Рабочая программа
по внеурочной деятельности "Мой край"
Уровень образования: начальное общее образование,
2Б класс
Количество часов: 34, в неделю – 1 час
Учитель: Петрова Светлана Вячеславовна,
Высшая квалификационная категория
Коломенский г.о.
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» разработана для обучающихся 1-4 классов. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, а также особенностью организации образовательной деятельности в школе.
Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ме- тодического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011).
Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Мой край» для начальной школы составляют:
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
· Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Данилюк А.Я., Москва: Просвещение,2009;
· Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No1726-р;
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начально- го общего образования»;
· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
· "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы." Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы обучающиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребѐнок усвоит определѐнную систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займѐт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Познание ребѐнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребѐнком, что биосфера – это не только человек, но и всѐ многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и заканчивая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
В ходе изучения программы, необходимо научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.
Цель программы: формирование у младших школьников гражданско- патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины, формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к
самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества обучающихся, изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества обучающихся и их самовыражения.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
ü Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
ü Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
ü Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
ü Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
ü Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)
ü Слушать и понимать речь других.
ü Выразительно читать и пересказывать текст.
ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Отличительные особенности программы:
1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края (программа рассчитана на все четыре года обучения).
3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).
Педагогическая целесообразность:
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.
Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики обучающиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, умение делать выводы. Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов.
Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем. Практические, частично - поисковые и исследовательские методы и приѐмы организации внеурочной деятельности нацелены на выработку у обучающихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.
Принципы программы:
Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности. Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество. Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.
Принцип природосообразности предполагает, что проблемно- ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать обучающегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.
Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного
типа, дает школьнику опыт жизни в обществе, опыт понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.
Формы проведения занятий:
рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия, поездка, практическое занятие, викторина, работа в музеях, встречи с участниками исторических событий.
Формы подведения итогов работы:
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы:
1. Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках;
-конкурсах;
-олимпиадах;
-концертах;
-социальных проектах (коллективных творческих делах);
-устные выступления обучающихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).
2. Педагогическое наблюдение. 3.Тематический опрос.
Разработанная программа предусматривает постепенное изучение краеведческого материала по 3 блокам. Каждому блоку соответствует определѐнное содержание, которое составлено с учѐтом возраста, и основано на личностно- ориентированном подходе.
Программа рассчитана на 4 года обучения детей младшего школьного возраста.Во 2 классе -34 часа(1 раз в неделю).
Раздел «Моя семья»
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Кто я? Где я живу?
Повторение пройденного в 1 классе. Осознание ребѐнком собственного я. Фамилия, имя, отчество ребѐнка. Место жительства.
Лента времени моей жизни. Рассматриваем семейные фотографии.
Воспоминания о себе. Рассматривание семейных фотографий.
Составление ленты времени.
Я – сын. Я – дочь. Каков я?
Игры и тренинги на закрепление правил поведения в семье, на развитие нравственных качеств.
Происхождение фамилий.
Происхождение известных русских фамилий. Работа со словарями.
История моей фамилии.
Мир твоего дома.
Занятия членов семьи. Распределение обязанностей. Мои обязанности в семье. Разыгрывание сценок из жизни семьи. Обсуждение стихотворений.
Традиции твоей семьи.
Что мы бережно храним в нашей семье. Рассказы детей о традициях семьи. Рассматривание фотографий и видеофильмов. Приглашение родителей на занятия. Поход в гости в одну из семей. Общий выход на природу.
Моя родословная. Практическая работа «Родословное древо».
Понятие «родословная». Исследовательская работа: беседа с родственниками о предках, рассматривание фотографий, составление
«родословного древа».
Заключительное занятие. Презентация работ.
Подведение итогов. Оформление выставки работ. Презентации работ.
Раздел «Моя школа».
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Что такое школа?
Повторение пройденного в 1 классе. Игры на сплочение коллектива.
Мы – ученики 2 класса. Устав школы. Правила поведения.
Беседа о школе. Работа с Уставом школы. Вспоминаем гимн школы, повторяем законы и заповеди. Игры на усвоение правил поведения.
Традиции школы. Ими гордится школа. (Встреча со старшеклассниками).
Встреча со старшеклассниками, которыми гордится школа. Рассказ ими о своих достижениях: учѐба, спорт, участие в различных конкурсах и проектах.
Члены моей семьи – выпускники моей школы.
Мои родители учились в этой школе… Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.
Чему и как учились наши предки.
Путешествие в прошлое. Чтение рассказов, рассматривание репродукций картин.
Экскурсия в Дом учителя или Школу ремѐсел.
Необходимо организовать экскурсию в Дом учителя, Школу ремѐсел по теме: «Чему и как учились наши предки». Можно съездить в с. Константиново Рязанской области на урок в земскую школу.
Игры и забавы наших предков.
Рассказать и показать игры и забавы детей 19 – 20 веков. Можно организовать интерактивную программу с привлечением сотрудников Школы ремѐсел, усадьбы Лажечникова, Дома Озерова и др.
Микрорайон нашей школы. Экскурсии по улицам микрорайона.
Понятие «микрорайона». Работа с картой города. Экскурсии по улицам микрорайона. Знакомство с их названиями и объектами. Возможно привлечение сотрудников ДДЮТиЭ.
Коллективная разработка проекта «Школа».
Коллективная работа над проектом. Тему проекта рекомендуем выбирать, исходя из интересов школы и класса: «Сделаем школу краше»,
«Школа будущего», «Озеленим нашу территорию» и др.
Заключительное занятие. Презентация работы.
Можно презентовать работу ученикам разных классов, родителям.
Раздел «Мой город».
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. «С чего начинается родина…»
Повторение пройденного в 1 классе. Эмоциональный настрой на изучение темы. Песни и стихотворения о родине.
Как растѐт город, из чего он состоит?
Понятие «город», его составные части. Работа с картой. Заочное путешествие по разным частям города.
Символы Коломны.
Герб, флаг, гимн Коломны. История символики нашего города.
Предприятия Коломны.
Заочная экскурсия по градообразующим предприятиям.
Транспорт города.
Рассказ о видах транспорта нашего города. Можно подробно остановиться на истории трамвая. Заочная или очная экскурсия «Коломна за окном трамвая» (ДДЮТиЭ)
Достопримечательности нашего города.
Коломна – экскурсионный город. Достопримечательности нашего города. Возможна экскурсия- знакомство с одним объектом.
Парки. Скверы.
Заочное путешествие по паркам и скверам города. Можно прогуляться в ближайшем парке или сквере, рассказать о его истории.
Экология нашего города. Сделаем город чище. Участие в городской акции.
Беседа об экологии нашего города. Участие в городской акции по сбору макулатуры или уборке территории школы.
Коломна в стихах и песнях. Просмотр видеофильма о Коломне.
Просмотр видеофильма о Коломне. Разучивание стихов и песен о Коломне.
Праздник «Коломна-городок, России уголок».
Подготовка и проведение праздника.
Календарно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Общее |
Комбиниро- ванные уроки |
Экскурсии |
||
Раздел «Моя семья» (10 ч) |
||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Кто я? Где я живу? |
1 |
1 |
|
2 |
Лента времени моей жизни. Рассматриваем семейные фотографии. |
1 |
1 |
|
3 |
Я – сын. Я – дочь. Каков я? |
1 |
1 |
|
4 |
Происхождение фамилий. |
1 |
1 |
|
5 |
Мир твоего дома. |
1 |
1 |
|
6-7 |
Традиции твоей семьи. |
2 |
1 |
1 |
8-9 |
Моя родословная. Практическая работа «Родословное древо» |
2 |
2 |
|
10. |
Заключительное занятие. Презентация работ. |
1 |
1 |
|
Раздел «Моя школа» (13 ч). |
||||
11 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Что такое школа? |
1 |
1 |
|
12 |
Мы – ученики 2 класса. Устав школы. Правила поведения. |
1 |
1 |
|
13 |
Традиции школы. Ими гордится школа. (Встреча со старшеклассниками) |
1 |
1 |
|
14 |
Члены моей семьи – выпускники моей школы. |
1 |
1 |
|
15 |
Чему и как учились наши предки. |
1 |
1 |
|
16 |
Экскурсия в Дом учителя или Школу ремѐсел. |
1 |
|
1 |
17 |
Игры и забавы наших предков. |
1 |
1 |
|
18-20 |
Микрорайон нашей школы. Экскурсии по улицам микрорайона. |
3 |
|
3 |
21-22 |
Коллективная разработка проекта «Школа» |
2 |
2 |
|
23 |
Заключительное занятие. Презентация работы. |
1 |
1 |
|
Раздел «Мой город» (11 ч) |
||||
24 |
Вводное занятие. Инструктаж по т/б. «С чего начинается родина…» |
1 |
1 |
|
25 |
Как растѐт город, из чего он состоит? |
1 |
1 |
|
26 |
Символы Коломны. |
1 |
1 |
|
27 |
Предприятия Коломны. |
1 |
1 |
|
28 |
Транспорт города. |
1 |
1 |
|
29 |
Достопримечательности нашего города. |
1 |
1 |
|
30 |
Парки. Скверы. |
1 |
1 |
|
31 |
Экология нашего города. Сделаем город чище. Участие в городской акции. |
1 |
1 |
|
32 |
Коломна в стихах и песнях. Просмотр видеофильма о Коломне. |
1 |
1 |
|
33-34 |
Праздник «Коломна-городок, России уголок» |
2 |
2 |
|
Голубева Е.П., Гужова А.И. Путеводитель по Коломне. – М.: «Моск. раб.», 1970г.
Фехнер М.В. Коломна (путеводитель). – М.: издательство литературы по строительству, 1966г. (историческая справка стр. 5-30)
«Коломна» журнал «Детская энциклопедия» №8, 2002г.
Кириченко В.Ю. Коломна: история в именах, - Коломна.: «ТОР», 1993г. Кузовкин А.И. Их именами названы улицы Коломны, - Коломна, 2004г. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007г.
Короткова М.В. Путеводитель в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2006г.
«Каталог предприятий города Коломна – 2009». Издательский дом
«СПР.ру», М., 2009г.
Слово о Коломне (книга-альбом). Коломна, 2007г.
Кузовкин А.И., Федоров А.А. Вдоль по Коломенке реке, Коломна, 2014г. Вагнер Б.Б. Реки и озѐра Подмосковья. М.: Вече, 2006г.
Кузовкин А.И. Герои- коломенцы. – Коломна: Лига, 2010г.
Слово о Коломне (книга-альбом). Коломна, 2007.
Кузовкин А.И. Коломенская краеведческая пятилетка. Исторический календарь Коломны и района на 2012-2016 годы, Коломна, 2005.
Кузовкин А.И. Памятники ратной доблести Коломны. – Коломна, 2005. Кузовкин А.И., Макаров А.И. Золотое созвездие коломенцев. М., «Моск.
раб.», 1976
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.