Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Сарова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
(баян)
Саров 2022
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Учебная литература:
- Методическая литература
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.
В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.
Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Важное место в обучении детей должен занимать донотный период обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 10-15 лет
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.
Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации |
Затраты учебного времени |
Всего часов |
|||||
Годы обучения |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
|
|||
Полугодия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Количество недель |
16 |
19 |
16 |
19 |
16 |
19 |
|
Аудиторные занятия |
32 |
38 |
32 |
38 |
32 |
38 |
210 |
Самостоятельная работа |
32 |
38 |
32 |
38 |
32 |
38 |
210 |
Максимальная учебная нагрузка |
64 |
76 |
64 |
76 |
64 |
76 |
420 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов. Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
· ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
· формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, аккордеоне;
· приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
· приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
· формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
· оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
· воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
· воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки учащихся;
· формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне, симфонической музыки и другие);
- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы.
Учебные аудитории имеют площадь на менее 12 кв.м. и звукоизоляцию. Все кабинеты оснащены музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой. Для концертных выступлений и репетиционных занятий учащимся предоставлены концертные залы на 120 и 90 мест.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Первый год обучения
Календарныесроки |
Темы и содержание занятий |
1 четверть |
Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой). Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений. |
2 четверть |
Штрихи non legato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. |
3 четверть |
Штрихи non legato, staccato, legato. Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Наиболее продвинутые учащиеся осваивают хроматическую гамму на выборной системе. |
4 четверть |
Гамма До мажор двумя руками в одну октаву. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Академический зачет. |
Второй год обучения
1 четверть |
Штрихи: non legato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До, Соль мажор двумя руками в одну октаву. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов) отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев. |
2 четверть |
Гаммы Фа (в одну октаву для аккордеонистов), До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в одну октавы. Для продвинутых учащихся До мажор на выборной системе левой рукой. Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато. Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения. |
3 четверть |
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Для продвинутых учащихся До мажор на выборной системе двумя руками вместе. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. |
4 четверть |
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. |
Третий год обучения
Календарныесроки |
Темы и содержание занятий |
1 четверть |
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, в две октавы ля минор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в одну октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, non legato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка. |
2 четверть |
Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Репертуар пополняется произведениями современных композиторов, популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой. |
3 четверть |
Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. Подготовка итоговой программы. |
4 четверть |
Подготовка к итоговой аттестации. |
Годовые требования
Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.
Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.
Первый год обучения
Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук).
Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.
Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов.
Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.
Техника ведения меха.
Упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6).
Рекомендуемые упражнения и этюды (баян, аккордеон)
1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре.
2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си).
3. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы.
4. Г.Беренс Этюд До мажор
5. К.Черни Этюд До мажор
6 Л.Шитте Этюд Фа мажор
7. В.Лушников Этюд
8. Д.Левидова Этюд
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1. А.Корнеа-Ионеску «Фанфары»
2. В.Моцарт «Азбука»
3. Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова
2 вариант
1. Калинников «Тень – тень»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
3. Г.Беренс Этюд До мажор
3 вариант
1. А.Аренский «Журавель»
2. Русская народная песня «Вставала ранёшенько»
3. Д.Кабалевский «Маленькая полька»
4 вариант
1. К.Черни Этюд До мажор
2. Ю.Слонов «Разговор»
3. Русская народная песня «Как со горки», обр. И.Обликина
Второй год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг.
Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные.
Примерные исполнительские программы
1 вариант
1.Детская песенка «Филин»
2. Русская народная песня «Я пойду ли молоденька», обр. И.Обликина
3. Г.Беренс Этюд До мажор
2 вариант
1. К.Черни Этюд Соль мажор
2. Л.Колосов «Считалочка»
3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр. В.Бушуева
3 вариант
1. Л.Шитте Этюд Фа мажор
2. А.Спаддавекиа «Добрый жук»
3. Русская народная песня «У нас нонче суббатея», обр. А.Крылусов
Репертуар для ансамблей
А.Новиков «Девичья хороводная»
В.Косенко «Петрушка»
В.Шулешко «Незабудка»
Русская народная песня «Яблочко», обр.В.Грачева
Д.Кабалевский «Весёлый наигрыш»
Н.Лысенко «На горе, горе»
В.Ребиков «Воробышек, воробей»
Ф.Шуберт Экосез
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина
Русская народная песня «Как под горкой, под горой», обр. И.Обликина
Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И.Обликина
П.Чайковский «Старинная французская песенка», пер. И.Обликина
Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», пер. И.Обликина
Третий год обучения
Гаммы Фа мажор, До мажор, Соль мажор, ля минор гармонический и мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.
Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы.
Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху.
Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес.
Примерные итоговые исполнительские программы
1 вариант
1. И.Гайдн «Анданте»
2. А.Кокорин «Скерцо»
3. Русская народная песня «Как за нашим двором», обр. А.Крылусова
2 вариант
1. В.Моцарт «Менуэт»
2. В.Ефимов «Русский танец»
3. Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. А.Коробейникова
3 вариант
1. Г.Ф.Гендель «Сарабанда»
2. В.Гаврилин «Военная песня»
3. Белорусская народная песня «Савка и Гришка», обр. А.Коробейникова
4 вариант
1. И.С.Бах «Менуэт»
2. А.Хачатурян «Андантино»
3. Русская народная песня «Уж как по лугу», обр. В.Ефимова
5 вариант
1. И.Гайдн «Менуэт»
2. Б.Барток «Игра»
3. Русская народная песня «Не летай, соловей», обр. А.Коробейникова
Репертуар для ансамблей
Е.Дербенко «Приокская кадриль», «Лирическая мелодия»
Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. Л.Колесова
И.Брамс «Колыбельная»
Э.Джон «Игра в мяч», обр. В.Шулешко
В.Витлин «Детская песенка»
В.Шулешко «Маленькая фея»
И.Гайдн «Немецкий танец»
М.Глинка «Полька»
В.Калинников «Киска»
А. Касьянов «Русская песня»
Русская народная песня «Перевоз Дуня держала», обр. И.Обликина
Украинская народная песня «Ехал казак за Дунай», обр. И.Обликина
Ф.Шуберт «Благородный вальс»
В.Белов «Владимирский хоровод»
К.Вебер «Адажио»
Л.Гаврилов «Полька»
Г.Гендель «Менуэт»
А.Марьин «Что от терема, да до терема»
Русская народная песня « Вдоль по улице метелица метёт», обр. И.Обликина
А.Жигалов «Русский танец»
Н.Чаплыгин «Кубилас»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,
- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,
- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля учащихся являются:
• текущий контроль,
• промежуточная аттестация учащихся,
• итоговая аттестация учащихся.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
• систематичность,
• учет индивидуальных особенностей учащегося.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
• зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
• переводные зачеты (дифференцированные);
• академические концерты;
• контрольные уроки.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.
Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.
Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.
По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
2. Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.
4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.
Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.
В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.
1. Звучала музыка с экрана, песни из отечественных фильмов. Вып. 4 Сост. Л. Скуматов. «Санкт-Петербург композитор», 2004
2. Ритм Гармоника Джаз. Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона Вып.8, Сост. В.В. Бесфамильнов, В.С. Брызгалин, Курган 2005
3. Двенадцать пьес и одна сюита. Сост.С Бланк. Ростов-на-Дону 2001
4. Лев Колесов. Эстрадные миниатюры в музыкальной школе. Сост.Л. Лейченко, Е. Каплунова. Москва 2000
5. Н. Перевезенцев. Ступени мастерства. Вып 2 Редактор О.В. Епишева ООО «Информационно-издательское товарищество А-Гриф», г. Иваново 2013
6. Е. Дербенко. Ученик на эстраде, Редакция В.С. Брызгалина, Курган 2006
7. А. Доренский. Музыкальный калейдоскоп. Исполнительская редакция Л.В.Варавиной Ростов-на-Дону «Феникс» 2016
8. Р.Н. Бажилин Аккордеон в джазе Издат. В. М. Катнский. Сост. Р.Н. Бажилин. Москва 2003
9. Популярные мелодии в облегченном переложении, Учебное пособие для средних и старших классов детской музыкальной школы Вып 1. Редактор
10. Полифонические пьесы для баяна. Вып.1,2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин, М.,«Советский композитор», 1971
11. Л.С. Скуматов Сост Т.Г. Кузнецова, Н.В. Новицкая Издат «Композитор» Санкт-Петербург 2012
12. В. Шулешко. Эстрадный Калейдоскоп. Авторский сборник для баяна и аккордеона. Издат «Аллегро» Москва 2016
13. Музыкальный зоопарк. Е.Лёвина, А.Лёвин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011
14. Популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. Для баяна и аккордеона. Составитель В. Куликов, Издат «Москва» 2004
15.Ритм Гармоника Джаз. Эстрадные пьесы для баяна и аккордеона, Выпуск 10. Составители В.В. Бесфамильнов, В.С. Брызгалин. Редакция В.С. Брызгалина «Мир нот» г. Курган 2008
16. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006
17. А. Доренский Эстрадно-Джазовые Пьесы для баяна и аккордеона, Исполнительская редакция Л.В.Варавиной, Издат «Феник» Ростов-на-Дону 2016
18. Н. Перевезенцев. Ступени мастерства, Выпуск 1 Редактор О.В. Епишева ООО «Информационно-издательское товарищество А-Гриф», г. Иваново 2013
19. Виват, Аккордеон. Сборник эстрадной музыки для баяна и аккордеона Выпуск 2, Автор-составитель В.В. Ушенин, Издат «Феник» Ростов-на-Дону 2015
20. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000
21. Азбука Баяниста для готового и выборного баяна Сост. В.В. Кузовлев, Д.А. Самойлов. Издат «Кифара» г.Москва
22. Современная школа игры на баяне. Сост. В.А. Семенов. Издат. «Музыка» г.Москва 2003
23. Альбом юного баяниста вып 1, Сост. М. Кольяшкин, Издат. В.Катанского. г. Москва.
24. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004
25. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2005
26. Хрестоматия для баяна. Вып.1. Сост. Р. Гречухина, М. Лихачев. СПб, «Композитор», 2002
27. Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1-2 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2004
28. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2006
29. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2007
30. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005
31. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2004
32. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2008
33. Этюды для баяна. Сост. Л. Скуматов. СПб, Композитор, 2006
34. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост. А. Крылусов. М., Музыка, 2004
1. 50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов. Б.Марана. Новосибирск, 2003
2. Ансамбли русских народных инструментов. Дуэты баянистов-аккордеонистов. Вып 1. И.Обликин, М., Музыка, 2003
3. Ансамбли для баянов и аккордеонов. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 2003
4. Вместе весело играть. Пьесы и обработки для дуэта баянов (аккордеонов)
Ю.Смородникова. М., 2004
5. Произведения для ансамблей баянистов. Л.Колесов. Вып.1. М., Музыка, 2004
6. Пьесы, обработки, ансамбли. В.Бухвостов. М., Музыка, 2003
7. Сборник ансамблей. Сост. Р.Гречухина. СПб, Композитор, 2000
8. Эстрадный калейдоскоп. 2-4 классы ДМШ. В.Шулешко. Вып.1. М., Музыка, 2002
1. Пуриц. И. Методические статьи по обучению игре на баяне, 2000
2. Жмаев.А.Б. Методика обучения игре на баяне. 2013
3. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя - баяниста. Баян и баянисты. Вып. 4. М., Музыка, 1978
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
5. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., Советский композитор, 1978
6. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелодии. Л., Музыка, 1973
7. Власов В.П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями: учеб. пособие для муз. вузов и муз. уч-щ. М., РАМ им. Гнесиных, 2004
8. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
9. Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники. Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970
10. Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975
11. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981
12. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985
13. Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна. М., Музыка, 1982
14. Егоров Б. Средства артикуляции и штрихи на баяне // Вопросы профессионального воспитания баяниста: Труды ГМПМ им.Гнесиных. Вып.48. М., 1980
15. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
16. Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приёмов ведения меха баянистами. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6. Л.,1985
17. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. Баян и баянисты. Вып. 2. М.,1974
18. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985
19. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977
20. Максимов В.А. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне: Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, вузов М., Изд. центр ВЛАДОС, 2004
21. Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980
22. Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989
23. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002
24. Обертюхин М. Проблемы исполнительства на баяне. М.,1989
25. Обертюхин М. Расчленённость музыки и смена направления движения меха. Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978
26. Основы начального обучения игре на баяне. А.Судариков. М., Музыка, 1978
27. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио. Киев, Музична Украина,1982
28. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001
29. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004
30. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978
31. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. М., Советский композитор, 1979
32. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией. Баян и баянисты. Вып. 7. М.,1987
Электронные образовательные ресурсы
Музыкальные произведения
http://www.classical.ru/r/
http://classicmusicon.narod.ru/
http://www.discoverclassics.com/
http://www.emusic.com/music-genres/classical/
http://www.piazzolla.org/sounds/index.html
http://www.classicalarchives.com/
http://www.classicalguitarmidi.com/
http://www.kunstderfuge.com/
http://mids.ru/find/
Музыкальные сайты
http://cl.mmv.ru/
http://firemusic.narod.ru/
http://belcanto.ru/
http://www.realmusic.ru/
http://opera-xx.narod.ru/
http://music.kulichki.net/notes/forte/index.shtml
http://www.mravinsky.org/
http://www.gergiev.ru/
http://www.ballet.classical.ru/index.html
http://www.vocal.ru/
http://www.jsbach.org/
http://bach-cantatas.com/index.htm
http://www.classical.net/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.