Староказинский филиал
МБОУ Новоникольской СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
( для детей 6 - 6,5 лет)
Приготовила учитель начальных классов:
Захарова Лариса Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с целью подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, их успешной адаптации к новым условиям, на основе программы «Преемственность» (научный руководитель Н.А. Федосова) Москва «Просвещение» 2014г. (программа допущена Министерством образования Российской Федерации) и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Цели: психологическая адаптация детей; знакомство с основными школьными правилами; привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы; обучение элементарным приемам обратной связи; развитие внимания, памяти, мышления, воображения; организация классного коллектива.
Задачи: выявление уровня сформированности основных элементов познавательной деятельности; выравнивание стартовых возможностей; снятие психологического стресса перед школой; формирование навыков учебного сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других); развитие речи и мелкой моторики рук.
Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи
преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность»
рассматривает преемственность как создание условий для гуманного
(бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на
другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным
условиям.
Подготовка к обучению является
преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной
группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время
перед образованием.
Концепция базируется на следующих принципах:
— непрерывности развития ребенка;
— общего развития ребенка на основе
его индивидуальных возможностей и способностей;
— развития творческих способностей у
детей;
— развития личностных компетенций
ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта
познания;
— развития и укрепления здоровья
личности;
— развития духовно-нравственных убеждений
личности;
— развития устойчивой психологической
адаптации к новым условиям образования;
— преемственности между обучающими,
обучающимися и родителями.
Основаниями для реализации принципа
преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:
— ориентация не на уровень знаний, а
на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;
— создание условий для включения
ребенка в новые социальные формы общения;
— организация и сочетание в единой
смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;
— подготовка перехода от игровой
деятельности к учебной;
— обеспечение постепенного перехода от
непосредственности к произвольности.
В основе подготовки к обучению в школе
программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие
технологии.
Целью личностно-ориентированных
технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к
обучению активной творческой личности.
Развивающие технологии направлены на
формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной
активности.
Развивающие технологии содержат: развивающие
дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения,
конструирование, аналитико-синтетические действия.
Содержание, предложенное для подготовки к
обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям
детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования
личностно ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка
подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к
школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса
общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе
«Преемственность» инварианта. Ее цель — подготовить дошкольника к любой
системе школьного образования.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе.
В
качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических
функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет
обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который
необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего
обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является
не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание
предпосылок к школьному обучению.
Основными принципами подготовки к
обучению являются:
— единство развития, обучения и
воспитания;
— учет возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
— комплексный подход;
— систематичность и
последовательность;
— вариативность и вариантность;
— сознательность и творческая
активность;
— наглядность;
— доступность и достаточность.
В качестве ведущей деятельности ребенка
рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Основными задачами подготовки к
обучению являются:
— охрана и укрепление здоровья;
— развитие психических функций и
качеств личности;
— обеспечение преемственности между
подготовкой к обучению и обучением в школе.
Ступень
подготовки к обучению выступает как самостоятельный законченный блок.
Переходная ступень обеспечивает преемственность в развитии и образовании
дошкольного и начального обучения. Подготовка к обучению включает довольно
разнообразное содержание, целью которого является развитие ребенка.
Особенностью содержания подготовки к школе
является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста,
разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.
Занятия в «Школе дошкольника» включают
следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических
способностей», «Зелёная тропинка», «Искусство и культура».
Подготовка
детей к школе начинается с 1 октября и длится до 1 мая (28 недель).
Занятия проводят с группой детей.
Продолжительность занятий 30 минут .
Примерное количество занятий в неделю
Название раздела |
Число занятий |
«Речевое развитие» |
1 |
«Развитие математических способностей» |
1 |
«Зелёная тропинка» |
1 |
«Искусство и культура» |
1 |
Всего: |
4 |
Занятия
проводятся 1 раз в неделю с помощью комплекта пособий, подготовленных к
программе «Преемственность».
Основные виды деятельности — игра
и продуктивная деятельность.
Рабочая программа по курсу «От слова к букве»
Рабочая программа по русскому языку для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Речевое развитие. От слова к букве», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2013.
• Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа «От слова к букве» нацелена на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связанной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведет подготовку к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
— расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
— формирование грамматического строя речи ребенка;
— совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
— создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего, тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Тематическое планирование по развитию речи
«От слова к букве»
№ п/п |
Кол-во часов |
Название раздела |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
1-2 |
2ч |
Добуквенный период (12 ч) |
Развитие связной речи. Рассказ по картинке. Осенние странички. |
3.10 10.10 |
|
3-4 |
2ч |
|
Осенние странички. Знакомство со звуками. |
17.10 24.10 |
|
5-6 |
2ч |
|
Составление предложений по схеме. Зимние странички |
31.10 7.11 |
|
7-8 |
2ч |
|
Слог. Деление слов на слоги. Зимние странички |
14.11 21.11 |
|
9-10 |
2ч |
|
Летние странички. Ударение. Ударный и безударный слоги. |
28.11 5.12 |
|
11 |
1ч |
Буквенный период (45 ч) |
Понятие буквы и звука. |
12.12 |
|
12 |
1ч |
|
Гласные и согласные звуки. |
19.12 |
|
13 |
1ч |
|
Звуки [о], [ а ].
|
26.12 |
|
14 |
1ч |
|
Звук [ у]., [ ы ] |
16.01 |
|
15 |
1ч |
|
Звук [ и]., [ э ] |
23.01 |
|
16 |
1ч |
|
Звук [ я]., [ ю ] |
30.01 |
|
17 |
1ч |
|
Звук [ е]., [ ё ] |
6.02 |
|
18 |
1ч |
|
Звук [л – л’]. Звук [ м – м’]. Чтение слогов с изученными буквами |
13.02 |
|
19 |
1ч |
|
Звук [ н –н']. Звук [ р –р’]. Чтение слогов с изученными буквами |
20.02 |
|
20 |
1ч |
|
Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Чтение слогов с изученными буквами |
27.02 |
|
21 |
1ч |
|
Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Чтение слогов с изученными буквами |
5.03 |
|
22 |
1ч |
|
Звуки [ ш ], [ ж ]. Чтение слогов с изученными буквами |
12.03 |
|
23 |
1ч |
|
Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Чтение слогов с изученными буквами |
19.03 |
|
24 |
1ч |
|
Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Чтение слогов с изученными буквами |
26.03 |
|
25 |
1ч |
|
Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Чтение слогов с изученными буквами |
2.04 |
|
26 |
1ч |
|
Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц. Драматизация сказки «Теремок» |
9.04 |
|
27 |
1ч |
|
Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Драматизация сказки «Колобок» |
16.04 |
|
28 |
1ч |
|
Ь и Ъ знаки. Алфавит. |
23.04 |
|
Итого 28ч |
|
|
|
|
|
Рабочая программа по курсу «математические ступеньки»
Рабочая программа по математике для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И. Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Программа "Математические ступеньки" направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе «Математические ступеньки» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
В результате обучения по программе «Математические ступеньки» подготовительного курса ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка;
- как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
- цифры 0-9, знаки +,-,=;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- монеты достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
- проводить наблюдения;
- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
- понимать относительность свойств объекта;
- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
Тематическое планирование по математике.
№ п/п |
Кол-во часов |
Название раздела |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
1 |
Пространственные и временные представления. |
Признаки предметов (размер, цвет, форма). |
3.10 |
|
2 |
1 |
|
Большой, маленький. |
10.10 |
|
3 |
1 |
|
Высокий, низкий. Выше, ниже. |
17.10 |
|
4 |
1 |
|
Слева, справа. |
24.10 |
|
5 |
1 |
|
Длинный, короткий. Длиннее, короче. |
31.10 |
|
6 |
1 |
|
Больше? Меньше? Столько же? |
7.11 |
|
7 |
1 |
|
Круг. Многоугольник. |
14.11 |
|
8 |
1 |
|
Прямоугольник. Квадрат. |
21.11 |
|
9 |
1 |
|
Справа, слева, вверху, внизу. |
28.11 |
|
10 |
1 |
|
Позже. Раньше. |
5.12 |
|
11 |
1 |
|
Легкий, тяжелый. Легче, тяжелее. |
12.12 |
|
12 |
1 |
Цифры и числа. |
Число и цифра 1.
|
19.12 |
|
13 |
1 |
|
Число и цифра 2. Пара |
26.12 |
|
14 |
1 |
|
Число и цифра 3. |
16.01 |
|
15 |
1 |
|
Число и цифра 4. |
2.01 |
|
16 |
1 |
|
Число и цифра 0. |
30.01 |
|
17 |
1 |
|
Число и цифра 5. |
6.02 |
|
18 |
1 |
Равенство |
Равенство |
13.02 |
|
19-20 |
2 |
Сложение и вычитание |
Сложение |
20.02 27.02 |
|
21-22 |
2 |
|
Вычитание |
5.03 12.03 |
|
23 |
1 |
Цифры и числа. |
Число и цифра 6.
|
19.03 |
|
24 |
1 |
|
Число и цифра 7.
|
26.03 |
|
25 |
1 |
|
Число и цифра 8.
|
2.04 |
|
26 |
1 |
|
Число и цифра 9.
|
9.04 |
|
27 |
1 |
|
Число и цифра 10.
|
16.04 |
|
28 |
1 |
|
Решение задач с помощью рисунков.
|
23.04 |
|
Итого 28 ч |
|
|
|
|
|
Рабочая программа по курсу «Зелёная тропинка»
Рабочая программа по окружающему миру для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы А.А. Плешакова «Зеленая тропинка», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• А.А. Плешаков «Зеленая тропинка»: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Программа «Зеленая
тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и
бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой
первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в
дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем
это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным
дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть
своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания
курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится
как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с
включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики,
биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная
картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего
учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению
положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами,
осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой
форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием
фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию
таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет,
размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние
предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление
фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для
успешного освоения программы начальной школы.
Для организации наблюдений в природе
последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе
преподавания может быть изменена относительно порядка их изложения в программе.
Содержание
Наши
друзья животные. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные
нашей местности.
Бабочки и жуки, их распознавание на
рисунках и в природе, раскрашивание изображений.
Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме,
обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их
по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения
и условиями жизни рыб.
Наблюдение за поведением воробьев, галок,
ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения,
питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.).
Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске.
Наблюдение за белкой и зверьками из живого
уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.
Лепка и раскрашивание изображений рыб,
птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.
Зеленое чудо — растение. Растения
нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения;
раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из
пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом.
Выращивание детьми растений из семян.
Звезды, Солнце и Луна. Наблюдение
звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль
для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе. Игра «Путешествие на Луну»
Круглый год. Наблюдение
сезонных изменений в природе. Времена года.
Планируемые результаты:
Неживая природа:
Дети должны:
-иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.
Живая природа:
Дети должны иметь представление:
-о домашних животных;
-о перелётных и зимующих птицах;
-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
Дети должны иметь представление:
-об условиях необходимых для роста растений;
-о лесных ягодах и грибах;
-об овощах и фруктах;
- о деревьях, кустарниках и цветах.
Дети должны уметь:
-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
Тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п |
Кол-во часов |
Название раздела |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
1 |
Звёзды, солнце и луна. |
Звездное небо |
3.10 |
|
2 |
1 |
|
Солнце и луна |
10.10 |
|
3 |
1 |
|
Откуда взялась радуга? |
17.10 |
|
4 |
1 |
Зеленое чудо – растения. |
Как узнать растения? |
24.10 |
|
5 |
1 |
|
Травянистые растения. |
31.10 |
|
6 |
1 |
|
Кустарники. |
7.11 |
|
7 |
1 |
|
Деревья. |
14.11 |
|
8 |
1 |
|
Декоративные растения. |
21.11 |
|
9 |
1 |
|
Овощи и фрукты. |
28.11 |
|
10 |
1 |
|
Съедобные и ядовитые растения. |
5.12 |
|
11 |
1 |
|
Лекарственные растения. |
12.12 |
|
12 |
1 |
|
Мхи и папоротники. |
19.12 |
|
13 |
1 |
|
Грибы. |
26.12 |
|
14 |
1 |
|
Твоя мастерская. |
16.01 |
|
15 |
1 |
Наши друзья –животные. |
Как узнать животных? |
23.01 |
|
16 |
1 |
|
В живом уголке. |
30.01 |
|
17 |
1 |
|
Домашние животные. |
6.02 |
|
18 |
1 |
|
Породы собак. |
13.02 |
|
19 |
1 |
|
В мире насекомых. |
20.02 |
|
20 |
1 |
|
В мире рыб. |
27.02 |
|
21 |
1 |
|
В мире птиц. |
5.03 |
|
22 |
1 |
|
В мире зверей. |
12.03 |
|
23 |
1 |
|
Какие еще бывают животные? |
19.03 |
|
24 |
1 |
Круглый год. |
Времена года. |
26.03 |
|
25 |
1 |
|
Осень. |
2.04 |
|
26 |
1 |
|
Зима. |
9.04 |
|
27 |
1 |
|
Весна. |
16.04 |
|
28 |
1 |
|
Лето. |
23.04 |
|
Итого 28 ч |
|
|
|
|
|
Рабочая программа по курсу «Волшебная красота окружающего мира»
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству и культуре для дошкольников разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина «Волшебная красота окружающего мира», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 28 часов в год.
Для реализации программного содержания используются:
• Т. Я. Шпикалова, Т. С. Комарова, Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина «Волшебная красота окружающего мира», : Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2014.
• Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2013
Программное содержание раздела «Искусство
и культура» рассматривается как часть программы «Преемственность»
(ч. 2) и призвано решать главную общую цель — развитие личности
ребенка 5—6 лет.
При разработке содержания, задач, форм и
методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия
к мировосприятию в народном творчестве.
Для
реализации ведущей цели программного содержания раздела «Искусство и культура»
необходимо опираться на следующие исходные положения:
— нравственная основа народной
культуры и искусства;
— детскость в народном искусстве (то
его свойство, которое придает ему неповторимую окраску непосредственности и
жизнерадостности, огромное душевное богатство, душевную щедрость);
— общность художественно-образного
содержания всех областей народного искусства как совокупности устных, песенных,
музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных,
изобразительных форм народного творчества;
— гуманитарная ориентированность при
ознакомлении с явлениями культуры, искусства. В процессе ознакомления с
памятниками культуры (произведениями народных мастеров, произведениями
живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы) мы как бы участвуем в
диалоге прошлого и настоящего;
— цель развития личности ребенка в
контексте концепции гуманитаризации образования.
Программное содержание курса «Искусство и культура» отражено в следующих видах художественно-творческой деятельности детей 5—6 лет:
— «Мы
рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной
земли»;
— «В мире родной природы»;
Игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой деятельности детей.
Планируемые результаты:
Изобразительное искусство
Эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков. Творчески включаться в наблюдение примет времен года. Проявлять интерес к творческим успехам товарищей.
Должны знать:
1. Названия главных цветов;
2. элементарные правила смешения цветов;
3 значение терминов: акварель, гуашь, палитра, трафарет, оригами;
4. вертикальное, горизонтальное, диагональное направление;
Должны уметь:
1. Правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
2. Свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях;
3. Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предмета;
4. Правильно работать акварельными красками, разводить и смешивать, ровно закрывать нужную поверхность;
5. Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
6. Узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
7. Пользоваться простейшими приемами лепки;
8. Делать разметку при помощи шаблона или трафарета.
Технология
1. Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, примазывать одну часть к другой);
2. Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрию;
3. Экономно размечать детали на бумаге;
4. Выполнять различными способами аппликацию, мозаику;
5. Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
6. Соблюдать правила культуры труда.
Тематическое планирование по изобразительному искусству и технологии.
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата по плану |
Дата по факту |
1 |
1 |
«Наши верные друзья карандаш с резинкой» Изображение портрета Карандаша и его подружки Резинки. Выбираем, рисуем осенний букет. |
3.10 |
|
2 |
1 |
Лепка «Фрукты». |
10.10 |
|
3 |
1 |
Знакомство с волшебными красками Знакомство. Что имеем для рисования. Оформление листа (рамка). Проба красок. Три основные цвета. |
17.10 |
|
4 |
1 |
Лепка «Овощи» |
24.10 |
|
5 |
1 |
«Праздничные шарики». Изображение овалов, кругов разной величины, использование всех цветов радуги. |
31.10 |
|
6 |
1 |
Лепка животных: зайца, медведя, лисы, волка. |
7.11 |
|
7 |
1 |
Рисование «Моя семья» |
14.11 |
|
8 |
1 |
Сюжетно - тематическая аппликация (колобок). |
21.11 |
|
9 |
1 |
Рисование «Моя любимая игрушка» |
28.11 |
|
10 |
1 |
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Собачка». |
5.12 |
|
11 |
1 |
Рисование «Радуга-дуга» |
12.12 |
|
12 |
1 |
Нарезная мозаика «Весёлый зайка». |
19.12 |
|
13 |
1 |
Рисование бабочки |
26.12 |
|
14 |
1 |
Аппликация из геометрических фигур: «Слоненок». |
16.01 |
|
15 |
1 |
Рисование игрушечного медведя |
23.01 |
|
16 |
1 |
Переплетение полосок, закладки. |
30.01 |
|
17 |
1 |
Рисование цветов |
6.02 |
|
18 |
1 |
Работа с бумагой. Аппликация из треугольников. |
13.02 |
|
19 |
1 |
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Кораблик» |
20.02 |
|
20 |
1 |
Дорисуем круг до чего-нибудь. |
27.02 |
|
21 |
1 |
Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Цветок для мамы» |
5.03 |
|
22 |
1 |
Лепка «Гусеница» |
12.03 |
|
23 |
1 |
«Гулял по лесу ежик – ни головы, ни ножек». Знакомство с волнистой линией. |
19.03 |
|
24 |
1 |
Лепка «8 вишен» |
26.03 |
|
25 |
1 |
«Рыбка плавает в воде». Знакомство со спиральной линией. |
2.04 |
|
26 |
1 |
Работа с бумагой и картоном. «Матрешка» |
9.04 |
|
27 |
1 |
«Путешествие по стране Изобразили на воздушном шаре». Закрепление: изображение геометрических фигур. Основные цвета (синий, красный, желтый). |
16.04 |
|
28 |
1 |
«Любимая сказка». Учить разводить краски, закрывать ими нужные поверхности. |
23.04 |
|
Итого 28 ч |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.