Программа по школьному музею

  • pdf
  • 01.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа ДО _Школьный музей_.pdf

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Аннинская общеобразовательная школа»

 

 

 

ПРИНЯТО     УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор МОУ «Аннинская школа» протокол № 1 от 28 августа 2023 г. Пучкова Е.Ю.

Приказ № 79/1 от 31 августа  2023 г.

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Школьный музей»

 

 

 

Возраст обучающихся:12-17 лет

Срок реализации:1 учебный год 

 

 

 

 

 

Разработчик:  

Цуркан Е.В.,педагог дополнительного образования 

             

Дополнительная общеразвивающая программа 

«Школьный музей»

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность: Историко-краеведческая  Уровень освоения программы: Ознакомительный 

 

Актуальность программы

       Программа разработана педагогом   дополнительного образования Цуркан Е.В

В целях обеспечения творческого развития и формирования личности ребенка многие родители хотят направить своих детей на занятия в творческие объединения. Родители отметили важность приобщения к культурным ценностям, что учитывается в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный музей» В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, родной школы, гордости за его прошлое и настоящее. Организация школьного музея - одна из лучших форм объединения юных краеведов-историков. Школьная музейная комната (школьный музей) является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящего является актуальной задачей школьного музея.

       Программа разработана педагогом   дополнительного образования Цуркан Е.В Отличительные особенности программы:

       Преобладание развития общих способностей личности 

       Приоритет развития универсальных учебных действий

       Развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой    активности личности

       Развитие мобильности и адаптируемости личности

Адресат программы: Ученик и родитель

Программа адресована обучающимся  : Рассчитана для учащихся среднего звена: 6- 11 классов, возраст учащихся 12-17лет. Наполняемость группы – 8-15 человек

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: 36 часов,1 год, формы и режим занятий очные .

Форма организации обучающихся на занятии: групповая, индивидуальная. 

Условия, формы и технологии реализации программы «Школьный музей» учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Программа базируется на основных принципах образования: выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут. В ходе реализации программы образовательный процесс организуется в очной форме. Виды деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выставки, экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, презентации, видеоролики и видеофильмы, исследовательские работы. 

      

Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

       Задачи:

Обучающие:

 -организации поиска материалов для пополнения музейного фонда. 

-поиску, исследованию, систематизации и обобщению материалов, связанных с историей семьи, школы, села. 

-организации научно-исследовательской работы. 

Развивающие:

-       умения по использованию полученных знаний на уроках и внеклассных мероприятиях - ключевые компетенции: умение думать, исследовать, общаться, взаимодействовать

-       умения представлять свою работу на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.

развитие творческого мышления, воображения Воспитательные :

-       высокий уровень гражданского и патриотического сознания школьников;

-       уважительное отношение к своему селу, школе, ее истории, любви к родному краю, своей семье; 

-       коммуникативные навыки, способности работать в коллективе.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты. 

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: -познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства.);

 -регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;  -коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

 Личностные:

 -достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;  -личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

 -формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

 -воспитание уважительного отношения к своей родине, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;  Предметные:

 -приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, поселка,

 -умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, -видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России. 

 

Ожидаемые результаты: Создание летописи «История школы», составление альбома, презентации о школе, учителях и её учениках Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.

 

Условия реализации программы

Условия набора в коллектив: Отбор учащихся по наличию базовых знаний не производится. В коллектив принимаются все желающие. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы.

Условия формирования групп: Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков

Количество детей в группе:15

Режим занятий: понедельник 16:00-17:00

Особенности организации образовательного процесса:

 При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

        Формы проведения заняти: Очные  Формы организации деятельности учащихся на занятии:  фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ,

объяснение и т.п.);   групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в

малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач;  задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы

могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).

Форма обучения: язык – русский язык  

Материально-техническое оснащение: Отсутствует 

                                                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Название раздела (темы)

Количество учебных часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Вводное занятие.

Инструктаж. Задачи, содержание и значение работы кружка

«Школьный музей». Знакомство с планом работы объединения.

Выборы актива

2

2

2

Опрос

2

Музей как институт социальной памяти.

Специфика школьногомузея как

центра краеведческой работы в школе. Школьный музей

как источник изучения родного края

5

2

2

Тест

3

День рождение родной школы. Родная школа.

Ее история и традиции.Знакомство с историей школы.

Учителя и ученики школы, их след в истории школы

7

6

4

Опрос 

4

Сбор и обработка информации для

оформления альбома

«Творческая жизнь класса» Наблюдение как способ сбора

информации Опросные методы. Проведение

интервью Фотосъемки

Основные событияв жизни школы. Летопись школы.

30

4

12

Опрос

5

Оформление итогового продукта проекта.Как оформлятьрезультаты

13

5

10

Творческое задание 

 

практических работ

учащихся. Презентация

проекта

 

 

 

 

6

Военно – патриотическая работа

10

5

10

Опрос

7

Итоговое занятие

1

1

3

Творческое задание

 

ИТОГО

68

25

43

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

2023/2024 учебный год

 

 

 

Год обучения

/№ учебной группы

Дата начала

обучения по

программе

Дата окончания

обучения по

программе

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1-й год обучения,

группа №

1

01.09.2023

31.05.2024

68

68

68

2 часа в неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Вводное занятие 

Теоретическая часть: Инструктаж. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьный музей»

Практическое задание. Составление плана работы. Выборы актива объединения

Форма контроля: наблюдение, беседа

2.   Музей как институт социальной памяти. 

Теоретическая часть 

Специфика школьного музея как центра краеведческой работы в школе. Школьный музей как источник изучения родного края.

Практическое задание 

Выбор тем для поисковых и исследовательских проектов. Просмотр и обсуждение презентации

Форма контроля: Просмотр и обсуждение презентации, беседа 3. День рождения родной школы.

Родная школа. Ее история и традиции. Знакомство с историей школы. Учителя и ученики школы, их след в истории школы.

Практическое задание. Фотовыставка, презентация. Организация и проведение праздника

4.   Сбор и обработка информации для оформления альбома «Творческая жизнь класса» 

Наблюдение как способ сбора информации Опросные методы.

Проведение интервью

Фотосъемки

Основные события в жизни школы. Летопись школы.

Практическое задание. Сбор информации со школьных мероприятий ( интервью, записи, фотографии) т.е. участие в создании летописи школы. Составление альбома, презентации.

Участвуют в организации и проведения праздника.

5.   Оформление итогового продукта проекта  

Как оформлять результаты практических работ учащихся. Презентация проекта

Практическое задание. Сбор и оформление информации Создание фотоальбома, презентаций

6.Военно-патриотическая работа. 

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов со- ветских воинов в годы Великой Отечественной войны. Школа в годы Великой Отечественной войны .

Практическое занятие: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовить передвижную выставку «Учителя школы- участники Великой Отечественной войны», «Юные герои антифашисты»; выпуски классных газет «Спасибо деду за Победу».

7.Подведение итогов 

Теория 

Коллекционирование учебного материала, набор фонда экспонатов. Возникновение музея. Концепция музея. 

Практика

 Выполнение поискового задания по составлению музейной карты посёлка  по справочникам и интернет-источникам.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

п

/

п

Месяц (дата)

Раздел программ ы

Тема учебного занятия

Краткое содержание учебного занятия

Количество часов

По плану

Факт

Всег

о

Теори

я

Практик

а

1

Сентябрь

Сентябрь 

Вводное занятие 

Участие в проведени и Дня

Привлечение внимания обучающихс

2

1

1

 

 

 

 

 

Знаний

я и их родителей к деятельност и объединений

 

 

 

2

Сентябрь

Сентябрь 

Музей как институт

социально

й памяти.

 

Игразнакомств о «Давай дружить»

Знакомство и сплочение детей в коллективе, формирован

ие

коммуникат ивной культуры

2

1

1

3

Октябрь 

Октябрь

День рождение родной школы

Беседа на тему «Моя семья»

Воспитание чувства уважения, любви к членам семье.

4

2

2

4

Октябрь

Октябрь

День рождение родной школы

Беседа на тему «Без труда нет добра»

Показать значение труда в жизни человека, воспитать бережное отношение к чужому труду

6

3

3

5

Ноябрь

Ноябрь 

Сбор и обработка информац ии для

оформлен ия

альбома

«Творческ ая жизнь класса»

Играэкспериме нт

«Смотри во все глаза»

Воспитать бережное отношение к природе

16

8

8

6

Ноябрь

Ноябрь 

Сбор и обработка информац ии для оформлен

 Беседа на тему «Земля наш общий

Конкурс рисунков «Моя мама» маме, формирован

16

8

8

 

 

 

 

ия

альбома

«Творческ ая жизнь школы»

дом»

ие навыка выражать свои эмоции и чувства через рисунок

 

 

 

7

Декабрь 

Декабрь

Опросные методы.

Проведен ие

интервью

Фотосъем ки

Основные событияв жизни школы

Уроки

«История Аннинско й школы»

Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

6

3

3

8

Январь

Январь

Опросные методы.

Проведен ие

интервью

Фотосъем ки

Основные событияв жизни школы

Уроки

«История Аннинско й школы»

Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

6

3

3

9

Февраль

Февраль

Опросные методы.

Проведен ие

интервью

Фотосъем ки

Основные событияв жизни школы

Подготовк

а

выставки «Мои защитник

и

Отечества

»

Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

6

3

3

1

0

Март

Март

Летопись школы 

Участие в Февромар

те

Воспитание чувства уважения к людям

4

2

2

 

 

 

 

 

старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

 

 

 

1

1

Апрель

Апрель

Военно – патриотич еская работа

Уроки

«История Аннинско й школы»

Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

2

1

1

1

2

Май

Май

Проведен ие

музейных уроков по теме

«Жители Аннино

Отечестве нной войны»

Уроки

«История Аннинско й школы»

Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии

2

1

1

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ   МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

                                                         Оценочные материалы

 

 

Формы контроля уровня достижений учащихся. 

Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: текущий и итоговый контроль. 

 Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме пе дагогического наблюдения и результатам показа записей, фотографий, презентаций, видеоро ликов, выполнения специальных заданий. 

Итоговый контроль обучающихся по программе школьного музея проводится в конце прохо ждения программы, в результате выполнения задания по составлению летописи класса, школ ы.

 

Критерии оценивания творческого задания:Повышенный уровень (86-100%) 14 Базовый уров ень (63-86%) – Низкий уровень (0-63%)

                                                          КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ 

за ходом выполнения индивидуального задания(Творческое задание)  Организационный

1.Тема задания определена помощью руководителя 0 баллов

Тема проекта определена самостоятельно, с опорой на помощь руководителя 1 балл

2.Формулирует проблему с помощью руководителя 0 баллов

Формулирует проблему с опорой на помощь руководителя 1 балл

3.Анализ и поиск проблемы выполнены с помощью руководителя. 0 баллов Анализ и поиск проблемы выполнены с опорой на помощь руководителя 1 балл

4.Познавательную цель и задачи формулирует с опорой на помощь руководителя

0  баллов

Самостоятельно формулирует познавательную цель и задачи 1 балл

Содержание и направление проекта

1.С помощью руководителя выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 0 баллов

С опорой на руководителя или самостоятельно выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 1 балл

2.Выполняет работу при непосредственном участии руководителя 0 баллов Самостоятельно выполняет работу 

1  балл

3.Поиск информации с использованием различных источников при непосредственной помощи руководителя 0 баллов

Самостоятельно или с опорой на руководителя осуществляет поиск информации с использованием различных источников 1 балл

4.Работает над выполнением задания непосредственно при помощи руководителя

0  баллов

Самостоятельно или с опорой на руководителя выполняет задание 1 балл

5.Выстраивает алгоритм деятельности при помощи руководителя 0 баллов Выстраивает алгоритм деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя

1  балл

6.Составляет планы, в том числе альтернативные при помощи руководителя 0 баллов

Составляет планы, в том числе альтернативные самостоятельно или с 1 балл

 

опорой на руководителя

7.Планирует задание с помощью руководителя 0 баллов

Самостоятельно или с опорой на руководителя планирует задание 1 балл

8.Проводит корректировку своей деятельности с помощью руководителя 0 баллов

Проводит корректировку своей деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

Защита выполненной работы (проект)

Отметьте верное утверждение

1.Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями с помощью руководителя 0 баллов

Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл

2.Представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы 0 баллов

Самостоятельно представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы 1 балл

3.Испытывает трудности при представлении работы, не умение отстаивать свою позицию 0 баллов

Умеет при представлении работы отстаивать свою позицию 

            1 балл

4.Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей. 

0  баллов

Владеет монологической и диалогической формами речи

1  балл

 

 

 

Система средств контроля результативности обучения:

-   практическая работа на местности

-   кружки, экскурсии, походы; 

-   учебные экскурсии вне  музея

-   встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий

-   уроки в музее 

-   встречи, сборы, собрания

-   экскурсии в музее

Формы контроля

Вид контроля

Формы контроля

Срок контроля

Входной   

Опрос

1-2           неделя

обучения

Текущий 

Тест

1     раз     в      2

месяца 

Промежуточный

Опрос

Середина года

Итоговый

Творческое задание 

20 мая 

 

 

       Для          оценки            эффективности         реализации    дополнительной       образовательной               общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: текущий и итоговый    контроль.

Входной и промежуточный  контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в

форме педагогического наблюдения и результатам показа записей, фотографий, презентаций, видеороликов, выполнения специальных заданий.

Итоговый контроль обучающихся по программе школьного музея проводится в конце прохождения программы, в результате выполнения задания по составлению летописи класса, школы.

Контрольно – измерительные материалы

1. Анкетирование на вводном занятии

Что такое «музей» по Вашему мнению? (напишите одно или несколько определений)

Музей - это……

Чем должен отличаться школьный музей от других музеев?

Собеседование на 2 занятии на тему: « Что такое школьный музей?»

Представьте, что Вы создаете музей. Придумайте для него название и напишите, каким он будет.

Этапы работы над индивидуальным  заданием по составлению летописи класса. I. Подготовительный этап.

Данный этап предполагает хорошее знание характеристики класса:

1.   Сущность выполнения задания

2.   Техника ведения наблюдений;

3.   Разбор типичных ошибок при проведении данной работы;

4.   Знакомство с вариантами оформления летописи

После проведения подготовительного этапа с учащимися обсуждаются темы собственных заданий

II. Реализация проекта (Задания) включает в себя планирование и выполнение конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы заданий

1.   Определение целей и задач конкретного мероприятия;

2.   Распределение обязанностей;

3.   Отбор источников наблюдения;

4.Сбор и анализ информации;

5. Отбор и изучение информации

 

Этапы наблюдения

Критерии

Баллы

0-1-2

2.  Распределение

заданий и обязанностей по выполнению проекта

«сам по себе»;

выполняла свою часть работы;

3.  Соответствие исполнения проекта плану

работы

с планом.

4.  Контроль продвижения по заданию

– как за своими действиями, так и

за действиями партнеров

5.  Представление результатов тации

группы

6.  Конфликты и их разрешения

 

Защита выполненной работы (проект)

Отметьте верное утверждение

1.Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями с помощью руководителя

0  баллов

Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя

1  балл

2.Представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы

0  баллов

Самостоятельно представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы

1  балл

3.Испытывает трудности при представлении работы, не умение отстаивать свою позицию 0 баллов

Умеет при представлении работы отстаивать свою позицию 1 балл

4.Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей. 0 баллов

Владеет монологической и диалогической формами речи 1 балл

Критерии оценивания творческого задания

Повышенный уровень (86-100%)

14

Базовый уровень (63-86%) –

Низкий уровень (0-63%)

Методическое обеспечение программы. Дидактические материалы:

фотографии)

Материально – техническое обеспечение:

 

                                      Список литературы:

1.   Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2016 г.

2.   Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.

3.   Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.

4.   Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.

5.   Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017.

6.   Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.

7.   Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.

8.   Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.

Краеведческая литература (история Нижегородского края)