Программа по трудовому обучению 5 класс слабослышащее отделение
Оценка 5

Программа по трудовому обучению 5 класс слабослышащее отделение

Оценка 5
doc
16.10.2021
Программа  по трудовому обучению 5 класс слабослышащее отделение
Программа трудового обучения 5 класс.doc

 

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2017 г.

Директор

____Л.Д. Дузькряченко

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2017 г.

Заместитель

директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2017 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Трудовое обучение»

для 5 «А» класса

слабослышащего отделения

                                                            

1.                     Составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) Утверждённой Министерством образования Российской Федерации (Москва 2007);

2.                     На основе авторской программы Т.М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров»,  утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.)

 

 

 

Составитель программы:

Р.И. Моисеева

учитель начальных классов

 

 

ТОМСК 2017-2018 учебный год

 

Пояснительная записка

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в трудовую деятельность по освоению художественных и культурных ценностей.

В базисном учебном плане на трудовое обучение в 5-ом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 140 уроков за год, в том числе на проведение экскурсии.

Современные подходы к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется через технологии, применяемые в учебном процессе. К ним относятся:

Ø здоровьесберегающие технологии (физкультурные минутки для слуха, зрения и позвоночника, создание комфортного психологического климата в классе, наличие эмоциональных разрядок);

Ø на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизация деятельности учащихся и педагогического сотрудничества;

Ø игровые технологии;

Ø личностно-ориентированное обучение.

 

Целью программы является развитие личности каждого слабослышащего ребёнка в процессе овладения трудовыми навыками через его собственную творческую предметную деятельность.

 

Задачи программы:

Ø расширение общекультурного кругозора учащихся;

Ø развитие качеств творческой личности, умеющей: ставить цель, искать и находит решение поставленных проблем, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт; объяснять свои действия;

Ø формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла;

Ø развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;

Ø освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

Ø овладение трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности;

Ø воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.

 

Актуальность программы заключается:

Ø в овладении обучающимися начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов;

Ø в приобретении начальных технологических знаний о материалах;

Ø в самостоятельном планировании работы, организации рабочего места, сотрудничестве в трудовом процессе, самостоятельном выявлении дефектов поделки-изделия, их устранение;

Ø в самооценке работы.

 

В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения:

Ø Коммуникативные (базовые умения использования языка в процессе трудовой и прочей деятельности).

Ø Интеллектуальные (анализ собственных работ, оценка творческих работ, сравнение и сопоставление).

Ø Информационные (извлечение информации из необходимых источников).

Ø Организационные (осуществление самоконтроля).

 

Новизной данной программы является направленность курса на формирование трудового опыта и применения знаний, умений и навыков в дальнейшей социальной жизни.

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса

В результате трудового обучения слабослышащий ученик должен знать/понимать:

Ø названия, назначение ручных инструментов для обработки материалов: правила безопасности при работе с ручными инструментами;

Ø понятие «воздушная петля, узор из воздушной цепочки»; названия ниток, ткани,  их назначение;

Ø понимать и пользоваться техническим рисунком, эскизом, ориентироваться на показ педагога, его образец;

Ø знать способы и приёмы обработки бумаги, пряжи, природных материалов;

Ø виды природных материалов, используемых в аппликации;

Ø экономно  использовать материалы, оценивать качество работы с учётом технологических и эстетических требований к конкретному изделию;

Ø комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, пряжей, природным материалом для достижения выразительности образа художественной вещи;

Ø заниматься самостоятельным творчеством, проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей.

 

 

Календарно-тематическое планирование по трудовому обучению

в 5 классе

4 часа в неделю; 140 часов в год

 

Тема урока

К/ч

Дата

Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности

I четверть: 7 недель и 2 дня, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

Заготовка деталей

1

 

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда

2.

Цветочная полянка

1

 

Картон, цветная бумага, образец, закрепление геометрических фигур

3.

Заготовка деталей

1

 

Бумага, фломастеры, иллюстрации с изображением летнего пейзажа

4.

Коллективная работа «Летний день»

1

 

Образцы открыток, речевые карточки

5.

Инструктаж: № 235, 236

1

 

Образец, цветной картон, цветная бумага, клей, гербарий

6.

Метод обрывания, аппликация «Осеннее дерево»

1

 

Частичный показ. Цветная бумага, клей

7.

Сбор листьев для гербария

1

 

Цветная бумага, клей, гербарий

8.

Аппликация «Осенние листья»

1

 

Цветная бумага, клей, ножницы

9.

Осенний пейзаж

1

 

Частичный показ, цветная бумага

10.

Осенний пейзаж (коллаж)

1

 

Частичный показ, цветная бумага

11.

Составление осеннего букета

1

 

Частичный показ, цветная бумага

12.

Аппликация с натуры «Осенний букет»

1

 

Частичный показ, цветная бумага

13.

Аппликация «Моё настроение»

1

 

Частичный показ, цветная бумага

14.

Инструктаж № 235, 236

1

 

Крючки, нитки шерстяные и полушерстяные, х/б

15.

Знакомство с крючком, пряжей

1

 

Речевые карточки. Речевые карточки

16.

Вязание воздушных петель

1

 

Частичный показ. Речевые карточки

17.

Вязание воздушных петель

1

 

Частичный показ. Выборочный речевой материал по пройденным темам

18.

Узоры из воздушных петель

1

 

Образец. Частичный показ

19.

Вязание «Ромашка»

1

 

Частичный показ

20.

Вязание «Ромашка»

1

 

Частичный показ

21.

Декоративный узор в карандаше

1

 

Образец. Частичный показ

22.

Декоративный узор из воздушных петель

1

 

Индивидуальное сопровождение

23.

«Красная рябина (сбор корма для птиц)»

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

24.

Экскурсия в парк. «Жёлтый лист (сборка и сортировка природного материала)»

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

25.

Сельскохозяйственный труд «Сбор цветочных семян»

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Садовый инвентарь для труда

26.

Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке»

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Частичный показ. Семена моркови

27.

Сельскохозяйственный труд «Посадка семян моркови на пришкольном участке»

1

 

Частичный показ. Приготовить семена зимнего чеснока

28.

Сельскохозяйственный труд «Посадка семян зимнего чеснока на пришкольном участке»

Итоговый урок

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

Всего 28 часов

Тема урока

К/ч

Дата

Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности

II четверть: 8 недель, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256

Вводная беседа: закрепить правила организации рабочего места, навык работы с инструментами для обработки бумаги и правилами безопасности труда

1

 

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда. Приготовить ветошь, таз, лейка, рыхлитель, ножницы

2.

Бытовой труд «Уход за комнатными растениями»

 

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Ветошь, вода, таз. Фломастеры, бумага белая

3.

Бумажная пластика. Оригами «Птица»

 

2

 

Бумага, фломастеры, иллюстрации с изображением зимующих птиц, образцы для выбора ориентира. Фломастеры, бумага белая

4.

Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Снеговик»

 

2

 

Образец, речевые карточки. Цветная бумага, клей

5.

Бумажная пластика. Оригами «Новогодний фонарик»

 

1

 

Образец, частичный показ. Цветная бумага, клей

6.

Бумажная пластика. Объёмная аппликация «Зима в лесу»

(коллективная работа)

2

 

Лист ватмана, цветная бумага, клей, ножницы, инструктаж

7.

Бумажная пластика. Подарочная открытка

(технология обработки бумаги, свободное творчество)

2

 

Образец, заготовки с разметками, цветная бумага, клей, ножницы, инструктаж

8.

Бытовой труд, порядок в классе

 

1

 

Ветошь, таз с водой. Картон белый, ткань, тесьма, нитки, вата, клей ПВА

9.

Инструктаж по ТБ Инструкции № 141, 256.  (работа с иголкой)

Изготовление игольницы

1

 

Книжка-ширма с

этапами работы, частичный показ, индивидуальная помощь. Игла, нитки, пуговицы

10.

Пришивание пуговиц с двумя отверстиями

2

 

Частичный показ, индивидуальная работа

11.

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями

2

 

Частичный показ, индивидуальная работа

12.

Пришивание пуговиц на ножке

2

 

Частичный показ, индивидуальная работа

13.

Тестопластика (плоскостная работа). Елки под снегом

2

 

Частичный показ, индивидуальная работа

14.

Тестопластика. Новогодние игрушки на ёлку

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями. Частичный показ

15.

Бытовой труд «Порядок в классе»

1

 

Белая бумага

16.

Украшение для праздника «Объёмная снежинка»

1

 

Цветная бумага. Частичный показ, индивидуальная работа

17.

Украшение для праздника «Поздравительная открытка»

2

 

Индивидуальная работа. Цветная бумага

18.

Модульное оригами (заготовки)

2

 

Частичный показ. Цветная бумага

19.

Модульное оригами «Совёнок». Сборка из деталей. Коллективная работа

1

 

Совместная деятельность. Ветошь, таз, лейки, фартуки

20.

Бытовой труд в классе

1

 

Речевые карточки со словами-определениями

21.

Итоговый урок.

1

 

Выборочный речевой материал по пройденным темам, подведение итогов

Всего 32 часа

Тема урока

К/ч

Дата

Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности

III четверть: 11 недель, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

 

2

 

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда. Подготовка к следующему уроку. Пластилин, салфетки, спички, бусины для носа и глаз

2.

Объемные игрушки из природного материала. «Ёжики – папа и сынок»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями.  Еловые шишки, пластилин.

3.

Объемные игрушки из природного материала. «Мама, папа и я – дружная черепашья семья»

2

 

Картофель, бусины, пуговицы, скрепки и пр. материал для оформления внешней стороны

4.

Объемные игрушки из природного материала. «Весёлые гусеницы»

2

 

Пух и перо птицы, глина либо пластилин

5.

Объемные игрушки из природного материала. «Райская птичка»

2

 

Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага

6.

Игрушки из нитяных помпонов.  «Домовёнок»

2

 

Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага

7.

Игрушки из нитяных помпонов. «Утёнок»

2

 

Шерстяные и полушерстяные нитки, картон, ножницы, цветная бумага

8.

Игрушки из нитяных помпонов.  «Совёнок»

2

 

Ножницы, шерстяные нитки

9.

Игрушка из ниток «Девочка»

2

 

Ножницы, шерстяные нитки

10.

Игрушка из ниток «Мальчик»

2

 

Ножницы, шерстяные нитки. Картонная заготовка, дырокол, байковая ткань, пряжа, клей, цветной картон

11.

Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Лошадка»

2

 

Картонная заготовка, дырокол, байковая ткань, пряжа, клей, цветной картон

12.

Плоскостная игрушка из ниток и ткани «Малышка»

2

 

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки п/ш

13.

Плоскостная игрушка из ниток «Гномик»

2

 

Цветной картон, цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы

14.

Бумажная пластика «Ромашка»

2

 

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

15.

Бумажная пластика «Роза»

2

 

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

16.

Бумажная пластика «Гвоздика»

2

 

Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы

17.

Бумажная пластика «Тюльпан»

 

2

 

Иголка, нитки белые и черные, игольница

18.

Трудовая деятельность «Ремонт одежды»

2

 

Иголка, нитки белые и черные, игольница

19.

Трудовая деятельность «Пришивание петли к полотенцу»

2

 

Холщёвая ткань, иголка или крючок, цветная ткань для аппликации узора на салфетке

20.

«Салфетка» продёргивание, обработка краёв

3

 

Таз, ветошь, моющие средства

21.

Инструктаж по технике безопасности. Трудовая деятельность «Уборка классной комнаты»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

22.

Свободная творческая деятельность

«Работа по замыслу»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

23.

Итоговый урок

1

 

Анализ работ, выполненных в течение четверти

Всего 44 часа

Тема урока

К/ч

Дата

Иллюстрации, картинки, речевые карточки, образцы работ, необходимый инвентарь для трудовой деятельности

IV четверть: 8 недель и 3 дня, 4 часа в неделю

1.

Инструктаж: № 142, 235, 236

 

1

 

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, другими предметами. Безопасность труда. Подготовка к следующему уроку.

2.

Подготовка земли. Посадка цветочных семян, собранных осенью на пришкольном участке

2

 

Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников

3.

Ремонт учебников

2

 

Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников

4.

Работа в школьной библиотеке «Ремонт учебников»

2

 

Подручные материалы, инструменты для ремонта учебников

5.

Работа в школьной библиотеке «Ремонт журналов и книг»

2

 

Стеклянные баночки, картон, ножницы, луковицы, земля, горшочки, стеки

6.

Проращивание лука в воде, в цветочных горшках для получения зелени (дальнейшее наблюдение за ростом)

1

 

Мука, соль, растительное масло, гуашь. Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

7.

Тестопластика

«Цветы в вазе»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

8.

Тестопластика «Животные»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

9.

Тестопластика «Декоративный узор»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

10.

Работа с бумагой, плетение «Коврик»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

11.

Работа с бумагой, плетение «Сумочка»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

12.

Бумажная пластика «Лягушонок из конусов»

2

 

Белая плотная бумага, ножницы, карандаши, клей, цветная бумага

13.

Объёмная пластика «Дом для гнома»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

14.

Работа на пришкольном участке

«Подготовка земли, формирование клумбы»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

15.

Работа на пришкольном участке

«Высадка цветочной рассады»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

16.

Работа с бумагой. «Свободное творчество»

 

2

 

Личностно-ориентированный подход. Индивидуальное консультирование

17.

Работа с природным материалом «Свободное творчество»

2

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

18.

Работа с бросовым материалом «Свободное творчество»

1

 

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

19.

Итоговый урок

1

 

Закрепление техник

Всего 34 часа

 

Таким образом, рабочая программа по трудовому обучению для 5 класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение.

 

Методическое обеспечение программы

1.   Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников: Кн. для учителя нач. классов. – М.:  «Просвещение», 2009. – 160 с. Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам: учебник для 4 класса. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

2.   Геронимус Т.М. Я всё умею делать сам: учебник – тетрадь для 4 класса: М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006

3.   Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием: метод. рекомендации для учителей начальных классов по использованию комплекта учебников – тетрадей по трудовому обучению в школе. 1 – 4 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС «Школа», 2006.

4.   Лебедева, Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7

 

Литература по сурдопсихологии и сурдопедагогике.

1.   Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод. Пособие для учителя-логопеда /Р.И. Лалаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 223 с.

2.   Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия У детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 288 С.

3.   Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2009 – 224 с.»


Департамент общего образования

Департамент общего образования

Пояснительная записка Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира

Пояснительная записка Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря трудовому обучению, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира

В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения: Ø

В процессе трудового обучения на базовом уровне развиваются общеучебные умения: Ø

Тема урока К/ч Дата

Тема урока К/ч Дата

Узоры из воздушных петель 1 Образец

Узоры из воздушных петель 1 Образец

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда

Правила организации рабочего места, пользование ножницами, безопасность труда

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями 2

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями 2

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

Овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями

Пришивание петли к полотенцу» 2

Пришивание петли к полотенцу» 2

Тестопластика «Цветы в вазе» 2

Тестопластика «Цветы в вазе» 2

Таким образом, рабочая программа по трудовому обучению для 5 класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение

Таким образом, рабочая программа по трудовому обучению для 5 класса учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями слуховых функций, их возможности, направлена на личностно-ориентированное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021