Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аннинская общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Директор МОУ «Аннинская школа» протокол № 1 от 28 августа 2023 г. Пучкова Е.Ю.
Приказ № 79/1 от 31 августа 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Школьный музей»
Возраст обучающихся:12-17 лет
Срок реализации:1 учебный год
Разработчик:
Цуркан Е.В.,педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школьный музей»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: Историко-краеведческая Уровень освоения программы: Ознакомительный
Программа разработана педагогом дополнительного образования Цуркан Е.В
В целях обеспечения творческого развития и формирования личности ребенка многие родители хотят направить своих детей на занятия в творческие объединения. Родители отметили важность приобщения к культурным ценностям, что учитывается в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный музей» В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, родной школы, гордости за его прошлое и настоящее. Организация школьного музея - одна из лучших форм объединения юных краеведов-историков. Школьная музейная комната (школьный музей) является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящего является актуальной задачей школьного музея.
Программа разработана педагогом дополнительного образования Цуркан Е.В Отличительные особенности программы:
Преобладание развития общих способностей личности
Приоритет развития универсальных учебных действий
Развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности
Развитие мобильности и адаптируемости личности
Адресат программы: Ученик и родитель
Программа адресована обучающимся : Рассчитана для учащихся среднего звена: 6- 11 классов, возраст учащихся 12-17лет. Наполняемость группы – 8-15 человек
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: 36 часов,1 год, формы и режим занятий очные .
Форма организации обучающихся на занятии: групповая, индивидуальная.
Условия, формы и технологии реализации программы «Школьный музей» учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Программа базируется на основных принципах образования: выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение учащихся; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; адаптивность к возникающим изменениям. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей учащегося, формирование его личности и возраст учащихся. Индивидуальный подход помогает отстающему учащемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности, а для учащихся, чей уровень подготовки превышает средний показатель по группе, позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут. В ходе реализации программы образовательный процесс организуется в очной форме. Виды деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, выставки, экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, презентации, видеоролики и видеофильмы, исследовательские работы.
Цель программы: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.
Задачи:
Обучающие:
-организации поиска материалов для пополнения музейного фонда.
-поиску, исследованию, систематизации и обобщению материалов, связанных с историей семьи, школы, села.
-организации научно-исследовательской работы.
Развивающие:
- умения по использованию полученных знаний на уроках и внеклассных мероприятиях - ключевые компетенции: умение думать, исследовать, общаться, взаимодействовать
- умения представлять свою работу на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.
развитие творческого мышления, воображения Воспитательные :
- высокий уровень гражданского и патриотического сознания школьников;
- уважительное отношение к своему селу, школе, ее истории, любви к родному краю, своей семье;
- коммуникативные навыки, способности работать в коллективе.
Метапредметные результаты.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: -познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; -коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Личностные:
-достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; -личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
-воспитание уважительного отношения к своей родине, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Предметные:
-приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, поселка,
-умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, -видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
Ожидаемые результаты: Создание летописи «История школы», составление альбома, презентации о школе, учителях и её учениках Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.
Условия реализации программы
Условия набора в коллектив: Отбор учащихся по наличию базовых знаний не производится. В коллектив принимаются все желающие. По программе могут заниматься учащиеся, имеющие интерес к содержанию программы.
Условия формирования групп: Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков
Режим занятий: понедельник 16:00-17:00
Особенности организации образовательного процесса:
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Формы проведения заняти: Очные Формы организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.п.); групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы
могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).
Форма обучения: язык – русский язык
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела (темы) |
Количество учебных часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие Вводное занятие. Инструктаж. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьный музей». Знакомство с планом работы объединения. Выборы актива |
2 |
2 |
2 |
Опрос |
2 |
Музей как институт социальной памяти. Специфика школьногомузея как центра краеведческой работы в школе. Школьный музей как источник изучения родного края |
5 |
2 |
2 |
Тест |
3 |
День рождение родной школы. Родная школа. Ее история и традиции.Знакомство с историей школы. Учителя и ученики школы, их след в истории школы |
7 |
6 |
4 |
Опрос |
4 |
Сбор и обработка информации для оформления альбома «Творческая жизнь класса» Наблюдение как способ сбора информации Опросные методы. Проведение интервью Фотосъемки Основные событияв жизни школы. Летопись школы. |
30 |
4 |
12 |
Опрос |
5 |
Оформление итогового продукта проекта.Как оформлятьрезультаты |
13 |
5 |
10 |
Творческое задание |
|
практических работ учащихся. Презентация проекта |
|
|
|
|
6 |
Военно – патриотическая работа |
10 |
5 |
10 |
Опрос |
7 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
3 |
Творческое задание |
|
ИТОГО |
68 |
25 |
43 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2023/2024 учебный год
Год обучения /№ учебной группы |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Всего учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1-й год обучения, группа № 1 |
01.09.2023 |
31.05.2024 |
68 |
68 |
68 |
2 часа в неделю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Вводное занятие
Теоретическая часть: Инструктаж. Задачи, содержание и значение работы кружка «Школьный музей»
Практическое задание. Составление плана работы. Выборы актива объединения
Форма контроля: наблюдение, беседа
2. Музей как институт социальной памяти.
Теоретическая часть
Специфика школьного музея как центра краеведческой работы в школе. Школьный музей как источник изучения родного края.
Практическое задание
Выбор тем для поисковых и исследовательских проектов. Просмотр и обсуждение презентации
Форма контроля: Просмотр и обсуждение презентации, беседа 3. День рождения родной школы.
Родная школа. Ее история и традиции. Знакомство с историей школы. Учителя и ученики школы, их след в истории школы.
Практическое задание. Фотовыставка, презентация. Организация и проведение праздника
4. Сбор и обработка информации для оформления альбома «Творческая жизнь класса»
Наблюдение как способ сбора информации Опросные методы.
Проведение интервью
Фотосъемки
Основные события в жизни школы. Летопись школы.
Практическое задание. Сбор информации со школьных мероприятий ( интервью, записи, фотографии) т.е. участие в создании летописи школы. Составление альбома, презентации.
Участвуют в организации и проведения праздника.
5. Оформление итогового продукта проекта
Как оформлять результаты практических работ учащихся. Презентация проекта
Практическое задание. Сбор и оформление информации Создание фотоальбома, презентаций
6.Военно-патриотическая работа.
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов со- ветских воинов в годы Великой Отечественной войны. Школа в годы Великой Отечественной войны .
Практическое занятие: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовить передвижную выставку «Учителя школы- участники Великой Отечественной войны», «Юные герои антифашисты»; выпуски классных газет «Спасибо деду за Победу».
7.Подведение итогов
Коллекционирование учебного материала, набор фонда экспонатов. Возникновение музея. Концепция музея.
Выполнение поискового задания по составлению музейной карты посёлка по справочникам и интернет-источникам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п / п |
Месяц (дата) |
Раздел программ ы |
Тема учебного занятия |
Краткое содержание учебного занятия |
Количество часов |
|||
По плану |
Факт |
Всег о |
Теори я |
Практик а |
||||
1 |
Сентябрь |
Сентябрь |
Вводное занятие |
Участие в проведени и Дня |
Привлечение внимания обучающихс |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Знаний |
я и их родителей к деятельност и объединений |
|
|
|
2 |
Сентябрь |
Сентябрь |
Музей как институт социально й памяти.
|
Игразнакомств о «Давай дружить» |
Знакомство и сплочение детей в коллективе, формирован ие коммуникат ивной культуры |
2 |
1 |
1 |
3 |
Октябрь |
Октябрь |
День рождение родной школы |
Беседа на тему «Моя семья» |
Воспитание чувства уважения, любви к членам семье. |
4 |
2 |
2 |
4 |
Октябрь |
Октябрь |
День рождение родной школы |
Беседа на тему «Без труда нет добра» |
Показать значение труда в жизни человека, воспитать бережное отношение к чужому труду |
6 |
3 |
3 |
5 |
Ноябрь |
Ноябрь |
Сбор и обработка информац ии для оформлен ия альбома «Творческ ая жизнь класса» |
Играэкспериме нт «Смотри во все глаза» |
Воспитать бережное отношение к природе |
16 |
8 |
8 |
6 |
Ноябрь |
Ноябрь |
Сбор и обработка информац ии для оформлен |
Беседа на тему «Земля наш общий |
Конкурс рисунков «Моя мама» маме, формирован |
16 |
8 |
8 |
|
|
|
ия альбома «Творческ ая жизнь школы» |
дом» |
ие навыка выражать свои эмоции и чувства через рисунок |
|
|
|
7 |
Декабрь |
Декабрь |
Опросные методы. Проведен ие интервью Фотосъем ки Основные событияв жизни школы |
Уроки «История Аннинско й школы» |
Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
6 |
3 |
3 |
8 |
Январь |
Январь |
Опросные методы. Проведен ие интервью Фотосъем ки Основные событияв жизни школы |
Уроки «История Аннинско й школы» |
Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
6 |
3 |
3 |
9 |
Февраль |
Февраль |
Опросные методы. Проведен ие интервью Фотосъем ки Основные событияв жизни школы |
Подготовк а выставки «Мои защитник и Отечества » |
Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
6 |
3 |
3 |
1 0 |
Март |
Март |
Летопись школы |
Участие в Февромар те |
Воспитание чувства уважения к людям |
4 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
|
|
|
1 1 |
Апрель |
Апрель |
Военно – патриотич еская работа |
Уроки «История Аннинско й школы» |
Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
2 |
1 |
1 |
1 2 |
Май |
Май |
Проведен ие музейных уроков по теме «Жители Аннино Отечестве нной войны» |
Уроки «История Аннинско й школы» |
Воспитание чувства уважения к людям старшего поколения, формирован ие навыка проведения экскурсии |
2 |
1 |
1 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в форме пе дагогического наблюдения и результатам показа записей, фотографий, презентаций, видеоро ликов, выполнения специальных заданий.
Итоговый контроль обучающихся по программе школьного музея проводится в конце прохо ждения программы, в результате выполнения задания по составлению летописи класса, школ ы.
Критерии оценивания творческого задания:Повышенный уровень (86-100%) 14 Базовый уров ень (63-86%) – Низкий уровень (0-63%)
за ходом выполнения индивидуального задания(Творческое задание) Организационный
1.Тема задания определена помощью руководителя 0 баллов
Тема проекта определена самостоятельно, с опорой на помощь руководителя 1 балл
2.Формулирует проблему с помощью руководителя 0 баллов
Формулирует проблему с опорой на помощь руководителя 1 балл
3.Анализ и поиск проблемы выполнены с помощью руководителя. 0 баллов Анализ и поиск проблемы выполнены с опорой на помощь руководителя 1 балл
4.Познавательную цель и задачи формулирует с опорой на помощь руководителя
0 баллов
Самостоятельно формулирует познавательную цель и задачи 1 балл
Содержание и направление проекта
1.С помощью руководителя выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 0 баллов
С опорой на руководителя или самостоятельно выстраивает систему вопросов, обеспечивающих эффективность собственной деятельности 1 балл
2.Выполняет работу при непосредственном участии руководителя 0 баллов Самостоятельно выполняет работу
1 балл
3.Поиск информации с использованием различных источников при непосредственной помощи руководителя 0 баллов
Самостоятельно или с опорой на руководителя осуществляет поиск информации с использованием различных источников 1 балл
4.Работает над выполнением задания непосредственно при помощи руководителя
0 баллов
Самостоятельно или с опорой на руководителя выполняет задание 1 балл
5.Выстраивает алгоритм деятельности при помощи руководителя 0 баллов Выстраивает алгоритм деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл
6.Составляет планы, в том числе альтернативные при помощи руководителя 0 баллов
Составляет планы, в том числе альтернативные самостоятельно или с 1 балл
опорой на руководителя
7.Планирует задание с помощью руководителя 0 баллов
Самостоятельно или с опорой на руководителя планирует задание 1 балл
8.Проводит корректировку своей деятельности с помощью руководителя 0 баллов
Проводит корректировку своей деятельности самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл
Защита выполненной работы (проект)
Отметьте верное утверждение
1.Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями с помощью руководителя 0 баллов
Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя 1 балл
2.Представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы 0 баллов
Самостоятельно представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы 1 балл
3.Испытывает трудности при представлении работы, не умение отстаивать свою позицию 0 баллов
Умеет при представлении работы отстаивать свою позицию
1 балл
4.Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей.
0 баллов
Владеет монологической и диалогической формами речи
1 балл
Система средств контроля результативности обучения:
- практическая работа на местности
- кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея
- встречи с тружениками тыла, интересными людьми разных профессий
- уроки в музее
- встречи, сборы, собрания
- экскурсии в музее
Вид контроля |
Формы контроля |
Срок контроля |
Входной |
Опрос |
1-2 неделя обучения |
Текущий |
Тест |
1 раз в 2 месяца |
Промежуточный |
Опрос |
Середина года |
Итоговый |
Творческое задание |
20 мая |
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: текущий и итоговый контроль.
Входной и промежуточный контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в
форме педагогического наблюдения и результатам показа записей, фотографий, презентаций, видеороликов, выполнения специальных заданий.
Итоговый контроль обучающихся по программе школьного музея проводится в конце прохождения программы, в результате выполнения задания по составлению летописи класса, школы.
Контрольно – измерительные материалы
1. Анкетирование на вводном занятии
Что такое «музей» по Вашему мнению? (напишите одно или несколько определений)
Музей - это……
Чем должен отличаться школьный музей от других музеев?
Собеседование на 2 занятии на тему: « Что такое школьный музей?»
Представьте, что Вы создаете музей. Придумайте для него название и напишите, каким он будет.
Этапы работы над индивидуальным заданием по составлению летописи класса. I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает хорошее знание характеристики класса:
1. Сущность выполнения задания
2. Техника ведения наблюдений;
3. Разбор типичных ошибок при проведении данной работы;
4. Знакомство с вариантами оформления летописи
После проведения подготовительного этапа с учащимися обсуждаются темы собственных заданий
II. Реализация проекта (Задания) включает в себя планирование и выполнение конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы заданий
1. Определение целей и задач конкретного мероприятия;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников наблюдения;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение информации
Этапы наблюдения
Критерии
Баллы
0-1-2
2. Распределение
заданий и обязанностей по выполнению проекта
«сам по себе»;
выполняла свою часть работы;
3. Соответствие исполнения проекта плану
работы
с планом.
4. Контроль продвижения по заданию
– как за своими
действиями, так и
за действиями партнеров
5. Представление
результатов тации
группы
6. Конфликты и их разрешения
Защита выполненной работы (проект)
Отметьте верное утверждение
1.Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями с помощью руководителя
0 баллов
Оформляет творческое задание в соответствии с требованиями самостоятельно или с опорой на руководителя
1 балл
2.Представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности с помощью руководителя. Не умеет аргументировано без помощи руководителя отвечать на вопросы
0 баллов
Самостоятельно представляет выполненную работу в форме устной презентации с использованием объектов наглядности. Самостоятельно или с опорой на руководителя умеет аргументировано отвечать на вопросы
1 балл
3.Испытывает трудности при представлении работы, не умение отстаивать свою позицию 0 баллов
Умеет при представлении работы отстаивать свою позицию 1 балл
4.Испытывает трудности для выражения своих чувств, мыслей. 0 баллов
Владеет монологической и диалогической формами речи 1 балл
Критерии оценивания творческого задания
Повышенный уровень (86-100%)
14
Базовый уровень (63-86%) –
Низкий уровень (0-63%)
Методическое обеспечение программы. Дидактические материалы:
фотографии)
Материально – техническое обеспечение:
Список литературы:
1. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2016 г.
2. Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2017.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,2015.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.М.:Просвещение,2015г.
5. Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.СПб.,2017.
6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2015 г.
7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 2016г.
8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2017г.
Краеведческая литература (история Нижегородского края)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.