«Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа.docx

«Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике»

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индивидуальные способности, поэтому в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций.

       Внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет.  Учитывая то, что на уроках не всегда хватает времени для программного материала, на внеурочных занятиях я учитываю возможности, запросы и интересы своих учеников.  

    Цель моей работы  заключается в дополнении  обязательной учебной программы по  математике, способствовании   глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой, формировании   УУД, межпредметной интеграции.

Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

               Задачи:

1)        развитие познавательных способностей;

2)        формирование критического мышления;

3)          пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике;

4)          расширение и углубление знаний по математике;

5)    развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;

6)     воспитание чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Исходя из поставленных задач,  в своей работе использую  различные виды  и формы внеклассной работы по математике, что позволяет обеспечить оптимальные условия развития учащихся, подготовить обучающихся к выбору индивидуальной образовательной траектории на последующих этапах образования.

Я хочу рассказать о двух формах своей работы.

Выход на предъявленные ФГОС результаты обучения предполагает поиск новых методов и приемов обучения. Одним из направлений  является   организация проектной деятельности в начальной школе.

К сожалению, сегодня под «проектами» многие коллеги подразумевают любой продукт самостоятельной деятельности ребенка (сделанная поделка, аппликация  и т.д.)

Теоретики развивающего обучения считают, что полноценная проектная деятельность учащегося формируется только в основной школе. Прообразом же проектной деятельности в начальной школе является решение проектных задач.

Под проектной задачей понимается задача, в которой «через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существующего в практике ребенка результата (продукта)». Как любую задачу ее нужно решить.

Структура решения проектной задачи:

*создание квазиреальной проблемной ситуации. Проблемная ситуация обязательно должна иметь несколько вариантов получения конечного продукта;

*предъявление набора действий (веер заданий) в относительно скрытом виде;

*организация группового взаимодействия (коллективно-распределенная деятельность учащихся, формирование стратегии решения задачи);

*публичное предъявление результата;

*рефлексия деятельности.        

Считаю решение проектных задач подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене, привьют умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

Из своего опыта работы   хочу рассказать о решении одной из  проектных задач по математике «Старинные меры длины».

Цель проектной задачи: формирование УУД через систему практических действий.

Задачи:

1.Развивать навыки познавательной деятельности:

•        работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

•        навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

2.Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение, )

3.Умение детей представлять результаты своей работы.

4.Развивать интерес к математике.

  Дети работали в  4 группах,  по разным направлениям исследования, а затем, объединив результаты своих исследований, представили общий продукт в виде презентации.  

Перед детьми была поставлена  задача, познакомить другие классы в параллели со старинными мерами длины.

1 группа работала по теме: «Старинные меры длины». Задачей этой группы  было изучение старинных мер длины. Они представили свою работу в виде газеты.

 Тема 2 группы   «Измерительные инструменты».  Задачей этой группы - изучение и изготовление измерительных инструментов старинных мер длины. Дети изготовили модели.

3 группа - тема: «Меры длины в литературных произведениях». Задачей этой группы  - изучение литературных произведений и нахождение упоминания в них старинных мер длины (  это задание вызвало затруднение у ребят  и     несколько литературных произведений, где фигурируют старинные меры длины я подсказала). Ребята составили цитатный словарик.

 Тема 4 группы - «Считай, смекай, угадывай». Задачей этой группы являлось подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов о старинных мерах длины.  

Ребята выпустили  книжку «Ребусы, загадки о старинных мерах длины».

Эффективной формой внеклассной работы считаю занятия  в  кружке «Занимательная математика». Разумная занимательность с детьми имеет большую педагогическую ценность. Для младших школьников присуща неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. А математический кружок - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

  В  основе программа   по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам».

Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на развитие воображения;

задания на развитие логического мышления.

 Система представленных на занятиях  задач  и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:  познавательный, развивающий, воспитывающий.

На изучение курса отводится 34 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут.

Методы и приемы организации учебной деятельности учеников ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Рекомендуемая модель занятия:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2–3 минуты).

РАЗМИНКА (3–5 минут).

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ – ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (15 минут).

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3–5 минут).

ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ – (10 — 15 минут).

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ – (5 минут).

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность.

В результате занятий ребята достигли успехов в своем развитии. Лонгитюдное исследование (с сентября 2010 года по апрель 2012) уровня развития познавательной сферы выявил положительную динамику

Уровень развития мотивационной готовности

(Методика М.Лускановой)

https://lh3.googleusercontent.com/ikeovvVtU1XFWfrTkjxJKO8aKFSgWv7GkX3ieSLbedOdnOa8fRVtP4LdAex9GQoeO5EjII-A1Jh8hjCWmQ_yPceIJcOWyV7F59nv4gT9IXp2GH-oWqms6lj2JTrmnRu712Y

Уровень развития самооценки

(Тест «Лесенка)

https://lh5.googleusercontent.com/A8An0EgTqlJMbCfcZ9fI8c1zz8-TCkyqBdhM9fyvm8A3XYhBbdBX7vy0IWpEU11s-32dr4wGUqmrKXweSN6ae4AIqQZdIkyzuZ-nNKuV_YNKCkleFUr4VeD7wNbKSlnluz4

 

https://lh3.googleusercontent.com/5Ujpcty5idoEy_8pOT8m3Pi1BuAqBYmqlJUIzu1XYTEigeHfkwLzL3gQrFgBIJEek8plGP-GE0k4KOylkOjsWakPzt3MFjN0W2NfZHSz7_rYaz96bSfh3lN6vsyuuSTl5H0

При анкетировании большинство указало, что это их любимый школьный предмет -математика. Эти результаты нашли отражение в гистограмме.

Все основные этапы работы над проектной задачей «Старинные меры длины» представлены в таблице.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Предлагает учащимся для изучения тему проекта «Старинные меры длины», делит детей на 4 группы.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые специфические умения и                навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы решение по поводу распределения обязанностей внутри группы.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Мотивируют детей.

2.Планирование деятельности

Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач  (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;

• организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые специфические умения и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

Продумывают продукт групповой и индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

1 группа:

Отбор материала по теме «Старинные меры длины»;

Оформление полученных материалов.

Изготовление демонстрационного пособия.

2 группа.

Изучение измерительных инструментов.

Оформление полученных материалов.

Изготовление коллекции старинных измерительных инструментов.

3 группа.

Подборка материала о мерах длины в литературных произведениях.

Оформление полученных материалов.

Инсценирование отрывков произведения или художественное чтение

4 группа.

Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов, математических задач со старинными мерами длины;

Оформление полученных материалов.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных; – формулирование выводов.

Наблюдает, советует, направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

1 группа.

Изготовлен демонстрационный материал  «Старинные меры длины»;

Подготовлен материал для презентации.

2 группа.

Изготовлена коллекция измерительных приборов старинных мер длины;

Составлены практические задачи, где предлагается измерение обычных предметов с помощью старинных мер длины.

3 группа.

Представлена подборка книг, где встречаются старинные меры длины;

 Оформление полученных материалов.

Подготовлено художественное чтение отрывков литературных произведений;

Переданы материалы для презентации.

4 группа.

Представлена красиво оформленная подборка задач со старинными мерами длины, загадок, ребусов, кроссвордов.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию (с помощью учителя).

При необходимости консультируются с учителем.

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают замечания (доброжелательно!).

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

 


 

Скачано с www.znanio.ru