Методическая разработка открытого урока по теме: "Периметр прямоугольника"
Оценка 5

Методическая разработка открытого урока по теме: "Периметр прямоугольника"

Оценка 5
docx
04.03.2023
Методическая разработка открытого урока по теме: "Периметр прямоугольника"
matem_2_klass_perimetr_pryamougolnika.docx

Методическая разработка открытого урока по теме:

 

ПЕРИМЕТР 
ПРЯМОУГОЛЬНИКА

 

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с разными способами нахождения периметра прямоугольника; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые  результаты:

Личностные:
Выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Предметные:

Умение находить периметр прямоугольника разными способами; уметь использовать математическую тер­минологию при составлении и чтении математических неравенств; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Ресурсы урока:

Презентация,  учебник,  рабочая тетрадь

Оборудование:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка.

 

 

Ход урока

 

Слайд 1 (Модуль урока: Математика, число, классная работа)

I. Организационный момент урока

− Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А ещё старательны.

– Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне.

– Улыбнулись друг другу, поприветствовали товарища по парте, тихо сели (хлопнули друг друга в ладоши).

− Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

− Откройте тетради и запишите дату и классная работа, чистописание  (две строчки)

− Отложите ручки и тетради.

 

II. Актуализация знаний

1.     Устный счет

− Устный счет, устный счет 

Ум в порядок приведет.

Величины будем знать,

В жизни точно применять.

Складывать и вычитать,

Задачки хитрые решать.

Устный счет, устный счет –

Приготовьтесь он идет.

Задачи

Устно решите задачи.

·                   В книге 30 страниц. Таня прочитала 8 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать? (22)

·                   На полке было 20 книг. Сколько книг взяли с полки, если их осталось 7? (13)

·                   В первой пачке 40 книг, во второй 30 книг. На сколько книг во второй пачке меньше, чем в первой? (10)

Устный счёт

  слайд 2

ü    Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 (4 - е).

ü    К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3  (18 - м).

ü    Найдите периметр прямоугольника со сторонами  5 и 2 см  (14 - г)

ü    Уменьшаемое 34, вычитаемое 12, найдите разность  (22 - е).

ü    Какое число больше 17 на 6?  (23 - о)

ü    Одна открытка стоит 5 рублей, сколько стоят 3 такие открытки? (15 - я)

ü    На сколько число 43 больше, чем 20? (23 - т)

ü    Найдите периметр квадрата со сторонами 4 см (16 - р)

ü    Увеличьте число 54 на 6 единиц, сколько получится?  (60 - и)

 На экране появляются буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и

− Попробуйте составить слово, что получилось?  (геометрия)

слайд 3(1, 2)

 − В словаре Ожегова даётся следующее понятие геометрии – это раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. (демонстрация на экране)

− Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.

 Самоопределение к деятельности

   слайд 4 (1, 2)

−Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры? (многоугольники и круг)

− Убираю круг

 слайд 5 (1, 2)

− Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники)

− Убираю треугольники

слайд 6 (1, 2, 3)

− Как назвать одним словом оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)

− На какие две группы их можно разделить? (фигуры с прямыми углами и без прямых углов)

− Убираю трапецию

слайд 7

− Какие фигуры остались? (прямоугольники)

− Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники (4 стороны, 4 угла, все углы прямые, противоположные стороны равны)

− Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? (2)

− Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? (Периметр)

− Попробуйте сформулировать тему урока  (Периметр прямоугольника)

слайд 8 (1, 2, 3)  (демонстрация на экране темы: «Периметр прямоугольника»)

− Что такое периметр? (сумма длин всех сторон)

 − Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольника? (противоположные стороны прямоугольника  равны)

слайд 9 (1, 2, 3, 4, 5)

IV. Работа по теме урока

1.     Вывод формул (практическая работа)

Работа в группах

− Сейчас поработаем в группах, на парте у руководителя группы лист для работы  (всего 6 групп)

слайд 10

− Постройте прямоугольник со сторонами 3см и 5см и подпишите длину сторон. Покажите вашу готовность.

 слайд 11 (1, 2)

− Найдите периметр прямоугольника. Покажите вашу готовность и выскажите своё мнение (5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см))

слайд  12 (1, 2)

5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)

− Это первый способ нахождения периметра прямоугольника

− Сумму каких слагаемых можно заменить умножением?   (3 + 3 и 5+ 5)

−Замените. Выскажите своё мнение. (3 • 2 + 5 • 2 = 16(см))

слайд 13

3 • 2 + 5 • 2 = 16(см)

− Это второй способ нахождения периметра прямоугольника

− Но можно по-другому записать это решение.

− Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? (две: длина и ширина)

− Запишите их сумму (3 + 5)

− Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? (2)

− Подумайте, какой ещё способ можно использовать. Выскажите своё мнение ((3+5) • 2 = 16 (см))

слайд 14 (1, 2, 3)

(3+5) • 2 = 16 (см)

− Это третий способ нахождения периметра прямоугольника. Молодцы, хорошо поработали, садитесь на свои места.

− Сейчас мы с вами составим памятку нахождения периметра прямоугольника (на доску вывешивается название памятки)

− Обозначим длину прямоугольника латинской буквой а , а ширину – буквой в. Подставим в наши решения. Мы получим три формулы нахождения периметра прямоугольника (вывешиваются  буквенные обозначения)

− Заменим наши три способа буквенными выражениями, получилась первая формула  (вывешивается на доске) Что мы сделали?  (сложили все стороны)

− Вторая формула (вывешивается на доске) (сумму слагаемых заменили умножением)

− Третья формула   (вывешивается на доске) (сумму длин сторон умножили на два)

− У вас на партах памятки зелёного цвета, взяли  в руки и положили перед собой.

Памятка «Нахождение периметра прямоугольника»

а – длина

в - ширина

Р1 = а + в + а + в

Р2   = а • 2 + в • 2

Р3 = (а + в) 2

 слайд 15   памятка с формулами  

2.     Работа по учебнику (с.52)

− Открыли учебник на странице 52

№1 (устно)

− Посмотрите, как находили периметр прямоугольника.

− Что сделали сначала? (измерили стороны прямоугольника)

− Объясните как находили периметр под пунктом 1 (сложили все стороны)

− Под пунктом 2 (сумму  слагаемых  заменили умножением)

− Под пунктом 3 (сумму длин сторон умножили на  2)

− Совпадает ли это решение с теми формулами, которые мы только что вывели?  (совпадает)

№2

Открыли тетради записали №2, прочтите задание (Начертите прямоугольник со сторонами 3 см и 4 см и вычислите его периметр)

− Сколько способов нахождения периметра вы знаете? (3)

− Начертите прямоугольник, найдите периметр этого прямоугольника разными способами, опираясь на памятку.  Назовите выражения.

V.      Физминутка

− Сейчас отдохнём и порисуем геометрические фигуры в воздухе.

Слайд 16

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.52)

№3

− Прочитайте задачу (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых кроликов?)

− Назовите  условие задачи. (У хозяина было 12 кроликов: 8 чёрных, а остальные белые)

− Что нужно узнать? (Сколько было белых кроликов?)

− Сделайте схематический чертёж (схема одинарная)

? к.

 

8 к.

 

чёрные

 

 − Как решить данную задачу? (12-8=4 (к.)) (У доски ученик)

− Составьте по схеме обратные задачи и решите их. Что мы будем искать? (сколько чёрных кроликов, а потом сколько всего кроликов)

− Какие задачи называются обратными? (это задача в которой искомое и заданное поменялись местами) (дети решают самостоятельно, затем, записывают на доске решения к задачам)

4 к.

 

8 к.

 

4 к.

 

? к.

 

чёрные

 

12 – 4=8 (к.)

Ответ: 8 чёрных кроликов было.

 

8 + 4=12 (к.)

Ответ: 12  кроликов всего.

 

 
 

 

 

 

 

 

 


№7(по вариантам,  столбиком)

− 1 вариант – 1-2 примеры,    2 вариант – 3-4 примеры. (Два ученика у доски) (Ответы: 36,  95, 11, 100)

№6 (по вариантам)    (1 вариант   k – 8,      2 вариант  k + 8   (самостоятельно))

VII.        Физминутка  для глаз

Слад 17-24

 

VIII.    Закрепление изученного материала

Работа в парах

− Поработаем в парах.  На партах у вас лист белого цвета, на нём изображены три геометрические фигуры.

Слайд 25

− Проведите в каждой два отрезка так, чтобы, разрезав по ним фигуры, можно было получить в каждом случае 1  прямоугольник и  2 треугольника.  Вырежьте эти фигуры.

Слайд 26

 

 

 

 

 

 


IX.       Рефлексия

− На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы. Взаимопроверка, оцените на поле карандашом соседа по парте. (74, 14, 90)

X . Подведение итогов урока.

− Какое открытие вы сделали на уроке? (Составляли памятку нахождения периметра прямоугольника)

− Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует? (3)

Первый способ (сложили все стороны)

− Второй способ (сумму  слагаемых  заменили умножением)

Третий способ (сумму длин сторон умножили на два)

XI. Оценивание учащихся

− Молодцы! Сегодня хорошо поработали и получили отметки…..

Слайд 27

XII.        Домашнее задание

− с.52 №4,8

−Урок окончен.  Спасибо за внимание!


 

Методическая разработка открытого урока по теме:

Методическая разработка открытого урока по теме:

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, линейка, памятка

Задачки хитрые решать. Устный счет, устный счет –

Задачки хитрые решать. Устный счет, устный счет –

Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники) −

Как теперь можно разделить фигуры на две группы? (треугольники и четырёхугольники) −

Это второй способ нахождения периметра прямоугольника −

Это второй способ нахождения периметра прямоугольника −

Под пунктом 2 (сумму слагаемых заменили умножением) −

Под пунктом 2 (сумму слагаемых заменили умножением) −

Два ученика у доски) (Ответы: 36, 95, 11, 100) №6 (по вариантам) (1 вариант k – 8, 2 вариант k + 8 (самостоятельно))

Два ученика у доски) (Ответы: 36, 95, 11, 100) №6 (по вариантам) (1 вариант k – 8, 2 вариант k + 8 (самостоятельно))

На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы

На странице 52 под чертой задания для самопроверки, решите и запишите только ответы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2023