Государственное казенное общеобразовательное учреждение Республики Адыгея
«Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения»
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Уджуху А.Х. « » 2022г Протокол № от |
Согласовано Зам.директора по МиОМР _________Богус С.Х. «_____»_________2022 г. |
Утверждаю Директор школы ___________Чумаков Р.Н. «____» __________2022 г. |
Доклад на педагогическом совете «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» по теме:
«Финансовая грамотность как
компонент функциональной грамотности».
Подготовила: учитель истории и обществознания Шеметова Е. С.
2022 год
г. Майкоп
Финансовая грамотность как
компонент функциональной грамотности
Что же такое финансовая грамотность и каковы её составляющие? Прежде всего, финансовая грамотность это один из компонентов функциональной грамотности. (слайд 2) А функциональная грамотность предполагает: «функционально грамотный человек свои знания, умения, навыки, приобретаемые в течение жизни, использует для решения максимально широкого круга жизненных задач, задач из разных сфер человеческих отношений». (слайд 3) Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
(слайд 4) С 2012 года отдельным направлением функциональной грамотности была включена финансовая грамотность (слайд 5), которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
(слайд 6) Задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших и позиционируется как один из базовых навыков XXI века.
Определение понятия финансовой грамотности полно и целостно представлено в материалах PISA.
Чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения (слайд 7). Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.
Мы видим востребованность в обществе финансовых услуг (слайд 8), активное вовлечение человека во взаимодействие с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. (слайд 9) Поэтому у ребёнка уже в школьном возрасте необходимо сформировать те базовые понятия и навыки, которые в последующем позволят ему принимать оптимальные финансовые решения и с успехом решать возникающие финансовые проблемы.
С 2016 года в школах ввели новый учебный предмет «финансовая грамотность». (слайд 10) В Российской Федерации принята «Стратегия повышения финансовой грамотности в 2017 – 2023». В нашей школе финансовая грамотность изучается в рамках учебного предмета «Обществознание».
Но нам необходимо включить элементы финансовой грамотности и в другие учебные предметы. (слайд 11) Ведь это область метапредметных знаний. Понятно, что на уроках математики эти задачи выполнить проще. Но, например, и на уроках литературы можно обсудить сюжеты, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации. И данные знания мы можем применять не только в учебных предметах, но и активно использовать образовательное пространство внеурочной деятельности. Например, проведение недели финансовой грамотности, отдельные викторины, игры.
Результативным средством формирования финансовой грамотности у детей ещё являются и ролевые игры, к примеру, игра «магазин» (слайд 12), которая способствует имитированию различных жизненных ситуаций и глубокому пониманию изучаемых социальных явлений и отношений.
(слайд 13) Эффективной игровой деятельностью при изучении финансовой грамотности являются также настольные игры.
В настоящее время разработано достаточное количество онлайн- ресурсов, с помощью которых можно научить распоряжаться ребенка финансами. (слайд 14) К примеру, «Монеткины» – это бесплатный онлайн-сервис, обучающий основам ведения бюджета.
Огромную роль в формировании навыков в решении социальных и финансовых задач является создание большого массового проекта, в котором принимает участие вся школа. (слайд 15)
К примеру, ярмарки. Это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, и родители. Происходит распределение социальных ролей.
В рамках учебного предмета «Индивидуальный проект» учащиеся старших классов нашей школы применяют на практике знания по финансовой грамотности. (слайд 16) Им необходимо рассчитать какие финансовые затраты потребуются для реализации их проектов, например, создания школьного музея или парка, и пр. Необходимо продумать где можно найти финансирование, как сделать свой проект привлекательным и интересным для инвесторов.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию успешной личности каждого ученика.
Получив финансовые знания (слайд 17), ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества. (слайд 18)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.