МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУЗУЛУКСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ «БУЗУЛУКСКИЙ ЛЕСХОЗ-ТЕХНИКУМ»)
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ |
Директор ФГБУ «Национальный парк «Бузулукский бор» |
Директор ГАПОУ «Бузулукский лесхоз - техникум» |
________________ А.А. Латыпов |
________________ А.И. Саблин |
«____» _______________20____г.
|
«____» _______________20____г |
Программа профессиональной подготовки по должности служащего «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом»
Бузулук 2022 г.
1. Цели реализации и область применения программы
Целью настоящей Программы является подготовка к выполнению видов деятельности по профессии Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом, 2 разряда, а также приобретение обучающимися практических навыков работы в соответствующей области.
2.Требования к результатам обучения
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке по должностям служащих.
2.1 Характеристика нового вида профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации
Программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом 17.071 "Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее"», Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 526н
К освоению настоящей Программы допускаются лица, имеющие среднее, получающие среднее профессиональное образование.
По результатам освоения Программы успешно прошедшим программу профессиональной подготовки и сдавшим квалификационный экзамен, присваивается квалификация и выдается свидетельство должности служащего Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 10 кг и менее Внешний пилот беспилотного воздушного судна (с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее) Оператор беспилотных авиационных систем (с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее)
2.2 Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы слушатель должен
Знать:
Требования эксплуатационной документации
Летно-технические характеристики беспилотной авиационной системы и влияние на них эксплуатационных факторов
Порядок планирования полета беспилотного воздушного судна и построения маршрута полета
Порядок подготовки программы полета и загрузки ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) (при наличии) беспилотного воздушного судна
Специализированные цифровые платформы полетно-информационного обслуживания и сервисы цифрового журналирования операций
Порядок проведения предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов
Правила ведения и оформления полетной и технической документации, требования к ведению и оформлению полетной и технической документации, в том числе в цифровом виде с использованием специализированных сервисов
Правила ведения радиосвязи
Порядок действий экипажа при нештатных и аварийных ситуациях
Порядок действий экипажа при проведении поисковых работ в случае аварийной посадки беспилотного воздушного судна
Технология выполнения авиационных работ, характеристики используемых веществ и оборудования
Порядок проведения послеполетных работ
Порядок действий для недопущения посторонних лиц к беспилотной авиационной системе
Правила ведения и оформления полетной и технической документации, требования к ведению и оформлению полетной и технической документации, в том числе в электронном виде с использованием сервисов цифрового журналирования операций
Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, безопасной эксплуатации воздушного судна.
Порядок подготовки к работе рабочего места, инструментов, приспособлений и контрольно-измерительной аппаратуры
Классификация и признаки отказов, неисправностей беспилотной авиационной системы, методы их обнаружения и устранения
Технология выполнения текущего и контрольно-восстановительного ремонта
Правила ведения и оформления технической документации беспилотной авиационной системы.
Уметь:
Использовать специальное программное обеспечение для составления программы полета и ввода ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) (при наличии) беспилотного воздушного судна
Составлять полетное задание и план полета
Оценивать техническое состояние и готовность к использованию беспилотной авиационной системы
Оформлять полетную и техническую документацию
Необходимые знания Правила и порядок, установленные воздушным законодательством Российской Федерации, получения разрешения на использование воздушного пространства, в том числе при выполнении полетов над населенными пунктами, при выполнении авиационных работ
Нормативные правовые акты об установлении запретных зон и зон ограничения полетов; порядок получения информации о запретных зонах и зонах ограничения полетов
Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и выполнение полетов беспилотным воздушным судном
Порядок организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве
Основы воздушной навигации, аэродинамики и метеорологии в объеме, необходимом для подготовки и выполнения полета беспилотным воздушным судном максимальной взлетной массой до 10 килограммов в ожидаемых условиях эксплуатации
Определять пространственное положение беспилотного воздушного судна с использованием элементов наземной станции управления
Принимать меры по обеспечению безопасного выполнения полета беспилотным воздушным судном
Принимать меры по недопущению посторонних лиц к беспилотной авиационной системе
Выполнять послеполетные работы
Оформлять полетную и техническую документацию, в том числе в цифровом виде с использованием специализированных сервисов
Необходимые знания Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, производства полетов беспилотными воздушными судами
Порядок производства полетов беспилотными воздушными судами в сегрегированном воздушном пространстве
Основы аэронавигации, аэродинамики, метеорологии в объеме, необходимом для выполнения безопасного полета беспилотным воздушным судном
Требования эксплуатационной документации, летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения беспилотного воздушного судна
Обслуживать аккумуляторные батареи элементов беспилотных авиационных систем
Эксплуатировать наземные источники электропитания
Устанавливать съемное оборудование на беспилотное воздушное судно, снимать съемное оборудование
Буксировать, транспортировать беспилотную авиационную систему к месту взлета (от места посадки)
Использовать взлетные устройства (приспособления)
Производить эвакуацию беспилотных воздушных судов в аварийных ситуациях
Производить работы при хранении беспилотных авиационных систем, установленные в эксплуатационной документации
Использовать цифровые технологии при обновлении программного обеспечения и калибровке беспилотной авиационной системы
Оформлять техническую документацию
Необходимые знания Требования эксплуатационной документации к техническому обслуживанию беспилотной авиационной системы
Перечень и содержание работ по видам технического обслуживания беспилотных авиационных систем, порядок их выполнения
Назначение, устройство и принципы работы элементов беспилотной авиационной системы
Характеристики топлива, специальных жидкостей (газов), горючесмазочных материалов, источников электроэнергии, применяемых при эксплуатации беспилотной авиационной системы
Порядок подготовки к работе инструментов, приспособлений и контрольно-измерительной аппаратуры для выполнения технического обслуживания беспилотной авиационной системы
Применять эксплуатационную и ремонтную документацию беспилотной авиационной системы в процессе диагностики и ремонта элементов беспилотной авиационной системы
Оценивать техническое состояние беспилотных авиационных систем
Выявлять и устранять отказы и неисправности при функционировании элементов беспилотной авиационной системы
Оформлять техническую документацию
Необходимые знания Назначение, устройство и принципы работы беспилотной авиационной системы и ее элементов
Иметь практический опыт:
Изучение полетного задания, отработка порядка его выполнения и действий при управлении беспилотным воздушным судном с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Ознакомление с ограничениями в районе выполнения полета беспилотным воздушным судном с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее по маршруту (трассе) с использованием цифровых платформ полетно-информационного обслуживания
Подбор стартово-посадочной площадки для летной эксплуатации беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Оценка метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки в районе выполнения полетов беспилотным воздушным судном с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Подготовка программы полета беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее и ее загрузка в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна (при наличии) с использованием цифровых технологий
Подготовка полетной документации
Подготовка стартово-посадочной площадки и развертывание беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Проверка готовности беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, к использованию в соответствии с эксплуатационной документацией и с полетным заданием, ее приемка
Ведение полетной и технической документации, в том числе в электронном виде с использованием сервисов цифрового журналирования операций
Необходимые умения
Использовать специализированные цифровые платформы полетно-информационного обслуживания и сервисы цифрового журналирования операций
Уточнение полетного задания в соответствии с фактическими метеорологическими, орнитологическими и навигационными данными
Принятие решения на взлет беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Запуск беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Дистанционное управление полетом одного беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее и (или) контроль параметров полета
Выполнение полета одним беспилотным воздушным судном с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее в соответствии с полетным заданием
Анализ аэронавигационной, метеорологической, орнитологической обстановки в ходе выполнения полетного задания
Выполнение действий при возникновении особых случаев в полете беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Проведение поисковых работ в случае аварийной посадки беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Информирование соответствующих органов Единой системы организации воздушного движения об отклонениях от плана полета или изменениях в режиме полета беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, о возникновении особых ситуаций в полете, о совершении аварийной посадки
Осуществление взаимодействия с участниками воздушного движения при выполнении полетов беспилотным воздушным судном с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Принятие решений о посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром либо о вынужденной посадке в случае явной угрозы окружающим или безопасности полета беспилотного воздушного судна
Выполнение послеполетного осмотра беспилотного воздушного судна
Ведение полетной и технической документации, в том числе в электронном виде с использованием сервисов цифрового журналирования операций
Выполнение мероприятий по недопущению доступа посторонних лиц к беспилотной авиационной системе, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Необходимые умения
Осуществлять запуск беспилотного воздушного судна
Осуществлять дистанционное пилотирование и (или) контроль параметров полета одного беспилотного воздушного судна
Распознавать и контролировать факторы угроз и ошибок при выполнении полетов
Выполнение внешнего осмотра беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, и выявление неисправностей
Установка съемного оборудования на борт (снятие съемного оборудования с борта) беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Заправка беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее топливом, маслом, специальными жидкостями и зарядка газами, дозаправка (дозарядка)
Проверка уровня заряда, обслуживание аккумуляторной батареи
Контроль количества заправленных компонентов и надежности закрытия заправочных устройств
Проверка и обслуживание взлетно-посадочных устройств беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Подготовка стартово-посадочной площадки для беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Транспортировка беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, к месту взлета (от места посадки)
Приведение беспилотной авиационной системы в предстартовое состояние
Обеспечение работы наземных элементов беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, в ходе подготовки и выполнения полетов беспилотными воздушными судами
Контроль работоспособности систем, оборудования беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, и ее элементов в процессе выполнения технического обслуживания
Проведение послеполетного осмотра и устранение обнаруженных неисправностей
Проведение работ по постановке на хранение и снятию с хранения беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Обновление программного обеспечения и калибровка беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, с использованием цифровых технологий (при необходимости)
Ведение технической документации
Необходимые умения
Читать эксплуатационно-техническую документацию беспилотных авиационных систем и их элементов, чертежи и схемы
Оценивать техническое состояние элементов беспилотных авиационных систем
Осуществлять подготовку и настройку элементов беспилотных авиационных систем
Выполнять техническое обслуживание элементов беспилотной авиационной системы в соответствии с эксплуатационной документацией
Использовать необходимые для работы инструменты, приспособления и контрольно-измерительную аппаратуру
Заправлять топливом, маслом, специальными жидкостями и заряжать газами, дозаправлять (дозаряжать) беспилотное воздушное судно.
Подготовка к работе инструментов, контрольно-измерительных приборов и приспособлений
Выполнение внешнего осмотра и проверка технического состояния элементов беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Диагностика и контроль работоспособности элементов беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее, выявление отклонений, отказов, неисправностей и повреждений
Выполнение текущего ремонта элементов беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Выполнение контрольно-восстановительного ремонта элементов беспилотной авиационной системы, включающей в себя одно беспилотное воздушное судно с
3. Содержание программы
3.1 Учебный план программы переподготовки по профессии «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом»
Срок обучения - 1 месяц
№ п/п |
Курсы, предметы |
Количество часов |
Форма контроля |
I. |
Теоретическое обучение |
102 |
|
1. |
Общепрофессиональные дисциплины |
56 |
|
1.1. |
Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов |
10 |
зачет |
1.2. |
Основы автоматики и автоматического управления |
6 |
зачет |
1.3. |
Основы метрологии. |
6 |
зачет |
1.4. |
Основы построения и использования беспилотных летательных аппаратов.
|
8 |
зачет |
1.5. |
Взаимодействие со службами безопасности воздушного движения
|
6 |
зачет |
1.6. |
Элементы общей теории управления БПЛА
|
14 |
зачет |
1.7. |
Основы аэросъемки. Обработка видео и аудиоинформации |
6 |
зачет |
2. |
Специальные дисциплины |
46 |
|
2.1. |
Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее
|
20 |
Дифференцированный зачет |
2.2. |
Управление (контроль) полетом одним или несколькими беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее |
26 |
Экзамен |
3. |
Учебная практика. Предполетная наземная подготовка к полетам на БВС.
|
36 |
Дифференцирован ный зачет |
4. |
Квалификационный экзамен |
6 |
Квалификационный экзамен |
Итого: |
144 |
|
Эксплуатация беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно массой 10 килограммов и менее, применяемых в условиях прямой визуальной видимости, вне зон с ограничениями, на высоте до 150 метров
Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Управление (контроль) полетом беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
Ремонт беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой 10 килограммов и менее
3.2 Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, модулей, тем |
Всего часов |
Лекцион. занятия |
практич. занятия |
Форма промежуточной и итоговой аттестации |
|
зачет |
экзамен |
|||||
1. |
Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов |
10 |
10 |
|
Зачет |
|
1.1. |
Беспилотные воздушные суда и требования, предъявляемые к ним. Основные конструкции беспилотных воздушных судов самолетного типа. Современные БВС, эксплуатируемые в России. БВС по массе, дальности, назначению и скорости захода на посадку. Лётно-технические характеристики современных беспилотных воздушных судов России Требования, предъявляемые к БВС. Типы конструкций БВС,их особенности, преимущества и недостатки. Назначение фюзеляжа, крыла, шасси, оперения. Требования, предъявляемые к ним, их конструктивные особенности. Силовой набор. Продольный и поперечный набор. |
2 |
2 |
|
|
|
1.2. |
Управление БВС. Назначение и расположение органов управления и рулевых поверхностей (руля высоты, направления, элеронов, спойлеров). Принцип управления БВС. Взлетно-посадочная механизация крыла. Назначение. Виды механизации. Варианты использования на взлете и посадке. |
2 |
2 |
|
|
|
1.3. |
Основные конструкции беспилотных воздушных судов вертолетного типа. Беспилотные воздушные суда вертолетного типа. Особенности управления БВС вертолетного типа. Конструктивные особенности БВС с одноосной и двухосной схемой. Применение в народном хозяйстве. Роль и назначение несущего винта, рулевого винта. Расположение органов управления. Динамика полета. Взлет и виды взлета. Посадка и виды посадки. |
2 |
2 |
|
|
|
1.4. |
Аэродинамика как наука. Основные законы аэродинамики. Строение атмосферы. Основные физикомеханические свойства воздуха: плотность, статическое давление, температура, вязкость газов, инертность сжимаемость воздуха. МСА. Причины ее ввода. Уравнение состояния газов. Уравнение постоянства расхода (уравнение неразрывности) – закон Эйлера. Уравнение Бернулли. Обтекание тел воздушным потоком. Управление БВС, органы управления. Виды взлета и посадки БВС Знакомство с системами управления БВС, расположением органов управления, несущего и рулевого винтов. |
2 |
2 |
|
|
|
1.5. |
Особенности аэродинамики и динамики полета БВС вертолетного и самолетного типа. Особенности аэродинамики и динамики полета БВС. Назначение несущего и рулевого винтов на вертолете. Создание подъемной силы (тяги) несущим винтом. Аэродинамические силы, действующие на БВС. Управление БВС, органы управления. Виды взлета и посадки БВС |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
Основы автоматики и автоматического управления |
6 |
6 |
|
Зачет |
|
2.1. |
Принципы и законы управления. Математические модели элементов автоматики и систем управления Фундаментальные принципы автоматического управления. Понятие объекта управления. Законы формирования управляющих воздействий. Тематика практических занятий и лабораторных работ. Составление укрупненных структурных схем систем управления. Способы математического описание элементов автоматики и систем управления. Понятие передаточной функции. Временные и частотные характеристики систем управления. |
2 |
2 |
|
|
|
2.2. |
Типовые динамические звенья и их характеристики. Идеальное звено, звенья первого и второго порядков и их характеристики. Правила определения передаточных функций последовательного и параллельного соединения звеньев. Системы с обратной связью. |
2 |
2 |
|
|
|
2.3. |
Устойчивость систем автоматического управления. Качество систем управления. Каналы и сигналы радиоуправления Понятие устойчивости систем автоматического управления. Критерии устойчивости. Понятие качества систем управления. Статические и динамические ошибки управления. Критерии оценки качества. Понятие радиоканала передачи данных и его основные характеристики. Типы сигналов, используемых для радиоуправления |
2 |
2 |
|
|
|
3. |
Основы метрологии. |
6 |
4 |
2 |
Зачет |
|
3.1. |
Понятие об измерительных задачах при разработке, испытаниях, производстве и эксплуатации авиационной техники. Общие сведения о теории измерений. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их шкалы. Классификация средств измерений. Общая характеристика методов измерений. Классификация метрологических характеристик. |
2 |
2 |
|
|
|
3.2. |
Основные методы определения метрологических характеристик средств измерений. Метрологические характеристики цифровых средств измерений. Способы и формы нормирования метрологических характеристик. Классы точности средств измерения. Расчет погрешности измерительной системы. Нормирование динамических погрешностей средств измерений. |
2 |
2 |
|
|
|
3.3. |
Практическое занятие № 1 Изучение основ авиационной метеорологии |
2 |
|
2 |
|
|
4. |
Основы построения и использования беспилотных летательных аппаратов. |
8 |
4 |
4 |
Зачет |
|
4.1. |
Основы аэродинамики Принципы построения БПЛА самолетного и вертолетного типа. |
2 |
2 |
|
|
|
4.2. |
Практическое занятие № 2 Изучение основных положений документов, регламентирующих лётную работу. Изучение видов подготовки БПЛА к полетам. |
2 |
|
2 |
|
|
4.3. |
Оборудование наземных станций управления БПЛА. Безопасность полетов. Оборудование беспилотного комплекса на основе полетного контроллера с открытым программным кодом. Использование наземной станции для выполнения полетов. Расчет полетного задания с учетом технических характеристик беспилотного аппарата, условий выполнения полета.
|
2 |
2 |
|
|
|
4.4. |
Практическое занятие № 3 Изучение устройства БПЛА самолетного и вертолетного типа. Изучение структуры и устройства наземной станции управления БПЛА. Освоение наземной станции управления Mission Planer |
2 |
|
2 |
|
|
5. |
Взаимодействие со службами безопасности воздушного движения |
6 |
4 |
2 |
Зачет |
|
5.1. |
Нормативные документы, регламентирующие использование воздушного пространства РФ. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. Организация использования воздушного пространства при полетах БПЛА. |
2 |
2 |
|
|
|
5.2. |
Документы, регламентирующие взаимодействие эксплуатантов БПЛА со службами воздушного движения. Воздушный кодекс РФ. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Порядок получения информации о запретных зонах и зонах ограничения полетов. |
2 |
2 |
|
|
|
5.3. |
Практическое занятие № 4 Разработка эксплуатационной документации для осуществления полетов БПЛА. |
2 |
|
2 |
|
|
6. |
Элементы общей теории управления БПЛА |
14 |
4 |
10 |
Зачет |
|
6.1. |
Система координат БПЛА Классификация навигационных методов и средств. Назначения и типы спутниковых РНС. |
2 |
2 |
|
|
|
6.2. |
Практическое занятие № 5 Изучение видов подготовки БПЛА к полетам. |
2 |
|
2 |
|
|
6.3. |
Изучение устройства и процесса эксплуатации БПЛА самолетного типа «Voljet X5 PRO». Изучение устройства и процесса эксплуатации БПЛА вертолетного типа «PHANTOM 4». Устройство. Основные виды подготовок БПЛА к полетам. Правила эксплуатации и меры безопасности при полетах БПЛА. Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА. Устройство. Основные виды подготовок БПЛА к полетам. Правила эксплуатации и меры безопасности при полетах БПЛА |
2 |
2 |
|
|
|
6.4. |
Практическое занятие № 6 Программирование БПЛА с помощью программы QGraund Control, Mission Planer. |
2 |
|
2 |
|
|
6.5. |
Практическое занятие № 7 Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА |
2 |
|
2 |
|
|
6.6. |
Практическое занятие № 8 Изучение видов подготовки БПЛА к полетам. Программирование БПЛА для выполнения различных режимов полета. |
2 |
|
2 |
|
|
6.7. |
Практическое занятие № 9 Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА. |
2 |
|
2 |
|
|
7. |
Основы аэросъемки. Обработка видео и аудиоинформации. |
6 |
6 |
|
Зачет |
|
7.1. |
Основы аэросъемки. Аналоговая и цифровая аудио и видео информация. Преобразование информации. Объект и ракурс съемки. Свет и обработка фотографий. Преобразования аналоговой информации в цифровую. Современное программное обеспечение для захвата аудиовизуальных данных. Характеристика различных современных программ для захвата и конвертации аудио и видео данных. |
2 |
2 |
|
|
|
7.2. |
Методы и принципы линейного и нелинейного монтажа. Обработка звука на компьютере. Понятия видеомонтажа. Виды монтажа. Современные программные продукты для видеомонтажа. Их классы и типичные представители. Характеристика программ для создания спецэффектов. Программы для обработки аудиоинформации. Типичные представители. Основы работы в Adobe Soundbooth |
2 |
2 |
|
|
|
7.3. |
Программное обеспечение (ПО) наземных станций управления (НСУ), ПО Video, Интерфейс». Порядок организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве. |
2 |
2 |
|
|
|
8. |
Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее |
20 |
8 |
12 |
Дифференцированный зачет |
|
8.1. |
Порядок организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве. Требования эксплуатационной документации. Основы воздушной навигации, аэродинамики и метеорологии в объеме, необходимом для подготовки и выполнения полета беспилотным воздушным судном. Летно-технические характеристики беспилотной авиационной системы и влияние на них эксплуатационных факторов. |
2 |
2 |
|
|
|
8.2. |
Порядок планирования полета беспилотного воздушного судна и построения маршрута полета. |
2 |
2 |
|
|
|
8.3. |
Порядок подготовки программы полета и загрузки ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна Правила подготовки плана полетов и порядок его подачи органу единой системы организации воздушного движения. |
2 |
2 |
|
|
|
8.4. |
Порядок проведения предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов. Правила ведения и оформления полетной и технической документации, требования к ведению и оформлению полетной и технической документации |
2 |
2 |
|
|
|
8.5. |
Практическое занятие № 10 Аэронавигационные материалы. Анализ метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки |
2 |
|
2 |
|
|
8.6. |
Практическое занятие № 11 Специальное программное обеспечение для составления программы полета и ввода ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна |
2 |
|
2 |
|
|
8.7. |
Практическое занятие № 12 Составление полетных заданий и плана полета. Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. Оформление полетной и технической документации |
2 |
|
2 |
|
|
8.8. |
Практическое занятие № 13 Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. |
2 |
|
2 |
|
|
8.9. |
Практическое занятие № 14 Составление полетных заданий и плана полета. |
2 |
|
2 |
|
|
8.10. |
Практическое занятие № 15 Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. Оформление полетной и технической документации |
2 |
|
2 |
|
|
9. |
Управление (контроль) полетом одним или несколькими беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее |
26 |
18 |
8 |
|
Экзамен |
9.1. |
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования воздушного пространства Российской Федерации. |
2 |
2 |
|
|
|
9.2. |
Порядок производства полетов беспилотных воздушных судов в сегрегированном воздушном пространстве |
2 |
2 |
|
|
|
9.3. |
Основы аэронавигации, аэродинамики, метеорологии в объеме, необходимом для выполнения безопасного полета беспилотным воздушным судном. |
2 |
2 |
|
|
|
9.4. |
Требования эксплуатационной документации, летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения беспилотного воздушного судна. Правила ведения связи. |
2 |
2 |
|
|
|
9.5. |
Порядок действий экипажа при нештатных и аварийных ситуациях. |
2 |
2 |
|
|
|
9.6. |
Порядок действий экипажа при проведении поисковых работ в случае аварийной посадки беспилотного воздушного судна |
2 |
2 |
|
|
|
9.7. |
Технология выполнения авиационных работ, характеристики используемых веществ и оборудования. |
2 |
2 |
|
|
|
9.8. |
Порядок проведения послеполетных работ. Правила ведения и оформления полетной и технической документации. Требования к ведению и оформлению полетной и технической документации |
2 |
2 |
|
|
|
9.9. |
Практическое занятие № 16 Распознавание и контроль факторов угроз и ошибок при выполнении полетов. |
2 |
|
2 |
|
|
9.10. |
Практическое занятие № 17 Определение пространственного положения беспилотного воздушного судна с использованием элементов наземной станции управления |
2 |
|
2 |
|
|
9.11. |
Практическое занятие № 18 Меры по обеспечению безопасного выполнения полета беспилотным воздушным судном |
2 |
|
2 |
|
|
9.12. |
Практическое занятие № 19 Послеполетные работы. Оформление полетной и технической документации |
2 |
|
2 |
|
|
9.13. |
Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, безопасной эксплуатации воздушного судна. |
2 |
2 |
|
|
|
1.Рабочая программа учебной общепрофессиональной
дисциплины,
«Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики
беспилотных воздушных судов» (10часов)
Беспилотные воздушные суда и требования, предъявляемые к ним. Основные конструкции беспилотных воздушных судов самолетного типа.
Современные БВС, эксплуатируемые в России. БВС по массе, дальности, назначению и скорости захода на посадку. Лётно-технические характеристики современных беспилотных воздушных судов России Требования, предъявляемые к БВС. Типы конструкций БВС,их особенности, преимущества и недостатки. Назначение фюзеляжа, крыла, шасси, оперения. Требования, предъявляемые к ним, их конструктивные особенности. Силовой набор. Продольный и поперечный набор.Управление БВС. Назначение и расположение органов управления и рулевых поверхностей (руля высоты, направления, элеронов, спойлеров). Принцип управления БВС. Взлетно-посадочная механизация крыла. Назначение. Виды механизации. Варианты использования на взлете и посадке. Основные конструкции беспилотных воздушных судов вертолетного типа.
Беспилотные воздушные суда вертолетного типа. Особенности управления БВС вертолетного типа. Конструктивные особенности БВС с одноосной и двухосной схемой. Применение в народном хозяйстве. Роль и назначение несущего винта, рулевого винта. Расположение органов управления. Динамика полета. Взлет и виды взлета. Посадка и виды посадки.Аэродинамика как наука. Основные законы аэродинамики. Строение атмосферы. Основные физикомеханические свойства воздуха: плотность, статическое давление, температура, вязкость газов, инертность сжимаемость воздуха. МСА. Причины ее ввода. Уравнение состояния газов. Уравнение постоянства расхода (уравнение неразрывности) – закон Эйлера. Уравнение Бернулли. Обтекание тел воздушным потоком.
Управление БВС, органы управления. Виды взлета и посадки БВС
Знакомство с системами управления БВС, расположением органов управления, несущего и рулевого винтов. Особенности аэродинамики и динамики полета БВС вертолетного и самолетного типа. Особенности аэродинамики и динамики полета БВС. Назначение несущего и рулевого винтов на вертолете. Создание подъемной силы (тяги) несущим винтом. Аэродинамические силы, действующие на БВС. Управление БВС, органы управления. Виды взлета и посадки БВС.
Рабочая программа
учебной общепрофессиональной дисциплины,
«Основы автоматики и автоматического управления» (6часов)
Принципы и законы управления. Математические модели элементов автоматики и
систем управления. Фундаментальные принципы автоматического управления. Понятие объекта управления. Законы формирования управляющих воздействий. Тематика практических занятий и лабораторных работ. Составление укрупненных структурных схем систем управления. Способы математического описание элементов автоматики и систем управления. Понятие передаточной функции. Временные и частотные характеристики систем управления. Типовые динамические звенья и их характеристики.
Идеальное звено, звенья первого и второго порядков и их характеристики. Правила определения передаточных функций последовательного и параллельного соединения звеньев. Системы с обратной связью. Устойчивость систем автоматического управления. Качество систем управления. Каналы и сигналы радиоуправления. Понятие устойчивости систем автоматического управления. Критерии устойчивости. Понятие качества систем управления. Статические и динамические ошибки управления. Критерии оценки качества. Понятие радиоканала передачи данных и его основные характеристики. Типы сигналов, используемых для радиоуправления
Рабочая программа учебной общепрофессиональной
дисциплины,
«Основы метрологии» (6 часов)
Понятие об измерительных задачах при разработке, испытаниях, производстве и эксплуатации авиационной техники. Общие сведения о теории измерений. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира. Физические величины и их шкалы. Классификация средств измерений. Общая характеристика методов измерений. Классификация метрологических характеристик. Основные методы определения метрологических характеристик средств измерений. Метрологические характеристики цифровых средств измерений. Способы и формы нормирования метрологических характеристик. Классы точности средств измерения. Расчет погрешности измерительной системы. Нормирование динамических погрешностей средств измерений. Практическое занятие № 1 Изучение основ авиационной метеорологии.
Рабочая
программа учебной общепрофессиональной дисциплины,
«Основы построения и использования беспилотных летательных аппаратов»
(8часов)
Основы аэродинамики. Принципы построения БПЛА самолетного и вертолетного типа.
Практическое занятие № 2 Изучение основных положений документов, регламентирующих лётную работу. Изучение видов подготовки БПЛА к полетам.
Оборудование наземных станций управления БПЛА. Безопасность полетов. Оборудование беспилотного комплекса на основе полетного контроллера с открытым программным кодом. Использование наземной станции для выполнения полетов. Расчет полетного задания с учетом технических характеристик беспилотного аппарата, условий выполнения полета. Практическое занятие № 3 Изучение устройства БПЛА самолетного и вертолетного типа. Изучение структуры и устройства наземной станции управления БПЛА. Освоение наземной станции управления Mission Planer.
Рабочая программа учебной общепрофессиональной
дисциплины,
«Взаимодействие со службами безопасности
воздушного движения» (6часов)
Нормативные документы, регламентирующие использование воздушного пространства РФ. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ.
Организация использования воздушного пространства при полетах БПЛА. Документы, регламентирующие взаимодействие эксплуатантов БПЛА со службами воздушного движения. Воздушный кодекс РФ. Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации. Взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Порядок получения информации о запретных зонах и зонах ограничения полетов. Практическое занятие № 4 Разработка эксплуатационной документации для осуществления полетов БПЛА.
Рабочая программа учебной общепрофессиональной
дисциплины,
«Элементы общей теории управления БПЛА» (14часов)
1Система координат БПЛА. Классификация навигационных методов и средств Назначения и типы спутниковых РНС. Практическое занятие № 5 Изучение видов подготовки БПЛА к полетам. Изучение устройства и процесса эксплуатации БПЛА самолетного типа «Voljet X5 PRO». Изучение устройства и процесса эксплуатации БПЛА вертолетного типа «PHANTOM 4». Устройство. Основные виды подготовок БПЛА к полетам. Правила эксплуатации и меры безопасности при полетах БПЛА. Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА. Устройство. Основные виды подготовок БПЛА к полетам. Правила эксплуатации и меры безопасности при полетах БПЛА. Практическое занятие № 6 Программирование БПЛА с помощью программы QGraund Control, Mission Planer. Практическое занятие № 7 Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА. Практическое занятие № 8 Изучение видов подготовки БПЛА к полетам. Программирование БПЛА для выполнения различных режимов полета. Практическое занятие № 9 Отработка предварительной и предполетной подготовок БПЛА.
Рабочая программа учебной общепрофессиональной
дисциплины,
«Основы аэросъемки. Обработка видео и аудиоинформации» (6часов)
Основы аэросъемки. Аналоговая и цифровая аудио и видео информация. Преобразование информации. Объект и ракурс съемки. Свет и обработка фотографий. Преобразования аналоговой информации в цифровую. Современное программное обеспечение для захвата аудиовизуальных данных. Характеристика различных современных программ для захвата и конвертации аудио и видео данных. Методы и принципы линейного и нелинейного монтажа. Обработка звука на компьютере. Понятия видеомонтажа. Виды монтажа. Современные программные продукты для видеомонтажа. Их классы и типичные представители. Характеристика программ для создания спецэффектов. Программы для обработки аудиоинформации. Типичные представители. Основы работы в Adobe Soundbooth. Программное обеспечение (ПО) наземных станций управления (НСУ), ПО Video, Интерфейс». Порядок организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве.
Рабочая программа учебной специальной
дисциплины,
«Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно
или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30
килограммов и менее» (20часов)
Порядок организации и выполнения полетов беспилотным воздушным судном в сегрегированном воздушном пространстве. Требования эксплуатационной документации.
Основы воздушной навигации, аэродинамики и метеорологии в объеме, необходимом для подготовки и выполнения полета беспилотным воздушным судном. Летно-технические характеристики беспилотной авиационной системы и влияние на них эксплуатационных факторов. Порядок планирования полета беспилотного воздушного судна и построения маршрута полета. Порядок подготовки программы полета и загрузки ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна
Правила подготовки плана полетов и порядок его подачи органу единой системы организации воздушного движения. Порядок проведения предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов. Правила ведения и оформления полетной и технической документации, требования к ведению и оформлению полетной и технической документации. Практическое занятие № 10 Аэронавигационные материалы. Анализ метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки. Практическое занятие № 11 Специальное программное обеспечение для составления программы полета и ввода ее в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна. Практическое занятие № 12 Составление полетных заданий и плана полета. Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. Оформление полетной и технической документации. Практическое занятие № 13 Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. Практическое занятие № 14 Составление полетных заданий и плана полета. Практическое занятие № 15 Оценка технического состояния и готовность к использованию беспилотных авиационных систем. Оформление полетной и технической документации.
Рабочая программа учебной специальной
дисциплины,
«Управление (контроль) полетом одним или несколькими беспилотными воздушными
судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее» (26часов)
1 Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования воздушного пространства Российской Федерации. Порядок производства полетов беспилотных воздушных судов в сегрегированном воздушном пространстве. Основы аэронавигации, аэродинамики, метеорологии в объеме, необходимом для выполнения безопасного полета беспилотным воздушным судном. Требования эксплуатационной документации, летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения беспилотного воздушного судна. Правила ведения связи. Порядок действий экипажа при нештатных и аварийных ситуациях. Порядок действий экипажа при проведении поисковых работ в случае аварийной посадки беспилотного воздушного судна. Технология выполнения авиационных работ, характеристики используемых веществ и оборудования. Порядок проведения послеполетных работ. Правила ведения и оформления полетной и технической документации. Требования к ведению и оформлению полетной и технической документации. Практическое занятие № 16 Распознавание и контроль факторов угроз и ошибок при выполнении полетов. Практическое занятие № 17 Определение пространственного положения беспилотного воздушного судна с использованием элементов наземной станции управления. Практическое занятие № 18 Меры по обеспечению безопасного выполнения полета беспилотным воздушным судном. Практическое занятие № 19 Послеполетные работы. Оформление полетной и технической документации. Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства, безопасной эксплуатации воздушного судна.
3. Практическое обучение (учебная практика)
№п/п |
Темы |
Количествочасов |
|
Учебная практика Предполетная наземная подготовка к полетам на БВС.
|
36 |
1 |
Изучение полетного задания, отработка порядка его выполнения и действий при управлении беспилотным воздушным судном. Подбор и подготовка картографического материала. Ознакомление с ограничениями в районе выполнения полета по маршруту (трассе). Подбор стартово-посадочной площадки. Оценка метеорологической, орнитологической и аэронавигационной обстановки в районе выполнения полетов беспилотного воздушного судна. Нанесение маршрута полета на карту. Расчет аэронавигационных элементов полета. |
6 |
2 |
Подготовка плана полета и представление его соответствующему органу единой системы организации воздушного движения. Подготовка программы полета и ее загрузка в бортовой навигационный комплекс (автопилот) беспилотного воздушного судна. Подготовка и ведение полетной и технической документации. Подготовка стартово-посадочной площадки и развертывание беспилотной авиационной системы. Проверка готовности беспилотной авиационной системы к использованию соответствии с полетным заданием, ее приемка. |
6 |
3 |
Установление связи с органом единой системы организации воздушного движения и получение разрешения на использование воздушного пространства. Принятие решения на взлет. Выполнение действий при возникновении особых случаев в полете беспилотного воздушного судна. Проведение поисковых работ в случае аварийной посадки беспилотного воздушного судна. |
6 |
4 |
Информирование соответствующих органов единой системы организации воздушного движения об отклонениях от плана полета или изменениях в режиме полета, при возникновении особых ситуаций в полете, о совершении аварийной посадки.
|
6 |
5 |
Осуществление взаимодействия с участниками воздушного движения при выполнении полетов беспилотного воздушного судна Принятие решений о посадке беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром либо о вынужденной посадке в случае явной угрозы окружающим или безопасности полета беспилотного воздушного судна
|
6 |
6 |
Выполнение послеполетного осмотра беспилотного воздушного судна. Необходимые умения осуществлять запуск беспилотного воздушного судна. Осуществление дистанционное пилотирование и (или) контроль параметров полета беспилотного воздушного судна. |
6 |
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Материально-технические условия реализации программы
1. Компьютер в сборе (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)
2. Доступ к ресурсам сети «Интернет»
3. Веб-камера Cam Sync HD VF0770
4. Наушники Defender
5. Интерактивная приставка MimioTeach
6. Магнитная доска
7. Компьютерный стол
8. Стул компьютерный
9. Рециркулятор воздуха «РЛБ - 30»
10. Учебный макет дрона
11. Учебный набор квадрокоптера
12. Ручной инструмент
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010. Режимдоступа:http://www.reaa.ru/yabbfilesB/Attachments/Osnovy_ajero-dtnamiki_Riga.pdf
2. Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Элек- трон.журн. 2013. №4. Режим доступа:http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html.
3. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером Инженерный вест- ник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2014 №8 Режим досту- па:http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html.
4. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траекории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости
5. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон.журн. 2012. №3. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/367724.html.
6. Мартынов А.К. Экспериментальная аэродинамика. М.: Государственное изда- тельство оборонной промышленности,1950.479с.13.МирошникИ.В.Теория автома- тического управления. Линейные системы. СПб: Питер, 2005. 337.
Дополнительные источники:
1.Перельман Я.И., “Занимательная физика” в 2-х томах, М., Наука, 2017 г. 84 с.
2.БЭС “Физика”, М., Большая российская энциклопедия, 2020 г. 149 с.
3.Энциклопедический словарь юного техника , М., Педагогика, 2019 г. 79 с.
Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=nPsJjFtX-a8&t=20s – Видео по сборке квадрокотпера Клевер – 4;
Официальный сайт Клевер – 4 https://ru.coex.tech/clover;
Электронный учебник Клевер - 4 https://clover.coex.tech/clover_ru.pdf .
Сборка квадрокотера Клевер 4 - https://drive.google.com/file/d/1dwRYQglhMFNDzsBIXVW_wwXjXc5xIRLr/view?usp=sharing.
4.3. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Данная программа может реализоваться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, которые подразумевают использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью или частично самостоятельно(удаленно) с использованием электронной информационно-образовательной среды (системы дистанционного обучения). Все коммуникации с педагогическими работником осуществляются посредством указанной среды (системы), а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи информации и взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
4.5. Кадровое условия реализации программы
№ |
Ф.И.О. преподавателя |
Должность, наименование организации |
1. |
|
|
2. |
|
|
5. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения данной программы осуществляется на основе зачета с оценкой (дифференцированный зачет) и выпускной квалификационной работы (таблица 5.1)
Таблица 5.1- Перечень применяемых форм и методов контроля для оценки результатов обучения слушателей
Наименование формы контроля |
Краткая характеристика формы контроля |
Представление контрольных заданий в фонде оценочных средств |
Дифф.зачет |
Форма периодической отчетности слушателя, определяемая учебным планом подготовки. Способ оценки уровня, прочности и систематичности, полученных теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам зачета, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Может включать как устные, так и письменные испытания, выполнение практических заданий. |
Комплект билетов или база тестовых вопросов. |
5.2 Промежуточная и итоговая аттестация
Перечень форм аттестации по дисциплинам приведен в таблице 5.2
Таблица 5.2-Перечень форм аттестации по дисциплинам
Дисциплина |
Форма аттестации |
Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов |
зачет |
Основы автоматики и автоматического управления |
зачет |
Основы метрологии. |
зачет |
Основы построения и использования беспилотных летательных аппаратов.
|
зачет |
Взаимодействие со службами безопасности воздушного движения |
зачет |
Элементы общей теории управления БПЛА
|
зачет |
Основы аэросъемки. Обработка видео и аудиоинформации |
зачет |
Подготовка к полетам беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее |
Дифференцированный зачет |
Управление (контроль) полетом одним или несколькими беспилотными воздушными судами с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее |
Дифференцирован ный зачет |
Практическое обучение. Предполетная наземная подготовка к полетам на БВС. |
Дифференцирован ный зачет |
Квалификационный экзамен |
Квалификационный экзамен |
Критерии оценивания промежуточной аттестации приведены в таблице 5.3.
Таблица 5.3. – Критерии оценивания промежуточной аттестации.
Оценочное средство сформированности компетенций |
Компетенция не сформирована, соответствует академической оценке «неудовлетворительно» |
Уровень 1 (пороговый), соответствует академической оценке «неудовлетворительно» |
Уровень 2 (средний), соответствует академической оценке «хорошо» |
Уровень 3 (высокий) Соответствует академической оценке «отлично»
|
Перечень понятий требуемых к освоению |
- |
- |
- |
100% знание основных понятий изучаемой дисциплины |
Тексты практических занятий. |
Минимальный ответ, отсутствует анализ проведенного занятия. |
Анализ проведенного занятия содержит ошибочные суждения, рекомендации так же содержит ошибочные суждения. |
Анализ проведенного занятия верный, рекомендации соответствуют необходимым выводам. |
Анализ проведенного занятия верный, рекомендации соответствуют необходимым выводам. |
Требования к содержанию практических работ и качеству их выполнения. |
Минимальное соответствие требованиям |
Содержание соответствует требованиям, имеются незначительные ошибки. Оформление не в полной мере соответствует требованиям. |
Содержание соответствует требованиям, имеются незначительные ошибки. Оформление в полной мере соответствует требованиям |
Содержание соответствует требованиям, ошибки отсутствуют. Оформление в полной мере соответствует требованиям |
Требование к зачету |
Отсутствуют знания учебного материала по соответствующей дисциплине. |
Имеется знание учебного материала, успешно выполнены предусмотренны в программе практические и лабораторные задания, Допущены погрешности в ответе на экзамене, но слушатель обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. |
Имеется полное знание учебного материала, успешно выполнены предусмотренные в программе практические и лабораторные задания, усвоивший необходимую литературу, рекомендованную в программе. |
Имеется систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять практические и лабораторные задания, предусмотренные программой, усвоивший необходимую литературу, рекомендованную программой. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.