Программа по РСВ и ФП (Школа глухих 6-ой класс)

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа 6 класс.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48  г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

 

 

 

        Принято                                                                                                                                                   Утверждаю

 

педсоветом                                                                                                                                                  Директор______________Р.И. Маетная

Протокол №___от_________20                                                                                                                 Приказ от_________20     г.  №___

 

 

 

 

ПРОГРАММА

 ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

6  КЛАСС

I отделение I вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для шестого класса составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. Авторы:  Коровин К. Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И. и др.  Москва,  «Просвещение», 2006г.

Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей обучающихся и рассчитана на 3 часа индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения в неделю.

 

ЦЕЛЬ: формирование и развитие речевого слуха; определение и использование слухового резерва, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих.

ЗАДАЧИ:

-        развивать остаточный и сниженный слух;

-        использовать слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии устной речи;

-        активизировать коммуникативную функцию речи на основе овладения лексико-грамматическими моделями, структурами диалогических единств и связных высказываний в условиях организованной речевой практики;

-        развивать умение воспринимать на слух тексты из 18 - 20 предложений, включающие отдельные незнакомые по значению слова, разъясняемые контекстом;

-        корректировать все аспекты произношения – артикуляцию звуков, тембр, голос, интонацию и ритмику речи;

совершенствовать навык соблюдения в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, орфоэпических правил.

Программный речевой материал по РСВ условно разбит на разделы:

-        речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности;

-        речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

-        тексты.

Программный речевой материал по формированию произношения состоит из разделов:

-  речевое дыхание;

-  голос;

-  звуки и их сочетания;

- слово;

- фраза.

Речевой материал, подбираемый сурдопедагогом для восприятия на слух в соответствии с темами рабочей программы, отвечает задаче формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха.  Содержащиеся в речевом материале смысловые единицы: слова, словосочетания, фразы, тексты обеспечивают накопление слухового словаря, создают основу слухо-зрительного восприятия устной речи, активному использованию слуха в учебно-воспитательном процессе.

При организации индивидуальных занятий учитывается степень снижения слуха и структура дефекта. В зависимости от слуховых возможностей, уровня речевого развития и структуры нарушения учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, изменить объем предлагаемого речевого материала.

При работе над произношением проводятся корректировочные упражнения по артикуляции звуков, тембру голоса, интонации и ритмике речи. При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звука с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

 

  • Волкова К.А. Произношение. Учебник для 5-6 классов. М. : Просвещение, 1987г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА:

 

  • Программа и примерный речевой материал по РСВ для 6 класса школы слабослышащих и позднооглохших детей. Составители  петреченко Е.А Маетная Р.И. Андреева М.Г., 2000 г.;
  • Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М.: ВЛАДОС, 2001 г.;
  • Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. М., 1990 г.;
  • Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963 г.;
  • Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. СПб.: КАРО, 2005 г;
  • Сурдопедагогика /Под ред. Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004 г.

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

К концу шестого класса обучающиеся должны уметь:

 

·         воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно – разговорного характера, связанный  с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов;

·         воспринимать на слух указанный речевой материал:

1)      без слухового аппарата на расстоянии не менее 6 м (I ст.),3,5 м (II ст.), 0,3-0,5 м (III ст.);

2)      с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 10 -12 м (I ст.), 6-10 м  (II ст.), 5 - 6 м  (III ст.);

·         воспринимать на слух с помощью индивидуальных аппаратов тексты (до 15 - 20 предложений).

 

 

№ п\п

Содержательные линии по РСВ

Коррекционно-развивающие задачи

I

Материал обиходно-разговорного характера, фразы, организующие учебную деятельность:

·         восприятие слов, словосочетаний,  фраз;

·         ведение диалога.

 

Формировать слуховые представления, накапливать  и пополнять слуховой словарь.

 

Развивать навык восприятия и понимания обращённой речи на слух.

 

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

 

Формировать умение  воспринимать речевой материал со слуховым аппаратом и без него на всё увеличивающемся расстоянии.

 

Формировать коммуникативную функцию речи.

 

 

II

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин:

  • восприятие терминов и выражений;
  • восприятие фраз.

 

III

Связные тексты:

  • восприятие целиком;
  • восприятие предложений
  • восприятие вопросов и заданий;

 

 

 

 

№ п\п

Содержательные линии по ФП

Коррекционно-развивающие задачи

I

Работа над орфоэпией.

 

 

 

Учить соблюдать в речи орфоэпические нормы

Совершенствовать навыки  нотирования  текста

 

 

Формировать интонационную сторону речи, выделяя ритмическую структуру слова, фразы

Закреплять умение выделять логическое ударение, синтагмы  во фразах.

Закреплять умение  воспроизводить повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации.

 

Совершенствовать умение изменять силу и высоту голоса.

Закреплять правильное произношение звуков  в самостоятельной речи.

Осуществлять коррекцию звукопроизношения.

 Развивать навыки самоконтроля произношения.

 

 

II

Работа над ритмико-интонационной структурой речи:

  • логическое ударение;
  • пауза;
  • темп речи;
  • мелодика речи (сила и высота голоса).

 

 

III

Работа над   звуками и их сочетаниями.

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

 

Сроки выполнения

Содержание работы по РСВ

Содержание работы по ФП

I  неделя

 

1.Речевой материал по теме «Школьная жизнь.

Я–шестиклассник»

2.Речевой материал по теме: «Летние каникулы».

3.Речевой материал по русскому языку.

4.Диалог по теме: «Здоровый ребенок в здоровой семье»

 

1. Обследование звукопроизношения

 

II неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Времена года. Осень».

2.Речевой материал по географии, материал по литературе (по изученным темам)

3.Текст «Дубы».

 

1. Дифференциация Г-К

2. Речевое дыхание

III неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Времена года. Осень». (продолжение)

2.Речевой материал по русскому языку, литературе, географии.

3. Тема: «Поведение на улице».

4..Текст «Листья падают с кленов».

 

1. Дифференциация М-Б

2.  Словесное ударение

IV неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Автобиография»

2.Речевой материал по русскому языку, литературе, географии.

3.Диалоги: «Осенние краски природы»

4.Текст «Хлеб – всему голова».

 

1. Дифференциация Н-Т

2. Орфоэпия (звонкие согласные на конце слов)

 

 

V неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Формы общения людей».

2.Речевой материал по математике, физике.

3.Текст: «Цветок или «волчья пасть».

 

1.  Дифференциация В-Д

2.  Темп

VI неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Занятия в кружке».

2.Тема «Профессии. Какие они?».

3. Речевой материал по русскому языку, литературе, географии.

Текст «Умный осёл».

 

 

1. Дифференциация ВЬ - ДЬ

2. Выразительное чтение стихотворения.

 

VII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Бытовая техника, облегчающая труд. Стиральная машина».

2.Речевой материал по русскому языку и физике.

3.Речевой материал по теме: «В аэропорту»

4.Текст «Аэропорт».

 

1. Дифференциация П-Б

2. Орфоэпия (звонкие согласные перед глухими согласными)

VIII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Культура общения за столом».

2.Речевой материал по теме: «Ура! Каникулы».

3.Текст «Над полями, над лесами и над речками».

 

1. Дифференциация ПЬ - БЬ

2. Голос

IX неделя

 

1.Речевой материал по теме: Здоровый образ жизни.  (Режим дня, спорт, прогулки, о вреде курения).

2.Речевой материал на тему: «Природа осенью». Описание по личному опыту и наблюдениям. Подбор стихов поэтов об осени.

3.Составление рассказа «Как я провел  осенние каникулы» по готовому плану.

 

 

 

1. Дифференциация Т - Д

2.  Интонация

 

 

 

 

II четверть

 

I неделя

 

1.Речевой материал на тему: «Моя семья. Семейные традиции».

2.Речевой материал по русскому языку и литературе.

3. Речевой материал по теме: «Мой адрес. Почтовая служба»

4.Текст  «Как Павлик списал задачу».

 

1.Дифференциация ТЬ - ДЬ

2. Пауза (в конце предложения)

II неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Конституция РФ, Основной закон. Право на образование».

2.Речевой материал по русскому языку и литературы.

3. 3.Текст «Дельфины».

 

 

1. Дифференциация МЬ - БЬ

2. Пауза (внутри предложения на знаках препинания)

III неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Конституция РФ. Основной Закон. Право на труд».

2.Речевой материал по математики, географии.

3.Текст «Великая радость - работа».

 

 

1. Дифференциация К -Г

2. Выразительное чтение (текст)

IV неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Времена года.  Здравствуй матушка - Зима» (Русские поэты о зиме).

2.Речевой материал по общеобразовательным предметам.

3.Текст «Не бросай слов на ветер».

 

1. Дифференциация К - Х

2.  Орфоэпия (сочетания –ться, -тся на конце глаголов)

V неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Зимние виды спорта».

2.Речевой материал по литературе, географии.

3.Текст «Первый снег». Описание картины А.А.Пластова.

 

1. Дифференциация КЬ - ГЬ

2.  Орфоэпия (сочетание согласных ТС – Ц)

VI неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Подготовка к встрече Нового Года. Новогодний утренник в школе».

2.Речевой материал по теме: «Мои успехи и достижения за 1 полугодие»

3.Текст «Встреча Нового года».

 

1. Дифференциация Г-Д

2. Выразительное чтение (стихотворение)

VII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Мои планы на  зимние каникулы».

2.Составление новогодних поздравлений родным и близким людям.

3.Речевой материал по русскому языку.

 

 

1. Дифференциация К-Г-Х

2. Орфоэпия (окончания прилагательных  –ого, - его)

 

 

IIIчетверть

 

I неделя

 

1.Речевой материал по теме: « Как я провел зимние каникулы».

2.Речевой материал по теме: «Бытовая техника. Холодильник в доме. Правила пользования».

3.Текст «Аквариум».

 

1. Дифференциация Ж-Ш

2.  Слитность

II неделя

 

1.Речевой материал по теме: «100 тысяч «почему?»

2.Речевой материал по русскому языку, литературе и математике.

3.Текст «Зимой в лесу».

 

1. Дифференциация З-С

2. Орфоэпия (удвоенные согласные)

III неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Познай людей и самого себя. О ком говорят «добрая душа»».

2.Речевой материал математике и русскому языку.

3.Текст «Обыкновенный человек».

1.Дифференциация Ш-Щ

2.  Орфоэпия (непроизносимые согласные)

IV неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Познай людей и самого себя. Недобрые поступки людей»

2.Речевой материал по общеобразовательным предметам.

3.Текст «Печенье».

 

1.Дифференциация Ш - С

2.  Логическое ударение

V неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Олимпиада. Сочи 2014»

2.Речевой материал по географии, литературе.

3.Текст «История олимпиады».

 

1.Дифференциация Щ - С

2. Орфоэпия (уподобление)

VI неделя

 

1.Речевой материал по теме: «100 тысяч «почему?».

2.Речевой материал на тему: «Город Ростов -  город Воинской Славы».

3. Речевой материал по учебным предметам.

4. Текст «В музее».

 

1. Дифференциация С - Т

2. Интонация (повествовательная, вопросительная)

VII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «23 февраля – День защитника Отечества».

2.Речевой материал по русскому языку и литературе.

3.Текст «Знаете ли вы, что…».

 

1.Дифференциация З-Д

2. Орфоэпия (предлоги с существительными)

VIII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Времена года. Весна». Ф.И.Тютчев. Стихи о весне.

2.Речевой материал по теме: «Моя мама»

3.Текст «Мамины помощники». Рассказы космонавтов о своем детстве.

 

1.Дифференциация Л - ЛЬ

2. Интонация (восклицательная)

IX неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Весна». Описание признаков весны. Описание явлений природы в стихах поэтов.

2.Речевой материал по русскому языку и литературе.

3.Речевой материал из раздела «100 тысяч «почему?»

Текст «Март».

1.Дифференциация Р - Л

2. Логическое ударение

 

 

IVчетверть

 

I неделя

 

1.Речевой материал по теме: «О весенних каникулах».

2.Речевой материал по теме: «Профессии. Какие они?»

3.Текст «Апрель».

 

1. Дифференциация Ц -  С

2. Орфоэпия (что, чтобы)

II неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Уход за обувью и одеждой. Хранение».

2.Речевой материал по теме: «12 апреля – День космонавтики».

3. Речевой материал по учебным предметам.

4. Текст «Тортила».

 

1. Дифференциация МЬ - ПЬ

2.Темп

III неделя

 

1.Тема «Книги – наши друзья

2.Речевой материал по учебным предметам.

3.Текст «Девочка на шаре».

 

1. Дифференциация Ц - Т

2. Словесное ударение

 

 

IV неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Мои родственники. История моей семьи».

2.Речевой материал по общеобразовательным предметам.

3. Текст: «Настойчивый муравей»

 

 

1. Дифференциация МЬ-БЬ

2. Орфоэпия (Г перед К, Х)

V неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Мой день».

2.Речевой материал по общеобразовательным предметам.

3. Речевой материал по теме: «Экскурсия по родному городу» (Площади, парки, набережная, памятники, фонтаны)

1.Дифференциация Ч - Т

2. Логическое ударение

VI неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Майские праздники: 1 мая, 9 мая День Победы».

2.Речевой материал по учебным предметам.

3.Текст «Любовь к Родине».

 

1.Дифференциация Ч - Ц

2. Орфоэпия (сочетание СЧ, ЗЧ, ЖЧ =Щ)

 

 

 

 

VII неделя

 

1.Речевой материал по разделу»100 тысяч «почему?»

2.Речевой материал учебным предметам.

3.Речевой материал по теме: «День Семьи»

 

1.Дифференциация Ч - С

2. Орфоэпия (гласный И после Ш,Ж,Ц)

VIII неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Времена года. Лето».

Как интересно провести каникулы.

Соблюдение правил жизнедеятельности.

2.Речевой материал по учебным предметам.

3. Текст «Стыдно перед соловушкой».

 

1. Дифференциация Ч - Щ

2.Интонация

IX неделя

 

1.Речевой материал по теме: «Итоги учебного года. Мои успехи и достижения».

2.Речевой материал по теме: «Знаете ли вы правила поведения на природе?»

 

Беседа, диалог.

Высказывание собственного суждения по предложенной теме.