Пояснительная записка.
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида ориентировано на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с пятого по девятый класс. Основная цель специального (коррекционного) образования- подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, при этом образовательные предметы решают в основном общеразвивающие и практические задачи. Так же подготовить школьников к поступлению в ПЛ соответствующего типа и профиля.
Основная функция специальной (коррекционной) школы - коррекция личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) средствами образования.
Трудовое обучение в V- VII классах осуществляется профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях.
В VIII-IX классах завершается трудовая подготовка учащихся в соответствии с выбранной профориентационной направленности - столярное дело.
Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, на специальных занятиях и конечно на уроках трудового обучения.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально- трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:
ü -коррекции недостатков умственного и физического развития;
ü -воспитанию связной речи;
ü -формированию общих трудовых навыков;
ü -осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
ü -формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
ü -обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.
Программы определяют содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность их прохождения по годам обучения.
Основной особенностью учебного плана в коррекционной школе является наличие часов на профессионально-трудового обучения:
5 класс – 5 часов в неделю;
6 класс – 5 часов в неделю;
7 класс – 7 часов в неделю;
8 класс – 9 часов в неделю;
9класс – 9 часов в неделю;
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В
нашей школе профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.
Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители.
Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
РАЗДЕЛ I. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся
Должны владеть компетенциями:
- информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
- социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
- эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями).
Должны знать/понимать:
-строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
-основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
-виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
- распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, выполнять мелкий ремонт одежды.
-рационально организовывать рабочее место;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
- осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
- мелкого ремонта изделий из различных материалов;
- создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
- контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
- обеспечения безопасности труда
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
· Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
· Прилежание ученика во время работы.
· Степень умственной отсталости.
· Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
· Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональнойтерминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы
Столярное дело
7 класс (238 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 7
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.
Тема 2. Фугование по центру. (23 ч)
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании. Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Тема 3. Хранение и сушка древесины.( 9ч)
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (21)
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие. Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение разделочной доски.
Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК - 1 . (29 ч)
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.
Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал отходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия. ( 8 ч)
Объекты работы Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок. Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой
красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Тема 7. Токарные работы. (20ч)
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород (19 ч)
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Тема 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2. (34 ч)
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Практические работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Тема 10. Круглые лесоматериалы ( 9ч)
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Тема 11. Практическое повторение.
Практические работы Запиливание заготовок на ус. Изготовление шипа. Строгание фальцгобелем.
Тема 12 . Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (23 ч)
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Тема 13. Свойства древесины ( 9 ч)
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность. Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Практические работы. Определение влажности древесины весовым методом.
Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Тема 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. ( 20 ч)
Теоретические сведения . Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Сквозное и несквозное отверстия. Заточка спирального сверла.
Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы с помощью
циркуля. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Высверливание по контуру.
РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН С УЧЕТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
№ |
Название темы |
Воспитательный элемент |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. |
Урок науки и технологий. |
2 |
2 |
Заделка пороков и дефектов древесины. |
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день распространения грамотности. Всемирный день Земли. |
48 |
3 |
Изготовление столярно–мебельного изделия. |
Всемирный день свободы печати. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. День славянской письменности и культуры |
31 |
4 |
Изготовление разметочного инструмента. |
День солидарности в борьбе с терроризмом. Международный день школьных библиотек. |
20 |
5 |
Токарные работы. |
День памяти политических репрессий. Безопасность в интернете День народного единства. |
43 |
6 |
Изготовление строгального инструмента. |
Международный день толерантности День начала Нюрнбергского процесса День словаря. |
36 |
7 |
Изготовление столярно-мебельного изделия. |
День Неизвестного солдата. Международный день инвалидов. Международный день добровольца День Героев Отечества. |
54
|
8 |
Ремонт столярного изделия. |
День заповедников и национальных парков День российской печати Неделя науки и технологии День детских изобретений. |
29 |
9 |
Безопасность труда во время столярных работ. |
Освобождение Варшавы. День памяти жертв Холокоста. День полного освобождения Ленинграда 170 лет назад состоялось открытие музея Эрмитаж в Петербурге |
17
|
10 |
Крепежные изделия и мебельная фурнитура. |
День памяти вывод войск из Афганистана Международный день родного языка День защитника Отечества. |
26 |
Учебно-тематический план 7 класс (Технология 8 вид)
№ |
Наименование |
Всего |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Правила безопасности. |
2 |
РАЗДЕЛ 2. Заделка пороков и дефектов древесины. 48 |
||
3 |
Дефекты и пороки древесины |
3 |
4 |
Группы пороков древесины |
3 |
5 |
Шпатлевка: значение, виды. |
2 |
6 |
Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство. |
4 |
7 |
Многошпиндельные сверлильные станки. |
3 |
8 |
Устройство для крепления сверла. |
5 |
9 |
Правила безопасности работы при сверлении. |
3 |
10 |
Организация рабочего места для сверления. |
3 |
11 |
Подготовка сверлильного станка к работе |
3 |
12 |
Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. |
2 |
13 |
Выявление на древесине дефектов, требующих заделки . |
4 |
14 |
Определение формы дефекта. |
2 |
15 |
Выполнение разметки под заделку. |
2 |
16 |
Высверливание, долбление отверстий. |
2 |
17 |
Вставка заделки на клею. |
4 |
РАЗДЕЛ 3. Изготовление столярно–мебельного изделия. 31 |
||
18 |
Ознакомление с производственным изготовлением мебели. |
2 |
19 |
Содержание сборочного чертежа. |
4 |
20 |
Составление и чтение технической документации. |
5 |
21 |
Изготовление мебели. |
20 |
РАЗДЕЛ 4. Изготовление разметочного инструмента. 20 |
||
22 |
Повторение правил техники безопасности. |
2 |
23 |
Виды разметочного инструмента. |
4 |
24 |
Подбор материала для изделий. |
2 |
25 |
Строгание заготовок. |
2 |
26 |
Разметка заготовок по заданным размерам. |
2 |
27 |
Пиление, сверление. |
2 |
28 |
Подгонка деталей. |
2 |
29 |
Сборка изделия. |
2 |
30 |
Проверка инструмента в работе. |
2 |
РАЗДЕЛ 5. Токарные работы. 43 |
||
31 |
Токарный станок: управление, уход. |
5 |
32 |
Токарный станок: неисправности, виды, меры по предупреждению неисправностей. |
3 |
33 |
Правила безопасной работы за токарным станком. |
2 |
34 |
Скоба и штангельциркуль. |
3 |
35 |
Устройство штангельциркуля. |
3 |
36 |
Разметка скобой. |
2 |
37 |
Снятие конуса резцом. |
3 |
38 |
Сверление с использованием задней бабки. |
2 |
39 |
Проверка размеров изделия штангельциркулем и кронциркулем. |
3 |
40 |
Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей. |
15 |
РАЗДЕЛ 6. Изготовление строгального инструмента. 36 |
||
41 |
Повторение правил техники безопасности. |
2 |
42 |
Инструмент для ручного строгания плоскости. |
6 |
43 |
Виды материала для изготовления инструмента. |
5 |
44 |
Экономические и эстетические требования к инструменту. |
4 |
45 |
Подбор заготовки для колодки. |
4 |
46 |
Фугование заготовки для колодки. |
4 |
47 |
Разметка и обработка колодки. |
2 |
48 |
Подгонка «постели» по ножу. |
5 |
49 |
Обработка и подгонка клина. |
2 |
50 |
Проверка выполненного изделия. |
2 |
РАЗДЕЛ 7. Изготовление столярно-мебельного изделия. 54 |
||
51 |
Технология изготовления сборочных единиц. |
4 |
52 |
Способы соединения в сборочных зажимах. |
6 |
53 |
Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея и т.д. |
4 |
54 |
Брак при сборке изделия, предупреждение и исправление. |
5 |
55 |
Металлическая фурнитура. |
4 |
56 |
Учет производительности труда. |
4 |
57 |
Бригадный метод работы. |
3 |
58 |
Подбор материала для изделия. |
4 |
59 |
Организация рабочего места. |
4 |
60 |
Изготовление деталей и сборочных единиц. |
5 |
61 |
Сборка и отделка изделия. |
6 |
62 |
Организация пооперационной работы. |
3 |
63 |
Учет и коллективное обсуждение производительности труда. |
2 |
РАЗДЕЛ 8. Ремонт столярного изделия. 29 |
||
64 |
Износ мебели, причины, виды. |
2 |
65 |
Технические требования к качеству. |
3 |
66 |
Восстановление шиповых соединений. |
4 |
67 |
Выявление повреждений на мебели. |
3 |
68 |
Переклейка соединений. |
3 |
69 |
Усиление узлов и соединение болтами. |
4 |
70 |
Восстановление облицовки. |
4 |
71 |
Изготовление и замена поврежденных деталей. |
5 |
РАЗДЕЛ 9. Безопасность труда во время столярных работ. 17 часов |
||
72 |
Значение техники безопасности. |
2 |
73 |
Причины травмы. |
2 |
74 |
Неисправность инструмента или станка. |
3 |
75 |
Меры предохранения от травм. |
2 |
76 |
Возможность быстрого возгорания легковоспламеняющихся жидкостей. |
3 |
77 |
Предупреждение пожара. |
3 |
78 |
Действия при пожаре. |
2 |
РАЗДЕЛ 10. Крепежные изделия и мебельная фурнитура. 26 часов |
||
79 |
Гвоздь: виды, назначение. |
3 |
80 |
Шуруп: виды, назначение. |
3 |
81 |
Болт: виды, назначение. |
3 |
82 |
Винт: виды, назначение. |
3 |
83 |
Стяжка, задвижка, защелка. |
4 |
84 |
Полкодержатель. |
2 |
85 |
Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. |
3
|
86 |
Изготовление крепежного изделия. |
5 |
Итого 306 |
Содержание программы
Столярное дело
8 класс (306 часов)
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 9
Тема 1.Вводное занятие (2 ч )
Вводное занятие. Правила безопасности.
Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности.
Тема 2. Заделка пороков и дефектов древесины (48 ч)
Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов.
Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением.
Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах.
Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки.
Тема 3 . Изготовление столярно–мебельного изделия. ( 31 ч)
Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина.
Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц).
Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия.
Практические работы. Изготовление табурета, аптечки
Тема 4.Изготовление разметочного инструмента. (20 ч )
Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус.
Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение.
Практические работы. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка.
Тема 5. Токарные работы. (43 ч)
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров).
Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Изготовление скамейки, ярунка, солонки.
Тема 6. Изготовление строгального инструмента.( 36 ч)
Изделие. Шерхебель.
Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления.Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам.
Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия.
Тема 7. Изготовление столярно-мебельного изделия. (54 ч)
Изделия. Несложная мебель
Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда.
Тема8. Ремонт столярного изделия. (29 ч )
Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Тема 9. Безопасность труда во время столярных работ. (17 ч )
Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре.
Тема 10. Крепежные изделия и мебельная фурнитура. (26 ч)
Теоретические сведения. Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Умение. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Практическая работа Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз. Изготовление крепежных изделий.
Учебно-тематический план 8 класс (Технология 8 вид)
№ |
Наименование |
Всего |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
Вводное занятие. Правила безопасности. |
2 |
РАЗДЕЛ 2. Заделка пороков и дефектов древесины. 48 |
||
3 |
Дефекты и пороки древесины. |
3 |
4 |
Группы пороков древесины. |
3 |
5 |
Дефекты обработки и хранения древесины. |
2 |
6 |
Шпатлевка: значение, виды. |
4 |
7 |
Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, устройство. |
3 |
8 |
Многошпиндельные сверлильные станки. |
5 |
9 |
Устройство для крепления сверла. |
3 |
10 |
Правила безопасности работы при сверлении. |
3 |
11 |
Организация рабочего места для сверления. |
3 |
12 |
Подготовка сверлильного станка к работе. |
2 |
13 |
Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. |
4 |
14 |
Выявление на древесине дефектов, требующих заделки . |
2 |
15 |
Определение формы дефекта. |
2 |
16 |
Выполнение разметки под заделку. |
2 |
17 |
Высверливание, долбление отверстий. |
4 |
18 |
Вставка заделки на клею. |
3 |
РАЗДЕЛ 3. Изготовление столярно–мебельного изделия. 31 |
||
19 |
Ознакомление с производственным изготовлением мебели. |
2 |
20 |
Содержание сборочного чертежа. |
4 |
21 |
Составление и чтение технической документации. |
5 |
22 |
Изготовление мебели. |
20 |
РАЗДЕЛ 4. Изготовление разметочного инструмента. 20 |
||
23 |
Повторение правил техники безопасности. |
2 |
24 |
Виды разметочного инструмента. |
4 |
25 |
Подбор материала для изделий. |
2 |
26 |
Строгание заготовок. |
2 |
27 |
Разметка заготовок по заданным размерам. |
2 |
28 |
Пиление, сверление. |
2 |
29 |
Подгонка деталей. |
2 |
30 |
Сборка изделия. |
2 |
31 |
Проверка инструмента в работе. |
2 |
РАЗДЕЛ 5. Токарные работы. 43 |
||
32 |
Токарный станок: управление, уход. |
5 |
33 |
Токарный станок: неисправности, виды, меры по предупреждению неисправностей. |
5 |
34 |
Правила безопасной работы за токарным станком. |
2 |
35 |
Скоба и штангельциркуль. |
3 |
36 |
Устройство штангельциркуля. |
3 |
37 |
Разметка скобой. |
2 |
38 |
Снятие конуса резцом. |
3 |
39 |
Сверление с использованием задней бабки. |
2 |
40 |
Проверка размеров изделия штангельциркулем и кронциркулем. |
3 |
41 |
Изготовление изделия, состоящего из точеных деталей. |
15 |
РАЗДЕЛ 6. Изготовление строгального инструмента. 36 |
||
42 |
Повторение правил техники безопасности. |
2 |
43 |
Инструмент для ручного строгания плоскости. |
6 |
44 |
Виды материала для изготовления инструмента. |
5 |
45 |
Экономические и эстетические требования к инструменту. |
4 |
46 |
Подбор заготовки для колодки. |
4 |
47 |
Фугование заготовки для колодки. |
4 |
48 |
Разметка и обработка колодки. |
2 |
49 |
Подгонка «постели» по ножу. |
5 |
50 |
Обработка и подгонка клина. |
2 |
51 |
Проверка выполненного изделия. |
2 |
РАЗДЕЛ 7. Изготовление столярно-мебельного изделия. 54 |
||
52 |
Технология изготовления сборочных единиц. |
4 |
53 |
Способы соединения в сборочных зажимах. |
6 |
54 |
Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея и т.д. |
4 |
55 |
Брак при сборке изделия, предупреждение и исправление. |
5 |
56 |
Металлическая фурнитура. |
4 |
57 |
Учет производительности труда. |
4 |
58 |
Бригадный метод работы. |
3 |
59 |
Подбор материала для изделия. |
4 |
60 |
Организация рабочего места. |
4 |
61 |
Изготовление деталей и сборочных единиц. |
5 |
62 |
Сборка и отделка изделия. |
6 |
63 |
Организация пооперационной работы. |
3 |
64 |
Учет и коллективное обсуждение производительности труда. |
2 |
РАЗДЕЛ 8. Ремонт столярного изделия. 29 |
||
65 |
Износ мебели, причины, виды. |
2 |
66 |
Технические требования к качеству. |
3 |
67 |
Восстановление шиповых соединений. |
4 |
68 |
Выявление повреждений на мебели. |
3 |
69 |
Переклейка соединений. |
4 |
70 |
Усиление узлов и соединение болтами. |
4 |
71 |
Восстановление облицовки. |
4 |
72 |
Изготовление и замена поврежденных деталей. |
5 |
РАЗДЕЛ 9. Безопасность труда во время столярных работ. 17 |
||
73 |
Значение техники безопасности. |
2 |
74 |
Причины травмы. |
2 |
75 |
Неисправность инструмента или станка. |
3 |
76 |
Меры предохранения от травм. |
2 |
77 |
Возможность быстрого возгорания легковоспламеняющихся жидкостей. |
3 |
78 |
Предупреждение пожара. |
3 |
79 |
Действия при пожаре. |
2 |
РАЗДЕЛ 10. Крепежные изделия и мебельная фурнитура. 26 |
||
80 |
Гвоздь: виды, назначение. |
3 |
81 |
Шуруп: виды, назначение. |
3 |
82 |
Болт: виды, назначение. |
3 |
83 |
Винт: виды, назначение. |
3 |
84 |
Стяжка, задвижка, защелка. |
4 |
85 |
Полкодержатель. |
2 |
86 |
Определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. |
3 |
87 |
Изготовление крепежного изделия. |
5 |
Итого 306 |
Практические работы.
Критерии оценивания практических работ
При оценке практических работ по технологии учитываются:
Критерии оценки знаний представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Технологичес-кие требования |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Качество выполненной работы |
Изделие выполнено точно по чертежу, все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями ИК или по образцу |
Изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого |
Изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетвори-тельно |
Изделие выполнено с отступлениями от чертежа; качество изделия не соответствует ИК или образцу. Дополнитель-ная доработка не может восстановить годность изделия |
Затраты времени на выполнение работы |
Ученик уложился в норму или затратил времени меньше, чем установлено по норме |
На выполнение задания затрачено времени не более установленного по норме |
На выполнение задания затрачено времени больше чем предусмотрено по норме, но не более 25 % |
На выполнение задания превышение времени составляет более 25 % |
Соблюдение технологии при выполнении работы |
Работа выполнялась в соответствии с технологией с соблюдением последовательности операций |
Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонения от указанной последовательности не имели принципиального значения |
Задание выполнялось с отклонениями от технологии, но эти отклонения не привели к окончательному браку изделия (детали) |
Обработка изделия (детали) выполнялась с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмот-ренные операции. Изделие вышло в брак |
Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований |
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА И ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ НЕЗАВИСИМО ОТ СОДЕРЖАНИЯ И ХАРАКТЕРА ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ. НАРУШЕНИЕ ЭТИХ ПРАВИЛ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.