя). Беседа. Диалог. 2.Текст «Не быть смешным».
|
Логическое ударение: соблюдение логического ударения в диалоге.
|
||||
IV неделя
|
1. Тема «Культура речевого поведения в семье». 2.Текст «Мысль и чувства человека».
|
Слитность произношения: слитное произношение сочетаний согласных звуков в одном слове и на стыке предлогов со словами.
|
||||
V неделя
|
1. Тема «Повседневный уход за одеждой». 2.Текст «Улыбка матери». |
Интонация: соблюдение вопросительной и побудительной интонации при воспроизведении фраз.
|
||||
VI неделя
|
1. Тема «О культуре поведения». 2.Текст «Сын или покоритель». |
Выразительное чтение отрывка из художественной прозы.
|
||||
VII неделя
|
1. Тема «Встреча Нового года». 2.Проверка контрольного речевого материала.
|
Интонация повествовательного и восклицательного предложения. |
||||
III четверть
|
||||||
В течение четверти |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин. |
1. Пауза. Воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. 2. Выразительное чтение стихотворного текста.
|
||||
I неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «История простых вещей. Напёрсток». 2.Текст «Первый снег».
|
|||||
II неделя
|
1.Беседа. Диалог. Открытие зимней Олимпиады в Сочи. 2.Текст «Книги в нашей жизни».
|
1.Выразительное чтение отрывка из художественной литературы. 2.Темп речи |
||||
III неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Вредные привычки». 2.Текст «Дни воинской славы в России».
|
1. Интонация: воспроизведение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации при чтении текста.
|
||||
IV неделя
|
1.Итоги зимней Олимпиады 2014 года. 2.Текст «Медаль».
|
1. Логическое ударение в текстах.
|
||||
V неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Азбука нравственности». 2.Текст «ВОВ. Освобождение города Ростова-на-Дону».
|
1.Логическое ударение в диалогах.
|
||||
VI неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Если к тебе пришли гости». 2.Текст «День защитников Отечества».
|
1.Правила орфоэпии: уподобление свистящих с, з следующими за ними шипящими (шшил, ижжарил)
|
||||
VII неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Если тебя пригласили в гости». 2. Текст «История Олимпийских игр».
|
1.Выразительное чтение стихотворения.
|
||||
VIII неделя
|
1. Тема «Этикет и мы». 2.Текст «По странам и городам».
|
1. Пауза. Воспроизведение дыхательных пауз при выделении синтагм в процессе чтения. 2.Выразительное чтение текста.
|
||||
IVчетверть
|
||||||
В течение четверти |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
|
1.Темп речи: соблюдения темпа разговорной реи при произношении фраз.
|
||||
I неделя
|
1.Беседа. Тема «Как заставить себя соблюдать режим дня и повысить умственную работоспособность». 2. Диалог «День смеха» 3.Текст «Воспитай себя сам».
|
|||||
II неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Прогресс в космонавтике». 2.Текст «Медицина».
|
1.Выразительное чтение отрывка их художественной прозы.
|
||||
III неделя
|
1.Беседа. Тема «Виды деловых бумаг». 2. Диалог «Прием на работу»
|
1.Пауза: выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
|
||||
IV неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Кем быть. Почему я выбираю эту профессию?» 2.Текст «Биография числа 7».
|
1.Соблюдение логического ударения при чтении стихотворения. |
||||
V неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Правила приёма на работу». 2.Текст «Азбука безопасности».
|
1.Правила орфоэпии: произношение звукосочетаний тс – дс как Ц. 2.Выразительное чтение отрывка из художественной прозы. |
||||
VI неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Наши ветераны». 2.Текст «День Победы».
|
1.Правила орфоэпии: произношение сочетаний сч, зч, жч, как ц.
|
||||
VII неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Настроение и здоровье». 2.Текст «Притча о лени и благополучии».
|
1.Слитность произношения сочетаний звуков в одном слове и на стыке предлогов со словами. |
||||
VIII неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Последний звонок». 2.Текст «Как готовиться к экзамену».
|
1.Интонация: воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога. |
||||
IX неделя
|
1.Беседа. Диалог. Тема «Мои планы на лето».
|
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.