Департамент общего образования Томской области
Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2017 г. Директор ____Л.Д. Дузькряченко |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2017 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2017 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Трудовое обучение»
для 5 «А» класса
слабослышащего отделения
1. Составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) Утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва 2007);
2. На основе авторской программы Т.М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.)
Составитель программы:
Р.И. Моисеева
учитель начальных классов
ТОМСК 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в трудовую деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.
В базисном учебном плане на трудовое обучение в 5-ом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 140 уроков за год, в том числе на проведение экскурсии.
Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется через технологии, применяемые в учебном процессе. К ним относятся:
Ø здоровьесберегающие технологии (физкультурные минутки для слуха, зрения и позвоночника, создание комфортного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок);
Ø на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизация деятельности учащихся и педагогического сотрудничества;
Ø игровые технологии;
Ø личностно-ориентированное обучение.
Целью программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе овладения трудовыми навыками через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи программы:
Ø расширение общекультурного кругозора учащихся;
Ø развитие качеств творческой личности, умеющей: ставить цель, искать и находит решение поставленных проблем, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт; объяснять свои действия;
Ø формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла;
Ø развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
Ø освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
Ø овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности;
Ø воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Актуальность программы заключается:
Ø в овладении обучающимися начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов;
Ø в приобретении начальных технологических знаний о материалах;
Ø в самостоятельном планировании работы, организации рабочего места, сотрудничестве в трудовом процессе, самостоятельном выявлении дефектов поделки-изделия, их устранение;
Ø в самооценке работы.
В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
Ø Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе трудовой и прочей деятельности).
Ø Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление).
Ø Информационные (извлечение информации из необходимых источников).
Ø Организационные (осуществление самоконтроля).
Новизной данной программы является направленность курса на формирование трудового опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса
В результате трудового обучения слабослышащий ученик должен знать/понимать:
Ø названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов: правила безопасности при работе с ручными инструментами;
Ø понятие «воздушная петля, узор из воздушной цепочки»; названия ниток, ткани, их назначение;
Ø понимать и пользоваться техническим рисунком, эскизом, ориентироваться на показ педагога, его образец;
Ø знать способы и приёмы обработки бумаги, пряжи, природных материалов;
Ø виды природных материалов, используемых в аппликации;
Ø экономно использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;
Ø комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, пряжей, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи;
Ø заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.
Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению
в 5 классе
4 часа в неделю; 140 часов в год
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности |
I четверть: 7 недель и 2 дня, 4 часа в неделю |
||||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236 Заготовка деталей |
1 |
|
Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда |
2. |
Цветочная полянка |
1 |
|
Картон, цветная бумага, образец, закрепление геометрических фигур |
3. |
Заготовка деталей |
1 |
|
Бумага, фломастеры, иллюстрации с изображением летнего пейзажа |
4. |
Коллективная работа «Летний день» |
1 |
|
Образцы открыток, речевые карточки |
5. |
Инструктаж: № 235, 236 |
1 |
|
Образец, цветной картон, цветная бумага, клей, гербарий |
6. |
Метод обрывания, аппликация «Осеннее дерево» |
1 |
|
Частичный показ. Цветная бумага, клей |
7. |
Сбор листьев для гербария |
1 |
|
Цветная бумага, клей, гербарий |
8. |
Аппликация «Осенние листья» |
1 |
|
Цветная бумага, клей, ножницы |
9. |
Осенний пейзаж |
1 |
|
Частичный показ, цветная бумага |
10. |
Осенний пейзаж (коллаж) |
1 |
|
Частичный показ, цветная бумага |
11. |
Составление осеннего букета |
1 |
|
Частичный показ, цветная бумага |
12. |
Аппликация с натуры «Осенний букет» |
1 |
|
Частичный показ, цветная бумага |
13. |
Аппликация «Моё настроение» |
1 |
|
Частичный показ, цветная бумага |
14. |
Инструктаж № 235, 236 |
1 |
|
Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные, х/б |
15. |
Знакомство с крючком, пряжей |
1 |
|
Речевые карточки. Речевые карточки |
16. |
Вязание воздушных петель |
1 |
|
Частичный показ. Речевые карточки |
17. |
Вязание воздушных петель |
1 |
|
Частичный показ. Выборочный речевой материал по пройденным темам |
18. |
Узоры из воздушных петель |
1 |
|
Образец. Частичный показ |
19. |
Вязание «Ромашка» |
1 |
|
Частичный показ |
20. |
Вязание «Ромашка» |
1 |
|
Частичный показ |
21. |
Декоративный узор в карандаше |
1 |
|
Образец. Частичный показ |
22. |
Декоративный узор из воздушных петель |
1 |
|
Индивидуальное сопровождение |
23. |
«Красная рябина (сбор корма для птиц)» |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
24. |
Экскурсия в парк. «Жёлтый лист (сборка и сортировка природного материала)» |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
25. |
Сельскохозяйственный труд «Сбор цветочных семян» |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Садовый инвентарь для труда |
26. |
Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке» |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Частичный показ. Семена моркови |
27. |
Сельскохозяйственный труд «Посадка семян моркови на пришкольном участке» |
1 |
|
Частичный показ. Приготовить семена зимнего чеснока |
28. |
Сельскохозяйственный труд «Посадка семян зимнего чеснока на пришкольном участке» Итоговый урок |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
Всего 28 часов |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности |
II четверть: 8 недель, 4 часа в неделю |
||||
1. |
Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256 Вводная беседа: закрепить правила организации рабочего места, навык работы с инструментами для обработки бумаги и правилами безопасности труда |
1 |
|
Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда. Приготовить ветошь, таз, лейка, рыхлитель, ножницы |
2. |
Бытовой труд «Уход за комнатными растениями»
|
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Ветошь, вода, таз. Фломастеры, бумага белая |
3. |
Бумажная пластика. Оригами «Птица»
|
2 |
|
Бумага, фломастеры, иллюстрации с изображением зимующих птиц, образцы для выбора ориентира. Фломастеры, бумага белая |
4. |
Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Снеговик»
|
2 |
|
Образец, речевые карточки. Цветная бумага, клей |
5. |
Бумажная пластика. Оригами «Новогодний фонарик»
|
1 |
|
Образец, частичный показ. Цветная бумага, клей |
6. |
Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Зима в лесу» (коллективная работа) |
2 |
|
Лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы, инструктаж |
7. |
Бумажная пластика. Подарочная открытка (технология обработки бумаги, свободное творчество) |
2 |
|
Образец, заготовки с разметками, цветная бумага, клей, ножницы, инструктаж |
8. |
Бытовой труд, порядок в классе
|
1 |
|
Ветошь, таз с водой. Картон белый, ткань, тесьма, нитки, вата, клей ПВА |
9. |
Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256. (работа с иголкой) Изготовление игольницы |
1 |
|
Книжка-ширма с этапами работы, частичный показ, индивидуальная помощь. Игла, нитки, пуговицы |
10. |
Пришивание пуговиц с двумя отверстиями |
2 |
|
Частичный показ, индивидуальная работа |
11. |
Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями |
2 |
|
Частичный показ, индивидуальная работа |
12. |
Пришивание пуговиц на ножке |
2 |
|
Частичный показ, индивидуальная работа |
13. |
Тестопластика (плоскостная работа). Елки под снегом |
2 |
|
Частичный показ, индивидуальная работа |
14. |
Тестопластика. Новогодние игрушки на ёлку |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Частичный показ |
15. |
Бытовой труд «Порядок в классе» |
1 |
|
Белая бумага |
16. |
Украшение для праздника «Объёмная снежинка» |
1 |
|
Цветная бумага. Частичный показ, индивидуальная работа |
17. |
Украшение для праздника «Поздравительная открытка» |
2 |
|
Индивидуальная работа. Цветная бумага |
18. |
Модульное оригами (заготовки) |
2 |
|
Частичный показ. Цветная бумага |
19. |
Модульное оригами «Совёнок». Сборка из деталей. Коллективная работа |
1 |
|
Совместная деятельность. Ветошь, таз, лейки, фартуки |
20. |
Бытовой труд в классе |
1 |
|
Речевые карточки со словами-определениями |
21. |
Итоговый урок. |
1 |
|
Выборочный речевой материал по пройденным темам, подведение итогов |
Всего 32 часа |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности |
III четверть: 11 недель, 4 часа в неделю |
||||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236
|
2 |
|
Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда. Подготовка к следующему уроку. Пластилин, салфетки, спички, бусины для носа и глаз |
2. |
Объемные игрушки из природного материала. «Ёжики – папа и сынок» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Еловые шишки, пластилин. |
3. |
Объемные игрушки из природного материала. «Мама, папа и я – дружная черепашья семья» |
2 |
|
Картофель, бусины, пуговицы, скрепки и пр. материал для оформления внешней стороны |
4. |
Объемные игрушки из природного материала. «Весёлые гусеницы» |
2 |
|
Пух и перо птицы, глина либо пластилин |
5. |
Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка» |
2 |
|
Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага |
6. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Домовёнок» |
2 |
|
Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага |
7. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Утёнок» |
2 |
|
Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага |
8. |
Игрушки из нитяных помпонов. «Совёнок» |
2 |
|
Ножницы, шерстяные нитки |
9. |
Игрушка из ниток «Девочка» |
2 |
|
Ножницы, шерстяные нитки |
10. |
Игрушка из ниток «Мальчик» |
2 |
|
Ножницы, шерстяные нитки. Картонная заготовка, дырокол, байковая ткань, пряжа, клей, цветной картон |
11. |
Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Лошадка» |
2 |
|
Картонная заготовка, дырокол, байковая ткань, пряжа, клей, цветной картон |
12. |
Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Малышка» |
2 |
|
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки п/ш |
13. |
Плоскостная игрушка из ниток «Гномик» |
2 |
|
Цветной картон, цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы |
14. |
Бумажная пластика «Ромашка» |
2 |
|
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
15. |
Бумажная пластика «Роза» |
2 |
|
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
16. |
Бумажная пластика «Гвоздика» |
2 |
|
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы |
17. |
Бумажная пластика «Тюльпан»
|
2 |
|
Иголка, нитки белые и черные, игольница |
18. |
Трудовая деятельность «Ремонт одежды» |
2 |
|
Иголка, нитки белые и черные, игольница |
19. |
Трудовая деятельность «Пришивание петли к полотенцу» |
2 |
|
Холщёвая ткань, иголка или крючок, цветная ткань для аппликации узора на салфетке |
20. |
«Салфетка» продёргивание, обработка краёв |
3 |
|
Таз, ветошь, моющие средства |
21. |
Инструктаж по технике безопасности. Трудовая деятельность «Уборка классной комнаты» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
22. |
Свободная творческая деятельность «Работа по замыслу» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
23. |
Итоговый урок |
1 |
|
Анализ работ, выполненных в течение четверти |
Всего 44 часа |
||||
№ |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности |
IV четверть: 8 недель и 3 дня, 4 часа в неделю |
||||
1. |
Инструктаж: № 142, 235, 236
|
1 |
|
Правила организации рабочего места, пользование ножницами, другими предметами. Безопасность труда. Подготовка к следующему уроку. |
2. |
Подготовка земли. Посадка цветочных семян, собранных осенью на пришкольном участке |
2 |
|
Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников |
3. |
Ремонт учебников |
2 |
|
Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников |
4. |
Работа в школьной библиотеке «Ремонт учебников» |
2 |
|
Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников |
5. |
Работа в школьной библиотеке «Ремонт журналов и книг» |
2 |
|
Стеклянные баночки, картон, ножницы, луковицы, земля, горшочки, стеки |
6. |
Проращивание лука в воде, в цветочных горшках для получения зелени (дальнейшее наблюдение за ростом) |
1 |
|
Мука, соль, растительное масло, гуашь. Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
7. |
Тестопластика «Цветы в вазе» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
8. |
Тестопластика «Животные» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
9. |
Тестопластика «Декоративный узор» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
10. |
Работа с бумагой, плетение «Коврик» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
11. |
Работа с бумагой, плетение «Сумочка» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
12. |
Бумажная пластика «Лягушонок из конусов» |
2 |
|
Белая плотная бумага, ножницы, карандаши, клей, цветная бумага |
13. |
Объёмная пластика «Дом для гнома» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
14. |
Работа на пришкольном участке «Подготовка земли, формирование клумбы» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
15. |
Работа на пришкольном участке «Высадка цветочной рассады» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
16. |
Работа с бумагой. «Свободное творчество»
|
2 |
|
Личностно-ориентированный подход. Индивидуальное консультирование |
17. |
Работа с природным материалом «Свободное творчество» |
2 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
18. |
Работа с бросовым материалом «Свободное творчество» |
1 |
|
Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями |
19. |
Итоговый урок |
1 |
|
Закрепление техник |
Всего 34 часа |
Таким образом, рабочая программа по трудовому обучению для 5 класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение.
Методическое обеспечение программы
1. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя нач. классов. – М.: «Просвещение», 2009. – 160 с. Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
2. Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006
3. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.
4. Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7
Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.
2. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.
3. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.