Методическая разработка открытого урока по теме:
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты:
Личностные:
Выполнять
задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою
работу и её результат.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные:
Умение находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Ресурсы урока:
Презентация, учебник, рабочая тетрадь
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.
Ход урока
Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)
I. Организационный момент урока
− Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок
Будьте все внимательны
А ещё старательны.
– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.
– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).
− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
− Откройте тетради и запишите дату и классная работа, чистописание (две строчки)
− Отложите ручки и тетради.
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
− Устный счет, устный счет
Ум в порядок приведет.
Величины будем знать,
В жизни точно применять.
Складывать и вычитать,
Задачки хитрые решать.
Устный счет, устный счет –
Приготовьтесь он идет.
Задачи
− Устно решите задачи.
· В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? (22)
· На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если их осталось 7? (13)
· В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. На сколько книг во второй пачке меньше, чем в первой? (10)
Устный счёт
слайд 2
ü Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 (4 - е).
ü К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3 (18 - м).
ü Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см (14 - г)
ü Уменьшаемое 34, вычитаемое 12, найдите разность (22 - е).
ü Какое число больше 17 на 6? (23 - о)
ü Одна открытка стоит 5 рублей, сколько стоят 3 такие открытки? (15 - я)
ü На сколько число 43 больше, чем 20? (23 - т)
ü Найдите периметр квадрата со сторонами 4 см (16 - р)
ü Увеличьте число 54 на 6 единиц, сколько получится? (60 - и)
На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и
− Попробуйте составить слово, что получилось? (геометрия)
слайд 3(1, 2)
− В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)
− Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
Самоопределение к деятельности
слайд 4 (1, 2)
−Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг)
− Убираю круг
слайд 5 (1, 2)
− Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники)
− Убираю треугольники
слайд 6 (1, 2, 3)
− Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)
− На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов)
− Убираю трапецию
слайд 7
− Какие фигуры остались? (прямоугольники)
− Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники (4 стороны, 4 угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)
− Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)
− Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? (Периметр)
− Попробуйте сформулировать тему урока (Периметр прямоугольника)
слайд 8 (1, 2, 3) (демонстрация на экране темы: «Периметр прямоугольника»)
− Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)
− Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (противоположные стороны прямоугольника равны)
слайд 9 (1, 2, 3, 4, 5)
IV. Работа по теме урока
1. Вывод формул (практическая работа)
Работа в группах
− Сейчас поработаем в группах, на парте у руководителя группы лист для работы (всего 6 групп)
слайд 10
− Постройте прямоугольник со сторонами 3см и 5см и подпишите длину сторон. Покажите вашу готовность.
слайд 11 (1, 2)
− Найдите периметр прямоугольника. Покажите вашу готовность и выскажите своё мнение (5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см))
слайд 12 (1, 2)
5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)
− Это первый способ нахождения периметра прямоугольника
− Сумму каких слагаемых можно заменить умножением? (3 + 3 и 5+ 5)
−Замените. Выскажите своё мнение. (3 • 2 + 5 • 2 = 16(см))
слайд 13
3 • 2 + 5 • 2 = 16(см)
− Это второй способ нахождения периметра прямоугольника
− Но можно по-другому записать это решение.
− Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (две: длина и ширина)
− Запишите их сумму (3 + 5)
− Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2)
− Подумайте, какой ещё способ можно использовать. Выскажите своё мнение ((3+5) • 2 = 16 (см))
слайд 14 (1, 2, 3)
(3+5) • 2 = 16 (см)
− Это третий способ нахождения периметра прямоугольника. Молодцы, хорошо поработали, садитесь на свои места.
− Сейчас мы с вами составим памятку нахождения периметра прямоугольника (на доску вывешивается название памятки)
− Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а , а ширину – буквой в. Подставим в наши решения. Мы получим три формулы нахождения периметра прямоугольника (вывешиваются буквенные обозначения)
− Заменим наши три способа буквенными выражениями, получилась первая формула (вывешивается на доске) Что мы сделали? (сложили все стороны)
− Вторая формула (вывешивается на доске) (сумму слагаемых заменили умножением)
− Третья формула (вывешивается на доске) (сумму длин сторон умножили на два)
− У вас на партах памятки зелёного цвета, взяли в руки и положили перед собой.
Памятка «Нахождение периметра прямоугольника»
а – длина
в - ширина
Р1 = а + в + а + в
Р2 = а • 2 + в • 2
Р3 = (а + в) • 2
слайд 15 памятка с формулами
2. Работа по учебнику (с.52)
− Открыли учебник на странице 52
№1 (устно)
− Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.
− Что сделали сначала? (измерили стороны прямоугольника)
− Объясните как находили периметр под пунктом 1 (сложили все стороны)
− Под пунктом 2 (сумму слагаемых заменили умножением)
− Под пунктом 3 (сумму длин сторон умножили на 2)
− Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели? (совпадает)
№2
− Открыли тетради записали №2, прочтите задание (Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см и вычислите его периметр)
− Сколько способов нахождения периметра вы знаете? (3)
− Начертите прямоугольник, найдите периметр этого прямоугольника разными способами, опираясь на памятку. Назовите выражения.
V. Физминутка
− Сейчас отдохнём и порисуем геометрические фигуры в воздухе.
Слайд 16
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику (с.52)
№3
− Прочитайте задачу (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?)
− Назовите условие задачи. (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые)
− Что нужно узнать? (Сколько было белых кроликов?)
− Сделайте схематический чертёж (схема одинарная)
|
|
|
− Как решить данную задачу? (12-8=4 (к.)) (У доски ученик)
− Составьте по схеме обратные задачи и решите их. Что мы будем искать? (сколько чёрных кроликов, а потом сколько всего кроликов)
− Какие задачи называются обратными? (это задача в которой искомое и заданное поменялись местами) (дети решают самостоятельно, затем, записывают на доске решения к задачам)
|
|
|
|
|
|
|
№7(по вариантам, столбиком)
− 1 вариант – 1-2 примеры, 2 вариант – 3-4 примеры. (Два ученика у доски) (Ответы: 36, 95, 11, 100)
№6 (по вариантам) (1 вариант k – 8, 2 вариант k + 8 (самостоятельно))
VII. Физминутка для глаз
Слад 17-24
VIII. Закрепление изученного материала
Работа в парах
− Поработаем в парах. На партах у вас лист белого цвета, на нём изображены три геометрические фигуры.
Слайд 25
− Проведите в каждой два отрезка так, чтобы, разрезав по ним фигуры, можно было получить в каждом случае 1 прямоугольник и 2 треугольника. Вырежьте эти фигуры.
Слайд 26
IX. Рефлексия
− На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы. Взаимопроверка, оцените на поле карандашом соседа по парте. (74, 14, 90)
X . Подведение итогов урока.
− Какое открытие вы сделали на уроке? (Составляли памятку нахождения периметра прямоугольника)
− Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует? (3)
− Первый способ (сложили все стороны)
− Второй способ (сумму слагаемых заменили умножением)
− Третий способ (сумму длин сторон умножили на два)
XI. Оценивание учащихся
− Молодцы! Сегодня хорошо поработали и получили отметки…..
Слайд 27
XII. Домашнее задание
− с.52 №4,8
−Урок окончен. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.