Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
города Таганрога Ростовской области
«Утверждаю» |
Директор МОБУ лицея № 33 |
Приказ от 30.08.2019 № 670 |
_________________ Т.Г. Еретенко |
(подпись руководителя) (ФИО) |
МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по русскому языку
основное общее образование, 9б класс
Количество часов: 102
Учитель: Романова Оксана Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы курса русского языка для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской (М., Дрофа, 2012) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
Учебный год: 2019-2020
1. Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку 9б класс, основное общее образование Учитель: Романова Оксана Владимировна
|
|
«___»________________2019г. _____________Н.Н. Олейникова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) |
Результат рассмотрения |
Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку 9б класс, основное общее образование Учитель: Романова Оксана Владимировна
|
|
«___»______________2019г. _____________И.Б. Фатун |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка
Нормативные документы и методические рекомендации, на основе которых составлена рабочая программа:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ; от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014г. №24/4.11-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- Положение «О рабочих программах учебных предметов, курсов (ФГОС) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицея № 33»;
- Образовательная программа основного общего образования МОБУ лицея № 33 на 2019-2020 учебный год.
Название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой разработана рабочая программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. Примерные программы по учебным предметам. Рабочие программы по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений по программе М.М.Разумовской и П.А. Леканта. М.: «Планета», 2012.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание учебного предмета направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- совершенствование знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи учебного предмета в 8 классе по данной программе сводятся к следующему:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МОБУ лицея № 33. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом по русскому языку и авторской программой учебного курса под редакцией М.М.Разумовской.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями
общения.
Доминирующей идеей учебного предмета является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный опрос (самостоятельные и проверочные работы, работы по развитию речи).
Нормативная продолжительность изучения содержания программы соответствует базисному плану общего среднего образования - по 3 учебных часа в неделю.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
На контрольные работы отводится 9 часов и работы по развитию речи 17 часов.
Для реализации рабочей программы используется учебно – методический комплект, включающий в себя:
- учебник (Русский язык. 9 класс. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов М.: Дрофа, 2019 г.);
- методическое пособие для учителя (Русский язык 9 кл.: Методические рекомендации для учителя под ред. М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2017г.);
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Личностные результаты изучения русского языка:
- осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения – русским;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и
-развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе);
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения русского языка в основной школе.
Выпускник научится:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
- владеть техникой чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста, владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Выпускник получит возможность научиться:
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Раздел II « Содержание учебного предмета»
О ЯЗЫКЕ. РЕЧЬ (1 час)
Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека; рассуждения-размышления.
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Обобщение изученного в 5-8 классах (12 часов)
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей
Основные нормы русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдение их в письменных высказываниях различной коммуникативной направленности
Фонетика, орфоэпия, графика
Синтаксис. Словосочетание и простое предложение.
Пунктуация в простом предложении
ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение (5 часов)
Виды сложных предложений. Пунктуация в сложных предложениях
Типы сложных предложений и средства связи между частями.
Сложносочиненное предложение (12 часов)
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Сложноподчиненное предложение (40 часов)
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (12 часов)
Бессоюзное сложное предложение (12 часов)
Понятие бессоюзного сложного предложения
Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении
Сложные предложения с различными видами связи (4 часа)
Виды связи и знаки препинания в предложениях с различными видами связи.
Повторение изученного в 5-9 классах (4 часа)
Раздел III«Тематическое планирование»
Название раздела |
Количество часов, отводимое на освоение раздела |
Название темы |
Количество часов, отводимое на освоение темы |
Примерные сроки освоения темы (с __ по __ ) |
Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
Введение |
1 |
Русский язык – национальный язык русского народа. |
1 |
04.09 |
|
Повторение изученного в 5-8 классах |
12 |
Стили речи. Типы речи. Порядок слов в предложении. Сжатый пересказ |
3 |
06.09-11.09 |
|
|
|
Фонетика, орфоэпия, графика. Лексика, Морфемика, словообразование. |
2 |
13.09-13.09 |
|
|
|
Морфология и синтаксис. Пунктуация в простом предложении |
2 |
14.09-17.09 |
|
|
|
Орфография и пунктуация |
5 |
18.09-27.09 |
КР-27.09 |
Сложное предложение |
5 |
Сложное предложение. Типы сложных предложений и средства связи между частями. |
2 |
27.09-02.10 |
|
|
|
Жанры публицистики; портретный очерк. Изложение «Мой друг». |
3 |
04.10-11.10 |
Изложение-11.10 |
Сложносочинённое предложение |
12 |
Понятие сложносочиненного предложения (ССП). Виды сложносочинённых предложений и знаки препинания в них. Средства связи в сложных предложениях. |
10 |
11.10-01.11 |
КР-30.10 |
|
|
Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Способы сжатия текста. |
2 |
06.11-08.11 |
|
Сложноподчинённое предложение |
40 |
Понятие о сложноподчинённом предложении. Виды сложноподчинённых предложений. |
30 |
08.11-31.01 |
КР-31.01 |
|
|
Художественный стиль речи, язык речи и язык художественной литературы. Эссе: понятие о жанре. Сочинение в жанре эссе. |
3 |
05.02- 07.02 |
Сочинение-07.02 |
|
|
Путевые заметки: понятие о жанре. |
2 |
12.02-14.02 |
|
|
|
Изложение «Чистые Пруды» |
2 |
14.02-26.02 |
Изложение 19.02 |
|
|
Типы речи. Рассуждение – доказательство. Рецензия. Понятие о жанре. Сочинение-рецензия |
3 |
28.02-04.03 |
Сочинение-04.03 |
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными |
12 |
Понятие о сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Последовательное, однородное и параллельное подчинение придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. |
11 |
06.03-01.04 |
КР- 25.03 |
|
|
Деловая речь |
1 |
03.04 |
|
Бессоюзное сложное предложение |
12 |
Бессоюзные сложные предложения. Виды бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
11 |
03.04-08.05 |
КР-24.04 |
|
|
Типы речи. Рассуждение – размышление
|
1 |
13.05 |
|
Сложные предложения с различными видами связи |
4 |
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Пунктуация в сложных предложениях с различными видами связи |
2 |
15.05-15.05 |
|
|
|
Предложения с прямой речью. Прямая и косвенная речь. Цитирование. Знаки препинания при цитировании.
|
2 |
20.05-22.05. |
КР-20.05 |
Повторение изученного в 5-9 классах |
4 |
Повторение. Фонетика, словообразование, лексика. Грамматика: морфология и синтаксис |
4 |
22.05-24.05. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.