1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
l Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 37;
l примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
l основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Поповская основная общеобразовательная школа» Гайского городского округа Оренбургской области.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
1) познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
2) развивать коммуникативные способности школьников;
3) содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
4) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Место часа общения в учебном плане. Программа рассчитана для обучающихся 3 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Форма организации: занятия проводятся в классах, в музеях различного типа, библиотеках и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)
Форма проведения аудиторных занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Виды деятельности:
· игровая деятельность
· познавательная деятельность
· художественное творчество
· социальная деятельность
Перечень возможных форм продуктов:
• видеофильм
• выставка
• газета, журнал
• игра
• постановка
• праздник
• коллекция
• мультимедийный продукт
• справочник
Перечень возможных форм презентаций:
• демонстрация готового продукта
• выставка
• реклама
• спектакль
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Оценка достижений планируемых результатов проводится на последнем занятии.
- Театрализация «Театр вежливых ребят»;
- Устный журнал «О невежах и вежливости»;
- Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;
- Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
2. Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- принимать социальную роль ученика;
- развивать самостоятельность и личную ответственности за свои поступки;
- овладевать начальными навыками адаптации в социуме;
- развивать творческие способности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- извлекать необходимую информацию из текста;
- определять и формулировать цель в совместной деятельности;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
- обогащать представление о собственных возможностях и способностях;
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в себе самом изменения;
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учиться контролировать свою речь и поступки;
- учиться толерантному отношению к другому мнению;
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
- формулировать своё собственное мнение и позицию;
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
3.Содержание программы курса
34 часа (1 час в неделю)
Знакомство (1час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»
Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.
Речь (3часа). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.
Волшебные слова (5 часов). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).
Учимся говорить (5 часов). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.
Учимся писать письма (2часа). Поздравительные письма. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Этикетные формулы обращения в письменной речи. Правила и вежливые формы переписки. Значение переписки в жизни людей. Чужое письмо. Занятие практикум «Я вам пишу…».
Гость – хозяину радость (2часа). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.
Искусство слушать (2 часа). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.
Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Не ссориться и не обижать друг друга (1 час). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Пожелания (3часа). Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.
У меня зазвонил телефон (1 час). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.
Итоговое занятие (1 час). Устный журнал «О невежах и вежливости».
4. Календарно- тематическое планирование
3 класс (34 ч)
№ урока |
Тема занятий |
Количество часов |
дата |
|
Теорети ческих |
Практи ческих |
|
||
1. |
Знакомство. Игровой тренинг «Здравствуй, это я» |
|
1 |
03.09 |
2. |
Этикет школьной жизни |
1 |
|
10.09 |
3. |
Разрешите мне «сказать» |
|
1 |
17.09 |
4. |
Культура речи |
1 |
|
24.10 |
5. |
Значение речи в жизни человека |
1 |
|
1.10 |
6. |
Грамотность, как свойство устной речи |
1 |
|
8.10 |
7. |
Поговорим о вежливости |
|
1 |
15.10 |
8. |
Для чего быть вежливым |
|
1 |
22.10 |
9. |
Правила хорошего тона |
|
1 |
12.11 |
10. |
Обращение с просьбой |
|
1 |
19.11 |
11. |
Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета» |
|
1 |
26.11 |
12. |
Разговор. |
|
1 |
3.12 |
13. |
Как ты говоришь |
|
1 |
10.12 |
14. |
Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций |
|
1 |
17.12 |
15. |
Разговор с незнакомым на улице |
|
1 |
24.12 |
16. |
Обращение к взрослому |
|
1 |
14.01 |
17. |
Учимся писать письма |
1 |
|
21.01 |
18. |
Занятие – практикум «Я вам пишу…» |
|
1 |
28.01 |
19. |
У тебя в гостях подруга |
|
1 |
04.02 |
20. |
«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать» |
1 |
|
11.02 |
21. |
Умение слушать собеседника |
1 |
|
18.02 |
22. |
Вежливый слушатель |
|
1 |
25.02 |
23. |
Мимика и жесты в устной речи |
1 |
|
4.03 |
24. |
Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение» |
|
1 |
11.03 |
25. |
Об уступчивости |
1 |
|
18.03 |
26. |
В кругу друзей |
|
1 |
01.04 |
27. |
Не ссориться и не обижать друг друга. |
1 |
|
8.04 |
28. |
Пожелания друзьям |
1 |
|
15.04 |
29. |
Составление поздравлений |
|
1 |
22.04 |
30. |
Слова благодарности |
1 |
|
29.04 |
31. |
«У меня зазвонил телефон…» Практикум по телефонному этикету |
|
1 |
6.05 |
32-33 |
Устный журнал «О невежах и вежливости» |
1 |
1 |
13.05 |
34. |
Итоговое занятие Тест «Что узнали, чему научились» |
1 |
|
20.05 |
Всего |
14 |
20 |
|
5. Учебно- методическое обеспечение
1.Безруких М.М., Макеева А.Г., ФилипповаТ.А. Все цвета кроме чёрного. Учусь понимать других. – М. «Вента-граф», 2012г.
3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2013.
4.КостылёваО.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М. «Чистые пруды», 2012.
5.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., Новая школа, 2013 г.
6.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 2013г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.