Программа по внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности

Оценка 4.7
docx
04.02.2020
Программа по внеурочной деятельности
Мой край 2 Б.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности "Мой край"

 

 

 

Уровень образования: начальное общее образование,

2Б класс

Количество часов: 34, в неделю – 1 час

Учитель: Петрова Светлана Вячеславовна,

Высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломенский г.о.

2019-2020 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» разработана для обучающихся 1-4 классов. Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, а также особенностью организации образовательной деятельности в школе.

Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, ме- тодического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, М.: «Просвещение», 2010) и «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное  образование)» под редакцией В. А. Горского (М.: «Просвещение», 2011).

Нормативно-правовую основу программы внеурочной деятельности по курсу «Мой край» для начальной школы составляют:

·        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

·        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Данилюк А.Я., Москва: Просвещение,2009;

·        Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. No1726-р;

·        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начально- го общего образования»;

·        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";

·        "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы." Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.


Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы обучающиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребѐнок усвоит определѐнную систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займѐт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Познание ребѐнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребѐнком, что биосфера – это не только человек, но и всѐ многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и заканчивая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

В ходе изучения программы, необходимо научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры, формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к прошлому времени посредством общения с памятниками истории и культуры, развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и исторического наследия малой родины.

Цель программы: формирование у младших школьников гражданско- патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины, формирование гармонически развитой и духовно богатой личности, воспитание стремления к


самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства любви и гордости за свой город.

Задачи программы:

Образовательные задачи:

·        формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;

·        познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта;

·        осваивать многовековое культурное наследие народа через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.

Воспитательные задачи:

·        развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

·        формировать толерантность и толерантное поведение в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;

·        укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только обучающихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества обучающихся, изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);

·        формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

·        позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.


Развивающие задачи:

·        развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

·        создавать условия для творчества обучающихся и их самовыражения.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Мой край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно  выполненное  задание   от   неверного. Учиться совместно с учителем и другими  учениками  давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

ü Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

ü Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).


ü Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии

ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

ü Перерабатывать                   полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

ü Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

ü Слушать и понимать речь других.

ü Выразительно читать и пересказывать текст.

ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Отличительные особенности программы:

1.    Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

2.     Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края (программа рассчитана на все четыре года обучения).

3.      Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Педагогическая целесообразность:

Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.


Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики обучающиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, умение делать выводы. Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой игры, выполнении творческих проектов.

Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем. Практические, частично - поисковые и исследовательские методы и приѐмы организации внеурочной деятельности нацелены на выработку у обучающихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Принципы программы:

Основной принцип программы – диалогичность. Кроме него, фундаментальное значение имеют принципы природосообразности, культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической направленности. Общение через диалог предполагает субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимся, где предметом общения будет социальное окружение, экономические отношения между людьми, научные исследования и творчество. Принцип диалогичности, прежде всего, предполагает личностный контакт между собеседниками на основе взаимопонимания, где связующей нитью диалога является познание внутреннего мира друг друга, единство встречи, открытость и доверие собеседников, их сотворчество.

Принцип природосообразности предполагает, что проблемно- ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать обучающегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.

Принцип культуросообразности предполагает, что ценностное общение школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями, традициями, присущими нашему региону.

Принцип коллективности предполагает, что коммуникации, осуществляемые в детско-взрослых общностях, коллективах различного


типа,    дает    школьнику    опыт    жизни     в     обществе,     опыт  понимания окружающего мира, взаимопонимания с окружающими его людьми, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей.

Формы проведения занятий:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов, экскурсия, поездка, практическое занятие, викторина, работа в музеях, встречи с участниками исторических событий.

Формы подведения итогов работы:

В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы:

1. Непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках;

-конкурсах;

-олимпиадах;

-концертах;

-социальных проектах (коллективных творческих делах);

-устные выступления обучающихся (подготовка сообщений и выступления с докладом).

2.   Педагогическое наблюдение. 3.Тематический опрос.

Разработанная программа предусматривает постепенное изучение краеведческого материала по 3 блокам. Каждому блоку соответствует определѐнное содержание, которое составлено с учѐтом возраста, и основано на личностно- ориентированном подходе.

Программа рассчитана на 4 года обучения детей младшего школьного возраста.Во 2 классе -34 часа(1 раз в неделю).

 

Раздел «Моя семья»

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Кто я? Где я живу?

Повторение пройденного в 1 классе. Осознание ребѐнком собственного я. Фамилия, имя, отчество ребѐнка. Место жительства.

Лента времени моей жизни. Рассматриваем семейные фотографии.

Воспоминания     о        себе.  Рассматривание   семейных   фотографий.

Составление ленты времени.

Я – сын. Я – дочь. Каков я?

Игры и тренинги на закрепление правил поведения в семье, на развитие нравственных качеств.

Происхождение фамилий.

Происхождение известных русских фамилий. Работа со словарями.

История моей фамилии.

Мир твоего дома.

Занятия членов семьи. Распределение обязанностей. Мои обязанности в семье. Разыгрывание сценок из жизни семьи. Обсуждение стихотворений.

Традиции твоей семьи.

Что мы бережно храним в нашей семье. Рассказы детей о традициях семьи. Рассматривание фотографий и видеофильмов. Приглашение родителей на занятия. Поход в гости в одну из семей. Общий выход на природу.

Моя родословная. Практическая работа «Родословное древо».

Понятие     «родословная».             Исследовательская       работа:                 беседа          с родственниками о        предках,     рассматривание   фотографий,          составление

«родословного древа».

Заключительное занятие. Презентация работ.

Подведение итогов. Оформление выставки работ. Презентации работ.

Раздел «Моя школа».

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Что такое школа?

Повторение пройденного в 1 классе. Игры на сплочение коллектива.

Мы – ученики 2 класса. Устав школы. Правила поведения.

Беседа о школе. Работа с Уставом школы. Вспоминаем гимн школы, повторяем законы и заповеди. Игры на усвоение правил поведения.

Традиции  школы.      Ими  гордится    школа.       (Встреча    со старшеклассниками).

Встреча со старшеклассниками, которыми гордится школа. Рассказ ими о своих достижениях: учѐба, спорт, участие в различных конкурсах и проектах.

Члены моей семьи – выпускники моей школы.

Мои родители учились в этой школе… Какой была школа много лет назад. Традиции школы. Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

Чему и как учились наши предки.

Путешествие        в        прошлое.    Чтение        рассказов,  рассматривание репродукций картин.

Экскурсия в Дом учителя или Школу ремѐсел.

Необходимо организовать экскурсию в Дом учителя, Школу ремѐсел по теме: «Чему и как учились наши предки». Можно съездить в с. Константиново Рязанской области на урок в земскую школу.

Игры и забавы наших предков.

Рассказать и показать игры и забавы детей 19 – 20 веков. Можно организовать интерактивную программу с привлечением сотрудников Школы ремѐсел, усадьбы Лажечникова, Дома Озерова и др.

Микрорайон нашей школы. Экскурсии по улицам микрорайона.

Понятие «микрорайона». Работа с картой города. Экскурсии по улицам микрорайона. Знакомство с их названиями и объектами. Возможно привлечение сотрудников ДДЮТиЭ.

Коллективная разработка проекта «Школа».

Коллективная      работа        над    проектом.   Тему проекта      рекомендуем выбирать, исходя из интересов школы и класса: «Сделаем школу краше»,

«Школа будущего», «Озеленим нашу территорию» и др.

Заключительное занятие. Презентация работы.

Можно презентовать работу ученикам разных классов, родителям.

Раздел «Мой город».

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. «С чего начинается родина…»

Повторение пройденного        в        1        классе.        Эмоциональный  настрой      на изучение темы. Песни и стихотворения о родине.

Как растѐт город, из чего он состоит?

Понятие     «город»,     его    составные   части.         Работа        с        картой.          Заочное путешествие по разным частям города.

Символы Коломны.

Герб, флаг, гимн Коломны. История символики нашего города.

Предприятия Коломны.

Заочная экскурсия по градообразующим предприятиям.

Транспорт города.

Рассказ о видах транспорта нашего города. Можно подробно остановиться на истории трамвая. Заочная или очная экскурсия «Коломна за окном трамвая» (ДДЮТиЭ)

Достопримечательности нашего города.

Коломна    –        экскурсионный    город.         Достопримечательности         нашего города. Возможна экскурсия- знакомство с одним объектом.

Парки. Скверы.

Заочное путешествие по паркам и скверам города. Можно прогуляться в ближайшем парке или сквере, рассказать о его истории.

Экология нашего города. Сделаем город чище. Участие в городской акции.

Беседа об экологии нашего города. Участие в городской акции по сбору макулатуры или уборке территории школы.

Коломна в стихах и песнях. Просмотр видеофильма о Коломне.

Просмотр видеофильма о Коломне. Разучивание стихов и песен о Коломне.

Праздник «Коломна-городок, России уголок».

Подготовка и проведение праздника.

Календарно-тематический план

 

Тема

Количество часов

Общее

Комбиниро-

ванные уроки

Экскурсии

Раздел «Моя семья» (10 ч)

1

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Кто я? Где я живу?

1

1

 

2

Лента       времени       моей                 жизни. Рассматриваем семейные фотографии.

1

1

 

3

Я – сын. Я – дочь. Каков я?

1

1

 

4

Происхождение фамилий.

1

1

 

5

Мир твоего дома.

1

1

 

6-7

Традиции твоей семьи.

2

1

1

8-9

Моя родословная. Практическая работа

«Родословное древо»

2

2

 

10.

Заключительное занятие. Презентация работ.

1

1

 

Раздел «Моя школа» (13 ч).

11

Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Что такое школа?

1

1

 

12

Мы – ученики 2 класса. Устав школы. Правила поведения.

1

1

 

13

Традиции школы. Ими гордится школа. (Встреча со старшеклассниками)

1

1

 

14

Члены моей семьи – выпускники моей школы.

1

1

 

15

Чему и как учились наши предки.

1

1

 

16

Экскурсия в Дом учителя или Школу ремѐсел.

1

 

1

17

Игры и забавы наших предков.

1

1

 

18-20

Микрорайон нашей школы. Экскурсии по улицам микрорайона.

3

 

3

21-22

Коллективная     разработка     проекта

«Школа»

2

2

 

23

Заключительное занятие. Презентация работы.

1

1

 

Раздел «Мой город» (11 ч)

24

Вводное занятие. Инструктаж по т/б.

«С чего начинается родина…»

1

1

 

25

Как растѐт город, из чего он состоит?

1

1

 

26

Символы Коломны.

1

1

 

27

Предприятия Коломны.

1

1

 

28

Транспорт города.

1

1

 

29

Достопримечательности нашего города.

1

1

 

30

Парки. Скверы.

1

1

 

31

Экология нашего города. Сделаем город чище. Участие в городской акции.

1

1

 

32

Коломна в стихах и песнях. Просмотр видеофильма о Коломне.

1

1

 

33-34

Праздник   «Коломна-городок,                   России уголок»

2

2

 

 

Литература

Голубева Е.П., Гужова А.И. Путеводитель по Коломне. – М.: «Моск. раб.», 1970г.

Фехнер М.В. Коломна (путеводитель). – М.: издательство литературы по строительству, 1966г. (историческая справка стр. 5-30)

«Коломна» журнал «Детская энциклопедия» №8, 2002г.

Кириченко В.Ю. Коломна: история в именах, - Коломна.: «ТОР», 1993г. Кузовкин А.И. Их именами названы улицы Коломны, - Коломна, 2004г. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007г.

Короткова М.В. Путеводитель в историю русского быта. – М.: Дрофа, 2006г.

«Каталог предприятий города Коломна – 2009». Издательский дом

«СПР.ру», М., 2009г.

Слово о Коломне (книга-альбом). Коломна, 2007г.

Кузовкин А.И., Федоров А.А. Вдоль по Коломенке реке, Коломна, 2014г. Вагнер Б.Б. Реки и озѐра Подмосковья. М.: Вече, 2006г.

Кузовкин А.И. Герои- коломенцы. – Коломна: Лига, 2010г.

Список литературы для совместного чтения родителей и детей.

Слово о Коломне (книга-альбом). Коломна, 2007.

Кузовкин А.И. Коломенская краеведческая пятилетка. Исторический календарь Коломны и района на 2012-2016 годы, Коломна, 2005.

Кузовкин А.И. Памятники ратной доблести Коломны. – Коломна, 2005. Кузовкин А.И., Макаров А.И. Золотое созвездие коломенцев. М., «Моск.

раб.», 1976


 

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край"

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» разработана для обучающихся 1-4 классов

Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край» разработана для обучающихся 1-4 классов

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — познания личности самого ребенка, жизни его семьи

Задачи программы: Образовательные задачи: · формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; · познакомить с историей и современной…

Задачи программы: Образовательные задачи: · формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; · познакомить с историей и современной…

Развивающие задачи: · развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные…

Развивающие задачи: · развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные…

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии ü

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии ü

Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет

Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых обучающиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с

Я – сын. Я – дочь. Каков я?

Я – сын. Я – дочь. Каков я?

Школа будущего», «Озеленим нашу территорию» и др

Школа будущего», «Озеленим нашу территорию» и др

Происхождение фамилий. 1 1 5

Происхождение фамилий. 1 1 5

Достопримечательности нашего города

Достопримечательности нашего города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020