Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс
Оценка 4.7

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Оценка 4.7
pdf
04.12.2019
Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс
Бальчус Путь к проекту 4 кл.pdf


Пояснительная записка

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к проекту» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.)

(с изменениями на 31 декабря 2015 года)

3.Учебного плана МБОУ Семлевской СОШ № 1 на текущий учебный год 

4.Календарного учебного графика на текущий учебный год;

5.Основной образовательной программы НОО школы на текущий учебный год

6.Положения о рабочей программе внеурочной деятельности;

7. «Страна здоровья», автор Н. В. Ерхова (Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. – М.:  Астрель, 2012 г.)

 

   1. Введение

     Курс направлен на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.      Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. 

    Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

    В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. 

    Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно-ориентированный,  деятельностный подходы.  

 

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания. 

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

             

                Основные принципы реализации программы:  научность, доступность, добровольность,  субъектность,  деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

 

 

    Цель программы: формирование у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни, посредством приобщения их к исследовательской деятельности путём создания условий, способствующих  развитию  исследовательских умений.

    Задачи:

Обучающие:

-  формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

-  стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

-  научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

-  формировать осознанное отношение к своему здоровью;

-  уметь применять полученные гигиенические знания в жизни и практической деятельности;

-  использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.

 

Развивающие:

-  развитие творческой исследовательской активности;                                                   

-  формирование        коммуникативной    компетентности        в          сотрудничестве,        развитие           умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

-  сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

-  дать представление о негативных факторах риска здоровью, о существовании зависимости от табака, алкоголя, наркотических и психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; - сформировать представление о основных дорожных «ловушках» и уметь прогнозировать ситуацию на дорогах;

-  уметь выполнять последовательные действия при возникновении экстремальных ситуаций.

Воспитательные:

-  воспитать у детей личную ответственность за сохранение своего здоровья;

-  научить обучающихся, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить здоровье;

-  сформировать навыки позитивного коммуникативного общения,  позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

-  развить психофизиологические способности ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения

      Формы подведения итогов реализации программы

          Программа внеурочной деятельности предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

      Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

        Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого.

 

 Место курса в  учебном плане:

   В соответствии с учебным планом  по внеурочной деятельности курс   рассчитан на 34 часа (1 час  в неделю, 34 учебные недели)

 

4. Ожидаемые результаты освоения программы 4 класса

Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:

уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;  и управлять своими эмоциями в различных

(нестандартных) ситуациях и условиях;

 поставленных целей;  язык и общие интересы.

Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

что такое учебное сотрудничество;

способы преодоления трудностей в реализации проектов;

 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:

Обучающийся будет знать: основные особенности и условия проведения исследовательской работы; общие правила защиты проекта; правила оформления реферата; способы хранения информации; основы создания презентации;

что такое социологический опрос, микроисследование, рекламный проект;       

 

 отдых и досуг с 

использованием средств физической культуры;  физического развития и

физической подготовки человека;  упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;  способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

 на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

 

Обучающийся будет уметь:

 

      самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути дальнейшего изучения объекта;

      выбирать пути решения задачи исследования ;

      составлять план действий совместного коллективного исследования;

      адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

      презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;

 

В ходе освоения программы «Путь к проекту» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД): 

 

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров,

осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных

результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

 

  В целях обобщения работы учащихся может быть представлено  портфолио младшего школьника  как  индивидуального  “портфеля” образовательных индивидуальных достижений  ученика начальной школы в  познавательной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности.

 

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

           Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

          Технологии, методики: 

              уровневая дифференциация;

              проблемное обучение;

              моделирующая деятельность;

              поисковая деятельность;

              информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

 

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

Предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем

(подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

 

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали; участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.

  

Способы проверки результатов освоения программы. 

    В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

              выставки творческих работ учащихся;

              мини – конференции по защите исследовательских проектов;

              школьная научно – практическая конференция;

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

              иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

              знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

              уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

              уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

              владеть планированием и постановкой эксперимента Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

 

Должны научиться

 

Сформированные действия

               видеть проблемы;

               ставить вопросы;

               выдвигать гипотезы;

               давать определение понятиям;

               классифицировать;

               наблюдать;

               проводить эксперименты;

               делать умозаключения и выводы;

               структурировать материал;

               готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

рефлексировать (видеть проблему; анализировать

сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей

деятельности);

моделировать (представлять способ действия в

виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа

(способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать

при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

              действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

              зададут основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

              обозначат границы исследования;

              разработают гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

              деятельность по самостоятельному исследованию, выберут методы исследования;

              поведут последовательно исследование;

              зафиксируют полученные знания (соберут и обработают информацию);

              проанализируют и обобщат полученные материалы;

              подготовят отчет – сообщение по результатам исследования;

              организуют публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи;

              обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

              организуют  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

              продемонстрируют  результаты на миниконференциях, семинарах не менее 50%;

              создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

              сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;

              активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

 

 

 

2.Содержание программы:

4 класс:

«Развитие познавательной сферы»  

         Задачи данного модуля включают в себя совершенствование мыслительных процессов:

памяти, внимания, аналитико – синтетического мышления, творческого воображения и т.д.

«Формирование исследовательских умений» 

     Задачи данного модуля включают в себя формирование необходимых знаний, умений, навыков, необходимых для организации работы по исследовательскому поиску.

 «Исследовательская практика» 

      Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способах открытии новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты.  «Защита проектов исследовательской работы» 

      Задачей данного модуля  является формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к  самореализации и самоутверждению. 

 

 

МОДУЛИ (34 часа)

«Развитие познавательной сферы»

«Формирование исследовательских умений»

«Исследовательс кая практика»

«Защита проектов исследовательской работы»

8 ч

9 ч

12 ч

5 ч

1.  

Преодоление трудностей в реализации проекта. 1 ч

Учимся самостоятельно составлять план действий. (практикум) 1 ч

«Гигиенические правила» (групповой проект)

2 ч

В соответствии с темами заявленных проектов,

1 раз в каждом учебном триместре.

Выбор темы защиты проекта согласуется

между учителем – руководителем

проекта и юным исследователем.

1 ч – итоговая научно - практическая конференция в

рамках класса (школы)

 

 

 

 

2.  

Что такое импровизация?

1 ч

Учимся выдвигать гипотезы исследования. (практикум)  1 ч

«Самопознание»   ( инд. или парн. проекты) 2 ч

3.  

Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество.1 ч

Правила оформления реферата. 1 ч

«Поведение в экстремальных ситуациях» (инд.

проект)

1 ч

4.  

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)1 ч

Учимся создавать

презентации 1 ч

«Школа здорового питания»

(групп. проект) 2 ч

5.  

Учимся давать описание объекту

наблюдения

1 ч

Ролевая игра. Как распределить роли в проектной группе. 1 ч

«Моя

безопасность» ( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)   1 ч

6.  

«Учись учиться!»

1 ч

«Находим расстояние от дома до школы»

(микроисследование)

1 ч

Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»1 ч

7.  

Науки  вокруг нас. 1 ч

Общие правила защиты проекта (тренинг) 1 ч

«Я-за ЗОЖ»          

( рекламный

 

 

 

групповой проект) 1 ч

 

8.  

Самостоятельный выбор темы проекта 1 ч

Способы хранения информации 1 ч

Самостоятельная работа над

проектами. 1 ч

9.  

 

Кластер «Я и моё здоровье (моделирование)

1 ч

Подготовка к научно –

практической

конференции.

1 ч

 

4. Используемая литература

1.      Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

2.      Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.

3.      Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.

4.      Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения.      М., Просвещение, 2010 г.

5.      Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь      ников.Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2008.

6.      Горячев А.В. «Организация проектной деятельности»     gor2@procenter.net.ru

7.      Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности      младших школьников. pedsovet.org8. 

 

 

 

5. Календарно-тематическое планирование  «Путь к проекту»

4 класс 1 час в неделю (34 часа в год)

Дата

Кол.

часо в

 

Тема

 

План

 

Факт

 

1

 

 

1

Преодоление трудностей в реализации проекта. Наблюдение и экспериментирование.

2

 

 

1

Что такое импровизация?

3

 

 

1

Дисциплина и свобода выбора. Что такое учебное сотрудничество

4

 

 

1

«Гигиенические правила» (пробный групповой проект)

5

 

 

1

Самооценка моих возможностей. (психологическая тренинг – игра)

6

 

 

1

Учимся давать описание объекту наблюдения. Наблюдение и наблюдательность.

7

 

 

1

«Учись учиться!» Искусство делать сообщения.

8

 

 

1

Науки вокруг нас. Методы исследования.

9

 

 

1

Самостоятельный выбор подтемы проекта «Гигиена»

10

 

 

1

Исследовательская работа в рамках творческого проекта по теме «Гигиена»

11

 

 

1

Защита своего проекта в рамках темы «Гигиена»

12

 

 

1

Учимся самостоятельно составлять план действий.(практикум) 

13

 

 

1

Учимся выдвигать гипотезы исследования (практикум)  

14

 

 

1

Правила оформления реферата

15

 

 

1

Учимся создавать презентации

16

 

 

1

Создание презентации «Школа здорового питания. Основные правила» 

17

 

 

1

Защита презентации «Школа здорового питания. Основные правила»

18

 

 

1

Ролевая игра «Доктор Здоровье». Как распределить роли в проектной группе

19

 

 

1

«Находим расстояние от дома до школы» (микроисследование)

20

 

 

1

Общие правила защиты проекта (тренинг) 

21

 

 

1

Способы хранения информации 

22

 

 

1

Кластер «Я и моё здоровье» (моделирование)

23

 

 

1

«Гигиенические правила » (групповой проект)

24,25

 

 

2

«Самопознание» ( инд. или парные проекты)

26

 

 

1

«Поведение в экстремальных ситуациях» (инд. проект)

27,28

 

 

2

«Школа здорового питания» (групп. проект) 

29

 

 

1

«Моя безопасность» ( инд. – групповой проект. Делаем станицу учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)   

30

 

 

1

Разработка инд. тем в рамках проекта «Школа. Приходите к нам учиться»

31

 

 

1

«Я-за ЗОЖ» ( рекламный групповой проект)

32

 

 

1

Самостоятельная работа над проектами.

33

 

 

1

Подготовка к научно – практической конференции.

34

 

 

1

Научно – практическая конференция

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Путь к проекту" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019