«Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»
Оценка 5

«Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
24.08.2024
«Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»
СМИ.docx

«Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»

В последние годы   для нашей страны стала очень актуальна проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся. В первую очередь рассмотрим содержание понятия «гражданско-патриотическое воспитание».

«Патриот – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины». Такое определение дает словарь Сергея Ивановича Ожегова. Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В федеральные государственные стандарты введено понятие «национальный воспитательный идеал»: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. По требованиям ФГОС рабочая программа учителя истории должна предусматривать приобщение учащихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
В одном из выступлений на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического и нравственного воспитания молодежи Президент Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и этот фундамент — патриотизм. Патриотизм — это уважение к своей истории, традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и существованию сотен народов на территории России, это ответственность за свою страну, за своё будущее…». Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Разве можно  заставить любить окружающую природу, людей, Родину…

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества.

Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством.

В современной образовательной организации приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине.

Как показывает современный опыт практической деятельности, сферой, которая позволяет учителям достаточно успешно реализовать программы патриотического воспитания учащихся, часто выступает взаимодействие школы и семьи.

Данная проблема всегда содержала много сложных аспектов. И у педагогов, и у родителей в нашем обществе были сформированы не всегда верные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившимся традициям считалось, что учитель обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования ученику и его родителям от имени общества. Сами же родители часто совершенно равнодушно относились к таким действиям педагогов и редко доверяли учителю свои проблемы, считая, что всё равно он вряд ли поймёт. Таким образом, формировалась позиция противостояния: кто кому должен, кто кому обязан, кто прав, а кто виноват. Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т.к. ребенок впервые и самые важные годы своего формирования находится в непосредственном контакте со своими родителями и все, что закладывается в семье, человек проносит через всю жизнь.

В гражданско-патриотическое воспитание включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания.

В образовательной программе особое внимание должно уделяться таким предметам, как история и обществознание. Посредством их изучения становится возможным выявление незыблемых духовных ценностей, накопленных за все время существования человеческой цивилизации, понимание взаимосвязи каждого из нас с всеобщими нравственными и духовными законами; воспитание личности в нравственно развитой среде, способствующей осознанию себя как части своей Родины. Знание истории своей семьи, своего народа, страны в целом дает возможность человеку состояться как полноценная личность с активной гражданской и жизненной позицией.

Формирование гражданственности и патриотизма необходимо начинать с почитания родителей. Уроки истории и обществознания позволяют детям узнать о том, что истоки почитания родителей идут из Древней Руси. Перед тем, как начинать любое ответственное дело, дети всегда спрашивали благословления у своих родителей. В русском обществе от поколения к поколению передавалась ценность многодетной семьи как образца семейной жизни. Отсюда мать, находящаяся в окружении многочисленных чад, считалась образцовой женщиной. Дети считались основным семейным богатством, а материнство считалось смыслом и содержанием жизни женщины, ее главной ценностью. Подобный образ женщины формировался в сознании русского человека на протяжении многих веков. Своими корнями он уходит в эпоху древней и средневековой Руси.

Изучая быт своих предков, учащиеся узнают промыслы и фольклорные традиции. У учащихся формируется понимание прекрасного и появляется потребность в приобщении к истории своего Отечества, к традициям и обычаям своего народа, к историческому наследию предков.

 

Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании усиливается тем, что история страны отражается и в истории семьи, рода, в судьбе близких людей. Не следует также забывать, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Ребенку нужно об этом рассказывать, показывать семейные реликвии (ордена, медали, фотографии, стихи, рассказы, книги и т.д.), идти вместе с ними на могилы воинов, павших, защищая нашу землю, от врагов. Все это входит в сознание ребенка как образ Родины.

Курс обществознания дает возможность школьникам без затруднений ориентироваться в социальной реальности, приобретать опыт освоения социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника...), он формирует у детей уважение к закону, правам других людей и чувство ответственности перед обществом. Именно так становится возможным воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей страны. Заложить в детях гражданско-патриотические ценности можно посредством: организации исследовательских работ, правовых конкурсов знаний Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Конституции РФ, символов государства и т.д.; проведения презентаций и дискуссий, касающихся актуальных проблем современной жизни общества и государства; проведения правовых конференций и ролевых игр « Выборы», «Час суда», беседы и эссе по темам: «Что я могу сделать для своей страны», «Наши ветераны», «Моя родословная» и многое другое. Так строиться процесс воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. У учащихся появляется возможность соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их семьи, друзья, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, области и страны в целом.

Стаж работы у меня, конечно, небольшой, всего полтора года. Результатом работы учителя является успешная сдача учащимися ГИА. За первый год моей работы 13 детей из девятого класса и трое учащихся из одиннадцатого класса выбрали ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию и все из них сдали, в этом учебном году ОГЭ по обществознанию выбрало почти столько же учащихся. Исходя из этого, можно предположить, что у детей возник интерес к обществознанию. Дети выбирают осмысленно предмет для сдачи экзамена, несомненно перед этим посоветовавшись со своими родителями, скорее всего, работа с учащимися и родителями идёт в правильном и нужном направлении.

Для патриотического воспитания на уроках истории, ОДНКНР, обществознания использую:

- Видеофильмы

·         Презентации

·         Викторины, игры, конкурсы

- Исторические документы и источники, история семьи в архивных документах

- Художественная публицистическая литература

Совмещая работу учителя и советника, проводил мероприятия: «День отца», «День героев Отечества», «День Конституции РФ», «День Конституции Республики Башкортостан», «День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации», «День снятия блокады Ленинграда», «День памяти жертв Холокоста», «80 лет со дня победы Вооруженных сил СССР над армией гитлеровской Германии в 1943 году в Сталинградской битве».

Поскольку, «все мы родом из детства», необходимо помнить, что каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы. Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.

Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании. Ребенок перенимает настроение и отношение к своему Отечеству прежде всего, у своих родителей. Школа способна лишь, корректировать либо, дополнить восприятие ребенком своей Родины.

Давайте помнить, что мы граждане великого Государства, нам, по праву, есть чем гордиться. Каждый из нас, и есть Россия. И то, какими будем мы, такой будет и наша Страна. Патриотизм в сегодняшнем образовательном учреждении – это воспитание в ребенке нравственных качеств, из которых впоследствии вырастет чувство ответственности, любви, интерес к стране, трудолюбие, желание доводить дело до конца

Таким образом, важнейшая задача образовательной организации – развивать личность учащегося, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.


 

Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»

Роль школы и семьи в патриотическом воспитании школьников»

Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т

Семья является единственным воспитательным институтом, который потенциально обладает большими возможностями для разностороннего воспитания ребенка, т

Стаж работы у меня, конечно, небольшой, всего полтора года

Стаж работы у меня, конечно, небольшой, всего полтора года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2024