Содержание
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Содержание программы
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Форма аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
Раздел №3. Концепция смены. Комплекс воспитательных и оздоровительных мероприятий за рамками учебного плана.
3.1. План - сетка мероприятий летнего лагеря с дневным пребыванием «Факел»
3.2. Требования по технике безопасности в процессе реализации программы
Список литературы
Приложения
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для организации летнего лагеря с дневным пребыванием «Факел» общеразвивающей направленности в соответствии с:
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. N 729-р, «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
5. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 января 2021г. №ТВ-92/03 «О направлении рекомендаций» «Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/2021 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы»;
6. Постановление Правительства Амурской области от 19.05. 2010 г. № 252 «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей и молодежи в Амурской области»;
1.1. Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием для организации летнего отдыха детей «Факел». ДООП включает в себя программу с краткосрочными образовательными модулями и комплексом воспитательных досуговых и оздоровительных мероприятий, которые объединены общим игровым сюжетом (концепцией).
Наиболее распространённой формой организации детей остаются летние (пришкольные) лагеря с дневным пребыванием.
Лагерь с дневным пребыванием - форма оздоровительной и образовательно-воспитательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.
Информация о направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из 3-х модулей: художественной, естественнонаучной, физкультурно-спортивной направленности.
В приоритете ДООП физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность
Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, которые составляют основу характера, способностей общения и коммуникации, жизненного самоопределения и нравственной направленности личности.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием для организации летнего отдыха детей «Факел» универсальна, так как может использоваться для работы с детьми различных категорий ТЖС, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Отличительные особенности программы
Краткосрочная, разноуровневая ДООП реализуется в рамках программы летнего лагеря с дневным пребыванием для организации летнего отдыха детей «Факел». Программа рассчитана на разновозрастную группу, содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации, учитывая возраст детей. В данной модели программы объем учебных часов минимальный, но присутствует значительная часть образовательной программы вне учебного плана, представляющая из себя комплекс взаимосвязанных с учебными занятиями воспитательных мероприятий (конкурсов, и т.д.). Учебный план объединяет 3 модуля (подпрограммы) разной направленности. Модули разной направленности выдаются по 1 теме последовательно друг за другом, с целью обеспечения максимальной гибкости образовательной программы и создания оптимальных условий для её реализации.
Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию на детском коллективе стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества. Содержание программы соответствует разновозрастному составу группы, осуществляется дифференцированный подход в процессе прохождения образовательного модуля.
Адресат программы
Участниками программы являются дети в возрасте от 6 до 14 лет из различных категорий детей. Максимальная наполняемость – 60 человек.
Объём и срок освоения образовательной программы – 42 часа. Модули образовательной программы выдаются в летнее каникулярное время:
- естественнонаучной направленности «Эко клуб» - 12 часов;
- «художественной направленности «Эстет клуб» - 10 часов;
- физкультурно-спортивной направленности «Спорт клуб» – 20 часов.
Срок реализации программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Факел» - 21 день.
Форма обучения: очная
Формы и методы, используемые при реализации программы
- практические и теоретические знания;
- коммуникативные площадки;
- познавательные, интеллектуальные игры, викторины;
- игровые тестирования, опросы
- занятия на природе;
- изготовление поделок из природного материала;
- мастер-классы;
- экскурсии;
- спортивные игры и соревнования;
- конкурсы.
Особенности организации образовательного процесса
Обучение проходит в форме активного отдыха, который содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
В ДООП для детей, в том числе и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предусмотрено:
- организация рефлексивной коммуникации;
- организация развлекательного досуга;
-организация обучающих занятий проводимых в максимально деятельностном режиме, прежде всего игровом.
Место и сроки проведения
Место проведения: летний лагерь с дневным пребыванием расположен на базе муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования «Школа № 5 г. Благовещенска». Программа дополнительного образования реализуется в объеме 42 часов.
Режим работы летнего лагеря с дневным пребыванием
8.00 – 8.30 8.40 – 9.10 9.20 – 9.40 10.00 – 10.45 10.50 – 11.50 12.10 – 12.40 12.40 – 13.00 13.00 – 13.30 13.40 – 15.30 15.30- 16.00 16.00 - 17.00 17.00 |
Прием детей Зарядка Линейка Завтрак Мероприятия Подготовка к мероприятиям второй половины дня Подготовка к обеду Обед Тихий час Полдник Кружки, игры, мероприятия Уход домой |
Условия отдыха и занятости детей и подростков: ежедневное время пребывания детей в лагере с 08.30 до 17.00 часов. Питание трехразовое – завтрак, обед, полдник.
В лагере предусмотрены занятия в бассейне по следующему расписанию:
1 группа – 14.00 (14.06, вторник), 14.00 (21.06, вторник), 14.00 (23.06 четверг).
2 группа – 14.00 (16.06, четверг), 15.00 (21.06, вторник), 15.00 (23.06, четверг).
Режим занятий
Продолжительность учебного занятия одного академического часа – для детей 8-14 лет - 40 минут, для детей 6 - 7 лет – 30 минут. Занятия проходят по 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Цель
Организация содержательного отдыха детей дошкольного и школьного возраста в летний период.
Задачи
- привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество;
- формирование экологической культуры;
- формирование у школьников и дошкольников навыков общения и толерантности.
Задачи естественнонаучного модуля образовательной программы
• развитие экологического мышления;
• приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой.
Задачи художественного модуля образовательной программы
• развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, творчеству.
Задачи физкультурно-спортивного модуля образовательной программы
• ознакомление с культурой безопасного поведения на улице, с соблюдением ПДД.
• формирование у детей понимания сущности коллективной игры с мячом, целей и правил.
• воспитание умения играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
Форма промежуточной аттестации/ контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Эко клуб |
10 |
5 |
5 |
|
1.1 |
Беседа об экологии. Конкурс рисунков «Берегите природу» |
2 |
1 |
1 |
опрос конкурс |
1.2 |
Беседа о защите домашних питомцев, правила поведения с животными. Показ социального ролика о животных. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение
|
1.3 |
Беседа «Чистота-залог здоровья». Конкурс загадок о природных явлениях. |
2 |
1 |
1 |
деловая игра |
1.4 |
Беседа о вредных привычках. Сценка о вредных привычках. |
2 |
1 |
1 |
сюжетно-ролевая игра |
1.5 |
Беседа писателях-сказочниках писавших о фруктах и овощах. Игра «Угадай персонажи их сказок» |
2 |
1 |
1 |
деловая игра |
1.6 |
Беседа о необходимости сортировки мусора Игра-викторина «Сортируй» |
2 |
1 |
1 |
викторина |
2 |
Эстет клуб |
12 |
6 |
6 |
|
2.1 |
Беседа о международном дне Дружбы Конкурс рисунков «Мы за мир!» |
2 |
1 |
1 |
опрос конкурс |
2.2 |
Беседа об искусстве Японии. Мастер-класс по изготовлению поделок в стиле канзаши. |
2 |
1 |
1 |
демонстрация поделок |
2.3 |
Беседа об истории аппликации. Изготовление открытки «Любимой маме». |
2 |
1 |
1 |
демонстрация поделок |
2.4 |
Беседа о творческой фантазии. Изготовление костюма из бросового материала. |
2 |
1 |
1 |
демонстрация поделок |
2.5 |
Беседа об истории и видах танцев. Музыкальный флешмоб. |
2 |
1 |
1 |
наблюдение
|
2.6 |
Беседа откуда берутся деньги Игра «Открой свой бизнес» |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
2.7 |
Роль смеха и улыбки в физическом и психическом здоровье Игра «Наоборот» |
2 |
1 |
1 |
Ролевая игра |
2.8 |
Беседа о значимости команды Игры на командообразование |
2 |
1 |
1 |
игра |
3 |
Спорт клуб |
16 |
8 |
8 |
|
3.1 |
Беседа со спортсменами на тему «Спорт в жизни человека». Проведение подготовительных упражнения соответствующие избранным видам спорта спортсменов. |
2 |
1 |
1 |
опрос наблюдение
|
3.2 |
Подготовительные упражнения к легкой атлетике. Соревновательная программа по легкой атлетике (прыжки в длину с места, бег на короткую дистанцию, метание мяча). |
2 |
1 |
1 |
соревнования |
3.3 |
Беседы на тему «Мой кумир спорта», «Что такое ГТО». Показ и пробные выполнения норм ГТО. |
2 |
1 |
1 |
диагностика
|
3.4 |
Беседа на тему: «Знакомство с историей игры в волейбол» Обучение технико-тактическим приемам |
2 |
1 |
1 |
наблюдение |
3.5 |
Развитие и совершенствование основных видов движения в игре по волейболу. Проведение викторины «Что я знаю про волейбол» |
2 |
1 |
1 |
викторина |
3.6 |
Подготовка к соревнованиям. Разминка. Соревнования «Лучший бросок» для детей 6-7 лет Соревнования по волейболу для детей 8-14 лет. |
2 |
1 |
1 |
соревнования |
3.7 |
Игра с элементами спортивного ориентирования «Найди клад» |
2 |
1 |
1 |
Квест-игра |
|
|
42 |
21 |
21 |
|
Содержание учебного плана
Модуль «Эко клуб» - естественнонаучная направленность (14 ч.)
Теория: Беседа об экологии. (2 час)
Практика: Конкурс рисунков «Берегите природу» (2 час)
Теория: Беседа о защите домашних питомцев, правила поведения с животными (1 час)
Практика: Показ социального ролика о животных (1 час)
Теория: Беседа «Чистота-залог здоровья» (2 час)
Практика: Конкурс загадок о природных явлениях (2 час)
Теория: Беседа о вредных привычках (1 час)
Практика: Сценка о вредных привычках (1 час)
Теория: Беседа писателях-сказочниках писавших о фруктах и овощах (1 час)
Практика: Игра «Угадай персонажи их сказок» (1 час).
Модуль «Эко-дизайн» – художественная направленность (10 часов)
Теория: Беседа о международном дне Дружбы (2 час)
Практика: Конкурс рисунков «Мы за мир!» (2 час)
Теория: Беседа об искусстве Японии (1 час)
Практика: Мастер-класс по изготовлению поделок в стиле канзаши (1 час)
Теория: Беседа об истории аппликации (1час)
Практика: Изготовление открытки «Любимой маме» (1 час)
Теория: Беседа о творческой фантазии (1 час)
Практика: Изготовление костюма из бросового материала (1 час)
Теория: Беседа об истории и видах танцев (1 час)
Практика: Музыкальный флешмоб (1 час)
Модуль «Спорт клуб» – физкультурно-спортивная направленность (18 ч.)
Теория: Беседа со спортсменами на тему «Спорт в жизни человека» (2 час)
Практика: Проведение подготовительных упражнения соответствующие избранным видам спорта спортсменов (2 час)
Теория: Подготовительные упражнения к легкой атлетике (1 час)
Практика: Соревновательная программа по легкой атлетике (прыжки в длину с места, бег на короткую дистанцию, метание мяча) (1 час)
Теория: Беседы на тему «Мой кумир спорта», «Что такое ГТО» (1 час)
Практика: Показ и пробные выполнения норм ГТО для детей дошкольного возраста 6-7 лет и школьного возраста 8-14 лет (1 час)
Теория: Беседа на тему: «Знакомство с историей игры в волейбол» (2 час)
Практика: Обучение технико-тактическим приемам (2 час)
Теория: Развитие и совершенствование основных видов движения в игре по волейболу (1 час)
Практика: Проведение викторины «Что я знаю про волейбол» (1 час)
Теория: Подготовка к соревнованиям. Разминка (1 час)
Практика: Соревнования «Лучший бросок» для детей 6-7 лет
Соревнования по волейболу для детей 8-14 лет (1 час)
Теория: беседа на тему: Символика РФ (1 час)
Практика: Мастер-класс «Символы РФ» (1 час)
Теория: беседа на тему «Мы за мир» (1 час)
Практика: возложение цветов к одному из памятников (1 час)
1.3. Планируемый результат
- приобщение к природе, осознание связи между человеком и природой;
- развитие начальных навыков эмоционально-ценностного отношения к миру, творчеству;
- знакомство с культурой безопасного поведения на улице, с соблюдением ПДД;
- формирование культуры общения в детском коллективе;
- формирование у детей понимания сущности коллективной игры с мячом.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график образовательной программы
№ |
Дата |
Время провед. |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Наименование темы |
Место проведения, педагог |
Форма контроля |
1 |
02.06. 2022 |
10.00 – 11.35
|
дискуссионный клуб
|
2 |
Беседа о международном дне Дружбы. Конкурс рисунков «Мы за мир!». |
Учебные кабинеты |
опрос конкурс
|
2 |
03.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
лекция |
2 |
Беседа об экологии. Конкурс рисунков «Берегите природу». |
Учебные кабинеты |
опрос конкурс |
3 |
04.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
дискуссионный клуб
|
2 |
Беседа со спортсменами на тему «Спорт в жизни человека». Проведение подготовительных упражнений соответствующие избранным видам спорта спортсменов. |
Учебные кабинеты |
опрос наблюдение |
4 |
06.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
круглый стол |
2 |
Беседа об искусстве Японии. Мастер-класс по изготовлению поделок в стиле канзаши |
Учебные кабинеты |
демонстрация поделок |
5 |
09.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
дискуссионный клуб
|
2 |
Беседа о защите домашних питомцев, правила поведения с животными. Показ социального ролика о животных. |
Учебные кабинеты |
наблюдение
|
6 |
10.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Подготовительные упражнения к легкой атлетике. Соревнования по легкой атлетике (прыжки в длину с места, бег на короткую дистанцию, метание мяча). |
Учебные кабинеты |
соревнования |
7 |
11.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
мастерская |
2 |
Беседа об истории аппликации. Изготовление открытки «Любимой маме». |
Учебные кабинеты |
опрос демонстрация поделок |
8 |
14.06 2022 |
10.00 – 11.35 |
занятие-игра
|
2 |
День России |
Учебные кабинеты |
квест |
9 |
16.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Беседы на тему «Мой кумир спорта», «Что такое ГТО». Показ и пробные выполнения норм ГТО. |
Учебные кабинеты |
диагностика
|
10 |
17.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
занятие-игра
выставка |
2 |
Беседа о творческой фантазии. Изготовление костюма из бросового материала. Демострация костюмов «Экостиль-2019» |
Учебные кабинеты |
демонстрация поделок |
11 |
18.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
дискуссионный клуб |
2 |
Беседа о вредных привычках. Сценка о вредных привычках |
Учебные кабинеты |
сюжетно-ролевая игра |
12 |
20.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Беседа на тему: «Знакомство с историей игры в волейбол». Обучение технико-тактическим приемам. |
Учебные кабинеты |
наблюдение |
13 |
21.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Беседа писателях-сказочниках писавших о фруктах и овощах. Игра «Угадай персонажи их сказок». |
Учебные кабинеты |
деловая игра |
14 |
23.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
День памяти |
|
|
15 |
24.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Подготовка к соревнованиям. Разминка. Соревнование «Лучший бросок» для детей 6-7 лет Соревнование по волейболу для детей 8-14 лет. |
Учебные кабинеты |
соревнования |
16 |
25.06. 2022 |
10.00 – 11.35 |
дискуссионный клуб |
2 |
Беседа об истории и видах танцев. Музыкальный флешмоб. |
Учебные кабинеты |
наблюдение |
17 |
27.06.2022 |
10.00 – 11.35 |
занятие-игра
|
2 |
Беседа «Чистота-залог здоровья». Конкурс загадок о природных явлениях. |
Учебные кабинеты |
деловая игра |
18 |
28.06.2022 |
10.00 – 11.35 |
дискуссионный клуб
|
2 |
День «Мы за мир!». |
Учебные кабинеты |
опрос конкурс
|
19 |
29.06.2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Тактическая игра в командах. Проведение викторины «Что я знаю про волейбол». |
Учебные кабинеты |
викторина |
20 |
30.06.2022 |
10.00 – 11.35 |
мастерская |
2 |
Беседа о символике |
Учебные кабинеты |
опрос демонстрация поделок |
21 |
01.07.2022 |
10.00 – 11.35 |
практикум |
2 |
Тактическая игра в командах на сплочение коллектива.
|
Учебные кабинеты |
викторина |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы летнего лагеря с дневным пребыванием детей с целью организации летнего отдыха детей «Факел» используется помещение, которое соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Летний оздоровительный лагерь располагается в здании МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска»
Для организации работы предоставлены:
- Актовый зал, спортивная площадка, кабинет, столы, стулья;
- спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, бадминтон и др.);
- музыкальное оборудование, мультимедиа;
- канцтовары, бумажная продукция;
- настольные игры (шашки, шахматы, пазлы, домино, лото и др.);
- медицинская аптечка.
Кадровое обеспечение программы летнего лагеря с дневным пребыванием для организации летнего отдыха детей «Факел»:
- директор лагеря.
- 2 воспитателя (учителя школы).
- медицинский работник
- тех. персонал
- вожатые
Воспитатели (педагоги) проводят воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следят за исполнением программы смены лагеря. Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проводит мониторинг здоровья. Педагоги организуют воспитательную работу, отвечают за жизнь и безопасность ее участников.
Обязанности обслуживающего персонала определяются руководителем лагеря. Руководитель и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Для организации работы по реализации программы смены:
- проводятся ежедневные планерки руководителя лагеря, воспитателей;
- составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
- проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены («Отличный денёк»);
- сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
- проводятся инструктажи по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.
2.3. Форма аттестации
Оценка образовательных результатов, обучающихся по программе осуществляется в игровой форме (викторины, конкурсы), в форме представления творческих работ (демонстрация изделия и т.д.) по завершению темы занятия.
Учащимся успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу выдаются грамоты, дипломы, призы.
Для определения результативности освоения программы и отражения достижений обучающихся используются следующие формы аттестации:
Формы предъявления и демонстрации результатов:
-выставка творческих работ;
- демонстрация изделия;
- викторина;
- портфолио;
-конкурс.
Формы отслеживания и фиксации результатов:
- журнал посещаемости;
- грамота, диплом;
- портфолио.
2.4. Оценочные материалы
Определение достижений обучающимися планируемых результатов осуществляется с помощью следующих методов диагностики:
- педагогическое наблюдение
- беседы с детьми и их родителями
- опрос
Используются следующие методики:
- методика оценки уровня воспитанности обучающихся;
- анкеты для детей, родителей и др
2.5. Методические материалы
Организационные мероприятия включают разработку следующих документов:
- программы лагеря, планов работы педагогов, плана-сетки мероприятий, методического материала в соответствии с программой лагеря;
- должностных инструкций работников лагеря;
- наличие критериев результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов;
- подготовка реквизита для проведения мероприятий.
Учебный процесс по программе осуществляется в игровой форме на практических занятий с использованием различных методов обучения, развития и воспитания.
Методы обучения:
по источнику получения знаний - словесный, наглядный, практический;
по типу познавательной деятельности – объяснительно –иллюстративный, частично–поисковый, исследовательский, проблемный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
На занятиях используются педагогические технологии:
- здоровьесберегающие, игровой деятельности, проблемного и личностно-ориентированного обучения.
Формы организации учебных занятий: теоретические и практические занятия, творческая мастерская, дискуссионный клуб, игры на свежем воздухе.
Дидактические материалы: на занятиях предполагается использование следующих дидактических материалов: инструкционные, раздаточные материалы, иллюстрации, образцы изделий и др.
Раздел №3. Концепция смены. Комплекс воспитательных и оздоровительных мероприятий за рамками учебного плана.
Содержание программы
Истина гласит, что только здоровой человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Понятие «Здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Необходимо так же учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда. Сделать отдых детей более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья и предусматривает программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Факел».
Календарно-тематический план состоит из тематических дней, разных по содержанию. Детский коллектив каждый день совершает путешествие, отмечая на туристической карте передвижение от точки до точки (день дружбы- день экологии). Осуществляют передвижение по маршрутной карте при помощи: поезда, велосипеда, машины и т.д.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в экране «Мой день»:
- дети дошкольного возраста отмечают классный день картинкой «Огонек», очень хороший день – «Радостный смайлик», а день как день отмечается картинкой «Равнодушный смайлик».
- ребята школьного возраста отмечают день в цветовой гамме: красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день. Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе. В конце смены наглядно видно насколько плодотворной была работа педагогического состава лагеря и над чем необходимо работать. Этот же барометр укажет нам на состояние психологического климата в течение смены (как комфортно было детям), их настроение и впечатления. Веселые ребята являются зарядом творческой и здоровой энергии в социальной среде.
В основе всех мероприятий досуговой площадки лежит игровая деятельность. Игра выполняет важную роль в воспитании и развитии детей, выступая средством их психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В ней ребенок совершенствуется и развивается, приобретает ценные морально-волевые качества, учится общаться. Что способствует формированию навыков и культуры его поведения со сверстниками и взрослыми
Оценочные материалы. Система текущего контроля и аттестации обучающихся. Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг. Каждый день ребята заполняют экран «Отличный денёк», что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Комплекс воспитательных и оздоровительных мероприятий за рамками учебного плана.
Профилактическое направление
Виды профилактических работ
· Профилактическая работа по противопожарной безопасности.
· Профилактическая работа по правилам дорожного движения.
Трудовое воспитание
• Ежедневная акция «Чистим планету» (уборка прилегающей территории)
• Ежедневная акция «Чистота-залог здоровья» (дежурство по столовой).
Работа с родителями
• Способствовать приобщению родителей к участию в мероприятиях летнего лагеря «Центр весёлых ребят», пропаганда лучшего семейного опыта.
• Проведение индивидуальных бесед – консультаций по результатам наблюдений за детьми, посещающих летнюю лагерную смену.
• Приглашение родителей на спортивные соревнования и творческие конкурсы.
Оформление информационного пространства для родителей:
- фотовыставки;
- выставки детского рисунка;
- размещение информации на сайте учреждения.
3.1. План - сетка мероприятий
летнего лагеря с дневным пребыванием «Факел»
Режим работы летнего лагеря с дневным пребыванием
8.00 – 8.30 8.40 – 9.10 9.20 – 9.40 10.00 – 10.45 10.50 – 11.50 12.10 – 12.40 12.40 – 13.00 13.00 – 13.30 13.40 – 15.30 15.30- 16.00 16.00 - 17.00 17.00 |
Прием детей Зарядка Линейка Завтрак Мероприятия Подготовка к мероприятиям второй половины дня Подготовка к обеду Обед Тихий час Полдник Кружки, игры, мероприятия Уход домой |
План - сетка
№ дня |
Мероприятия |
Время |
Место проведения |
Ответственный |
1 день День Знакомства |
1. Приход 2. Зарядка 3.Торжественное открытие лагеря 4. Завтрак 5.Проведение инструктажа по ТБ 6. Игры на знакомства. Разбивка на команды (название, девиз, речёвка) 7. Подготовка к вечерним мероприятиям 8.Обед 9.Тихий час 10. Полдник 11.Презентация отрядов 12. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.15-9.55
10.00-10.45 10.55-11.40
11.50- 12.10
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели
|
2 день День Дружбы |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Планетарий 6. Беседа о Дружбе Конкурс рисунков «Мы за мир!» 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Подвижные игры 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05 12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
3 день День Экологии
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа об экологии 6. Конкурс рисунков «Берегите природу» 7.Обед 8. Тихий час 9. Полдник 10.Игровая комната 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05 12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
4 день День Спорта
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа на тему «Спорт в жизни человека» 6.Проведение подготовительных упражнения соответствующие избранным видам спорта спортсменов 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Подвижные игры «Перестрелка» 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
5 день День Творчества
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа об искусстве оригами 6.Мастер-класс по изготовлению оригами 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Выставка поделок. Подведение итогов выставки 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
6 день День Кошек
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа о защите домашних питомцев, правила поведения с животными 6. Показ социального ролика о животных 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игра «Пантомима» 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
7 день День лёгкой атлетики |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5.Подготовительные упражнения к легкой атлетике 6. Соревновательная программа по легкой атлетике (прыжки в длину с места, бег на короткую дистанцию, метание мяча) 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игровая комната 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
8 день День Творчества (аппликация)
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа об истории аппликации 6. Изготовление открытки «Любимой маме» 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Выставка поделок. Подведение итогов выставки 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
9 день День Радуги
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа «Чистота-залог здоровья» 6. Конкурс загадок о природных явлениях 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Конкурс рисунков «Радуга-дуга» 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
10 день День ГТО
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседы на тему «Мой кумир спорта», «Что такое ГТО» 6. Показ и пробные выполнения норм ГТО 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Подвижные игры «Ручеек» (младшая группа детей), стритбол (старшая группа детей) 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
11 день День Фантазии
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа о творческой фантазии 6. Изготовление костюма из бросового материала 7.Обед 8. Тихий час 9. Полдник 10. Игровая комната 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
12 день День Борьбы с вредными привычками
|
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа о вредных привычках 6. Сценка о вредных привычках 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» 11. Уход |
0808.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
13 день День Волейбола |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа на тему: «Знакомство с историей игры в волейбол» 6. Обучение технико-тактическим приемам 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игры с мячом 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
14 день День Сказок |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа писателях-сказочниках писавших о фруктах и овощах 6. Игра «Угадай персонажи их сказок» 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игры с мячом 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
15 день День Волейбола |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Развитие и совершенствование основных видов движения в игре по волейболу 6. Тактическая игра в командах 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10.Проведение викторины «Что я знаю про волейбол» 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
16 день День дальнего броска |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Подготовка к соревнованиям. Разминка. 6.Соревнование «Лучший бросок» 7.Обед 8. Тихий час 9. Полдник 10. Игровая комната 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00 17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
17 день День танцев |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Беседа об истории и видах танцев 6.Музыкальный флешмоб 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игра на свежем воздухе 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
18 день День экологии |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5.Беседа о необходимости сортировки мусора 6.Игра-викторина «Сортируй» 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игра на свежем воздухе 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
19 день День предпринимателя |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5.Беседа откуда берутся деньги 6. Игра «Открой свой бизнес» 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Подведение итогов дня 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05
12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
20 день День смеха |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Игра «Наоборот» 6. Комический футбол 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Игры на свежем воздухе 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05 12.10-12.50 13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
21 день День закрытия смены |
1. Приход 2.Зарядка 3. Линейка 4. Завтрак 5. Игра «Найди клад» 6. Игры на свежем воздухе 7.Обед 8.Тихий час 9. Полдник 10. Торжественное закрытие лагеря. Награждение детей 11. Уход |
08.00-08.30 8.40-9.10 9.20-9.40 10.00-10.45 10.55-12.05 12.10-12.50
13.00-13.30 13.40-15.30 15.30-16.00 16.00-17.00
17.00 |
Спорт.комплекс ЦВР |
Воспитатели |
3.2. Требования по технике безопасности в процессе реализации программы
1.Территория должна постоянно содержаться в чистоте. Сгораемый материал, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.
2. Дороги, проезды, подъезды и проходы к зданиям и открытым водоисточникам, используемые для пожаротушения, подступы к пожарному инвентарю должны быть всегда свободными, содержаться в исправном состоянии.
3. О закрытии дорог, отдельных участков или проездов, необходимо немедленно сообщать в районные пожарные части.
4. Территория летнего оздоровительного лагеря должна иметь наружное освещение, достаточное для быстрого нахождения противопожарных водоисточников.
5. Расстановка мебели в помещениях летних оздоровительных лагерей не должна препятствовать эвакуации людей и проходу к средствам пожаротушения. Здания для летнего детского отдыха должны иметь не менее двух эвакуационных выходов непосредственно наружу. Эвакуационные проходы, выходы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.
Правила поведения в детских оздоровительных лагерях
Приезд ребенка в лагерь считается согласием ребенка и его родителей на выполнение правил, установленных в детском лагере.
При серьезных нарушениях установленных правил поведения в лагере депортация ребёнка из места отдыха, происходит за счёт родителей и без какой-либо компенсации за сокращение срока пребывания в лагере.
Необходимо разъяснить детям, что:
- за нарушение правил пребывания в лагере и действующего законодательства (воровство, аморальное поведение, самовольные действия, которые могут нанести вред его здоровью или здоровью окружающих, курение, прием алкогольных напитков или наркотиков, и т.п.) ребенок может быть досрочно отчислен из лагеря и доставлен домой за счет родителей;
- за причиненный ущерб имуществу лагерю ответственность несут родители ребенка.
Общие правила поведения детей (подростков) в лагере.
1. По лестнице необходимо спускаться осторожно, смотря под ноги. Запрещается бежать по лестнице и съезжать по перилам, обгонять, играть на лестнице, толкаться, свисать на ограждениях.
2. При плохом самочувствии необходимо обращаться в медпункт. Самолечение может привести к осложнениям и тяжелым последствиям.
3. Необходимо соблюдать режим дня лагеря, общие санитарно-гигиенические нормы
4. Каждый ребенок (подросток) обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, правила проведения экскурсий, автобусных поездок, походов и т.п.
5. Ребенок (подросток) обязан быть вместе с отрядом. При необходимости отлучиться обязательно разрешение своего вожатого.
6. Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения начальника смены (или директора) и только в сопровождении вожатого.
7. Каждый ребенок (подросток) и сотрудник лагеря должен беречь зеленые насаждения на территории лагеря, соблюдать чистоту.
8. Нельзя есть незнакомые ягоды, плоды.
9. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах - словами, действиями и поведением не мешать окружающим, не оскорблять их эстетическое чувство.
10. При температуре воздуха свыше 280С и ясной солнечной погоде необходимо учесть, что при нахождении на солнце более одного часа может наступить тепловой удар и ожог.
11. Не оглядываться во время бега и ходьбы, а если необходимо оглянуться перед этим, надо остановиться.
12. В ненастную погоду надо быть осторожным при передвижении по территории трава и дорожки могут быть скользкими. Не наступать на выступающие корни деревьев и другие деревянные предметы, т.к. они могут быть скользкими.
13. В дождь окна должны быть закрыты (попадание воды в помещение, на электроприборы, резкий ветер может разбить стекло). Категорически запрещается открывать противомоскитные сетки (при их наличии).
14. Нельзя находиться вблизи с электролиниями, особенно во время дождя и грозы. Помните, опасной является зона в радиусе 20 м от линий электропередач.
15. В лагере запрещается курить и употреблять спиртные напитки, в том числе пиво.
16. Необходимо бережно относиться к личному имуществу и имуществу лагеря.
Правила поведения детей (подростков) в столовой.
1. Во время еды запрещается разговаривать.
2. Пережевывать пищу надо спокойно.
3. В столовой на полу могут быть жирные пятна: необходимо быть внимательным, не бегать и не толкаться.
Ознакомление с планом эвакуации из здания.
1. В случае обнаружения признаков возгорания незамедлительно покинуть здание и сообщить любому взрослому.
2. Исправность мебели, выключателей, наличие света и исправность электроприборов должны быть проверены при заселении в комнаты старшим вожатым, вожатым совместно с детьми.
3. Запрещается самостоятельно подключаться к электроисточникам, вскрывать крышки электророзеток и выключателей, использовать электробытовые приборы.
4. Запрещается производить любой ремонт электросети и электробытовых приборов.
5. Запрещается разводить огонь в помещениях, на территории лагеря.
6. Не разрешается пользоваться электроприборами без разрешения вожатого.
7. В лагере курить запрещено.
8. Легковоспламеняющиеся предметы следует сдать на хранение вожатым.
Список используемой литературы:
1. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
2.Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001.
3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
4. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
5. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.
6. Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
7. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. – М., 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.