Возможности проектно – исследовательской деятельности в воспитании школьников
Оценка 4.8

Возможности проектно – исследовательской деятельности в воспитании школьников

Оценка 4.8
doc
06.11.2023
Возможности проектно – исследовательской деятельности в воспитании школьников
Возможности проектно - исследовательской деятельности (педсовет авг. 23).doc

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея

  «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»

 

 

Рассмотрено

на заседании МО

учителей-предметников

                     Уджуху А.Х.

«        »                           2023г

 Протокол № от

Согласовано

Зам.директора по МиОМР

_________Богус С.Х.

«_____»_________2023 г.

Утверждаю

Директор  школы

___________Чумаков Р.Н.

«____» __________2023 г.

 

 

 

 

 

 

Доклад на педагогическом совете «Ключевые инструменты единого содержания образования»:

«Возможности проектно – исследовательской деятельности в воспитании школьников».

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель истории и обществознания Шеметова Е. С.

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

г. Майкоп

(СЛАЙД 1) С появлением федеральной образовательной программы изменились некоторые подходы к организации воспитательной работы в школе. 

Прежде всего сейчас не только обновляется ФГОС, не только ФОП входят в действие, появляются федеральные рабочие программы (СЛАЙД 2). В целевых ориентирах результатов воспитания, как главная ценность -  это ученик, имеющий навыки наблюдений, систематизации, осмысления опыта во всех областях знания. Обозначены различные модули по этим целевым показателям программы воспитания. В модуле «Урочная деятельность» прописано как целевое направление это инициирование, поддержка исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности. В модуле «Внеурочная деятельность» предусмотрены курсы занятий исследовательской направленности. В модуле «Классное руководство» это – индивидуальная работа с учеником, когда результаты проектной деятельности уже входят составляющей частью в личное портфолио. И в модуле «Социальное партнёрство» тоже предусмотрена реализация социальных проектов, которые совместно разрабатываются обучающимися вместе с педагогами и организациями партнёрами.

(СЛАЙД 3) Приходит новое и в воспитательную работу в школе в связи с тем, что у нас реализуются государственные проекты, например «Разговоры о важном». А также, с введением в школе новой должности советника директора по воспитанию, появилась возможность для того, чтобы вновь возрождалась реальная  система школьного самоуправления. Многое из того, что было обозначено на круглом столе уже реализуется в учащимися нашей школы. (СЛАЙД 4) Ребята из отделения слуха работали над проектом по бездомным животным, приходили в приют для животных, приносили корм, гуляли с животными. Алиева Малика, учащаяся 9 с класса, организовала помощь  в приобретении корма для бездомных животных.  И это пример реализации социального партнёрства в деле. (СЛАЙД 5) Кроме того творческие проекты имеют возможность реализоваться в связи с возрождениями школьных театров. Если говорить об исследовательских проектах, то на сегодняшний день реализуется проект по тому, чтобы школьная библиотека стала местом, где не просто хранятся учебники, книги, но и  собираются дети, увлечённые наукой, стала научным, информационным центром в школе. И это лишь некоторые из возможностей.

Проектно – исследовательская деятельность является одним из направлений в организации воспитательной работы. Очень сложно реализовать проектную деятельность в рамках урока, т.к. достаточно маленький промежуток времени, в который нужно успеть и проверить домашнее задание и объяснить новый материал, но при этом элементы исследования и создания проектов могут иметь место быть и существуют разные подходы и приёмы для этого. (СЛАЙД 6)

Формы организации проектной деятельности в рамках урока:

·        Учебный эксперимент, который прекрасно могут осуществлять учителя физики, биологии, химии.

·        Урок – лаборатория, куда можно отнести и лабораторные работы,  и практикумы, и где реализуются различные спец курсы, решение нестандартных задач, новые методы решения различных физических и математических задач. Здесь могут быть краткосрочные исследования в рамках урока.

·        Урок «Удивительное рядом». Необязательно здесь исследование должно быть объёмное, это может быть небольшой проект в виде презентации, где дети рассказывают о тех явлениях, которые их окружают.

·        Урок «Рассказ об учёных». Биографии учёных, их путь в науке, открытия, которые они сделали, значение этих открытий в современном мире, династии учёных – вот темы, которые дети могут исследовать и подготовить самостоятельно.

·        Урок «Защита проектов». Например, если был урок, в рамках которого проводились исследования, то на следующем уроке в рамках учебного курса, можно учащимся предложить, чтобы они показали результаты своих исследований или это может быть индивидуальное, домашнее задание.

·        Урок «Пол царства за идею», когда можно предложить в ходе «мозгового штурма» какие – то необычные идеи по решению какой-то задачи.

Возможны формы организации проектно – исследовательской деятельности и во внеурочное время. Урок – исследование в музее. Функционирование научного общества учащихся, в рамках которого дети занимаются наукой.

Турниры юных. Это самый трудоёмкий и сложный этап ведения исследовательской деятельности. Но существует большое разнообразие.

На круглом столе были обозначены проблемами в реализации проектной деятельности.  (СЛАЙД 7)

Одна из основных проблем – это отсутствие руководства. Учителя физически не могут закрепить за собой одного какого-то ученика и с ним работать.

·       Недостаточная поддержка. Учитель может быть не в состоянии оказать адекватную поддержку и помощь, когда школьник сталкивается с трудностями или задаёт вопросы в процессе проектирования и исследования.

·       Ограниченные ресурсы. В школах не хватает необходимых ресурсов, таких как материалы, оборудование или технологии для содействия эффективной проектной и исследовательской деятельности. И это мешает учащимся в полной мере участвовать в проекте. Не все школы оснащены огромными кабинетами для исследований, особенно это касается маленьких и малокомплектных школ.

·       Нехватка времени. У учителей обычно ограниченное время для помощи в разработке проекта, что приводит к поспешным или незавершённым выводам и работам по теме.

·       Коммуникационный барьер. Трудности в эффективном общении учителя и ученика, очень часто встречается такая проблема.

Для решения данных проблем предлагают следующее: (СЛАЙД 8)

ü  «мозговые штурмы», без них никакой проект не интересен. Организуются обсуждения, в ходе которых школьники делятся своими идеями и темами исследований, которые им интересны.

ü индивидуальные конференции, т.е. встречи один на один с каждым учащимся, чтобы обсудить их проектные идеи, дать рекомендации и помочь решить проблемы, которые у них возникли. 

ü групповые обсуждения. Можно организовать такое обсуждение, в ходе которого школьники могут поделится результатами своих исследований, обменятся отзывами и поучиться на опыте других.

ü Коллегиальное редактирование, когда ребята работают в парах, чтобы просматривать и конструктивно критиковать черновики друг друга. Это способствует сотрудничеству и повышает качество работы.

ü Презентации. (СЛАЙД 9) Проблемы взаимодействия педагога и ученика, нехватка времени решаются если тема проекта выбрана ребёнком самостоятельно и интересна ему, он хочет этим заниматься,  он мотивирован к исследованию. Также рекомендуется работа над проектами в малых группах, что позволяет оказать взаимопомощь, происходит взаимообогащение знаниями, умениями и идеями. Но при этом важно чтобы проблема была интересна не только ученику, но, чтобы эта проблема была интересна и учителю, потому что воспитание –  процесс примера. Если учитель сам может показать, что ему это интересно, что он готов включится в разработку проекта, то это и на ученика оказывает воспитывающее значение.

(СЛАЙД 10) Проблему нехватки времени на курирование учителем проекта можно решать с помощью использования онлайн инструментов, таких как яндекс диск, работа на онлайн доске, использование цифрового проекта  «Лаборатория проектов» издательского дома «Просвещение».

(СЛАЙД 11) Многие дети, увлечённые исследованием, не имеют навыков публичного представления своего проекта. В решении данной проблемы помогут такие способы как использование формата Science Slam (сайнс слем) – или научной болтовни, это форма проведения презентаций, при которой происходит мини соревнование между детьми, когда за 5 минут нужно интересно, красочно представить свой проект и наградой в этом случае являются самые громкие аплодисменты одноклассников. Или ещё один способ, это представление своего проекта обучающимся младших классов. С одной стороны это мотивирует ребят младших классов, с другой стороны старшеклассники выступают перед своими товарищами, сверстниками и эта атмосфера позволяет почувствовать им себя увереннее и почувствовать ценность своего проекта.

(СЛАЙД 12) В рамках одного круглого стола невозможно охватить полностью эту многогранную тему и, было решено запланировать серию вебинаров по проектной деятельности на октябрь - ноябрь, где можно будет услышать об опыте коллег и поделиться своими идеями, также решено создать серию пособий по проектной деятельности. Кроме того существует проект «Методический проактив», где можно найти множество интересных идей, методических разработок, мастер – классов.


Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

СЛАЙД 1) С появлением федеральной образовательной программы изменились некоторые подходы к организации воспитательной работы в школе

СЛАЙД 1) С появлением федеральной образовательной программы изменились некоторые подходы к организации воспитательной работы в школе

Формы организации проектной деятельности в рамках урока: ·

Формы организации проектной деятельности в рамках урока: ·

Нехватка времени. У учителей обычно ограниченное время для помощи в разработке проекта, что приводит к поспешным или незавершённым выводам и работам по теме

Нехватка времени. У учителей обычно ограниченное время для помощи в разработке проекта, что приводит к поспешным или незавершённым выводам и работам по теме

Или ещё один способ, это представление своего проекта обучающимся младших классов

Или ещё один способ, это представление своего проекта обучающимся младших классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2023